Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь"
рабочая программа (4 класс)

Михальченко Елена Вячеславовна

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бутовская средняя общеобразовательная школа № 1»

                                                                                                               

                                                                                                      УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                      Директор

                                                                                                      МБОУ «Бутовская СОШ № 1»

                                                                                                      ________ Овчинникова И.М.        

                                                                                                      «21» августа 2020 г.            

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Я -- исследователь»

для детей в возрасте 9-12 лет

направление – естественно-научное

срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 год

                                                               

                         

                                                                                   

                                                                 Составитель: Михальченко Елена Вячеславовна

                                                                                        учитель начальных классов

                                                                                          высшей квалификационной категории

        

2020 – 2021 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проектно-исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Программа тесно связана с предметом «Окружающий мир».

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Место курса в учебном плане

     Программа курса рассчитана на 1 год (4 класс), 34 учебных часа, из расчета 1 часа в неделю.

      Данная программа курса может быть реализована как при очной форме обучения, так и дистанционной.

Содержание программы

1 раздел: Разнообразие природы.

                 Царства живой природы: растения, грибы, животные, бактерии. (5ч)

  • Выращивание грибов, плесени.  - 2ч
  • Оформление работы: выполнение рисунков, поделок, презентация - 

2 раздел: Эта удивительная природа. Тела, вещества, частицы.  (21ч)

Тема 1. Разнообразие веществ: соль, сахар, крахмал, кислоты.  (7ч)

  • Выращивание кристаллов – 2ч.
  • Получение крахмала из картофеля - 2ч.
  • Оформление работы: выполнение рисунков, поделок, презентация - 

Тема 2. Воздух и его охрана. (3ч)

  • Исследование воздуха: движение воздуха, тёплый и холодный воздух, сквозняк.

 – 1ч

  • Оформление работы: выполнение рисунков, поделок, презентация - 

Тема 3. Вода. Вода как вещество. Свойства воды. Превращения и круговороты воды. – 4ч

  • Исследование воды. Три состояния воды. – .
  • Очистка воды. Фильтр. - .
  • Оформление работы: выполнение рисунков, презентация - 

Тема 4. Что такое почва.  (3ч)

  • Состав почвы – 1ч.
  • Оформление работы: выполнение рисунков, презентация - 

Тема 5. Размножение и развитие растений.  (4ч)

  • Развитие растений из семян – 
  • Выращивание зелёного лука -
  • Наблюдение за растениями. Оформление работы: выполнение рисунков, поделок, презентация - 

3 раздел: Мы и наше здоровье.  (6ч)

Тема 1. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа.  Их роль в восприятии     мира.   (4ч)

  • Исследование органов чувств – 2ч
  • Оформление работы: выполнение рисунков, поделок, презентация - 

Тема 2. Дыхание и кровообращение. (2ч)

  • Пульс, его частота.  -
  • Оформление работы: выполнение рисунков, презентация - 

4 раздел: Обобщение результатов исследовательской деятельности (2ч)

  • Мини конференция по итогам собственных исследований. Презентация проектов. –
  • Анализ проектной деятельности учащихся. – 1ч

Результаты освоения курса

Личностные

У обучающихся будут сформированы:

  • целостный взгляд на мир в единстве природы, между природой и человеком;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятия природы в её многообразии;
  • эстетические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения.

Метапредметные

Регулятивные универсальные действия

Обучающиеся научатся:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
  • сохранять учебную задачу занятия (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах занятия);
  • выделять из темы занятия известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать свое высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение занятия;
  • фиксировать в конце занятия удовлетворенность (неудовлетворенность) своей работой, объективно относится к своим успехам (неуспехам);
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учетом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формировать ответы на вопросы;
  • слушать партнера по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов;
  • использовать знаково- символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ;
  • устанавливать причинно- следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений и т.д.
  • моделировать различные ситуации и явления природы.

Предметные

Обучающийся научится:

  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определенным царствам и другим изученным группам;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника , другие источники информации для поиска ответов на вопросы, подготовки сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • осознавать значение природных богатств;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Календарно-тематическое планирование для 4-а класса

№ п\п

Тема

Количес-тво часов

Дата

Теорети-ческие занятия

Практи-ческие занятия

1 раздел: Разнообразие природы.

Царства живой природы: растения, грибы, животные, бактерии.  (5ч)

1, 2

Выращивание грибов, плесени.

2

1

1

3-5

Оформление работы: выполнение рисунков, поделок, презентация.

3

1

2

2 раздел: Эта удивительная природа. Тела, вещества, частицы.  (21ч)

Тема 1. Разнообразие веществ: соль, сахар, крахмал, кислоты  (7ч)

6, 7

Выращивание кристаллов.

2

1

1

8, 9

Получение крахмала из картофеля.

2

1

10-12

Оформление работы: выполнение рисунков, поделок, презентация.

3

1

2

Тема 2. Воздух и его охрана (3ч)

13

Исследование воздуха: движение воздуха,  тёплый и холодный воздух, сквозняк.

1

0,5

0,5

14 15

Оформление работы: выполнение рисунков, презентация.

2

1

1

Тема 3. Вода. Вода как вещество. Свойства воды.

Превращения и круговороты воды (4ч)

16

Исследование воды. Три состояния воды.

1

0,5

0,5

17

Очистка воды. Фильтр.

1

0,5

0,5

18 19

Оформление работы: выполнение рисунков, презентация.

2

1

1

Тема 4. Что такое почва (3ч)

20

Состав почвы.

1

0,5

0,5

21 22

Оформление работы: выполнение рисунков, презентация.

2

1

1

Тема 5. Размножение и развитие растений (4ч)

23

Развитие растений из семян.

1

0,5

0,5

24

Выращивание зелёного лука.

1

0,5

0,5

25     26

Наблюдение за растениями. Оформление работы: выполнение рисунков, поделок, презентация.

2

1

1

3 раздел: Мы и наше здоровье. (6ч)

Тема 1. Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа.

Их роль в восприятии мира.  (4ч)

27  28

Исследование органов чувств. 

2

1

1

29 30

Оформление работы: выполнение рисунков, презентация.

2

1

1

Тема 2. Дыхание и кровообращение (2ч)

31

Пульс, его частота.

1

0,5

0,5

32

Оформление работы: выполнение рисунков, презентация.

1

0,5

0,5

4 раздел: Обобщение результатов исследовательской деятельности (2ч)

33

Мини-конференция по итогам собственных исследований. Презентация проектов.

1

1

34

Анализ проектной деятельности учащихся.

1

1

Лист коррекции

№ п/п

Тема

Планируемое количество часов

Фактическое количество часов

Причина отклонений







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"

Рабочая программа составлена на основе "Программы исследовательского обучения младших школьников" А.И. Савенкова...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я исследователь" 2 класс

Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность.

Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу " Я-исследователь." Проектная деятельность....