Педагогический опыт «Интерактивные методы обучения как средство формирования УУД в начальных классах»
статья
Педагогический опыт «Интерактивные методы обучения как средство
формирования УУД в начальных классах»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogichemkiy_opyt.docx | 42.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический опыт по теме
«Интерактивные методы обучения как средство
формирования УУД в начальных классах»
«Сегодня идти в ногу со временем -это значит отставать.
Его надо опережать.
Увидьте себя в будущем.
А если увидели – постройте его».
В.Н. Просвиркин
1.Актуальность и перспективность опыта.
Педагогическая проблема, над которой я работаю «Интерактивные методы обучения как средство формирования УУД в начальных классах»
Наше время требует от школы формирования личности активной, организованной и ответственной, стремящейся к постоянному самообразованию и совершенствованию, с творческим подходом к любому делу, способной быстро переучиваться. Главную роль в приобретении этих качеств играет обучение учащихся умениям планировать свою деятельность, свободно ориентироваться в потоке информации, работать индивидуально в коллективе.
Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка, обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Актуальность данной проблемы обусловлена особенностью содержания современного начального образования – достижение не только предметных, но и метапредметных результатов через использование современных инновационных методов и технологий. научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.
На практике применение в учебно-воспитательном процессе интерактивных методов и приемов, которые заинтересовывают, вовлекают в урок всех учащихся, способствуют активизации познавательной активности, эффективному усвоению новых знаний и способов их получения.
2.Концептуальность опыта
Главная задача моей деятельности состоит в создании условий для
1
того, чтобы ребенок выступал не как слепой исполнитель воли учителя, а был человеком, активно и осознанно действующим, был «субъектом учебной деятельности».
Возникает противоречие между необходимостью решать новые задачи в области развития и обучения школьника и отсутствием эффективных способов достижения этого.
Данное противоречие побудило меня к поиску наиболее оптимальных и эффективных в плане развития УУД способов и методов обучения. Примером последних выступают интерактивные методы, использование которых позволяет достичь не только предметных результатов, но и метапредметных и личностных в соответствии с ФГОС.
Основной педагогической идеей моей работы является применение в учебно-воспитательном процессе интерактивных методов и приемов, которые заинтересовывают, вовлекают в урок всех учащихся, способствуют активизации познавательной активности, эффективному усвоению новых знаний и способов их получений.
3. Наличие теоритической базы опыта.
В России использование интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. XX в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-е гг.) - Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других. Интересен и опыт американских коллег, поскольку в последние десятилетия XX в. там проводились многочисленные эксперименты и научные исследования в области интерактивных методов, разработаны детальные руководства для учителей. Все эти методы и наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в массовой школе.
Более 100 лет назад Л.Н.Толстой развивал новые для России представления о школе. Они основывались на признании за детьми права на активность, творчество, самостоятельность и выработку нравственных убеждений. Идеи, вытекающие из опыта Л.Н.Толстого сегодня актуальны как никогда.
Получается, что все эти педагоги сходятся во мнении, что именно деятельность формирует знания, которые человек будет применять в своей жизни. Это не заученная или зазубренная научная информация 2
(так называемые обезличенные знания), а знания, которые ученик «пропустил» через собственный, субъективный опыт.
Вышесказанное обусловливает необходимость изменения стратегии обучения в начальной школе за счет «использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа» (ФГОС, п. 22), основанных на диалоге, кооперации и сотрудничестве младших школьников с учителем и одноклассниками. В полной мере указанными характеристиками обладают интерактивные технологии, педагогический потенциал которых может быть использован для развития универсальных учебных действий у младших школьников.
Поэтому главной задачей моей деятельности стало создание условий для того, чтобы ребёнок был человеком, активно и осознанно действующим.
Что же такое интерактивные методы обучения?
Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка. «Inter» - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивное обучение - диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Его можно представить схемой:
Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.
Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания. 2
Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.
Классификационные параметры интерактивного обучения таковы: 3
- По уровню применения – общепедагогическое;
- По философским основам – диалектическое;
- По концепции усвоения – ассоциативно-рефлекторное;
- По ориентации на личностные структуры – информационные + операционные;
- По характеру содержания - общеобразовательное;
- По типу управления – «репетитор» + система малых групп;
- По организационным формам – альтернативное классно-урочному;
- По подходу к ребенку – сотрудничество;
- По преобладающему методу – диалоговое, пояснительно-иллюстративное;
- По направлению модернизации – альтернативное;
- По категории обучающих – массовое.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Под технологией интерактивного обучения (ТИО) я понимаю систему способов организации взаимодействия педагога и обучающихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания обучающимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.
Использование технологии интерактивного обучения, требует от обучающегося «вхождения в неизвестность»: в его жизненном опыте не 4
представлены ни новые правила деятельности, ни алгоритмы действий, не определен его новый статус в изменившейся ситуации (особенно это касается учащихся начальных классов).
