Студия "Артэ" дополнительная общеразвивающая программа для обучающихся 9-15 лет
рабочая программа (4 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа «Студия «Артэ» имеет художественную направленность.
Уровень реализации программы - базовый.
Программа «Студия «Артэ» направлена на создание условий для ознакомления учащихся с приемами работы с различными материалами, техниками, выявления и развитие творческих способностей каждого обучающегося, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.
Программа включает в себя девять разделов. Занятия в каждом разделе объединены общей тематикой и рассчитаны на две возрастные группы: младшую и старшую.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_dpo_studiya_arte_23-24.docx | 52.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Иркутской области
ГОКУ Иркутской области "Санаторная школа-интернат № 4"
г. Усолье-Сибирское"
РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол № 1 от «23» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО на педагогическом совете протокол №1 от «23» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ГОКУ "Санаторная школа-интернат №4" ________________________ Правдеюк М.А. приказ № 204 от «23» августа 2023 г. |
Студия «Артэ»
дополнительная общеразвивающая программа для обучающихся 9-15 лет
Срок реализации 1 учебный год
Автор-составитель программы:
Лубешко Н.М., учитель ИЗО
г. Усолье-Сибирское
2023г.
Содержание программы
1 Раздел. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель, задачи программы
1.3 Содержание программы. Учебный план
1.4 Содержание учебно-тематического плана
1.5 Планируемые результаты освоения программы
2 Раздел. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
2.2 Условия реализации программы
2.3 Формы аттестации
2.4 Оценочные материалы
2.5 Методические материалы
2.6 Список литературы
Приложение
2
1. Раздел. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное творчество» разработана с учетом требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (глава 10, статья 75), «Конвенции о правах обучающегося», в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования обучающихся (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-
р), Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России (от 09.11.2018 г. № 196), Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 года № 09-3242, Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3172-14, методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области от 2016 года, Положением об организации деятельности по дополнительным общеразвивающим программам в ГОКУ «Санаторная школа-интернат №4» (далее – Учреждение), Уставом Учреждения.
Дополнительная общеразвивающая программа «Студия «Артэ» имеет художественную направленность.
Уровень реализации программы - базовый.
Программа «Студия «Артэ» направлена на создание условий для ознакомления учащихся с приемами работы с различными материалами, техниками, выявления и развитие творческих способностей каждого обучающегося, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.
Программа включает в себя девять разделов. Занятия в каждом разделе объединены общей тематикой и рассчитаны на две возрастные группы: младшую и старшую. На протяжении всего курса обучения, обучающиеся учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Знакомятся с различными техниками и видами декоративно-прикладного творчества, традиционными видами ремесел.
Учитывая возраст обучающихся, программа предполагает использование разных форм проведения занятий: просмотр тематических фильмов, прослушивание музыки, применение игровых приемов обучения, показ мастер-класса, выполнение коллективных работ.
В процессе обучения учащиеся посещают выставки, музеи, знакомятся с литературой по прикладному искусству.
Педагогическая целесообразность. В содержании программы основной упор делается на декоративно-прикладную работу с различными материалами, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углубленным изучением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. Полученные знания и практический опыт, обучающиеся могут использовать при работе над оформлением интерьера, участвовать в изготовлении игрушек, сувениров, поделок, живописных картин.
Основное содержание образования - практико-ориентированное: здесь обучающийся действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.
В процессе занятий формируются развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Развиваются творческие задатки, мелкая моторика пальцев рук. Учащийся, как личность, самоутверждается, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
Актуальность. В современных условиях тема творчества является актуальной. Ведь своеобразной гарантией социализации личности учащегося в обществе является развитие их творческих способностей. Используя богатый потенциал, программа предполагает формирование у обучающихся интереса к творческой деятельности и декоративно – прикладному и изобразительному искусству, позволяет проявить и реализовать свою фантазию, оригинальное мышление, способствует воспитанию ценностных эстетических ориентиров.
Отличительная особенность программы «Декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство» проявляется в том, что она дает возможность каждому обучающемуся попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
Новизна программы заключается в том, что она нацелена не столько на изучение направлений декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства, сколько на достижение обучающимися такого уровня, который позволит им создавать высокохудожественные изделия, но при этом в процессе обучения не используются трудоёмкие и материало-затрачиваемые техники. Такой комплекс способствует развитию творческих способностей обучающегося, способствует гармоничному развитию личности и его самореализации.
