Справка по результатам мониторинга сформированности универсальных учебных действий
материал

Авдеева Виктория Петровна

СПРАВКА

по результатам мониторинга сформированности

универсальных учебных действий 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 071c-0006aa53-f866d7c4.docx48.79 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Андрейковская СОШ» Вяземского района Смоленской области

СПРАВКА

по результатам мониторинга сформированности

универсальных учебных действий (далее – УУД) учащихся

МБОУ «Андрейковская СОШ» Вяземского района Смоленской области (далее – Школа) за 2020-2021 учебный год

I. Общие положения

Цели мониторинга уровня сформированности УУД:

1. Получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся Школы в условиях реализации федеральных государственных стандартов начального, основного, среднего общего образования (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО).

2. Отслеживание процесса развития метапредметных УУД у учащихся Школы для проектирования учебного процесса и принятия своевременных управленческих решений.

Задачи мониторинга:

1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД.

2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД.

3. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся Школы.

Основным объектом: оценки метапредметных результатов служит уровень сформированности ряда регулятивных, коммуникативных и

познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга, используются для оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса.

Методы сбора информации:

- анкетирование;

- тестирование;

- наблюдение;

- беседа.

Сформированность УУД отслеживается по следующим методикам соответствующим возрасту обучающихся

Личностные УУД.

1. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации                     Н.Г. Лускановой.

2. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (Э.М. Александровская, Ст. Громбах, модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот).

Цель: выявление нравственных представлений учащихся.

Регулятивные УУД.

1. Личностный опросник Кеттелла в модификация Л.А. Ясюковой.

2. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (Э.М. Александровская, Ст. Громбах, модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот).

Цель: определить уровень ориентировки на заданную систему требований, умение сознательно контролировать свои действия.

Познавательные УУД.

1. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (Э.М. Александровская, Ст. Громбах, модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот).

2. Определение уровня развития словесно-логического мышления (Любовь Переслени, Татьяна Фотекова).

Цель: определить уровень развития мышления.

Коммуникативные УУД

1. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (Э.М. Александровская, Ст. Громбах, модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот).

2. Личностный опросник Кеттелла в модификация Л.А. Ясюковой.

Цель: определить уровень сформированности коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.

II. Результаты мониторинга

Регулятивные УУД.

Произвольность выступает, как умение ребёнка строить свою деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять контроль и коррекцию выполняемых действий, т.е. является составляющим звеном формирующейся учебной деятельности.

Результаты диагностики

уровня сформированности регулятивных УУД у учащихся Школы

Класс

(классный руководитель)

Высокий

уровень,

%

Средний уровень,

%

Низкий

уровень,

%

1а класс

(Мохначёва Л.Д.)

18

53

29

1б класс

(Филиппова С.Н.)

0

7

93

2а класс

(Кузина В.А.)

21

67

12

2б класс

(Авдеева В.П.)

21

21

58

3 класс

(Соколова Л.И.)

25

70

5

4 класс

(Прудникова Е.В.)

2017-2018 учебный год

15

39

46

2018-2019 учебный год

21

41

38

2019-2020 учебный год

25

40

35

2020-2021 учебный год

29

42

29

5а класс

(Степанова Л.П.)

17

61

22

5б класс

(Тарасова Л.Е.)

10

60

30

6а класс

(Дмитриев Д.В.)

42

53

5

6б класс

(Козлова С.А.)

25

30

45

7а класс

(Козлова С.А.)

33

19

48

7б класс

(Смирнова М.Е.)

16

74

10

8 класс

(Мандрикова М.В.)

10

75

15

9а класс

(Шахина С.В.)

2016-2017 учебный год

6

63

31

2017-2018 учебный год

7

61

32

2018-2019 учебный год

9

59

32

2019-2020 учебный год

10

61

29

2020-2021 учебный год

11

61

28

9б класс

(Рудакова И.В.)

2016-2017 учебный год

7

63

30

2017-2018 учебный год

8

63

29

2018-2019 учебный год

10

63

27

2019-2020 учебный год

11

64

25

2020-2021 учебный год

12

65

23

10 класс

(Мандриков В.Г.)

12

60

28

11 класс

(Вишневецкая Г.С.)

2019-2020 учебный год

0

39

61

2020-2021 учебный год

0

53

47

Уровень сформированности регулятивных УУД в целом по Школе

(2020-2021 учебный год):

Высокий

уровень,

%

Средний уровень,

%

Низкий

уровень,

%

18

51

31

Рекомендовано: учителям обратить внимание на то, какие средства для организации своего поведения и деятельности выбирает ученик; как он удерживает инструкцию; планирует, контролирует и выполняет действие по заданному образцу и правилу; начинает выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент. Для формирования действия контроля по образцу учителям необходимо научить обучающихся проводить поэлементный анализ объекта, сопоставлять его с заданным образцом, выявлять возможные расхождения, соотносить выявленные расхождения с недостатками учебных действий.

