Статья на тему "Групповая работа как средство формирования УУД в начальных классах"
статья (2 класс)

Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще. Поэтому я уже 1 год работаю над проблемой самообразования: групповые формы работы –способ формирования УУД младших школьников в сфере ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

Групповая работа как средство формирования УУД в начальных классах.

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Учебно-образовательные учреждения на сегодняшний день переходят на ФГОС. Меняются цели и задачи, которые ставит перед нами общество.  

Задачей современной   школы (в том числе нашей школе) сегодня является воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

     Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще. Поэтому я уже 1 год работаю над проблемой самообразования: групповые формы работы –способ формирования УУД младших школьников в сфере ФГОС

      Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

      Считаю, что моя тема очень актуальна. Во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная компетентность  относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как "способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий".  С этим термином тесно взаимосвязаны "информационная грамотность" и "информационная культура", коммуникативная (общение людей, передача информации друг другу) ,  проблемная ( ставить перед собой вопросы, уметь находить решения), рефлексивная ( позволяет критически оценивать свою работу, работу товарищей).

     Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки.

Задачи групповой работы на уроке  

  1. Активная познавательная деятельность
  2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности
  3. Развитие умений успешного обучения
  4. Совершенствование межличностных отношений в классе  

Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

Таким образом, группы выполняют коммуникативную (направленную на создание и сплочение коллектива) и личностно – ориентированную (направленную на самоорганизацию) функции.

       Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах. Её успешно используют учителя уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Чаще всего это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям. Начинать групповую подготовку целесообразно с первого класса.

Сначала эти упражнения могут быть такого вида:

  • Договоритесь и раскрасьте варежки для Машеньки. Они должны быть одинаковы.
  • Создайте узор из красок зелёного и красного цвета, раскрасьте. Варежки должны быть одинаковы.
  • Договоритесь и раскрасьте части пирамиды. Наклейте на шаблон.
  • Раскрась левую картинку в своей тетради, а твой товарищ пусть раскрасит правую.

Можно использовать деление на группы, решая метапредметные задачи на уроке.

Позднее это могут быть взаимопроверки.

     При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

     Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные учащиеся. Так, например, если тема урока уже хорошо усвоена сильными учениками, только начинает осознаваться средними и пока непонятна слабым, учителю целесообразно дать задание парам, сформированным по принципу “сильный – средний”, а со слабыми работать самому. В другом случае сильные могут обучать слабых, а средние – работать индивидуально. Вариантов здесь может быть множество.

При изучении на уроках окружающего мира, чтения объёмных, насыщенных фактическим материалом текстов, можно использовать приём “Чтение. Суммирование в парах”. Суть приёма заключается в следующем:

1. Текст разбивается на смысловые отрывки: 1, 2, 3, 4 и т.д. Учитель объясняет, что в конце урока учащиеся должны знать содержание всего текста: каждая пара работает над одним из отрывков, затем представляет его всему классу, выслушивает отчёты о работе всех других пар.

2. Далее каждая пара получает отрывок из текста, который разбит на две части. Учащиеся в паре читают весь отрывок. Первый участник пересказывает 1 часть (его роль – докладчик), второй участник (оппонент) задаёт вопросы, подготовленные к этой части. Затем участники, меняясь ролями, работают над 2 частью.

3. На следующем этапе пара суммирует полученную информацию и готовит презентацию своего отрывка. Это может быть пересказ, развёрнутый план, опорный конспект, таблица. Пара, которая работала с таким же отрывком, предлагает свою версию презентации.

4. Результаты работы озвучиваются последовательно, таким образом, идёт работа над всем текстом. 

Очень интересна работа в парах на уроке русского языка, математики, рисования.

Работа в динамических парах применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий. Полезна она для формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия.

Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала работают дети, сидящие за одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям, сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения.

После отработки навыков работы в парах можно перейти к работе в группах.

Перед началом образования групп, педагог должен подчинить процесс группообразования как минимум двум установкам.

  1. У учащихся должна быть ориентация на мыслительную работу.
  2. При любых вариантах образования группы позиция организатора должна быть внешней по отношению к группе.
  3. Цели групповой работы открыто объявляются и объясняются учителем.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:

  • По желанию
  • Случайным образом
  • По определенному признаку
  • По выбору «лидера».
  • По выбору педагога.

       Кроме работы в парах существуют и другие различные виды групповой работы.  Это «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком», «Смотр знаний», «Пазлы», прием «Зигзаг» и другие. Дадим краткую характеристику некоторым из них.

Мозговой штурм.

  • Используется для генерации идей.
  • Соблюдается жесткий регламент.
  • Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).
  • После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.

Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг».

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.

Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил.

В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.

