Технологическая карта урока русского языка 3 кл.
материал
Предварительный просмотр:
Цюрук Елена Петровна
учитель начальных классов МБОУ СОШ пгт. Вахрушев
Технологическая карта урока «Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу» (3 класс)
Учитель | Цюрук Елена Петровна МБОУ СОШ пгт. Вахрушев |
Тема | Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу |
Цель | Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе слова; проверить сформированность понятий: состав слова, основа слова, приставка, суффикс, окончание; развивать умение выделять значимые части слова, разбирать слова по составу. |
Тип урока | Урок систематизации знаний |
Планируемые результаты | Личностные умения Проявляют интерес к изучению темы. Осознают собственные достижения при освоении учебной темы. Метапредметные умения Познавательные умения Понимают информацию, представленную в изобразительной, графической форме, переводят ее в словесную форму. Раскрывают смысл правила о написании приставок в слове и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения Выполняют самопроверку, взаимопроверку при выполнении учебного задания. Ориентируются в разных способах выполнения задания. Соотносят поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения Ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. Договариваются и приходят к общему решению при работе в паре и группе; Предметные умения Знают определение частей слова, их роль. Умеют различать части слова. Образовывают новые слова, используя разные способы словообразования. |
Основные понятия | Окончание, основа, корень, приставка, суффикс, морфемы. |
Межпредметные связи | Развитие речи, физическая культура. |
Ресурсы: | Учебник, тетрадь, раздаточный материал. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах. |
Технологическая карта урока «Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу» (3 класс).
Этапы урока | Содержание учебного материала каждого этапа | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя | Формы, методы и приемы |
Самоопределение. Цель – настроить на позитивную коллективную работу, положительную мотивацию учения. | Приветствует учащихся. Проверим готовность к уроку. Показывает написание элементов букв и буквосочетаний. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Выполняют письмо по образцу. Разгадывают шараду. | Создает эмоциональный настрой на работу. Организует письмо по образцу. | Фронтальная. Создание ситуации успеха. Слово учителя. Индивидуальная. Практический. Письмо. |
Актуализация знаний и фиксирование затруднений. Цель – повторить знания, необходимые для осмысления новой информации | – Разгадайте шараду: Корень мой находится в цене. В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке вы встречали. Вся же – в дневнике я и в журнале. (ОЦЕНКА) – Что помогло отгадать шараду? – Кто может назвать тему урока? | Вспоминают, что такое состав слова, окончание. | Контролирует формулировку понятий. | Фронтальная. Словесный. Беседа. |
Постановка учебной задачи, целей урока. Цель – подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | – Какое слово является отгадкой шарады? – Что такое «оценка»? ОЦЕНКА – выраженное в числе мнение преподавателя (другого проверяющего лица) об уровне знаний ученика (качество его работы). – Исходя из определения слова «оценка», сформулируйте задачи нашего урока. – У вас на столе лежат оценочные листы, и в конце нашего урока у каждого из вас получится оценка знаний по теме «Состав слова». | Организует работу, управляет диалогом и ведет к верному ответу на вопросы. Управляет процессом определения уровня знаний. | Работа в группах. Метод проблемного изложения. Беседа. | |
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения. Цель – закрепить знания о составе слова. | – Проверять наши знания мы будем в соответствии с порядком разбора слова по составу. С какой морфемы начинаем разбор слова? | Отвечают на вопросы. | Через подводящий диалог приводит в формулировке понятий. | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа. |
Реализация выбранного проекта. Цель – закрепить умение образовывать новые слова и выделять морфемы в словах. Рефлексия учебной деятельности. Цель – подвести итог урока. | Окончание и основа. – Что такое окончание? Какую функцию выполняет в слове? Как найти в слове? Что такое основа? Карточка №1 Прочитайте, найдите лишнее слово, напишите остальные слова, выделите основу и окончание. *белый, белая, белка, белое *лиса, в лесу, за лесом, лес *солнце, пальто, облако, блюдо – В нашей работе встретились слова, в которых нет окончания. А существуют ли слова, в которых два окончания? Почему? В оценочном листе нарисуйте улыбающийся смайлик, если у вас нет ошибок, спокойный – если одна, две ошибки и грустный – если больше трех ошибок. – Какую морфему выделяем в слове дальше? Корень. – Что такое корень? Какую функцию выполняет? Как найти корень в слове? Карточка №2 Выберите однокоренные слова, запишите их в таком порядке: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Весна, говор, зелень, белить, разговор, зеленеет, белила, зелёный, белый, говорливый. – Есть ли в русском языке слова с двумя корнями? Как называются? Приведите примеры. – Есть ли слова, в которых нет корня? Почему? ВЫНУТЬ В оценочном листе нарисуйте улыбающийся смайлик, если у вашей пары нет ошибок, спокойный – если одну группу слов смогли выделить и грустный – если нет групп, которые выделили верно. – Какую морфему выделяем в слове после корня? Приставка. – Что такое приставка? Для чего служит в слове? Как выделить приставку? Самостоятельная работа по учебнику упр.183 с.97.
