"Причины трудностей в обучении младшего школьника"
статья на тему
Причины трудностей в обучении младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_trudnostey_v_obuchenii_.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
С каждым годом всё больше увеличивается количество учащихся с трудностями обучения. Уже с первых дней обучения в школе выявляется группа учащихся, которые с трудом усваивают программу по основным предметам.
По моим последним наблюдениям – это примерно 30 – 40 % в каждом классе.
Как же помочь таким детям, которые испытывают большие трудности в овладении навыков чтения, письма, счёта.
Прежде всего нужно выявить причины трудностей в обучении младших школьников и соотнести их с психологическими причинами.
Причины трудностей в обучении младших школьников и рекомендации психолога по их преодолению.
Группа 1.
Ребёнок плохо учится, с трудом усваивает программу по основным предметам на протяжении длительного периода времени. У учителя возникают сомнения, что положение может измениться.
Такой ребёнок не выполняет самостоятельно задания или делает их гораздо хуже, чем обычное списывание с доски. Безразличен к отметкам и происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу, мешает проведению уроков, неуправляем, неусидчив. На вопросы учителя не может ответить или вообще молчит. У доски теряется, отвечает неуверенно. При этом обычные письменные работы выполняет нормально.
Наиболее вероятные психологические причины: 1) нарушение учебной мотивации;
2) развитие ребёнка по « игровому типу»;
3) повышенная тревожность;
4) развитие по типу «хроническая неуспешность»;
5) нарушение отношение с учителем;
6) задержки в психическом развитии (ЗПР) по заключению медико – педагогической комиссии.
Общие рекомендации.
-Поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности. -Ориентировать ребёнка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его в сферу интересов значимого для него человека. -Поддерживать доброжелательные отношения.
-Найти и обеспечить сферу успеха.
- Если ребёнок неприятен, осознать причины неприязни к ученику, попытаться понять его проблемы.
-Желательно обучение в классе выравнивания.
-Игровые формы обучения, репетиторство.
-Стимуляция познавательной активности через обогащение связей ребёнка с окружающим миром.
-Обязательна консультация со специалистом с целью определения методов специфической коррекции.
Группа 2.
У ребёнка не сформированы волевые черты характера, низкий уровень познавательных интересов ( по определению учителя – он ленится).
К этой группе относятся дети, которые, по мнению учителя учится ниже своих способностей.
Такие дети равнодушны ко всему, на уроке скучает, очень редко включается в работу. Халтурит, не хочет стараться под различными предлогами (не успел, забыл, не могу и т.д. 0н не выполняет задания. На уроке утомлённый вид, сонливость, а к концу урока, наоборот, повышенная возбудимость. Делает всё очень медленно, как бы нехотя.
Наиболее вероятные психологические причины: смотреть выше (1,3,5))
7) сниженная энергетика (требуется заключение психо – невролога);
8) общая замедленность темпа деятельности.
Общие рекомендации. (Придерживаться рекомендаций выше изложенных)
- Если ребёнок неприятен, осознать причины неприязни к ученику, попытаться понять его проблемы.
-Щадящее обучение (давать возможность отдыхать, доделать задание дома или после уроков, сократить объём заданий)
-Оценивать прежде всего за качество, а не за объём выполненной работы.
Группа 3.
К этой группе относятся дети, которые проявляют высокую учебную активность, но учатся неэффективно. Такой ребёнок постоянно торопится, отвечает, не подумав, старается делать хорошо, но либо что – нибудь забывает, либо делает не то, что задаёт учитель. В тетради неаккуратные записи, беспорядок на столе и в портфеле. У ребёнка рассеянное внимание,всё время о чём – нибудь мечтает, невнимателен, дома си дит за уроками часами. Иногда не может ответить, хотя дома учил.
Наиболее вероятные психологические причины: (3)
9) несформированность организации деятельности;
10) развитие по типу «Уход от деятельности»;
11) повышенная энергетика.
Общие рекомендации.
-Формирование навыков самоконтроля.
-Отработка навыков планирования.
-Поддержание доброжелательных взаимоотношений (поиск и обеспечение сферы успеха, щадящий оценочный режим, снижение значимости сферы неуспеваемости).
-Принятие мер по организации самоконтроля и умению планировать свои действия (выработка внимательного отношения к инструкциям учителя, ненавязчивый контроль исполнительности).
Группа 4.
К этой группе относятся дети, не способные или не желающие выполнять общие правила поведения в школе. Жалобы учителей связаны не столько со сферой учения, сколько с организацией деятельности, с поведением.
У ребёнка не сформирована произвольная деятельность (по определению учителя - неуправляем). Такой ребёнок не реагирует на замечания, паясничает, эмоционально неустойчив, мешает проводить уроки. Он чрезмерно подвижен, суетлив, неусидчив, болтлив, но при этом учёба даётся хорошо.
