Методическая разработка урока "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Мир животных» для 1 Г класса.
план-конспект урока (1 класс)
Данная разработка направлена на овладение обучающимися невербальными (альтернативными) средствами коммуникации («чтение» изображений, звукоподражание, имитация движений).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 8
Копейского городского округа Челябинской области
(МОУ школа-интернат № 8)
Методическая разработка урока
Речь и альтернативная коммуникация
по теме: «Мир животных»
для 1 Г класса
Разработала
Булатникова Светлана Васильевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Копейск 2023 г.
Речь и альтернативная коммуникация. (1 класс для детей с ОВЗ)
Тема: «Мир животных»
Цель: Овладение невербальными (альтернативными) средствами коммуникации. («Чтение» изображений. Звукоподражание. Имитация движений. Символ (пиктограмма) – собака, кошка, корова, лошадь, коза. Дополнение недоговорённого предложения жестом, символом, картинкой.)
Коррекционно-образовательные задачи
Формирование представлений о внешнем виде домашних животных. Соотнесение изображения с пиктограммой.
Уточнение, расширение, активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные» (собака, кошка, корова, лошадь, коза; мычит, мяукает, лает).
Коррекционно-развивающие задачи
Развитие речевого дыхания, зрительного внимания, артикуляционной моторики.
Развитие ассоциативного и образного мышления ребенка: учить соединять слова и символы, объединяя их по замыслу.
Развитие мелкой моторики и графических навыков.
Коррекционно-воспитательные задачи
Формирование доброжелательности, интереса к живой природе, навыков сотрудничества.Коррекция эмоционального настроя.
Оборудование. Альбомный лист, контейнер с карандашами, фигурки и плоскостные изображения домашних животных, предметные картинки, презентация, символы - пиктограммы.
Предварительная работа. Чтение стихов и рассказов о домашних животных Е. Трутневой, И. Токмаковой, А. Толстого, разучивание пальчиковой гимнастики.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок, начинаем мы урок!
А для того, чтобы наш урок прошел хорошо и мы все успели сделать, давайте повторим основные правила поведения ученика на уроке:
1. Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно!
2. Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.
3. На вопрос желаешь отвечать –
Из-за парты нужно встать.
4. На уроке не играй!
И ребятам не мешай!
Время зря ты не теряй,
Больше знаний добывай.
5. Когда к нам взрослый входит в класс,
Вставайте дружно каждый раз.
Логопедическая разминка для артикуляционного аппарата: дуем на ватные комочки («снежинка»).
А потом все стихло и засияло солнце. Какое у тебя настроение стало?
Выберите нужный смайлик. Покажите, где грустный, а где веселый?
II. Основная часть
1. Сообщение темы
На слайде изображения домашних животных.
Посмотри на слайд, как ты думаешь, о ком мы будем говорить? Выбери и покажи на картинке, о ком сегодня мы будем говорить? Сегодня мы поговорим о домашних животных, которые живут рядом с человеком.
2. Знакомство с новым материалом
Посмотри, как много у нас разных животных, которые живут рядом с человеком, и человек заботится о них. Посмотри каждого - как они выглядят, вспомни, какие звуки они издают. Кого-то ты знаешь, а кого-то, может быть, увидишь первый раз.
Давай проверим, хорошо ли ты их запомнил. Выбери и покажи животное, которое называют… (Ребенок показывает выбранную картинку и получает одобрение).
3. Соотнесение пиктограммы с изображением на картинке
А теперь посмотри на изображение и соотнеси его реальным с предметом (найди корову, кошку, собаку…). Покажи где такая пиктограмма.
Как мычит корова?
Как мяукает кошка?
Как лает собака?
4. Закрепление нового материала. Узнавание пиктограмм
- Покажи, что я назову (ребенок соотносит название с пиктограммой).
- Найди одинаковые картинки (из 4 пиктограмм - 2 одинаковые).