Наполняемость учебных групп составляет 12-16 человек.
Возраст обучающихся по программе составляет 9-15 лет.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия - 2 академических часа (45 мин+45 мин) с перерывом 10 мин.
Форма обучения по программе очная.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, участие в творческих проектах.
При этом соблюдаются следующие правила:
- виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы
- деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение обучающихся на роли лидеров;
- необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности:
разделение труда, кооперацию обучающихся, сотрудничество обучающихся и педагога.
1.2. Цель, задачи программы
Цель программы: развитие и реализация творческого потенциала обучающихся школьного возраста посредством декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Задачи:
Обучающие:
- формировать навыки работы с различными материалами в разнообразных техниках декоративно - прикладного искусства (лепка из пластилина; оригами; бумагопластика; народная тряпичная кукла);
- совершенствовать техники изобразительного искусства используя разные материалы (акварель, гуашь, акваре.льные карандаши, мелки, отвары ягод, чая и кофе)
- повысить мотивацию обучающихся к творческой деятельности средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусства;
- расширить представления обучающихся о роли декоративно-прикладного и изобразительного творчества в современном мире;
- Развивающие:
- развивать устойчивый интерес к декоративно-прикладному и изобразительному творчеству;
- развивать умения анализировать, обобщать и графически представлять полученные данные;
- развивать навыки проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
- развивать навыки самостоятельной деятельности и навыки работы в команде.
Воспитательные:
- воспитывать эстетический и художественный вкус обучающегося;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности, бережного отношения к результатам труда.
1.3. Содержание программы. Учебный план
№ | Название темы | теория | практика | всего |
Блок 1. «Золотая осень» изобразительное искусство, 8 часов | ||||
1 | Вводное занятие. Знакомство с работой. Инструктаж техники безопасности. Правила поведения в мастерской. | 1 | - | 1 |
2 | Рисование цветными карандашами и восковыми мелками | - | 2 | 2 |
3 | Рисование пейзажа акварелью и гуашью | 1 | 3 | 4 |
4 | Виртуальные экскурсии в художественные музеи. | 1 | - | 1 |
Итого | 3 | 5 | 8 | |
Блок 2. Пластилинография, ДПИ, 8 часов | ||||
Вводное занятие. Что такое пластилинография? Инструменты, материалы, правила личной гигиены. | 0,5 | - | 0,5 | |
Прямая пластилинография | - | 1,5 | 1,5 | |
Модульная пластилинография | - | 2 | 3 | |
Миллефиори (многослойная пластилинография) | 0,5 | 2,5 | 3 | |
Итого | 2 | 6 | 8 | |
Блок 3. «Снежные фантазии», изобразительное искусство, 8 часов | ||||
Вводное занятие. Виртуальные экскурсии в художественные музеи | 2 | - | 2 | |
Пейзаж гуашью | - | 2 | 2 | |
Акварельный пейзаж | - | 2 | 2 | |
Карандашный рисунок | - | 2 | 2 | |
Итого | 2 | 6 | 8 | |
Блок 4. Мастерская «Деда Мороза», ДПИ, 8 часов | ||||
Вводное занятие. История новогодней игрушки (беседа, музейный урок) | 2 | - | 2 | |
Елочные игрушки-оригами | - | 2 | 2 | |
Бумажная пластика | - | 1 | 1 | |
Праздничный декор | - | 2 | 2 | |
Итоговое занятие. Выставка работ | 1 | - | 1 | |
Итого | 3 | 5 | 8 | |
Блок 5. Нетрадиционное рисование, изобразительное искусство, 8 часов | ||||
Вводное занятие. Инструменты и материалы. | 1 | - | 1 | |
Окрашивание бумаги и картона | - | 2 | 2 | |
Рисование ватными палочками. | - | 1 | 1 | |
Рисование пупырчатой пленкой. | - | 1 | 1 | |
Рисование красящими составами: чай, кофе, отвары трав, цветов и ягод. | - | 2 | 2 | |
Итоговое занятие. Выставка работ | 1 | - | 1 | |
Итого | 2 | 6 | 8 | |
Блок 6. Народная кукла, ДПИ, 8 часов | ||||
Вводное занятие. Инструменты и материалы. | 1 | 1 | ||
Куклы из ниток (мотанки) | 0,5 | 2,5 | 3 | |
Тряпичные куклы | 0,5 | 2,5 | 3 | |
Виртуальная экскурсия, создание собственной виртуальной выставки. | 1 | - | 1 | |
