Конспект занятия на тему "Линейный мат"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Линейный мат»
Цель занятия: научить детей самостоятельно ставить линейный мат двумя ладьями.
Задачи:
Образовательные:
- содействовать формированию представлений о линейном мате, как о четкой продуманной системе ходов;
- содействовать обобщению знаний по шахматной терминологии.
Развивающие:
- способствовать развитию памяти, внимания;
- развить логическое мышление;
- развить творческую активность.
- содействовать развитию умения работать в коллективе;
Воспитательные:
- повысить шахматную культуру
- выработать позитивное отношение к процессу обучения
- выработать навык работы в обучающей игре.
- воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.
- получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству
- способствовать формированию интереса к игре в шахматы.
Материалы, используемые на занятии:
- Демонстрационная доска
- Шахматные доски
- Шахматная шкатулка
Ход занятия
Педагог: - Здравствуйте ребята!
Дети: - Здравствуйте!
Педагог:
- Слово «Шахматы» в переводе означает «конец королю»! А гибель короля – это немедленный конец шахматной партии. Чтоб закончить шахматную партию, нам нужно поставить королю мат. Сегодня я хочу вас научить ставить линейный мат королю двумя ладьями.
В один из солнечных дней вышел белый король на прогулку и с ним его две ладьи. Встречается им на пути чёрный король. Белый король разозлился и потребовал захватить в плен чёрного короля. А чёрному королю ничего не оставалось, как убегать от них, ведь он был совсем один. Де ладьи переглянулись, улыбнулись и пообещали белому королю поймать его давнего врага.
Линейный мат королю ставим на краю шахматной доски.
Шахматный план - как ставить мат двумя ладьями?
А. Выбрать край доски.
Педагог: - Где будем ставить мат королю?
Дети: - На краю!
Педагог:
- У доски 4 края (вертикали «a», «h». 1-я и 8-я горизонтали). Сегодня мы с вами разучим линейный мат по горизонтали, а по вертикали мы изучим на следующем уроке. Давайте посчитаем, сколько клеток до 1-й и 8-й горизонтали чёрному королю. До 8-й горизонтали – всего 3 клетки, а до 1-й – 4 клеток. Раз до 8-й горизонтали чёрному королю ближе всего, то и загонять короля двумя ладьями будем именно на неё. Нужный нам край выбран!
- Отрезать короля.
Педагог:
- Вредный чёрный король добровольно на 8-ю горизонталь не пойдёт! Шах с 5-й горизонтали лишь поможет королю убежать подальше от края доски.
Две ладьи договорились между собой, что одна будет охранником и не даст королю уйти вперёд, а другая – охотником, и будет гнать короля назад. Ход ладьёй с поля h1 на поле h4 «отрезает» шахматного короля от центра доски.
1. Лh1 – h4 + Kpe5 – f5 (проговариваю с шахматами)
Педагог:
- Ладья берёт на себя роль СТОРОЖА. Теперь король чёрных не может пойти на 4-ю линию. Всю линию простреливает ладья белых.
Кстати, вторая ладья тоже прекрасно смогла справится с ролью сторожа.
Понятно, что после 4-й горизонтали идёт 5-я. Плохо начинать атаку на короля ладьёй h4. Если наш сторож уйдёт с 4-й линии, на ней сразу же с радостью окажется чёрный король
2. Лh4–h5+? Круf5–f4. (проговариваю с шахматами)
Педагог:
У сторожа уже есть работа: сторожить!
Ладьи должны работать в паре очень чётко. Одна сторожит линию, другая занимает следующую, то есть берёт на себя роль охотника и ставит королю шах.
3. Ла1 – а5 (проговариваю с шахматами).
Педагог: - ладья напала на чёрного короля и прокричала громко: «Король, тебе…»
Дети: - ШАХ!
Педагог:
- Король может сдаться и без сопротивления. Просто убегать назад. Но даже если король остался один, он всё равно должен биться до последнего хода. Что и делает чёрный король.
4. Круf5 – g6. (проговариваю с шахматами).
Педагог:
Ладья оттеснила короля с 5-й линии.
Б. Переброска ладьи.
Педагог:
Теперь без дела осталась ладья h4. Но на h6 ладья пойти не сможет, так как её там ждёт подкравшийся король. Битое поле. Беги от короля как можно дальше.
5. Лh4 – b4 (проговариваю с шахматами).
Педагог:
Чёрный король разозлился, что ладья h4 не попалась в его ловушку, и он не смог её забрать. Но он всё равно не сдаётся и продолжает погоню за ладьёй и делает следующий ход, в направлении ладьи.
6. Kpg6 – f6 (проговариваю с шахматами).
Педагог:
- Посмотри внимательно. Ладья h4 специально не дошла одну клетку и остановилась на вертикали «b». Чтобы не мешать друг другу, ладьи работают на соседних линиях!
Ладья продолжает выполнять задуманный план и делает следующий ход.