Наиболее вероятные психологические причины: (2,11)
12) избалованность;
13) развитие по типу «негативистическая демонстративность»;
14) двигательная расторможенность (требуется заключение психоневролога)
Общие рекомендации.
-Установление тесного контакта с родителями ребёнка. Без совместной работы с ним коррекция будет малоэффективна.
-Меры по развитию организации самоконтроля и умению планировать свои действия(направление энергии ребёнка в социально приемлемое русло, ненавязчивый контроль исполнительности.
-Спокойный стиль взаимоотношений.
-Рекомендации родителям проконсультироваться у специалистов (эндокринолог, психиатр).Учитывая стереотипы в восприятии подобных советов сделать это нужно как можно деликатнее.
Группа 5.
Развитие ребёнка идёт по типу «хроническая неуспешность».Главная черта такого типа учащихся – постоянный страх ошибиться, сделать что –нибудь не так. Они нерешительны, пассивны, очень болезненно переживают строгие замечания и отрицательные отметки, которые ещё больше дезорганизующих учебную деятельность, и таким образом неудачи становятся хроническими.
Такой ребёнок сильно теряется у доски или вообще молчит. Даже, если и учил, не может ответить. После неудачного ответа долго не может включиться в работу. Контрольные работы выполняет плохо.
Наиболее вероятные психологические причины:
15) личностная тревожность;
16) факторы, поддерживающие или увеличивающие тревожность:
а) нарушение отношений с учителем;
б) завышенные ожидания взрослых;
в) первичные трудности с освоением школьной программы (кратковременная память, слабый слух, или зрение, логопатические нарушения, слабое развитие моторики рук)
Общие рекомендации.
(Придерживаться рекомендаций выше) Обязательны консультации с логопедом и психологом.
Группа 6.
Главная черта такого типа – склонность к фантазированию. Часто во время урока «витают в облаках», особенно после ситуаций неуспеха. Стремятся завладеть вниманием учителя. Например, ведут разговоры на «взрослые темы», задают вопросы ради вопросов, на уроке вместо того, чтобы участвовать в работе класса, что-нибудь рисует и т.д. Развитие ребёнка идёт по типу «уход от деятельности». Таким детям присуще нестабильность успехов в учёбе, мечтательность, рассеянное внимание, лень, лживость.
Наиболее вероятные психологические причины:
Основная – неудовлетворённая потребность во внимании, сочетающая с лёккой тревожностью.
Дополнительная - потеря учебной мотивации (преобладание мотива избегания неудачи).
Общие рекомендации.
-Помощь ребёнку в поисках сферы успешности, где он мог бы стабильно утверждаться и получать признание взрослых (занятия танцами, модным спортом, абстрактной живописью)
-Включение работы воображения в реальную деятельность (сочинения на свободные или заданные темы, участие в работе творческих студий) -Помощь в учёбе (поощрение успехов – активности на уроке, изучение дополнительного материала)
Группа 7.
Развитие ребёнка по «игровому типу».
С первых дней наблюдается безответственное отношение к учёбе: отсутствие желания выполнять задания учителя, капризность, неуправляемость. При этом по интеллектуальному уровню может быть готов к решению предлагаемых задач, т.е. по интеллектуальному уровню не отстаёт от сверстников.
Требует к себе постоянного внимания из-за беспечного поведения и неспособности подчиниться школьным требованиям, не замечает своих ошибок (завышенная самооценка), не прислушивается к советам взрослого человека), безразличен к отметкам, может не успевать по предметам.
Наиболее вероятные психологические причины:
Основная – отсутствие произвольности в регуляции поведения, ведущего к неготовности принятия на себя роли школьника.
Дополнительная – задержка психического развития.
Общие рекомендации.
-Попытка совладать с таким ребёнком строгостью, наказанием заранее обречена на провал.
-Единственное средство – всеми способами поддерживать у ребёнка непосредственный интерес к происходящему в классе (групповые формы работы, наглядность, больше эмоциональности при объяснении)
-Индивидуальные занятия с целью выравнивания познавательной сферы.
Группа 8.
Развитие ребёнка идёт по типу «негативистическая демонстративность».
Главная черта таких детей – высокая потребность быть в центре внимания, если такой ребёнок не обладает выдающимися способностями, его демонстративность реализуется в сознательном нарушении правил поведения, которое служит безотказным средством привлечения к себе внимания. Поведение ребёнка соответствует классическому описанию классного «шута».
Обычно такие дети неуправляемы (не понимают ни по-хорошему, ни по-плохому, сознательно нарушают школьные нормы (делает всё назло).
