Методическая разработка урока "Речь и альтернативная коммуникация" по теме: «Мир животных» для 1 Г класса.
план-конспект урока (1 класс)

Булатникова Светлана Васильевна

Данная разработка направлена на овладение обучающимися невербальными (альтернативными) средствами коммуникации («чтение» изображений, звукоподражание, имитация движений).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 8

Копейского городского округа Челябинской области

(МОУ школа-интернат № 8)

Методическая разработка урока

 Речь и альтернативная коммуникация

по теме: «Мир животных»

для 1 Г класса

Разработала

Булатникова Светлана Васильевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Копейск 2023 г.


Речь и альтернативная коммуникация. (1 класс для детей с ОВЗ)

Тема: «Мир животных»

Цель: Овладение невербальными (альтернативными) средствами коммуникации. («Чтение» изображений. Звукоподражание. Имитация движений. Символ (пиктограмма) – собака, кошка, корова, лошадь, коза. Дополнение недоговорённого предложения жестом, символом, картинкой.)

Коррекционно-образовательные задачи

Формирование представлений о внешнем виде домашних животных. Соотнесение изображения с пиктограммой.

Уточнение, расширение, активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные» (собака, кошка, корова, лошадь, коза; мычит, мяукает, лает).

Коррекционно-развивающие задачи

Развитие речевого дыхания, зрительного внимания, артикуляционной моторики.

Развитие ассоциативного и образного мышления ребенка: учить соединять слова и символы, объединяя их по замыслу.

Развитие мелкой моторики и графических навыков.

Коррекционно-воспитательные задачи

Формирование доброжелательности, интереса к живой природе, навыков сотрудничества.Коррекция эмоционального настроя.

Оборудование. Альбомный лист, контейнер с карандашами, фигурки и плоскостные изображения домашних животных, предметные картинки, презентация, символы - пиктограммы.

Предварительная работа. Чтение стихов и рассказов о домашних животных Е. Трутневой, И. Токмаковой, А. Толстого, разучивание пальчиковой гимнастики.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок, начинаем мы урок!

А для того, чтобы наш урок прошел хорошо и мы все успели сделать, давайте повторим основные правила поведения ученика на уроке:

1. Парта – это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно!

2. Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подними.

3. На вопрос желаешь отвечать –

Из-за парты нужно встать.

4. На уроке не играй!

И ребятам не мешай!

Время зря ты не теряй,

Больше знаний добывай.

5. Когда к нам взрослый входит в класс,

Вставайте дружно каждый раз.

Логопедическая разминка для артикуляционного аппарата: дуем на ватные комочки («снежинка»).

А потом все стихло и засияло солнце. Какое у тебя настроение стало?

Выберите нужный смайлик. Покажите, где грустный, а где веселый?

II. Основная часть

1. Сообщение темы

На слайде изображения домашних животных.

Посмотри на слайд, как ты думаешь, о ком мы будем говорить? Выбери и покажи на картинке, о ком сегодня мы будем говорить? Сегодня мы поговорим о домашних животных, которые живут рядом с человеком.

2. Знакомство с новым материалом

Посмотри, как много у нас разных животных, которые живут рядом с человеком, и человек заботится о них. Посмотри каждого -  как они выглядят, вспомни, какие звуки они издают. Кого-то ты знаешь, а кого-то, может быть, увидишь первый раз.

Давай проверим, хорошо ли ты их запомнил. Выбери и покажи  животное, которое называют… (Ребенок показывает выбранную картинку и получает одобрение).

3. Соотнесение пиктограммы с изображением на картинке

А теперь посмотри на изображение и соотнеси  его реальным с предметом (найди корову, кошку, собаку…). Покажи где такая пиктограмма.

Как мычит корова?

Как мяукает кошка?

Как лает собака?

4. Закрепление нового материала. Узнавание пиктограмм

- Покажи, что я назову  (ребенок соотносит название с пиктограммой).

- Найди одинаковые картинки (из 4 пиктограмм - 2 одинаковые).

- Найди такую же картинку (по данной пиктограмме ищет такую же).