Педагог: - ладья напала на чёрного короля и прокричала громко: «Король, тебе…»
Дети: - ШАХ!
Педагог:
7. Лb4 – b6 Kpf6 – e7,
Педагог:
Король продолжает двигаться в направлении ладьи.
8. Ла5 – а7 + Кре7 – d8
Педагог: - ладья напала на чёрного короля и прокричала громко: «Король, тебе…»
Дети: - ШАХ!
Педагог: - Дети, обратите внимание, чёрный король дошёл до 8 горизонтали.
И ладья b6 делает свой решающий ход.
9.Лb6 –b8
Педагог: - ладья напала на чёрного короля и прокричала громко: «Король, тебе…»
Дети:-Шах и МАТ!!!
Педагог:
Каток из двух белых ладей неумолимо накатывается на чёрного короля. Ладья a7 контролирует 7-ю линию, а ладья b8 отняла все поля на 8-й. И таким образом мы поставили чёрному королю линейный мат двумя ладьями!
Физ. минутка.
Педагог:
Дети, вы, наверное, устали уже сидеть.
Давайте с вами вместе встанем,
физ. минутку мы начнём,
вместе с музыкой попляшем,
а потом играть начнём.
Проходит физ. Минутка, дети смотрят видео на интерактивной доске.
Педагог: - Границы королевства охраняют?
Дети: - Ладьи.
Педагог: - Рядом с ладьями пасутся?
Дети: - Кони.
Педагог: - Коней защищают?
Дети: - Слоны.
Педагог: - Правит в королевстве?
Дети: - Король.
Педагог: - Во всём ему помогает?
Дети: - Ферзь.
Педагог: - И всё королевство защищают?
Дети: - Пешки.
Педагог:
- Сегодня мы с вами научились ставить линейный мат двумя ладьями. Пока вы ещё не достигли полного совершенства, обязательно ставьте мат по строгому алгоритм.
Строгий алгоритм.
- Выбрать край доски.
- Отрезать королю ход назад.
- Оттеснить короля шахом к краю доски.
- Поставить мат.
Игра.
Педагог: - А теперь давайте закрепим ваши знания игрой. Перед вами лежит шахматная доска, расставьте фигуры точно так, как и у меня на демонстрационной доске. После того, как расставите правильно фигуры, можно приступать к игре.
Педагог: - Дети, какие вы молодцы! У вас всё получилось, и вы смогли поставить своему сопернику линейный мат.
А сейчас я хочу показать вам вот эту шахматную шкатулку. Педагог: - Как вы думаете, что там может быть?
Дети: - (предлагают свои варианты)
Педагог: - там вас ждут загадки про шахматы и шахматные фигуры. Попробуем отгадать?
Дети: - Да!
Занимательная викторина.
Загадки из шахматной шкатулки.
Педагог: - Здесь войско выстроилось в ряд:
Слоны и кони, и ладьи,
И пешки чинно все стоят!
Скорей игру мне назови!
Дети: - Шахматы
Педагог: - Съест коня, слоном закусит.
Все подметит, не упустит.
Прозевать ему нельзя —
Потеряет короля.
Дети: - Шахматист
Педагог: - Их на поле всего два,
Из-за них идет война.
Одного поймать в ловушку —
Прекращается игра.
Дети: - Шахматный король
Педагог: - На шахматной доске —
Сильнейший он.
«Плывет», ну, как ладья,
И «топает», как слон.
Дети: - Ферзь
Педагог: - Иногда король с ладьей
Ходят вместе очень ловко,
Шахматисты ход такой
Называют…
Дети: - Рокировкой
Педагог: - Стою на самом я краю,
Путь откроют – подойду.
Только прямо за хожу,
Как зовут, я не скажу
Дети: - Ладья
Итог занятия:
Педагог: - Сегодня мы с вами на занятии научились ставить линейный мат королю двумя ладьями. Закрепили нашу новую тему игрой и у вас это замечательно получилось. Даже успели поиграть с вами в шахматную шкатулку.
Домашнее задание.
Педагог: - Дома, вместе с родителями, братьями, сёстрами поиграйте в шахматы и постарайтесь поставить линейный мат двумя ладьями!
А на сегодня я с вами прощаюсь. Скажем нашим гостям до свидания!
Дети: - До свидания!
Педагог: - До свидания ребята, жду вас на следующем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
Дополнительное образование. Занятие на тему : "Цирк" . Конспект занятия.
Дополнительное образование по факультативному курсу "Театр", ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра....
Конспект занятия в комнате релаксации «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации»
Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей...
Конспект занятия"В гостях у Светофора «занятие по профилактике ПДД»
Занятие по ПДД "В гостях у светофора" позволит вам повторить правила дорожного движения. Конспект составлен для детей школы-интернат 1 вида, все доступно, так же может подойти для детского сада. Так ж...
Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки» Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо».
Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки»Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо». Цель: · научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и дела...
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...
Технология моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детей"
Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как с...