Формирование функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ
статья
Формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями функциональной грамотности («жизненные навыки») предполагает организацию учебной деятельности детей, направленную на активное познание окружающей действительности, формирование практических навыков взаимодействия с окружающим предметным и социальным миром, формирование навыков коммуникации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_sbornik_formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti_u_ovz_2.docx | 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Швецова Анна Евгеньевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «Железнодорожная СОШ №2»
Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Исследуя проблему формирования функциональной грамотности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), мы основываемся на позиции российских дефектологов, выделяющих в содержании и результатах образования школьников с ограниченными возможностями два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции». «Академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ограниченными возможностями как накопление теоретических знаний для их активного использования в настоящем и будущем. Компонент «жизненной компетенции» трактуется как овладение знаниями, умениями и навыками, уже необходимыми ребенку в повседневной жизни. Одной из ключевых компетенций в формировании личности является общекультурная компетенция. Школа должна готовить обучающихся к переменам, развивая у них такие качества как мобильность, динамизм, учитывая индивидуальные возможности детей с особыми образовательными потребностями и обеспечивая социальную адаптацию в обществе. Из этого следует, что учащиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретёнными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными. Учитывая особенности интеллектуальной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование данной компетенции является наиболее важной составляющей в процессе работы учителя. Учителю важно знать не только предмет, который он преподаёт, но и владеть знаниями особенностей психики, которые свойственны всем детям с ограниченными возможностями здоровья. Для этих детей характерны стойкие нарушения и недоразвитие всех психических процессов, что отчётливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности (особенно в плане словесно- логического мышления) и личностной сфере. Знание особенностей учащихся необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обуславливающих успехи и трудности в обучении, для поиска оптимальных способов и приёмов педагогического воздействия, т.е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам корригировать свойственные им недостатки. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями функциональной грамотности («жизненные навыки») предполагает организацию учебной деятельности детей, направленную на активное познание окружающей действительности, формирование практических навыков взаимодействия с окружающим предметным и социальным миром, формирование навыков коммуникации. Усиление практической направленности обучения предполагает дальнейшее совершенствование методов и форм обучения, используемых в практике обучения умственно отсталых школьников.
Современному человеку, как с нормой интеллекта, так и с интеллектуальными нарушениями, всё чаще требуется уметь писать, читать и считать не только традиционными способами, но и с помощью информационно компьютерных технологий. А умения использовать (посредством чтения. письма и счета ) различную информацию в разных видах деятельности, в бытовых, социальных и профессиональных ситуациях и являются основой функциональной грамотности. Отсюда проблема формирования функциональной грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья всё более возрастает. С целью развития функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ в процессе обучения является важным осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся. Необходимо сделать максимально наглядным весь учебный материал. Формировать представления в ходе экскурсий, наблюдений за реальными объектами, жизненными ситуациями, оценивать действия людей в этих ситуациях, моделировать подобные ситуации на занятиях. Одним из условий успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения материала. Это обследование изучаемых предметов, осуществляемое на сенсорной основе; оперирование предметами, картинками. Так же составление схем, планов; выполнение практических работ: рисование, лепка, конструирование; многократное применение новых слов, фраз. Обеспечение понимания детьми учебного материала, его осмысление – важное условие успешности обучения. Понятное содержание усваивается быстрее, точнее, прочнее. Средством повышения уровня развития ребёнка с интеллектуальной недостаточностью служат коррекция и компенсация недостатков его развития. Развитие умений выделять главное в получаемой информации, анализировать, сравнивать, обобщать, связывать новый материал с ранее усвоенным – это коррекция в познавательной деятельности. Дети, охотнее участвуют в какой – либо деятельности, если занятие проходит в занимательной форме и имеет интересное название. Деятельность детей должна быть положительно мотивирована. Отношение к деятельности во многом зависит оттого, достигает ли ребёнок успеха в этой деятельности, находится ли при её выполнении в ситуации успеха, чувствует ли себя « умелым». Поэтому формируемые у ребёнка знания и умения должны быть ему доступны. Заслужить одобрение взрослых – один из основных мотивов деятельности учеников. Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у детей веру в себя. Важно поощрять каждую маленькую
« победу» отдельного ребёнка, его усилия и старание.
Функциональная грамотность по предметам заключается в способности обучающихся использовать умение читать, писать и считать в повседневной жизни. Современный урок это урок, на котором интересно и комфортно всем детям. Он должен быть познавательным и нетрудным. Материал должен быть изложен понятно и доступно. На уроке все дети должны чувствовать себя уверенно, свободно общаться на доступном для них уровне, испытывать желание участвовать в учебном процессе. Урок предполагает взаимопонимание, наличие атмосферы радости и увлеченности. Он должен быть динамичным и вариативным. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают серьезные трудности в процессе обучения. Использование игровых технологий, оригинальных заданий и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием, также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного материала. Поэтому, перед тем, как приступить к изучению какой- либо темы, много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения. Во время подготовки к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. В работе применяю различные игры при повторении и обобщении тем. На уроках часто использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме: урок-сказка, урок-путешествие, урок-экскурсия. Сюжетно-ролевые игры воздействуют в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, поэтому во многих случаях она является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации, развитию коммуникативных возможностей учащихся, отработки необходимых умений и навыков. В ходе разыгрывания проводится совместный поиск наиболее оптимальных путей выхода из различных ситуаций, обсуждаются различные пути ее разрешения. Так, например на занятии учащиеся разыгрывали сценку знакомства, используя фразы при знакомстве: «Я очень хочу с тобой познакомиться», «Давай познакомимся» и ответные реплики: «Рад нашему знакомству», «Очень приятно было познакомиться». Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.