Примерные правила совместной работы: 

2) работать по алгоритму (плану)

3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца

4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы

5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному: 

  • Он может контролировать.
  • Организовывать.
  • Оценивать работу учеников.
  • Участвовать в работе группы.
  • Предлагать участникам разные варианты решений.
  • Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
  • Оппонирование
  • Рефлексия

Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

  • Задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
  • Задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
  • Задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. 

  • Повышается учебная и познавательная мотивация.
  • Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
  • В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  • Улучшается психологический климат в классе.

Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы. 

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  • Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
  • При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:

  • Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
  • Следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
  • Групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
  • Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
  • Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Оригинальное построение, новизна приёмов – очень важные факторы, способствующие повышению качества обучения, но право выбора всегда остаётся за учителем.

Функции учителя Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Функции учителя сводятся к следующему:

• объяснение цели предстоящей работы;

• комплектование групп;

• комментарий к заданиям для групп;

• контроль за ходом групповой работы;

• попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;

• после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:

- полное внимание к однокласснику; - серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

- терпимость, дружелюбие:

никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».



Групповая форма работы - как способ организации обучения

Первым шагом к групповой работе является самоопределение учащихся. Участник группы должен обрести позицию по отношению к своей работе в группе. Этот процесс должен сориентировать учащихся на достижение определенных результатов. Он должен определить свое место в группе, свои взаимоотношения с другими участниками группы.

По мере втягивания учащихся в процесс самоопределения начинают разворачиваться процессы исследования ситуации и исследования условий задачи, поставленной перед группой.

Процесс мышления пронизывает групповое взаимодействие. Группа не обменивается мнениями, не ищет компромисса, не выбирает готовое решение – группа размышляет.

Понимание высказанных в группе идей всеми участниками групповой работы, преодоление тупиковых ситуаций, выделение способа работы – все это обеспечивается процессами рефлексии.

Рефлексия позволяет понять, что и как думают участники группы, критически оценить свои представления и свой способ работы.

Она сопровождает рабочие процессы в группе и одновременно является специфической формой или даже обязательным этапом групповой работы.

Образование группы начинается на этапе первичного самоопределения учащегося к поставленной задаче и к предложенной учителем форме работы. Это самоопределение подготавливает педагог, ставя перед учащимися определенные учебные цели и предлагая такие задачи, решить которые за ограниченное время по силам только группе.

В процессе создания групп учащиеся начинают самоопределяться к будущей работе. Группы могут различаться:

- по типу работы, т.е. одна группа проектирует, другая исследует, третья решает проблему;

- по теме работы;

- по уровню сложности задания.

Обычно вводится норма количества участников на одну группу: 5-8 человек, не более.

Если группа создается по свободному выбору, то организатора лучше назначить.

Основными средствами работы организатора являются:

  1. Определение направления движения работы группы;
  2. Контроль за процедурой работы;
  3. Оппонирование;
  4. Рефлексия.

  Основные выводы.

  • Групповая работа на уроке, проводимая на основе диагностики, позволяет:
  • Педагогу индивидуально подходить к процессу закрепления знаний.
  • Увеличить речевую активность учащихся на уроке.
  • Сделать знания ученика более осознанными.
  • Обогатить социальный опыт детей при взаимодействии внутри группы.

Необходимо помнить учителю начальных классов:

  • Сочетать фронтальную работу с работой в паре и группе.
  • .Индивидуальный подход в обучении на каждом уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа как средство формирования универсально-учебных действий учащихся начальной школы

ull;Тема над которой я работаю в течении многих лет «Проектно-исследовательская работа как средство  формирования универсально-учебных действий учащихся начальной школы».Парадоксом ...

Педагогический опыт «Интерактивные методы обучения как средство формирования УУД в начальных классах»

Педагогический опыт «Интерактивные методы обучения как средство    формирования УУД в начальных классах»...

"Лепбук- как средство формирования УУД учащихся начальных классов"

Учитель должен не только дать учащимся определенную систему знаний , но и развивать у них интерес к учению , научиться учиться, прививать ему навыки практических действий....

Групповая работа как средство формирования УУД в начальной школе

Групповая работа как средство формирования УУД в начальной школе...

Групповая работа как средство формирования УУД в начальной школе.

Задачей современной школы сегодня является воспитание ученика, умеющего адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Для этого детям нужно уметь контактировать с другими, для передачи необходимой инф...

Самообразование. Тема:"Групповая работа как средство формирования УУД в начальных классах".

Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще. Поэт...

Приёмы работы с текстом на уроках как средство формирования УУД обучающихся начальной школы.

Выступление на тему: Приёмы работы с текстом на уроках как средство формирования УУД обучающихся начальной школы.Цель:  знакомство с приёмами работы с текстом как средство формирования УУД обучаю...