Для того чтобы процесс адаптации к новым методам работы начался и прошел успешно, обучающемуся необходимо выйти за прежние рамки «зоны комфорта», расширить ее границы, почувствовать себя в безопасности в новой ситуации. Преодоление страхов, неуверенности перед новой ситуацией, понимание и принятие обучающимся новых требований будет в свою очередь влиять на эффективность его учебной деятельности. 3
Деятельность любой группы обучающихся при данном виде обучения состоит из двух аспектов.
Деловой аспект содержит:
● работу обучающихся над содержанием учебного материала;
● выполнение ими различных учебных заданий;
● получение и запоминание информации.
Социально-психологический аспект, который включает в себя:
● желания и страхи обучающихся;
● чувства и переживания обучающихся;
● симпатии и антипатии;
● атмосферу доверия или недоверия;
● ощущение безопасности.
Достижения баланса между деловым и социально-психологическим аспектом учебной деятельности необходимо создание атмосферы комфорта и безопасности. Благоприятная психологическая атмосфера, способствует постепенному принятию обучающимися новой для них ситуации, созданной методами интерактивного обучения.
В своей работе я использую следующие интерактивные подходы:
- творческие задания;
- работа в малых группах;
- обучающие игры (ролевые, имитационные, образовательные);
- разработка минипроекта, проекта (метод проектов);
- использование ресурсов, социальные проекты и внеаудиторные методы обучения (просмотр и обсуждение видеофильмов, виртуальные экскурсии);
- обсуждение и разрешение проблем («мозговой штурм» «дерево решений», «ковёр идей»).
Структура урока при использовании интерактивной технологии обучения состоит из 8 этапов:
1. Мотивация. При организации этого этапа необходимо менять способы мотивации от одного занятия к другому.
2. Целеполагание. Сообщение целей обучащимся позволяет дальнейшую деятельность сделать целенаправленной. Необходимо учить обучащихся формулировать цели урока. 5
3. Предоставление новой информации. Этот этап позволяет отобрать то, что обучающиеся знают, а что им незнакомо и непонятно.
4. Интерактивные упражнения. Я практикую работу в малых группах с разным уровнем информативности, что позволяет обучающимся дополнять и обогащать знания друг друга. Каждая группа должна выступать кратко и наиболее информативно.
5. Новый продукт. Учитывая усвоенный обучающимися объём информации, им даётся возможность сделать свои выводы и выразить свою точку зрения.
6. Рефлексия. На этом этапе провожу подведение итогов проделанной деятельности обучающихся. Этот этап позволяет обучающимся выделить новые усвоенные знания, и определить в каких случаях они могут быть применены.
7. Оценивание. Выставление оценки, которая должна стимулировать обучающихся для дальнейшей работы.
8. Домашнее задание. Задаю задания, предполагающие творческое переосмысление изученного материала.
4.Технология педагогического опыта.
Изучив и проанализировав литературу, я решила использовать интерактивные методы для обучения младших школьников уже с первого класса. Это помогает мне сделать процесс обучения более осмысленным, логически завершенным, эмоционально положительно окрашенным и, как следствие, более эффективным.
Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.
Интерактивные методы обучения (от англ. «интерактив»- взаимодействие)- это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя; образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач. 6
Эти методы наиболее соответствуют личностно- ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще всего выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы обучающихся.
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
- активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;
- повышение познавательной мотивации;
- обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);
- развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка;
- воспитание лидерских качеств;
- умение работать с командой и в команде;
- принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Интерактивные методы обучения можно применять на разных этапах урока.
Средства формирования УУД
Метод дискуссии или конструктивного диалога
Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта. Для реализации данной потребности я применяю метод дискуссии или конструктивного диалога, что предполагает равноправие партнеров, участвующих в нем. Постепенно диалог приобретает форму развернутого общения 7
между субъектами 7коллективной учебной деятельности. Наиболее ценным в применении этого метода является то, что учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и веду их к выводам. Главное в работе – умение общаться, вести дискуссию, дать простор детской мысли, выслушивая каждого, умело и незаметно направлять ответы в нужное русло. Таким образом, данный метод способствует развитию коммуникативных и познавательных умений.
«Кластер»
Уже с первого года обучения я использую метод «Кластер». Название метода происходит от английского слова cluster – гроздь, пучок, кисть, которое применяется для обозначения связанных между собой элементов, каждый из которых является одновременно и частью целого, и отдельным предметом. Процесс поиска критериев объединения и графического построения кластера получил название кластеринг. В основе этой техники лежат принципы «мозгового штурма».
Построение кластера позволяет не только графически представлять сумму имеющихся у учащихся знаний о каком – либо сложном понятии или явлении, но и развивать аналитическое мышление. Стремясь систематизировать знания в графической форме, обучающиеся учатся выявлять связи между различными понятиями, открывают новые ассоциации.
