Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы
материал
Выступление на РМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_metodicheskom_obedinenii_formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti.docx | 70.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы»
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.
Человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; и только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Вот и встают перед учителем вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как формировать функциональную грамотность? Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения, которые направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Через игру, через взаимодействие с одноклассниками ребенок узнает новые знания. Не только узнает новые понятия, но и имеет представление, где и как эти знания использовать в повседневной жизни.
Для формирования функциональной грамотности используются такие педагогические технологии, как технология формирования типа правильной читательской деятельности; технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневая дифференциация обучения; информационные и коммуникационные технологии; технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.
Приемы развития математической грамотности:
1.Решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.): Например, игра «Кафе». Учащиеся объединяются в группы покупателей, работников кафе и экспертов. Покупатель выбирает еду из предложенного меню и оплачивает монетами определённую сумму, которая указана на ценнике. Продавец выполняет заказ покупателя, подавая картинки с изображением еды. Эксперт проверяет правильно ли заплатил покупатель и правильно ли дал продавец сдачу.
2. Нестандартные задачи. Рассмотри план торгового центра. Пользуясь описанием, отметь на плане цифрами шесть объектов.
1. Терминал.
2. Магазин «Продукты».
3. Аптека.
4. Магазин «Зоотовары».
5. Магазин «Спорттовары».
6. Магазин «Всё для рукоделия».
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.
Приемы развития читательской грамотности:
1.Проект «Чтение в радость». Это проект поддержки и развития чтения, который состоит из нескольких взаимосвязанных программ и проектов, которые в свою очередь используют различные формы и методы работы по развитию читательских навыков детей.
2. Технология «БиС». Технологическая карта «Устный урок».Развитие основных видов мышления, входящих в состав ведущей учебной деятельности. Части урока: ТСЗ (тематический словарный запас) перекрестный опрос, критический опрос. Применение МПМ (матрицы посадочных мест).
3.Тренинги для развития быстрого чтения. «Чтение наоборот», «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Чтение с половинками слов» «Чтение с решёткой», «Сплошной текст», «Текст с наложением», «Текст с картинками», «Шторка», «Нет порядка» и др.
4. Нестандартные тексты (рекламы, афиши, упаковки, билеты…)
5.Технология критического мышления (работа с деформированным текстом).
6.Изучение качества чтения и понимания текста PIRLS.
Компьютерная и информационная грамотность – это навык использования цифровых инструментов в формировании функциональной грамотности школьников.
Большую популярность среди учащихся и учителей имеет онлайн-платформа «Учи.ру». На данной платформе в интерактивной форме учащиеся могут закрепить знания по изученным темам, самостоятельно изучить материал, также у школьников есть возможность поучаствовать в образовательных марафонах, олимпиадах в онлайн-режиме.
Цифровые инструменты в современном мире помогают не только представить серьёзный материал в наглядной и доступной форме, но и реализовать деятельностный подход в обучении.
Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:
Приём «Урок без темы»
Описание: универсальный приём триз, направленный на создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.
Пример: Учитель записывает на доске слово «тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводить саму тему.
Учитель: ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?
Данный вопрос записывает в уголке классной доски.
Учитель: ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…
Приём «Ложная альтернатива» (прием триз)
Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Пример.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
- Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ?
- Что растет не березе - яблоки или груши?
- Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
- Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
- Столица России - Париж или Минск?
- Какие звери живут в африке - мамонты или динозавры?
Приём "Шаг за шагом"
Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. Из изученного ранее материала. Например по теме: Существительное.
Приём «Я возьму тебя с собой»
Описание: Учитель загадывает признак, по которому будет собрано множество объектов. Задача класса угадать этот признак. Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все «взятые» предметы.
«Я беру тебя с собой» - гибкий прием, который можно изменять согласно теме урока.
Естественно-научная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественно-научных явлений.
Задача учителя - помочь ученику ориентироваться в обилии поступающей информации.
Приём «Хорошо - плохо»
Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие. Формирует познавательные умений: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
Кроме этого формируются:
- умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
- умение разрешать противоречия;
- умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
Например, на уроке окружающего мира учитель задает ситуацию:
Тема «Погода». Одним из природных явлений является дождь.
- Найдите плюсы или минусы данного явления.
Класс делится на 2 команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы.
- Я вам предлагаю оставить эту же тем, но взять природное явление - снег. Найдите плюсы и минусы данного явления.
- Хорошо, когда идёт снег, потому что…….
- Плохо, когда идёт снег, потому что……
Вывод: вы сейчас оценивали объект, ситуацию с разных позиций
Приём «Фишбоун» (рыбий скелет/рыбья кость) - универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний, чтобы помочь учащимся организовать полученную информацию в стройную систему.
В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы - горизонтальная.
Рассмотрим этот приём на теме урока окружающего мира «Какие бывают растения».
Проблема. - Какие бывают растения?
- 1 причина - деревья, факты - имеют один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветки
- 2 причина - кустарники, факты - имеют много стволов- стволики
- 3 причина - травы, факты - имеют мягкий зелёный стебель
Вывод: чтобы определить вид растения, надо рассмотреть главный отличительный признак - вид ствола.
Это приём позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы.
Приём "Займись синтезом"
Описание: Интересный способ ввести себя в состояние творчества заключается в смешивании различных видов восприятия, способности ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения.
Пример.
- Чем пахнет слово "учитель"?
- Каково на ощупь число 7?
- Какой вкус у сиреневого цвета?
- Какая форма у среды (как она выглядит)?
- Какую музыку вы слышите, когда представляете лицо пожилого человека, смеющегося ребенка?
Развития творческого восприятия, совершенствования механизмов переключения можно добиться, регулярно работая над подобными упражнениями.
Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.
Используемые на уроках приёмы и методы работы способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся. Методы и приёмы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на одном уроке, главное, чтобы работа велась в системе.
Учитель должен увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы в г. Ачинске"
Рецензируемая методическая разработка представляет собой материалы методического семинара,посвященного формированию функциональной грамотности у учащихся начальных классов в городе Ачинске. Разработка...
"Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы в г. Ачинске"
Рецензируемая методическая разработка представляет собой материалы методического семинара,посвященного формированию функциональной грамотности у учащихся начальных классов в городе Ачинске. Разработка...
Работа с притчей на уроках литературного чтения, как средство формирования функциональной грамотности у обучающихся начальной школы
Блок заданий, направленный на формирования функцилнальной грамотности...
Формирование функциональной грамотности у обучающихся начальной школы. Игра "Знакомые незнакомцы"
В этой статье я делюсь опытом по формированию у детей функциональной грамотности . Я рассказываю о применяемых видах и приёмах работы, которые можно использовать не только в начальной школе, а в любом...
Формирование функциональной грамотности у обучающихся начальной школы. Игра "Знакомые незнакомцы"
В этой статье я делюсь опытом по формированию у детей функциональной грамотности . Я рассказываю о применяемых видах и приёмах работы, которые можно использовать не только в начальной школе, а в любом...
Методические рекомендации к курсу функциональной грамотности для учащихся начальной школы с ОВЗ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДAЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСA ЗAНЯТИЙ «Тренaжёр функционaльной грaмотности слепых и слaбовидящих учaщихся нaчaльной школы обучaющихся по AООП НОО вaриaнт 4.2 и 3.2»...
Урок английского языка как среда формирования функциональной грамотности обучающихся в начальной школе.
Содержание функциональной грамотности на уроках английского языка включает: овладение грамотной устной и письменной речью, способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации, умение самостоятельно...