Итого | 3 | 5 | 8 | |
Блок 7. «Весенняя капель», изобразительное искусство, 6 часов | ||||
Вводное занятие. Виртуальные экскурсии в художественные музеи | 1 | - | 1 | |
Весенний пейзаж акварелью и гуашью | - | 4 | 4 | |
Карандашный рисунок «Портрет Весны» | - | 1 | 1 | |
Итого | 1 | 5 | 6 | |
Блок 8. «Бумажные фантазии», ДПИ, 8 часов | ||||
Вводное занятие. Знакомство с инструментами и материалами, ПТБ | 1 | - | 1 | |
Объемные поделки из бумаги. | 0,5 | 3 | 3,5 | |
Айрис-фолдинг | 0,5 | 3 | 3,5 | |
Итого | 2 | 6 | 8 | |
Блок 9. «Путешествие по миру», изобразительное искусство, 8 часов | ||||
Вводное занятие. | 1 | - | 1 | |
Виртуальные экскурсии по музеям мира | 2 | - | 2 | |
Пейзажи мира | - | 4 | 5 | |
Выставка работ | 1 | 1 | ||
Итого | 4 | 4 | 8 | |
Всего | 68 |
1.4. Содержание учебно-тематического плана
Программа составлена по блочно-модульному принципу. Содержание и очередность блоков может изменяться. Содержание программы «Декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство» состоит из девяти блоков, которые позволяют в процессе их изучения совершенствовать знания и умения из предыдущего блока. Блоки декоративно-прикладного и изобразительного искусства сменяют друг друга. Это выбрано для того, чтобы разнообразить деятельность обучающихся. Темы, изучаемые младшей и старшей группы одинаковы, но выполняемые работы отличаются по уровню сложности.
Данная программа направлена на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа включает теоретическую часть и практическую работу. Вся работа по изготовлению изделий должна быть тесно связана с бытом людей, поэтому обучающихся необходимо знакомить с историей возникновения и развитием направлений декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Беседы о творчестве мастеров, работающих над созданием изделий декоративно-прикладного искусства, художников прошлого и современности, создающих картины, повысят интерес к изучаемому, творческую активность в создании новых образцов.
Организуются занятия таким образом, чтобы обучающиеся принимали активное участие в анализе, планировании предстоящей работы, организации рабочего места, разбирались в пропорциях и масштабах, знакомились с различными способами нанесения слоев на основу, экономно расходовали материал, рационально использовали инструменты, самостоятельно контролировали свои действия, умели творчески подходить к окружающему нас миру вещей, умели использовать в своем творчестве нетрадиционные материалы и бросовые предметы, тем самым сохраняя экологию.
В процессе занятий педагог направляет творчество обучающихся не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
Блок 1. «Золотая осень» (ИЗО)
Вводное занятие.
Проведение техники безопасности. Правила поведения в мастерской.
Знакомство с содержанием обучения. Цели и задачи курса.
Повторение материалов и рабочих инструментов, их свойств и правила пользования. Организация рабочего места, подготовка его к работе.
Правила работы с красками: гуашью и акварелью, правила работы с цветными карандашами и восковыми мелками.
Практическая работа: нарисовать любым материалом произвольную картину.
Материалы: бумага, кисти, краски, цветные карандаши и мелки, палитра, тряпочка, непроливайка.
Рисование цветными карандашами и восковыми мелками.
Рассматривание изображений осени на картинах художников и фотографиях.
Зрительный ряд: репродукции картин, фото осенних пейзажей.
Практическая работа: портрет девушки – Осени.
Материалы: альбомный лист, цветные карандаши, восковые мелки.
Рисование пейзажа акварелью и гуашью
Знакомство с картинами Шишкина, Поленова, Левитана, Репина изображающие осенние пейзажи. Развивать творческое воображение обучающихся.
Зрительный ряд: репродукции картин, таблица цветов.
Практическая работа младшая группа: пейзаж акварелью «Дождь», пейзаж гуашью «Солнечная осень».
Практическая работа старшая группа: пейзаж «Осень в городе» (акварель или гуашь на выбор обучающихся.
Материалы: бумага, кисти, краски, цветные карандаши и мелки, палитра, тряпочка, непроливайка.
Виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею.