– Назовите слово с двумя приставками. Назовите другие слова с двумя приставками. Существуют ли слова, в которых нет приставок? В оценочном листе нарисуйте улыбающийся смайлик, если у вас нет ошибок, спокойный – если одна, две ошибки и грустный – если больше трех ошибок. – Следующая часть слова – суффикс. Как найти в слове? Для чего служит? Сейчас вам предстоит попытаться образовать новые слова. Карточка №3 Каждое словосочетание замените одним словом с нужным суффиксом, выделите суффикс. *музыкант, играющий на трубе *момент бросания мяча *смелый человек *любящий мечтать *детёныш орла * участник игры * музыкант, играющий на пианино * жадный ребёнок В оценочном листе нарисуйте улыбающийся смайлик, если у вашей группы нет ошибок, спокойный – если одна, две ошибки и грустный – если больше трех ошибок. | Образуют новые слова, проговаривают их и контролируют себя, существует ли такое слово. Участвуют в учебном диалоге. Рисуют смайлики. Участвуют в учебном диалоге. Работают в парах. Участвуют в учебном диалоге. Работают с оценочным листом. Участвуют в учебном диалоге. Работают самостоятельно в тетрадях. Участвуют в учебном диалоге. Работают в оценочном листе. Участвуют в учебном диалоге. Работают в группе. Участвуют в учебном диалоге. | Контролирует выполнение задания. Контролирует верность ответов, управляет осмыслением информации. Контролирует выполнение задания. Контролирует выполнение задания. Контролирует выполнение задания. Контролирует выполнение задания. Контролирует выполнение задания. Контролирует выполнение задания. Контролирует выполнение задания. | Коллективная. Познавательная игра. Чтение. Фронтальная. Словесный. Беседа. |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. | – Какие слова на рисунке подходят к этим схемам? – Подведем итог нашего урока. Ответьте на вопрос и поставьте в тетрадь «+», если вы отвечаете «да» и «-» – если «нет». * верно ли, что слово может состоять из корня и окончания? * верно ли, что слово может состоять из приставки и окончания? * верно ли, что слово может состоять из приставки, суффикса и окончания? * верно ли, что слово может состоять из корня, окончания, приставки и суффикса? * верно ли, что слово может состоять из корня, суффикса и окончания? Проверка: слайд на доске. + – – + + В оценочном листе нарисуйте улыбающийся смайлик, если у вас нет ошибок, спокойный – если одна, две ошибки и грустный – если больше трех ошибок. | Участвуют в учебном диалоге. | Контролирует выполнение задания. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. |
Этап рефлексии деятельности. | – Сегодня на уроке мы повторили и оценили наши знания по теме «Состав слова». Посмотрите нам ваши оценочные листы. Проанализируйте результаты, которые вы получили. Поднимите руки, у кого все смайлики грустные. Выберите себе пожелание из представленных на вашем оценочном листе. – Поднимите руки, у кого один или два грустных смайлика. Что вы можете пожелать себе? – У кого все смайлики улыбающиеся? Ваше пожелание? | Участвуют в учебном диалоге. | Контролирует выполнение задания. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....
Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)
Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...
Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...
Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...
Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...
Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).
Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...