Использование кластеров на различных этапах урока позволяет мне добиваться стройности и логической системности подачи и усвоения материала и формирует познавательные умения.
«Концептуальная таблица»
Данный метод использую для развития способности к мыслительным операциям анализа и синтеза при систематизации новой информации в тех случаях, когда сопоставимы три и более понятий или явлений.
8
«Четыре угла»
Помогает мне решать задачи создания благоприятной атмосферы, организации
коммуникативного взаимодействия, актуализации знаний о нравственных поступках, отношения к ним, а также развития положительной нравственной мотивации и обобщения опыта.
Этот метод я использую на уроках русского языка при изучении тем «Гласные и согласные звуки и буквы», «Парные звонкие и глухие согласные», «Части речи».
«Сборщики»
Для формирования познавательных умений использую метод «Сборщики». Группе или паре обучающихся предлагается из отдельных слов собрать текст или правило.
«С мира по нитке»
Для обобщения, закрепления, повторения изученного материала применяю метод «С мира по нитке». Обучающимся предлагается написать по два-три предложения по теме урока, затем, объединившись в группы, ребята составляют рассказ, используя написанные предложения. Получившиеся рассказы представляют классу, выбирают наиболее полные и логически завершенные.
«Карусель»
Главная задача метода «Карусель» - создать условия для интенсивного общения обучающихся с большим количеством партнеров. Применяю на уроках для обсуждения какой – либо острой проблемы с диаметрально противоположных позиций; для интенсивной проверки объема и глубины имеющихся знаний (например, понятий, идей); для развития идей аргументировать собственную позицию; для преодоления барьеров общения. Я использую этот метод для отработки правил написания слов, вычислительных навыков, для обсуждения проблемных ситуаций. 9
Он позволяет каждому ученику принять участие в учебном процессе, попеременно находясь то в роли ученика, то в роли учителя.
«Инсерт»
«Инсерт» (интерактивная система пометок для повышения эффективности чтения и мышления) – это метод, повышающий активность читателя, поскольку у него в процессе чтения постоянно возникают вопросы, и он тщательно анализирует прочитанное. Использую на уроках литературного чтения и окружающего мира при работе с текстом.
С целью активизации деятельности к самосовершенствованию, потребности к самопознанию и саморазвитию (личностные компетенции) использую методы «Взаимные презентации», «Интервью». 7
Дети разбиваются на пары: каждый берет себе одну часть картинки (открытки) и находит свою вторую половинку. Затем необходимо в течение 5 мин обменяться информацией по предложенной теме.
Очень важно давать на обмен информацией между собеседниками не более 5 мин – это побуждает участников к диалогу, к проявлению умения слушать и слышать.
Далее я поочередно предлагаю парам оперативно представить полученную информацию, причем, каждый участник передает мысли собеседника.
В завершение работы проводится рефлексия состоявшегося взаимодействия.
«Мудрые совы»
Главными задачами метода «Мудрые совы» являются развитие у обучающихся потребности в нравственном самосовершенствовании, формирование положительной мотивации к познанию, обращение внимания ребят на качества характера, которые ведут к совершенствованию личности (личностные умения). 10
Развитию связной речи, созданию целостной картины способствует метод «Пазл», который помогает мне организовать работу в группе, совершенствовать навык чтения. В первом классе я использовала этот метод для построения логических цепочек на уроках окружающего мира, математики. В последующих классах на уроках литературного чтения я даю для работы в группе фрагменты текста на определенную тему. Из этих фрагментов каждая группа составляет текст. После того как все группы прочитают свои тексты вслух, прошу повторить тексты соседних групп. Это позволяет не только развивать коммуникативные навыки работы в группе, но и стимулирует внимание, умение слушать и воспроизводить услышанное, повышает ответственность обучающихся. Этот метод можно использовать при обучении подробному и краткому пересказу.
«Рефлексивная дискуссия»
Этот метод используется мною преимущественно на этапе обратной связи. Метод создает условия для понимания того, как мы мыслим, как принимаем решения и почему поступаем так или иначе. Он основывается на разработках Пиаже, Выготского и многих их последователей – сторонников гуманистической педагогики, на том, что подлинное обучение невозможно без понимания процесса того, как мы учимся. Метод также позволяет мне собрать информацию об успехах и трудностях моих ребят в процессе обучения и на ее основе внести необходимые коррективы.
Приложения (Открытые уроки).
5. Результативность
Интерактивные методы обучения обеспечивают 80-90% эффективности освоения учебного материала.
Анализируя результаты работы в выбранном направлении, хочется выделить следующие положительные моменты своей деятельности:
- повышение мотивации обучающихся к учебной деятельности;
- развитие познавательных универсальных учебных действий;
- обеспечение индивидуальных маршрутов развития;
- повышение результативности обучения; 11
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
- включение детей в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности обучающегося.