Знакомство с историей возникновения галереи, видеообзор залов Третьяковки. Картины-пейзажи.
Зрительный ряд: видеофильм или презентация о Третьяковской галерее.
Практическая работа: составить Книгу отзывов о просмотренном материале.
Блок 2. Пластилинография, ДПИ
Вводное занятие.
Что такое пластилинография. Инструменты, материалы, правила личной гигиены и техники безопасности.
Материалы: пластилин, стеки, доска для лепки, тряпочка.
Прямая пластилинография.
Понятие прямая пластилинография. Создание эскиза работы. Определение технологической последовательности выполнения работы. Развивать конструктивное мышление обучающихся, их творческое воображение, художественный вкус.
Зрительный ряд: образец работы, план выполнения работы.
Практическая работа: выполнить панно в технике прямой пластилинографии.
Материалы: пластилин, стеки, доска для лепки, тряпочка, картон, карандаш.
Модульная пластилинография.
Работа с пластилином. Изготовление сувенирных магнитов.
Создание эскиза магнита. Определение технологической последовательности выполнения работы. Развивать конструктивное мышление обучающихся, их творческое воображение, художественный вкус.
Зрительный ряд: магниты.
Практическая работа: слепить из пластилина магниты.
Материалы: пластилин, стеки, доска для лепки, тряпочка, картон, ножницы, клей, магниты.
Миллефиори (многослойная пластилинография).
Приемы выполнения многослойных элементов из пластилина. Подбор цветов, приемы нарезки деталей нитью или проволокой.
Развивать конструктивное мышление обучающихся, их творческое воображение, художественный вкус. Составление многофигурной композиции.
Зрительный ряд младшая группа: изображения цветов и листьев.
Зрительный ряд старшая группа: изображения морских черепах, коралловых рифов и их обитателей.
Практическая работа младшая группа: выполнить в технике миллефиори композицию «Цветы»
Практическая работа старшая группа: выполнить в технике миллефиори композицию «Коралловый риф»
Материалы: пластилин, стеки, доска для лепки, тряпочка, карандаш, ластик, картон, ножницы.
Блок 3. «Снежные фантазии»
Вводное занятие. Виртуальная экскурсия в Иркутский художественный музей. Знакомство с работами художников-пейзажистов.
Зрительный ряд: видеофильм или презентация об Иркутском художественном музее, репродукции картин с зимней тематикой.
Практическая работа: составить свою выставку из предложенных репродукций картин на определенную тему «Зимний лес», «Зима в городе», «Зимние картинки», подобрать к своей выставке стихи и музыку. Сделать презентацию выставки.
Материалы: наборы репродукций, подборки стихов и музыки.
Пейзаж гуашью.
Основы цветоведения, составление композиции.
Определение технологической последовательности выполнения работы. Развивать конструктивное мышление обучающихся, их творческое воображение, художественный вкус.
Зрительный ряд: цветовой круг, иллюстрации на зимнюю тематику.
Практическая работа младшая группа: рисунок гуашью «Сказочный лес»
Практическая работа старшая группа: рисунок гуашью «Северное сияние»
Материалы: альбом, гуашь, кисти, палитра, тряпочка, непроливайка.
Акварельный пейзаж.
Свойства акварели. Определение технологической последовательности выполнения работы. Развивать творческое воображение, художественный вкус.
Зрительный ряд: иллюстрации на зимнюю тематику.
Практическая работа: пейзаж акварелью «Зимнее утро», «Зимний вечер»
Материалы: альбом, акварель, кисти, палитра, тряпочка, непроливайка.
Карандащный рисунок.
Возможности акварельных карандашей. Создание эскиза новогодней открытки .Определение технологической последовательности выполнения работы. Развивать творческое воображение, художественный вкус.
Зрительный ряд: подборка новогодних открыток.
Практическая работа: выполнить акварельными карандашами новогоднюю или рождественскую открытку.
Материалы: бумага, акварельные карандаши, кисточки, вода, непроливайка.
Блок 4. Мастерская Деда Мороза, ДПИ
Вводное занятие. История новогодней игрушки. Музейный урок «Как праздновали Новый год наши бабушки и дедушки. Виртуальная экскурсия в Великий Устюг в дом Деда Мороза.
Зрительный ряд: презентация, экскурсия в школьный музей.
Елочные игрушки-оригами.
Младшая группа: выполнение простых игрушек – оригами: елочка, рождественский колокольчик, дед Мороз, снежинка из модулей.