При использовании игр и игровых ситуаций, на уроках возможны самые разнообразные приемы и формы работы.
Применение в уроке видеоматериалов позволяют представить информацию в наглядной форме, максимально приближено к реальной ситуации, что делает ее доступной для восприятия и умственно отсталыми школьниками. В процессе их обучения чаще всего используются кинофильмы, предназначенные для начальной школы. Содержащиеся в них сведения доступны пониманию умственно отсталых школьников.
При использовании звуковых кинофильмов со сложным текстом учитель отключает звук и сопровождает демонстрацию своими комментариями. Иногда для обучения необходимо один и тот же отрывок показать несколько раз. Показ видеоматериалов в основном целесообразен в конце изучения темы для закрепления, повторения учебного материала, расширения и углубления полученных знаний.
В привитии детям с ограниченными возможностями здоровья интереса к урокам математики большую роль играют задачи занимательного характера в рифмованной форме. Для развития активности и внимания обучающихся провожу устный счёт с элементами игры. При изучении сложения и вычитания чисел стремлюсь на уроке отвести 5-10 минут на работу с заданиями на логическое мышление детей. Для этого предлагаю: примеры с окошками «Найди пропущенное число», «Вставь пропущенное число», задания с пропущенными знаками действий; сравнить числа и выражения найти и исправить ошибки в решении примеров (Незнайка решил примеры, проверьте, ошибки исправьте), тест, графический диктант, математическое лото.
Особые трудности в обучении детей с интеллектуальными нарушениями вызывает формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и чтения. Сложность заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности обучающегося применять полученные знания в самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на уроке и в общении с окружающими. Осознанное чтение детей с ОВЗ создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
На уроке чтения и письма детям предлагаю занимательные дидактические упражнения, игровые упражнения, которые могут быть использованы на уроках русского языка в запланированном учителем объеме и в разных сочетаниях: игровые упражнения на развитие мелкой моторики, развитие зрительно-моторной координации, графические диктанты, рисуем по клеточкам буквы
В урок включаю задания на развитие зрительной памяти, зрительного восприятия.
- «Узнай и назови предметы» - работа с таблицами, на которых изображены предметы, или их контуры, наложенные друг на друга.
С целью развития пространственных представлений использую упражнения «Смотри и делай», «Слушай и делай»
На развитие читательской грамотности направлена технология формирования правильной читательской деятельности.
1. Совершенствование навыка чтения.
- Составление предложения из слов, записанных на отдельных карточках,
- Поиск в ряде предложений, или в рассказе заданного слова.
-Чтение с остановками
Материалом для приёма «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Перед началом чтения текста дети определяют, о чём пойдёт речь в произведении. В основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента обучающиеся высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Этот приём способствует выработке у детей внимательного отношения к точке зрения другого человека.
2. Развитие фонематического восприятия.
- Игра « Закончи предложение»
Учитель говорит детям начало предложения, а дети дополняют его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мальчик надел куртку, чтобы » Дети говорят: «чтобы не замерзнуть, чтобы пойти гулять, .чтобы было тепло».
- «Угадай слово» - по первым (последним) названным учителем слогам нужно угадать слово.
- «Найди ошибку» - дети выслушивают фразу, в которой есть ошибка, и исправляют ее.
- «Хлопни в ладоши» - дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат нужный звук (слово) и т.д.
3. Формирование навыка фонематического анализа и синтеза (слоги).
- «Неполные слова» - пропущены 1 или 2 буквы (или окончание).
- «Отгадай слово» - из данных наборов слогов составляются слова.
Большое внимание в обучении детей с ограниченными возможностями уделяю дифференцированной работе, задание в конвертах по уровням, которое дети выбирают самостоятельно.
Использование на уроках дидактических игр и игровых упражнений облегчает детям с нарушением интеллекта процесс усвоения учебного материала, повышает познавательный интерес, способствует более глубокой коррекции, повышает эффективность урока, активизируя познавательную деятельность учащихся.
Для успешной адаптации в обществе детям с ограниченными возможностями здоровья важно развивать свои познавательные, коммуникативные, физические, социально-бытовые навыки. В настоящее время активно ведется работа по повышению функциональной грамотности учащихся.
Практика показывает, что занятия с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников, формированию функциональной грамотности детей.
Литература
1. И.Г. Елисеева, Г.Ю. Даурцева
Методические основы формирования функциональной грамотности школьников с нарушением интеллекта.-Алматы, ННПЦ КП, 2014
2. Л.М. Крыжановская Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М. Крыжановская. – М.:
Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014.
3. Е.А. Стребелева Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности обучающихся при выполнении проектов.
В статье содержатся требования к выполнению и оформлению проектов....
Формирование функциональной грамотности обучающихся начальных классов на уроках математики.
Формы и методы для формирования математической грамотности....
Основы формирования функциональной грамотности обучающихся.
Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизн...
Работа с притчей на уроках литературного чтения, как средство формирования функциональной грамотности у обучающихся начальной школы
Блок заданий, направленный на формирования функцилнальной грамотности...
« Интеграция современных подходов в практику преподавания в начальной школе как средство формирования функциональной грамотности чтения обучающихся»
Выступление на районном семинаре....
Формирование функциональной грамотности у обучающихся начальной школы. Игра "Знакомые незнакомцы"
В этой статье я делюсь опытом по формированию у детей функциональной грамотности . Я рассказываю о применяемых видах и приёмах работы, которые можно использовать не только в начальной школе, а в любом...
Формирование функциональной грамотности у обучающихся начальной школы. Игра "Знакомые незнакомцы"
В этой статье я делюсь опытом по формированию у детей функциональной грамотности . Я рассказываю о применяемых видах и приёмах работы, которые можно использовать не только в начальной школе, а в любом...