- Найди такую же картинку (по данной пиктограмме ищет такую же).
- Покажи, о чем я говорю (выбрать пиктограмму с соответствующим изображением).
- Соедини нужные изображения (соединение животного и действия собака – лает, кошка мяукает…)
- Покажи, о ком я говорю (выбор нужной пиктограммы).
Корова дает молоко.
Собака сторожит дом.
Кошка ловит мышей.
- Покажи, кто дает молоко (выбор нужной пиктограммы).
- Покажи, кто дом сторожит (выбор нужной пиктограммы).
- Покажи, кто ловит мышей (выбор нужной пиктограммы).
Физминутка Клип «Дружба»
5. Актуализация полученных знаний
Дидактическая игра «Один-много» (кот,котята, много котят и др.)
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Дидактическая игра «Кто что ест?»
Давай накормим наших животных. Найди нужные картинки, кто что ест и составь из картинок пазлы.
Кошка ест рыбу. Собака ест кость.
Корова ест траву. Коза ест капусту.
Проводится пальчиковая гимнастика для мелкой моторики с использованием шарика -массажёра и эластичных колец Су – Джок.
Пальчиковая гимнастика «Ёжик» (с шариком)
Описание: упражнения выполняются сначала на правой руке, затем
на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного
А колючки тоже (массажные движения мизинца) пальца)
на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)
Пальчиковая гимнастика «Мальчик-пальчик». (с массажными кольцами)
Описание: упражнения выполняются сначала на правой руке, затем
на левой.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был? (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел. (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец).
Дидактическая игра «Нарисуй тропинку»
Соедини, кто что ест. (Ребенок получает лист с изображением кошки и рыбы, коровы и травы. Задание: провести дорожку от животного к еде, выполнить штриховку детенышей домашних животных).
III. Итог
Давай проверим, каких ты запомнил домашних животных. Покажи картинки с изображением кошки, собаки…. (Изображения на планшете, надо указать картинку соответствующую названному животному.) Выбери для них пиктограммы.
Рефлексия. Ты все сделал правильно? Молодец. Какое у тебя сейчас настроение? Выбери нужный смайлик. Забери его с собой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по математике на тему: «Угол. Виды углов» (2 класс, УМК «Школа России»)
Цель: создать условия для формирования представлений учащихся об угле, видах углов, умения строить и различать углы....
Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Степные просторы" в 4 классе.
На этапе изучения нового материала используется педагогическая технология - обучение в сотрудничестве или технология работы в малых группах. Продуктивность опыта заключается в том, чт...
Методическая разработка урока английского языка по теме "Еда" для учащихся 3 класса
ОписаниеМетодическая разработка урока по теме "Еда" для учащихся 3 класса к УМК М.З. Биболетовой "Английский с удовольствием". Урок направлен на развитие всех видов речевой деятельности: а...
Методическая разработка " Закрепление лексических единиц по теме "Предлоги места" для 3 класса
Тема урока: Предлоги местаТип урока: Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.Цель урока: Развитие монологической речи.Задачи урока:Практические: закрепление лексического материала по теме...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "В.Осеева "Хорошее" 2 класс УМК Гармония
Цель: создание условий для восприятия рассказа В. Осеевой «Хорошее».Задачи:1.Образовательные: познакомить с произведением, выявить главную мысль рассказа, дать характеристику главного...
Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Разнообразие профессий людей» 2 класс УМК Гармония
В ходе работы над подготовкой к уроку ученики начали оформлять стенд о профессиях. На уроках развития речи дети писали сочинения «Кем я буду, когда вырасту?», «Профессия моих родителей». На уроке изоб...
Собственные методические разработки по английскому языку по теме " Мой дом" для 3 класса
презентация по английскому языку в 3 классе по теме "Мой дом". здесь предложены задания с целью проверки материала по теме. дети могут проверить свои знания , выполнив викторину или соединив правильно...