Старшая группа: выполнение объемных изделий в технике оригами – еловая ветка из модулей, звезда из модулей
Развивать конструктивное мышление обучающихся, умение делать из прямоугольного листа бумаги квадрат, делить бумагу на равные части путем сгибания и складывания, их творческое воображение, умение читать схему изделий, художественный вкус.
Зрительный ряд: образцы работ, презентация.
Практическая работа: выполнить изделия в технике оригами.
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.
Бумажная пластика.
Изготовление подвесных украшений в технике бумагопластики. Развивать конструктивное мышление обучающихся, умение делать из прямоугольного листа бумаги квадрат, делить бумагу на равные части путем сгибания и складывания, их творческое воображение, умение читать схему изделий, художественный вкус.
Зрительный ряд: образцы работ, презентация.
Практическая работа: выполнить изделия в технике бумагопластики «Снежинка-пушинка», «Балерины».
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, нитки для подвеса изделий.
Праздничный декор.
Изготовление праздничного новогоднего декора в виде подвесной композиции. Развивать творческое воображение, умение составлять композицию из отдельных элементов, подбирать материалы для работы.
Зрительный ряд: образцы работ, презентация.
Практическая работа: выполнить подвесные композиции «Шарики-фонарики» (младшая группа), «Звездная ночь» (старшая группа)
Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, нитки для подвеса изделий.
Итоговое занятие. Выставка работ.
Блок 5. Нетрадиционное рисование, ИЗО.
Вводное занятие.
Знакомство с приемами нетрадиционного рисования, картинами художников, использующих элементы нетрадиционного рисования (необычные техники, материалы, холсты).
Зрительный ряд: видеопрезентация картин.
Окрашивание бумаги и картона.
Подготовка материалов и красок для окрашивания бумаги.
Практическая работа. Окрашивание бумаги красками используя технику разбрызгивания, оттиска бумагой, пленкой, пупырчатой пленкой. Получение дизайнерской бумаги.
Материалы: бумага, белый картон, акварельные краски, зубные щетки, листья, пленка, смятая бумага, штампы.
Зрительный ряд: образцы окрашенной бумаги.
Рисование ватными палочками.
Использование в качестве инструмента ватной палочки. Следы от одной и нескольких ватных палочек: точка, группы точек, цветовые пятна, полосы.
Практическая работа «Деревья», «Ветка сирени», «Сакура»
Материалы: бумага, ватные палочки, гуашь, акварель, бумага.
Зрительный ряд: образцы работ, фотографии природы.
Рисование пупырчатой пленкой.
Использование в работе готовых шаблонов из пупырчатой (упаковочной) пленки. Эффект «соты».
Практическая работа «Пчелы», «Подводный мир», «Космос»
Материалы: упаковочная пупырчатая пленка, ножницы, бумага, кисть, гуашь, акварель.
Зрительный ряд: фотографии по теме работы.
Рисование красящими составами.
Использование в качестве красок растворы чая, кофе (разной крепости), сока свеклы, моркови, черники, отвары ромашки и календулы. Наблюдение за градацией цвета в зависимости от крепости отвара или раствора, использование полученных выводов в работах.
Практическая работа «Букет цветов».
Материалы: бумага белого цвета, кисти разной толщины, красящие растворы, черновик.
Зрительный ряд: фотографии цветочных букетов.
Итоговое занятие. Выставка работ.
Блок 6. Народная кукла, ДПИ.
Вводное занятие. Инструменты и материалы.
Беседа об истории народной куклы, ее видах, правилах и традициях изготовления куклы, подбор необходимых материалов.
Куклы из ниток (мотанки).
История куклы-мартинички. Технология изготовления куклы-мотанки. Разбор технологической карты.
Практическая работа: изготовление куклы-мотанки «Веснянка» (младшая группа), куклы-мотанки «Конь».
Материалы: вязальные нитки, ножницы, технологические карты.
Зрительный ряд: образцы работ, презентация
Тряпичные куклы.
История обрядовой и обережной куклы. Технология изготовления кукол. Отличие игровой куклы от обрядовой и обережной. Современное видение традиционной народной куклы, работы народных мастеров.
Практическая работа: кукла «Колокольчик», «Куватка», «Ангелочек» (младшая группа); кукла «Вепсская», «Берегиня», «Желанница» (старшая группа).
