Виды трудностей при обучении первоклассников и возможные причины этих трудностей.
материал (1 класс) по теме
В таблице представлены возможные причины трудностей при обучении первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_trudnostey_obucheniya_pervoklassnikov_i_vozmozhnye_prichiny_etikh_trudnostey.docx | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ
ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ | ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ | |
Трудности формирования зрительного образа буквы (трудности запоминания конфигурации графического элемента) | - недостаточная сформированность зрительной памяти - недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия - недостатки методики обучения (опора на принцип механического копирования) - форсирование темпа обучения | |
Трудности формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента | - недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия - недостаточность сформированности зрительно-моторных координаций - форсирование темпа обучения - недостаточность сформированности зрительной памяти - недостатки методики обучения | |
Трудности с копированием графических элементов букв | - недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия | |
Ошибки в пространственном расположении элементов букв | - недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия | |
Ребенок не «видит» строку, нарушает соотношение между элементами буквы, путает буквы, пишет «лишние» элементы или, наоборот, не дописывает буквы | - недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия - недостаточная сформированность зрительной памяти - недостатки методики обучения - форсирование темпа обучения | |
Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор) | - недостаточность сформированности моторных функций - нарушение зрительно-моторных координаций - недостатки методики обучения - форсирование темпа обучения - выраженное функциональное напряжение и утомление | |
Сильный нажим, тремор | - недостаточная сформированность моторных функций - нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки) - нарушение координации движений в связи с сильным утомлением и функциональным напряжением | |
Ошибки при письме: - пропуски согласных и гласных букв; - замены согласных букв, близких по звучанию (з-с, г-к, б-п, д-т и т.д.) | - трудность звукобуквенного анализа - форсирование темпа обучения - недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия - трудности концентрации внимания | |
Ребенок не использует правила (заменяет буквы, не ставит точку) | - непосильный темп, трудности концентрации внимания (низкая, неустойчивая работоспособность) - индивидуальные особенности организации деятельности - педагогические надоработки | |
Ухудшение почерка, замены букв при списывании | - недостаточность сформированности звукобуквенного анализа - слишком быстрый темп письма | |
Ухудшение почерка, замены букв при списывании | - недостаточность сформированности зрительно-моторной координации - недостаточная сформированность зрительной памяти | |
Очень медленный темп письма | - затруднен звукобуквенный анализ - недостаточная сформированность координации движений и зрительно-моторных координаций - индивидуальный темп деятельности | |
ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ | ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ | |
Ребенок плохо запоминает конфигурацию букв | - недостаточная сформированность зрительной памяти - недостатки методики обучения | |
Недостаточное различение близких по конфигурации букв | - недостаточная сформированность зрительного восприятия - недостаточная сформированность зрительной памяти - недостатки методики обучения | |
Перестановка букв при чтении | - недостаточная сформированность зрительного восприятия | |
Замена букв, неправильное произношение при чтении | - недостаточная сформированность звукобуквенного анализа, нарушения произношения, трудности артикуляции | |
Трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно, а вместе – трудно) | - недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия - недостаточная зрелость коры головного мозга | |
Пропуски слов, букв («невнимательное» чтение) | - функциональная слабость ЦНС - трудность концентрации внимания - выраженное утомление | |
Пропуски букв, слогов, угадывание («спотыкающийся» ритм) | - форсирование скорости чтения - недостатки методики обучения | |
Быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного («механическое» чтение) | - форсирование скорости чтения - недостатки методики обучения | |
Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое, без продвижения в течение года) | - недостаточная сформированность зрительного восприятия | |
Медленный темп чтения (есть продвижения в течение года) | - недостаточная сформированность звукобуквенного анализа, артикуляции - трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление) - индивидуальные особенности темпа деятельности |
- форсирование скорости чтения
ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ | ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ | |
ВИДЫ ТРУДНОСТЕЙ | ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ | |
Плохое выделение и различение геометрических фигур | - недостаточная сформированность зрительного восприятия - недостаточная сформированность зрительной памяти - недостатки методики обучения | |
Трудности копирования простейших геометрических фигур (с сохранением размерности, пропорций) | - недостаточная сформированность зритель-моторных координаций - недостаточная сформированность зрительного восприятия | |
Зеркальное письмо некоторых цифр, плохое различение цифр, близких по конфигурации, перестановка цифр | - недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия - форсирование темпа обучения - недостаточная сформированность зрительной памяти | |
Замена цифр при восприятии на слух | - недостаточная сформированность слухового восприятия | |
Трудности формирования правильной траектории движений при написании цифр, изменение конфигурации, соотношения элементов | - недостаточная сформированность зрительного восприятия - недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций - недостатки методики обучения - форсирование темпа обучения | |
Сильный тремор, неравномерность штрихов, сильный нажим | - недостаточная сформированность координации движений - неправильное положение ручки | |
Неустойчивый почерк: цифры неровные, растянутые, нарушены конфигурация, соотношение штрихов, размеры цифр | - недостаточная сформированность координации движений - неправильное положение ручки - сильное утомление - функциональное напряжение | |
Трудности расположения заданий по вертикали и горизонтали, перестановки | - недостаточная сформированность зрительного восприятия - недостаточная сформированность пространственного восприятия | |
Трудности выделения в заданиях числовых данных, если они записаны словами | - трудности вербально-логического мышления - механическое чтение | |
Фрагментарное восприятие задания (задачи) | - функциональная слабость ЦНС, повышенная утомляемость - механическое чтение | |
Трудности переключения с одной операции на другую в процессе деятельности | - функциональная слабость ЦНС, повышенная утомляемость - индивидуальные особенности деятельности | |
Трудности формирования математических понятий, усвоения законов, правил, трудности переноса вербальных инструкций на конкретное действие | - недостаточная сформированность вербально-логического мышления - недостаточная сформированность речевого развития - недостатки методики обучения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудности в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Трудности в обучении младшего школьника и возможные психологические причины данных трудностей...
Трудности в обучении первоклассников. Почему они возникают?
Не слышит учителя. Если ребенок плохо слышит не только на уроке, но и в повседневной жизни, не понимает обращенную речь, когда не видит лица говорящего – можно предположить, что у него имее...
виды трудностей при обучении письму и возможные их причины
Материал полезен учителям начальных классов, работающим с детьми с нарушением зрения...
Трудности в обучении чтению и их причины
В статье рассматривается педагогическая симптоматика основных трудностей при обучении чтению, описаны главные причины их возникновения, а также даны диагностические задания для выявления возникающих т...
Трудности в обучении первоклассников. Почему они возникают?
За последнее время всё чаще и чаще мы встречаем детей, которые не слышат и даже не реагируют на слова учителя, не могут высидеть и полурока ... С чем это связано? В чём причина?...
Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины. Как помочь?
Хвалите ребѐнка за каждый успех, он должен чувствовать, что у негополучается. Как можно меньше критикуйте...
ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ1. Не слышит учителя. Если ребенок плохо слышит не только на уроке, но и в повседневной жизни, не понимает обращенную речь, когда не видит лица говорящего...