Может учиться, но привык утверждаться в плохом.
Наиболее вероятные психологические причины:
Неудовлетворённая потребность во внимании, сочетающаяся с резкой демонстративностью.
Общие рекомендации.
-Уделение ребёнку внимания. Истинным наказанием для ребёнка является только лишение внимания. - Поэтому в случае «фокусов» все замечания свести к минимуму. А главное свести к минимуму эмоциональность реакций. - Найти сферу реализации демонстративности. -Лучше всего для таких детей занятия в театральных студиях. -Помнить, что в первое время смена привычного и асоциального способа привлечения внимания на социально приемлемые способы будет сопровождаться взрывами негативизма. В это время нужно быть особенно терпеливым.
Особенности психологической помощи детям с трудностями в обучении.
Л.С. Выготский (1956) обосновал возможность и целесообразность обучения, преследующего как основную и важную цель развитие ребёнка. Л.С.Выготским предложена схема диагностического изучения ребёнка (практическая реализация принципов коррекционно – педагогической помощи проблемным детям:
-создание положительного эмоционального фона в процессе совместной деятельности педагога и ребёнка;
-индивидуализация воспитательных приёмов и методов;
Создание развивающей среды как фактора психического развития ребёнка;
-необходимость ранней коррекционно-педагогической помощи проблемным детям;
-ориентация на зону ближайшего развития в процессе воспитания; -воспитание через коллектив, как основной фактор психического развития ребёнка ; -создание вариативной системы обучения и воспитания различных категорий детей;
-создание условий для каждого ребёнка условий , соответствующих его индивидуальным особенностям и способствующих реализации его потенциальных способностей.
Понимание причин, лежащих в основе неуспеваемости, учёт недостаточной готовности психических функций к освоению определённых знаний – вот принципы, которыми следует руководствоваться при определении содержания обучения детей с трудностями в обучении и при разработке методик преподавания учебных дисциплин и коррекция отклонений в психическом развитии. Выявление на разных этапах слабых звеньев психического развития помогает представить общую картину специфических особенностей ребёнка и наметить комплекс адекватной помощи различных специалистов(психологи, дефектологи, логопеды, социальные педагоги)
З.И.Калмыкова считает, что необходимо учитывать замедленный темп формирования знаний, интеллектуальную пассивность детей, повышенную утомляемость в процессе интеллектуальной деятельности. Оптимальным для таких детей является обучение в несколько замедленном темпе (особенно на начальном этапе изучения нового материала), с более широкой наглядностью и словесной формулировкой общих положений, с большим количеством упражнений, с постепенным сокращением помощи со стороны
взрослого и повышением трудности заданий.
В 1995 году институтом коррекционной педагогики была разработана единая концепция «Концепция коррекционно - развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы».
Многоаспектность школьных трудностей позволяет специалистам разных профилей по–разному определять значимость тех или иных факторов в возникновении трудностей у детей в процессе обучения.
Список литературы.
1 Н.П. Слободяник «Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении». Практическое пособие. Москва, 2006
2 Н.Яковлева. «Психологическая помощь дошкольнику».
Книга для родителей и воспитателей.
Санкт-Петербург «Валери СПД», 2001
3 М.К. Акимова, В.Т.Козлова «Психофизиологические особенности индивидуальности школьников»
Учёт и коррекция.
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.
Москва, 2002
4 В.Н.Костяева «Нестандартный ребёнок»
Литературная обработка М.А.Муратовой.
Москва, 2004
5 Е.О.Смирнова «Детская психология»
Учебник для вузов.
Москва. 2006
6 Научно-практический журнал «Завуч начальной школы»
№ 3, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
МАТЕРИАЛ ПОМОЖЕТ ПОНЯТЬ ПОЧЕМУ МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ,В ЧАСТНОСТИ ВТОРОКЛАССНИКИ, ИСПЫТЫВАЮТ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ И КАК МОЖНОИМ ПОМОЧЬ....
Типичные трудности в обучении младшего школьника
Описание типичных трудностей в обучении учащихся начальной школы. Их виды, причины, рекомендации по устранению....
Способы преодоления трудностей в обучении младших школьников путём дифференциации учебного материала.
В данной статье можно найти пути решения, как формировать навыки красивого и грамотного письма....
Трудности в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Трудности в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей...
Причины возникновения и пути преодоления трудностей в обучении младших школьников.
Сообщение о причинах возникновения трудностей в обучении младших школьников....
Причины возникновения и пути преодоления трудностей в обучении младших школьников.
Презентация к докладу о причинах возникновения трудностей....
«Причины возникновения и пути преодоления трудностей в обучении младших школьников».
Выступление на ресурсном школьном объединениии "Взаимодействие"....