Необходимо использовать интерактивные формы и методы обучения на уроках в начальной школе, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, познавательную, социальную, интеллектуальную компетенции.
Использование интерактивных методов позволяет повышать уровень учебных достижений учащихся на протяжении трех лет обучения в начальной школе, а также – это залог успеха при формировании УУД. Подтверждением этого служит диагностика обучающихся моего класса по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий. Результаты показывают, что в процессе формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных умений происходит рост. Путем наблюдения выяснилось, что уровень сформированности личностных умений достаточно высок.
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | |
Высокий | 10 | 9 | 12 |
Средний | 5 | 6 | 4 |
Низкий | 3 | 2 | 2 |
Таким образом, интерактивные методы относятся к числу инновационных и способствуют лучшему усвоению и прочности знаний, а также развитию УУД: творчеству и фантазии, коммуникабельности, активной жизненной позиции, командному духу, свободе самовыражения.
12
6. Адресность опыта
Применение интерактивных форм обучения позволяет не только развивать познавательные универсальные действия обучающихся, помогает учителю в организации урока:
1. Повышается плотность урока.
2. Появляются широкие возможности для осуществления индивидуального подхода к детям.
3. Растет уровень обученности, воспитанности класса.
4. Изменяется роль учителя: он - наставник,он - партнер,он - наблюдатель,который, находится то внутри учебной игры, то вне её.
Работа адресована учителям начальной школы.
7. Заключение
Применение интерактивных форм обучения приведёт к реализации поставленной цели, развитию познавательных универсальных учебных действий, развитию и саморазвитию обучающихся начальной школы путём активизации мыслительной деятельности и диалогического взаимодействия с преподавателем и другими участниками образовательного процесса, а также будет способствовать успешному обучению обучающихся в основной школе.
Библиографический список
- Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.
- Воронцов А.Б. «Проектные задачи в начальной школе» Москва, Просвещение, 2010
- Интерактивные формы организации учебного процесса в начальной школе. – Владимир; ВОИУУ, 2004г. Составитель: Козина Е. В.
- Кларин М. Интерактивное обучение. – Педагогика. 2000, № 7.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пос. для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
- Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практич. пос. / Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2008. – 80 с.
- Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.
- Романовская М. Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2007 г., №6.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
- Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.
- Шкуричева Н. А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период // Начальная школа, 2006 г., №8.
- Шлаков С.А. Игры учащихся. –М., 2004.
- Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2007 г., №2.
- Шликене Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. 2007
Интернет- ресурсы
- "Профессиональные секреты интерактивного обучения": http://www.moi-universitet.ru/etobook/
- Интерактивные методы обучения. Режим доступа: http://www.golubka.org/materials/tot_ho_11.pdf
- Современные интерактивные методы обучения в общеобразовательной школе. Режим доступа: http://ciot.msu.ru/files/seminar-inter-edu.pdf
- Интерактивные технологии в обучении детей младшего школьного возраста. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/interaktivnye-tekhnologii-v-obuchenii-detei-mladshego-shkolnogo-vozra
- Интерактивные методы обучения. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/interaktivnye-metody-obucheniya
- Интерактивные методы обучения как способ формирования ключевых компетенций учащихся (на примере метода проектов). 13
Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/interaktivnye-metody-obucheniya-kak-sposob-formirovaniya-klyuchevykh-kompet
- Презентация "Интерактивные методы обучения". Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/prezentatsiya-interaktivnye-metody-obucheniya
- Инновационные методы обучения. Режим доступа: http://uu.vlsu.ru/files/Innovachionnie_MO
- Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС-ПК. - [Электронный ресурс] http://www.gouzeev.ru/togis-pk.pdf
14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов
Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...
Интерактивные методы обучения как средство формирования УУД
Выступление на педсовете...
"Использование интерактивных методов обучения как средство формирования познавательной активности детей младшего школьного возраста"
Выступление на педагогическом совете....
Активные и интерактивные методы обучения как средство формирования УУД
Использование активных и интерактивных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтере...
«Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов на уроках и внеурочное время»
Данный материал представлен на МО начальной школы как фрагмент методичекой темы учителя. Это некоторые методы, которые учитель начальных классов может применять на уроках для эффективной работы с учащ...
Мастер-класс на тему «Интерактивные методы обучения как средство формирования УУД»
На своем мастер-классе хочу представить вашему вниманию полюбившиеся моим ученикам интерактивные методы обучения как средство формирования УУД.Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный п...
Статья: Интерактивные методы обучения как средство формирования умений учебного сотрудничества младших школьников на уроках русского языка
В данной статье представлены интерактивные методы, которые можно применять на уроках русского языка для создания ситуаций учебного сотрудничества между детьми. В статье описаны названия методов, какие...