Познавательные УУД.

Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, выбор эффективных способов решения задач, рефлексию результатов деятельности. В период обучения в начальной школе совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Поэтому ведущее значение для данного возраста приобретает развитие таких логических операций как сравнение и  обобщение.

Результаты диагностики

уровня сформированности познавательных УУД

Класс

(классный руководитель)

Высокий

уровень,

%

Средний уровень,

%

Низкий

уровень,

%

1а класс

(Мохначёва Л.Д.)

41

47

12

1б класс

(Филиппова С.Н.)

0

7

93

2а класс

(Кузина В.А.)

25

45

30

2б класс

(Авдеева В.П.)

0

29

71

3 класс

(Соколова Л.И.)

20

80

0

4 класс

(Прудникова Е.В.)

2017-2018 учебный год

8

60

32

2018-2019 учебный год

11

60

29

2019-2020 учебный год

12

62

26

2020-2021 учебный год

14

62

24

5а класс

(Степанова Л.П.)

0

78

22

5б класс

(Тарасова Л.Е.)

5

60

35

6а класс

(Дмитриев Д.В.)

21

74

5

6б класс

(Козлова С.А.)

10

70

20

7а класс

(Козлова С.А.)

42

29

29

7б класс

(Смирнова М.Е.)

26

53

21

8 класс

(Мандрикова М.В.)

10

75

15

9а класс

(Шахина С.В.)

2016-2017 учебный год

0

21

79

2017-2018 учебный год

0

23

77

2018-2019 учебный год

0

25

75

2019-2020 учебный год

0

27

73

2020-2021 учебный год

0

28

72

9б класс

(Рудакова И.В.)

2016-2017 учебный год

5

70

25

2017-2018 учебный год

7

68

25

2018-2019 учебный год

8

69

23

2019-2020 учебный год

8

71

21

2020-2021 учебный год

10

72

18

10 класс

(Мандриков В.Г.)

12

53

35

11 класс

(Вишневецкая Г.С.)

2019-2020 учебный год

0

55

45

2020-2021 учебный год

0

59

41

Рекомендовано: для формирования данных умений учителям необходимо учить устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи, анализировать задачи, больше давать заданий творческого и поискового характера. Включать задания на обобщение, учить учащихся находить общий существенный признак для группы понятий, выделять закономерности, определять родовые взаимосвязи между ними. В дальнейшем умение обобщать материал будет являться основой формирования понятийного мышления.

Уровень сформированности познавательных УУД в целом по Школе

(2020-2021 учебный год):

Высокий

уровень,

%

Средний уровень,

%

Низкий

уровень,

%

14

54

32

Коммуникативные УУД.

Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Результаты диагностики

уровня сформированности коммуникативных УУД

Класс

(классный руководитель)

Высокий

уровень,

%

Средний уровень,

%

Низкий

уровень,

%

1а класс

(Мохначёва Л.Д.)

71

29

0

1б класс

(Филиппова С.Н.)

0

7

93

2а класс

(Кузина В.А.)

57

29

14

2б класс

(Авдеева В.П.)

14

43

43

3 класс

(Соколова Л.И.)

25

60

15

4 класс

(Прудникова Е.В.)

2017-2018 учебный год

15

69

16

2018-2019 учебный год

21

64

15

2019-2020 учебный год

29

59

12

2020-2021 учебный год

33

57

10

5а класс

(Степанова Л.П.)

21

79

0

5б класс

(Тарасова Л.Е.)

10

85

5

6а класс

(Дмитриев Д.В.)

42

58

0

6б класс

(Козлова С.А.)

0

85

15

7а класс

(Козлова С.А.)

43

35

22

7б класс

(Смирнова М.Е.)

16

73

11

8 класс

(Мандрикова М.В.)

15

80

5

9а класс

(Шахина С.В.)

2016-2017 учебный год

39

43

18

2017-2018 учебный год

40

43

17

2018-2019 учебный год

41

45

14

2019-2020 учебный год

43

44

13

2020-2021 учебный год

44

45

11

9б класс

(Рудакова И.В.)

2016-2017 учебный год

37

44

19

2017-2018 учебный год

39

43

18

2018-2019 учебный год

40

44

16

2019-2020 учебный год

42

45

13

2020-2021 учебный год

44

45

11

10 класс

(Мандриков В.Г.)

43

47

10

11 класс

(Вишневецкая Г.С.)

2019-2020 учебный год

9

91

0

2020-2021 учебный год

12

88

0

Рекомендовано: обратить внимание на организацию отдельных учебных заданий совместного типа, специфика которых естественным образом предполагает активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение разных точек зрения.

Уровень сформированности коммуникативных УУД в целом по Школе

(2020-2021 учебный год):

Высокий

уровень,

%

Средний уровень,

%

Низкий

уровень,

%

29

56

15

Личностные УУД.

Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Результаты диагностики

уровня сформированности личностных УУД

Класс

(классный руководитель)

Высокий

уровень,

%

Средний уровень,

%

Низкий

уровень,

%

1а класс

(Мохначёва Л.Д.)

65

35

0

1б класс

(Филиппова С.Н.)

0

7

93

2а класс

(Кузина В.А.)

25

62

13

2б класс

(Авдеева В.П.)

14

43

43

3 класс

(Соколова Л.И.)

35

50

15

4 класс

(Прудникова Е.В.)

2017-2018 учебный год

18

48

34

2018-2019 учебный год

19

50

31

2019-2020 учебный год

21

49

30

2020-2021 учебный год

24

47

29

5а класс

(Степанова Л.П.)

17

70

13

5б класс

(Тарасова Л.Е.)

20

70

10

6а класс

(Дмитриев Д.В.)

79

21

0

6б класс

(Козлова С.А.)

0

65

35

7а класс

(Козлова С.А.)

48

23

29

7б класс

(Смирнова М.Е.)

26

63

11

8 класс

(Мандрикова М.В.)

75

15

10

9а класс

(Шахина С.В.)

2016-2017 учебный год

12

42

46

2017-2018 учебный год

15

42

43

2018-2019 учебный год

19

39

42

2019-2020 учебный год

21

39

40

2020-2021 учебный год

22

39

39

9б класс

(Рудакова И.В.)

2016-2017 учебный год

10

46

44

2017-2018 учебный год

14

43

43

2018-2019 учебный год

18

42

40

2019-2020 учебный год

21

41

38

2020-2021 учебный год

23

40

37

10 класс

(Мандриков В.Г.)

25

40

35

11 класс

(Вишневецкая Г.С.)

2019-2020 учебный год

0

71

29

2020-2021 учебный год

0

76

24

Рекомендовано: обратить внимание на организацию работы по формированию личностных УУД в целях коррекции ситуации для недопущения проблем в дальнейшей школьной жизни детей, у которых отмечаются низкие показатели в указанной сфере.

Уровень сформированности коммуникативных УУД в целом по Школе

(2020-2021 учебный год):

Высокий

уровень,

%

Средний уровень,

%

Низкий

уровень,

%

29

45

26

III. Заключение

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

В результате мониторинга были решены следующие задачи:

1. Определен уровень сформированности метапредметных УУД каждого ученика.

2. Определены проблемные зоны в решении задач образования учащихся и определение возможных путей их ликвидации.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство учащихся имеют достаточно хороший уровень развития регулятивных и познавательных действий, коммуникативных и личностных УУД, что является дальнейшей основой для формирования УУД.

Рекомендации.

В целях повышения уровня сформированности учащихся Школы необходимо:

- продолжать работу по формированию и развитию у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий: привлекать к проектно-исследовательской деятельности, в групповых формах работы чаще предлагать роль эксперта и т. П.;

- формировать произвольность учебной деятельности через постановку цели, составление плана, обращение к алгоритмам выполнения учебных действий;

- разработать индивидуальные маршруты по формированию УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.

Для дальнейшего развития коммуникативных УУД у обучающихся педагогам рекомендуется:

- формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, положительное одобрение за результат со стороны взрослых;

- проводить коррекционно – развивающую работу с обучающимися, которые имеют низкий уровень сформированности предпосылок УУД.

Для развития личностных УУД педагогам необходимо проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, создавать на уроках ситуацию успеха, поощрять за положительный результат.

Для формирования познавательных УУД – привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера.

Педагог-психолог______________________________________ Д.В. Дмитриев

15 июня 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Универсальные учебные действия. Мониторинг универсальных учебных действий".

Роль УУД в обучении и воспитании. Цель современного школьного образования - формирование УУД. Сущность понятия "универсальные учебные действия", "мониторинг УУД". Влияние формирования УУД на успешност...

Аналитическая справка по результатам мониторинга за 2015 - 2017 г.

В данном материале содержится описание методики и результатов диагностирования...

Справка о результатах мониторинга сформированности личностных УУД в 1-4 классах

Справка о результатах мониторинга сформированности личностных УУД в 1-4 классах...

Справка о результатах мониторинга по выявлению творческих способностей обучающихся

О результатах мониторинга по выявлению творческих способностей обучающихся...

Справка о результатах мониторинга развития мотивации обучающихся начальной школе

Справка о результатах мониторинга развития мотивации обучающихся начальной школе...

Справка по результатам мониторинга сформированности УУД у обучающихся 3 класса

Цель: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы на начало учебного года в условиях реализации федерал...

"МОНИТОРИНГ результатов СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ у учащихся В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Мониторинг качества образования — важнейшая и неотъемлемая часть современного полноценного образовательного процесса. Интенсивное развитие современного общества и, прежде всего, е...