Материалы: ткани х\б белые, цветные, вата, нитки, ножницы, ленты, бусины.
Виртуальная экскурсия, создание собственной виртуальной выставки. Фотографирование работ, подбор музыки, стихов, оформление виртуальной выставки
Блок 7. «Весенняя капель», ИЗО.
Вводное занятие. Виртуальные экскурсии в художественные музеи.
Знакомство с картинами на тему «Весна» русских и зарубежных художников. Какой может быть весна? (дискуссия, обмен впечатлениями).
Весенний пейзаж акварелью и гуашью.
Изображение весеннего пейзажа.
Практическая работа.
Материалы: бумага, набор кистей, акварель или гуашь, непроливайка, палитра.
Зрительный ряд: репродукции картин, изображающих природу ранней и поздней весной.
Карандашный рисунок «Портрет Весны»
Знакомство с искусством женского портрета в живописи и скульптуре. Ассоциации на тему портрета Весны: какая она? Характер, внешний облик. Рисование портрета Весны акварельными или цветными карандашами.
Практическая работа: портрет «Весны».
Материалы: бумага, акварельные или цветные карандаши, непроливайка, кисточка.
Зрительный ряд: репродукции картин и скульптур изображающих женщин.
Блок 8. «Бумажные фантазии», ДПИ.
Вводное занятие. Знакомство с инструментами и материалами, ПТБ.
Какие инструменты и материалы понадобятся для работы, повторение правил техники безопасности. Возможности использования вторсырья для работ. Галерея работ.
Объемные поделки из бумаги.
Возможности разных видов бумаги при выполнении работ, вторая жизнь бросовой бумаги и картона. Основы бумагопластики: как плоский лист превратить в объемное изделие при помощи сгибов и надрезов.
Практическая работа: младшая группа «Животный мир», старшая группа панно «Геометрия»
Материалы: цветная и бросовая бумага, краски и кисти, ножницы, клей, картон.
Зрительный ряд: галерея работ, образцы и схемы к ним.
Айрис-фолдинг.
Что такое айрис-фолдинг. Галерея работ. Технология выполнения работы в данной технике, подготовка материалов для работы.
Практическая работа: «Геометрия», «Сердце», «Чаепитие»
Материалы» цветной и белый картон, полоски цветной бумаги, ножницы, клей-карандаш, схемы.
Зрительный ряд: галерея работ, образцы работ и схемы.
Блок 9. «Путешествие по миру», ИЗО
Вводное занятие.
Виртуальные экскурсии по музеям мира.
Знакомство с творчеством зарубежных художников. Отличие русского пейзажа от пейзажей других стран: Япония, Австралия, Северная и Южная Америка, Тибет, Африка. Беседа.
Пейзажи мира.
Изображение пейзажей по мотивам увиденных картин и фотографии. Выявление типичных, для конкретной страны, особенностей пейзажа и способе их изображения.
Практическая работа: выполнение серии рисунков «Пейзажи мира»
Материалы: бумага, набор кистей, гуашь, непроливайка, палитра, простой карандаш, ластик.
Выставка работ.
Подведение итогов. Подготовка выставки лучших работ за год. Вручение благодарственных писем.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися программы «Ручное творчество» направлено на достижение комплекса результатов
Личностные:
У обучающихся будет сформировано:
- эмоционально - ценностное отношения к искусству и к жизни;
- способности к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- основы социально-ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, самостоятельность;
- организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.
Регулятивные:
У обучающихся будет сформировано:
- умение выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.
- умение решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- умение работать в новых техниках, планировать свои действия;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- умение воспринимать оценку своих работ.
Познавательные
Обучающиеся будут уметь:
- различать изученные виды декоративно - прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- развивать фантазию, воображение, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного и декоративно - прикладного искусства. Коммуникативные
У обучающихся будут сформированы:
- опыт осуществления совместной продуктивной деятельности;
- умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- умение отстаивать собственное мнение и позицию;
- навыки самостоятельной и коллективной проектной деятельности.
Предметные
Обучающиеся будут уметь:
- работать с различными инструментами и материалами в различных техниках и применять эти знания;
- выполнять правила техники безопасности при работе;
- подбирать цветовую гамму, мотивы, материалы, фурнитуру, составлять композицию; использовать базовые формы.
2. Раздел. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год обуче ния | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 | 01.09. | 25.05 | 34 | 68 | 2 раза в неделю по 2 часа |
2.2. Условия реализации программы
Реализация программы требует наличия кабинета для занятий.
