Причины трудностей в обучении
материал

Проблема школьной неуспеваемости является сегодня очень актуальной. Много детей с самого начала обучения попадают в разряд неуспевающих и на протяжении многих школьных лет несут на себе ярлык отстающих. То, что дети не усваивают материал полностью, само по себе не так страшно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx14.32 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема школьной неуспеваемости является сегодня очень актуальной. Много детей с самого начала обучения попадают в разряд неуспевающих и на протяжении многих школьных лет несут на себе ярлык отстающих. То, что дети не усваивают материал полностью, само по себе не так страшно.

Негативные последствия сказываются на формировании личности ребенка: снижают его самооценку, смиряют ребенка с неуспехом, неспособностью, делают его пассивным, равнодушным к учебе, либо негативно настроенным на любое обучение.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос благополучным, успешным, счастливым человеком. И фундамент такого благополучия закладывается именно в школьные годы. Поэтому очень важно разобраться в причинах неуспеваемости ребенка и сделать все возможное, чтобы школа со своими жесткими требованиями и мерками не закладывала подводные камни в его будущей взрослой жизни.

От чего зависят трудности в обучении:

от недостаточной или несвоевременной сформированности отдельных функциональных систем психики ребенка,

от задержки психического развития.

В свою очередь, можно выделить две основные причины, ведущие к такой несформированности детской психики:

·        неблагоприятные условия жизни, негативное влияние окружающей среды: сложные семейные отношения, плохие бытовые условия, вредные экологические воздействия, 

педагогическая запущенность;

·        специфика созревания мозга ребенка. Она заключается в неравномерном развитии отдельных областей мозга, наличием отклонений в их работе. Это может быть связано с неблагоприятным течением внутриутробного периода развития ребенка и патологическими родами. В последующем возникают трудности с определенными функциями психики — памятью, вниманием, мышлением, речью и связанных с ней письмом и чтением.

Выраженная патология нервной системы (врожденная или рано приобретенная) и связанные с этим грубые нарушение работы мозга изучаются в рамках дефектологии, которую недавно переименовали в "специальную психологию” и "коррекционную педагогику”.

Большая часть неуспевающих школьников имеют незначительные нарушения и обозначаются как минимальные мозговые дисфункции (ММД). Вследствие своей минимальности и парциальности эти отклонения никак не проявляются в дошкольном детстве, но обнаруживают себя с началом обучения в школе. Большие интеллектуальные нагрузки, высокий темп обучения и строгий контроль результатов ложится непомерным грузом на еще не сложившиеся структуры мозга, обеспечивающие состояние психики.

Трудности в обучении могут быть связаны с отсутствием взаимодействия между психическими процессами:

·        ребенок не может освоить действия по пространственному анализу и синтезу, значимых для обучения счету, письму, чтению. Пространственные понятия складываются на основе представлений о схеме собственного тела и двигательной активности в реальном, жизненном пространстве;

·        компьютерные игры с пространственными конфигурациями на экране не могут заменить ребенку игры в жмурки, прятки, догонялки и им подобные в многомерном реальном пространстве.

Ранняя компьютеризация дошкольников является серьезной причиной позднего формирования взаимосвязей психических функций.

Если психику ребенка представить в виде тумбы с множеством выдвижных ящичков, в которых хранится информация, то чтобы воспользоваться этой информацией, нужно знать, какие именно ящички и в какой последовательности выдвигать. Именно это нарабатывается в активных действиях, предметных и подвижных играх.

Необходимо соответствие между педагогическими требованиями к ребенку и его возможностями, в том числе возможностями психики и нервной системы. Несоответствие и приводит к трудностям в обучении.

Психическая функция никогда не нарушается полностью и всегда остаются сохраненными многие составляющие детской психики.

На этом основывается психологическая коррекция и лечебная педагогика: пострадавшие составляющие психической функции 

можно компенсировать за счет полноценно работающих звеньев внутри этой функции и других здоровых психических процессов. Если малыш не успевает в школе, обязательно следует разобраться в причинах этой неуспеваемости с детским психологом.

Это позволит подобрать для ребенка развивающие игры: интеллектуальные,

подвижные,

ролевые,

рисование, 

лепку,

вырезание,

конструирование,

музыкальные занятия,

хоровое пение,

занятие ритмикой,

хореографией.

Благодаря развитию сохраненной психической функции произойдет компенсация более слабой функции и ребенку будет легче справиться со школьными заданиями. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Причины трудностей в обучении младшего школьника"

Причины трудностей в обучении младшего школьника....

Виды трудностей при обучении первоклассников и возможные причины этих трудностей.

В таблице представлены возможные причины трудностей при обучении первоклассников....

Виды и причины трудностей в обучении у младших школьников

Трудности в обучении дладших школьников...

" Причины трудности в обучении детей чтению и пути их преодоления."

Эта статья для педагогов родителей первоклассников. Безусловно, скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребёнок. Однако часто родители и учителя бывают в недоумении: ребёнок владе...

Мультидисциплинарный подход к диагностике причин трудностей школьного обучения в начальной школе

«Мультидисциплинарное исследование учащихся младших классов с трудностями школьного обучения»В отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке проблемы трудностей школьного обуче...

Виды и причины трудностей в обучении у младших школьников.

В последнее время при изучении различных проблем, связанных с обучением детей в школе, используется термин «школьная дезадаптация». Какие же причины лежат в основе школьной дезадаптац...

Психологические причины трудностей школьного обучения в начальных классах.

В статье рассматриваются основные сихологические трудности при обучении, с которыми сталкиваются младшие школьники на примере урока иностранного языка....