- Покажи, о чем я говорю (выбрать пиктограмму с соответствующим изображением).

- Соедини нужные изображения (соединение животного и действия собака – лает, кошка мяукает…)

- Покажи, о ком я говорю (выбор нужной пиктограммы).

Корова дает молоко.

Собака сторожит дом.

Кошка ловит мышей.

- Покажи, кто дает молоко (выбор нужной пиктограммы).

- Покажи, кто дом сторожит (выбор нужной пиктограммы).

- Покажи, кто ловит мышей (выбор нужной пиктограммы).

Физминутка Клип «Дружба»

5. Актуализация полученных знаний

Дидактическая игра «Один-много»  (кот,котята, много котят и др.)

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Дидактическая игра «Кто что ест?»

Давай накормим наших животных. Найди нужные картинки, кто что ест и составь из картинок пазлы.

Кошка ест рыбу.    Собака ест кость.

Корова ест траву.   Коза ест капусту.

Проводится пальчиковая гимнастика для мелкой моторики с использованием шарика -массажёра и эластичных колец Су – Джок.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик» (с шариком)

Описание: упражнения выполняются сначала на правой руке, затем

на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.         (дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки                 (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие            (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,    (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,   (массажные движения безымянного

А колючки тоже              (массажные движения мизинца) пальца)

на ежа похожи.                  (дети катают Су-Джок между ладонями)

Пальчиковая гимнастика «Мальчик-пальчик». (с массажными кольцами)

Описание: упражнения выполняются сначала на правой руке, затем

на левой.

- Мальчик-пальчик,

     Где ты был?                          (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су-Джок на   указательный палец)

 -С этим братцем щи варил,    (надеваем кольцо Су-Джок на  средний палец)

-С этим братцем кашу ел,        (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел.    (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец).

Дидактическая игра «Нарисуй тропинку»

Соедини, кто что ест.  (Ребенок получает лист с изображением кошки и рыбы, коровы и травы. Задание: провести дорожку от животного к еде, выполнить штриховку детенышей домашних животных).

III. Итог

Давай проверим, каких ты запомнил домашних  животных. Покажи картинки с изображением кошки, собаки…. (Изображения на планшете, надо указать картинку соответствующую названному животному.) Выбери для них пиктограммы.

Рефлексия. Ты все сделал правильно? Молодец. Какое у тебя сейчас настроение? Выбери нужный смайлик. Забери его с собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по математике на тему: «Угол. Виды углов» (2 класс, УМК «Школа России»)

Цель: создать условия для формирования представлений учащихся об угле,  видах углов, умения строить и различать углы....

Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Степные просторы" в 4 классе.

На этапе изучения нового материала  используется  педагогическая технология - обучение в сотрудничестве или технология работы в малых группах. Продуктивность опыта заключается в том, чт...

Методическая разработка урока английского языка по теме "Еда" для учащихся 3 класса

ОписаниеМетодическая разработка урока по теме "Еда" для учащихся 3 класса к УМК М.З. Биболетовой "Английский с удовольствием". Урок направлен на развитие всех видов речевой деятельности: а...

Методическая разработка " Закрепление лексических единиц по теме "Предлоги места" для 3 класса

Тема урока: Предлоги местаТип урока: Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.Цель урока: Развитие монологической речи.Задачи урока:Практические: закрепление лексического материала по теме...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "В.Осеева "Хорошее" 2 класс УМК Гармония

Цель: создание условий для восприятия рассказа В. Осеевой  «Хорошее».Задачи:1.Образовательные:  познакомить с произведением, выявить главную мысль рассказа, дать характеристику главного...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Разнообразие профессий людей» 2 класс УМК Гармония

В ходе работы над подготовкой к уроку ученики начали оформлять стенд о профессиях. На уроках развития речи дети писали сочинения «Кем я буду, когда вырасту?», «Профессия моих родителей». На уроке изоб...

Собственные методические разработки по английскому языку по теме " Мой дом" для 3 класса

презентация по английскому языку в 3 классе по теме "Мой дом". здесь предложены задания с целью проверки материала по теме. дети могут проверить свои знания , выполнив викторину или соединив правильно...