Оборудование кабинета:
- столы и стулья для теоретических и практических занятий,
- шкафы и стеллажи для сушки изделий и для хранения материалов, оборудования, литературы.
- плакаты по цветоведению.
- инструменты и материалы для блока ИЗО: бумага формата А3, А4, кисти, акварельные краски, гуашь, палитры, непроливайки, ватные палочки, полиэтилен, упаковочная пленка, растворы чая, кофе, свеклы и моркови (готовятся непосредственно перед занятием), цветные карандаши, акварельные карандаши, простые карандаши, восковые мелки, ластики, точилки.
- инструменты и материалы для блока ДПИ: цветная бумага, картон, ножницы, клей, линейка, простой карандаш, ластик, фломастеры, пластилин, стеки, подкладная доска, ткань белая и цветная, нитки хлопчатобумажные и вязальные, обрезки лент (0,5 см, 1 см), самоклеящаяся цветная пленка или бумага.
Технические средства обучения:
- классная магнитная доска.
- компьютер (ноутбук), - экран, - проектор. - принтер.
2.3. Формы аттестации
По мере освоения программы периодически проводится контроль полученных знаний и навыков учащихся. Контроль позволяет определить эффективность обучения в программе, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс; обучающимся, родителям, педагогу увидеть результаты общего труда. Контроль успешности учащихся при освоении программы в объединении проводится в следующих формах: собеседование, тестирование, итоговая выставка творческих работ.
Аттестация проводится с целью установления:
- соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и планируемым результатам обучения;
- соответствия организации образовательного процесса по реализации программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ
Отслеживание результативности осуществляется в форме собеседования. При этом проводятся:
- входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с целью определения уровня развития и подготовки) в форме беседы;
- текущая диагностика по завершении занятия, темы (проводится с целью определения степени усвоения учебного материала);
- итоговая, проводимая по завершении изучения курса программы с целью определения изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей (в форме выставки).
Проводится текущий контроль (в течение всего учебного года) - выставки, тестирование, анализ работ.
Итоговая аттестация (май) проходит в форме итоговой выставки обучающихся объединения.
2.4. Оценочные материалы
В ходе освоения программы применяются следующие методы отслеживания результативности: педагогическое наблюдение, педагогический анализ (диагностическая карта), выполнение практических заданий, и т.д.
Отслеживание и оценивание результатов обучения учащихся проходит через их участие в выставках, конкурсах, фестивалях, проектах, массовых мероприятиях. Мониторинг реализации программы осуществляется в начале учебного года и в конце учебного года по показателям, характеризующим не только уровень предметных знаний и умений, но и сформированности ряда компетенций. см. Приложение.
2.5. Методические материалы
Оборудование кабинета:
- программа объединения;
- учебная литература;
- методическая литература;
- электронные презентации в соответствии с тематическим планированием;
- столы и стулья для теоретических и практических занятий печь, - шкафы и стеллажи для сушки изделий и для хранения материалов, оборудования, литературы.
- компьютер (ноутбук), - экран, - проектор.
- инструменты и материалы для блока ИЗО: бумага формата А3, А4, кисти, акварельные краски, гуашь, палитры, непроливайки, ватные палочки, полиэтилен, упаковочная пленка, растворы чая, кофе, свеклы и моркови (готовятся непосредственно перед занятием), цветные карандаши, акварельные карандаши, простые карандаши, восковые мелки, ластики, точилки.
- инструменты и материалы для блока ДПИ: цветная бумага, картон, ножницы, клей, линейка, простой карандаш, ластик, фломастеры, пластилин, стеки, подкладная доска, ткань белая и цветная, нитки хлопчатобумажные и вязальные, обрезки лент (0,5 см, 1 см), самоклеящаяся цветная пленка или бумага.
Методы работы: словесный, наглядный, практический; репродуктивный; Ведущий метод: метод проектов.
На занятиях по декоративно-прикладному творчеству используются приёмы проектной технологии: создание проблемной ситуации, «мозговой штурм»; графические способы сбора и анализа информации: кластеры, инструкционные карты, сравнительные карты, концептуальные таблицы.
Использование проектных методов и приёмов на занятиях при реализации программы «Декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство» даёт возможность каждому обучающемуся приобрести навыки планирования и организации своей деятельности. Использование проектных методов и приёмов позволяет открыть и реализовать творческие способности обучающихся, развить их познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания.
Методические рекомендации по построению занятия
Этапы занятия:
- Организационный момент.
- Мотивация.
- Актуализация знаний.
- Целеполагание.
- Формирование новых понятий, знаний, способов действий.
- Практическая работа.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
- Задание для самостоятельной работы обучающихся.
2.6. Список литературы
для педагога:
- Алехин А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя. - М.: Просвещение, 2015
- Большая книга игр и поделок/пер. с нем. Ю. Бема. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2016.
- Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина/ Популярное пособие для родителей и педагогов. Серия: Вместе учимся мастерить. - Ярославль: Академия развития, 2014.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография - 2. - М.: Скрипторий. 2018.
- Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. - М.: Скрипторий 2018.
- Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - С.-П.: Литеро, 2015.
- Моргадес К. Роспись по шелку. - М.: АРТ - РОДНИК, 2018.
- Серия Мастер - класс на дому. Фигурки из соленого теста. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2017.
- Синеглазова О.М. Батик. - М.: Издательский Дом МСП, 2016
- Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: - М.: Академия, 2017.
Интернет ресурсы
- http: //ped-kopilka.ru/uchitelj am-predmetnikam
- http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyy-redakciya- 2015/
- http://www.gddut.ru/content/методический-кабинет 4. http: //base.garant .ru/70291362/10/ для обучающихся и родителей:
- Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Родник, 2016
- Гусарова Н. Н. Техника изонити для школьников. - С.-Пб.: Детство-Пресс, 2017
- Дворкина И. А., Батик. - М.: Радуга, 2018
- Синеглазова М. А. Распишем ткань сами. - М: Профиздат, 2017
- Соленое тесто. Украшения, сувениры, поделки. Сост. К.В.Слаева. - М.: Эксмо, 2016
- Терешина Г.В. Батик своими руками. - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2017.
Интернет ресурсы.
- http://uplady.ru/otdyh/uvlecheniya/lepka-iz-solenogo-testa-recepty-podelki- kartmy.html
- https: //ru.wikipedia. org/wiki/Батик
- http: //masterclas sy .ru/izonit/370-izonit- shemy .html
- https: //ru.wikipedia. org/wiki/Папье-маше
- http://masterclassy.ru/podelki/pape-mashe/3640-pape-mashe-luchshie-idei-i- sovety
Приложение
Мониторинг качества дополнительного образования и воспитания
№ | Фамилия, имя обучающ ихся | Уровень обученности | Уровень воспитанности | Мотивация | Коммуника тивность | Творческ ая активность | Успеш ность | |||||
Исходный | Итоговый | Исходный | Итоговый | Исходный | Итоговый | Исходный | Итоговый | Исходный | Итоговый |
| ||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к общеразвивающей программе дополнительного образования "День за днем" Навыки социально-бытового ориентирования" для детей-инвалидов с наушениями умственного развития. Возраст обучающихся 3-10 лет.
Эта программа применяется в Центре реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Калининского р-на Санкт-Петербурга...
Дополнительная общеразвивающая программа "Фанкластик" для обучающихся с ОВЗ
Дополнительная общеразвивающая программа "Фанкластик" для обучающихся с ОВЗ....
Развитие личностных компетенций обучающихся через освоение техник фелтинга и фильцнадели по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности
В статье описан опыт реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности по развитию личностных компетенций учащихся. Так же представлена технология р...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Радуга талантов" (для обучающихся начальных классов"
Цель курса "Радуга талантов":-раскрытие и развитие творческого потенциала каждого ребёнка, овладение обучающимися навыками коллективного взаимодействия и общения с помощью чтени...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа патриотической направленности «Казачата» Возраст обучающихся: 7-8 лет
Формирование первоначального представления о казачьей традиционной культуре....
общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Лыжные гонки» Возраст обучающихся:7-12 лет Срок реализации: 1 год обучения
quot;Лыжные гонки" физкультурно- спортивной направленности....
Адаптивная дополнительная образовательная общеразвивающая программа Общая физическая подготовка с элементами пауэрлифтинга физкультурно-спортивной направленности для обучающихся с умственной отсталостью 12-16 лет
Пауэрлифтинг - это сложный комплекс воздействий на физиологические, психологические и биохимические процессы в организме. Особенность программы состоит в том, что она рассчитана на категорию дет...