общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Лыжные гонки» Возраст обучающихся:7-12 лет Срок реализации: 1 год обучения
рабочая программа по физкультуре
"Лыжные гонки" физкультурно- спортивной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Лыжные гонки" | 48.05 КБ |
2021-2022_godlyzhnye_gonki.docx | 48.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Верх-Коён»
Искитимского района Новосибирской области
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Лыжные гонки»
Возраст обучающихся:7-12 лет
Срок реализации: 1 год обучения
Автор- составитель:
Федотов Игорь Александрович
Педагог дополнительного образования
2021г
Пояснительная записка.
Программа составлена:
-Федеральным закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р); Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки РФ от29 августа 2013г.№1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»);
-Методическими рекомендациями по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г.№09-3242«О направлении информации»); - «Санитарно-эпидемиологическим требованиям организации режима работы образовательных организаций детей»СанПиН 2.4.4. 3172-14 (постановление Главного врача РФ от 4 июля 2014г№41);
Направленность программы: «лыжные гонки» - физкультурно-спортивная.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в удовлетворении возрастной потребности в идентификации личности, определении жизненных стратегий и обретении навыков их реализации; сохранении и культивировании уникальности личности несовершеннолетних, создании условий, благоприятных для развития спортивной индивидуальности личности ребенка. Она оказывает на организм всестороннее влияние. В процессе тренировок и игр у занимающихся лыжными гонками, совершенствуется функциональная деятельность, обеспечивается правильное физическое развитие. Формируются такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство ответственности. Следует также учитывать, что занятия лыжными гонками - благодатная почва для развития двигательных качеств.
Актуальность образовательной программы состоит в том, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательных организациях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физического развития и подготовленности обучающихся требует увеличения их двигательной активности, усиления образовательной направленности учебных занятий по физической культуре и расширения вне учебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Адресат программы
Данная программа усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации сил, знаний, полученных детьми в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка и помогает ребятам в профессиональном самоопределении.
данной программы обусловлена целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у лыжников гонщиков:
- личностная ориентация образования;
- профильность;
- практическая направленность;
- мобильность;
- разноуровневость;
- реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности обучающихся.
Программа призвана осуществлять 3 исключительно важные функции:
- создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания им «ситуации успеха»;
- способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов личности;
- выполнять защитную функцию по отношению к личности, компенсируя ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях общеобразовательной школы реализацией личностного потенциала в условиях дополнительного образования.
Ведущими ценностными приоритетами программы являются:
- демократизация учебно-воспитательного процесса;
- формирование здорового образа жизни;
- саморазвитие личности;
- создание условий для педагогического творчества;
- поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством выбранного ими вида спорта
Цель и задачи программы
Цель: формирование разносторонне гармонически физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры; укрепления и сохранения собственного здоровья, воспитания потребности для занятия спортом.
Задачи:
Обучающие:
- формирование представлений о виде спорта – лыжные гонки, их возникновении, развитии и правилах соревнований;
- формирование знаний о закаливающих процедурах и укреплении здоровья;
- формирование начальных сведений о самоконтроле;
- овладение воспитанниками спортивной техникой и тактикой лыжных гонок;
- приобретение практических навыков и теоретических знаний в области лыжных гонок, а также соблюдение общей и частной гигиены и осуществление самоконтроля.
Развивающие:
- развитие всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений;
- развитие волевых качеств - смелости, решительности, самообладания;
- развитие лидерских качеств, инициативы и социальной активности;
- развитие морально-волевых качеств.
Воспитательные:
- воспитание у юных спортсменов чувства ответственности за свои действия перед коллективом;
- воспитание взаимопомощи и трудолюбия;
- воспитание коммуникативных качеств;
- воспитание элементарных навыков судейства;
- воспитание умения заниматься самостоятельно.
Формы организации занятий
- Групповая работа
- Круговая работа
- Индивидуальная работа
- Самостоятельная работа
- Учебно-Тренировочная
Режим занятий:
Занятия проводятся на пришкольной спортивной площадке и в спортивном зале. Продолжительность занятий в секции - 1 раза в неделю по 2 часа, 68 часов в год. Количество занимающихся в группе -15 человек. Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования групп секции по лыжным гонкам и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. Программа предусматривает распределение учебно-тренировочного материала для работы по лыжным гонкам на 136 часов (на 2 года) и направлена на более качественный уровень освоения навыков и умений лыжных гонок.
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты и способы их проверки: овладение обучающимися способами контроля и оценки физического развития и физической подготовленности, основами методики обучения и тренировки по лыжным гонкам. Приобретение дополнительных знаний истории и происхождения по лыжным гонкам.
Динамика индивидуальных показателей развития физических качеств, обучающихся; овладение навыками передвижения на лыжах; формирование знаний по здоровому образу жизни.
Знать / понимать:
– влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику заболеваний и увеличение продолжительности жизни;
– формы занятий физической культуры и лыжным спортом, их целевое назначение и применение в обыденной жизни для достижения спортивного мастерства и высоких результатов;
– требования техники безопасности к занятиям лыжным спортом (легкой атлетике);
– способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности.
Уметь:
– планировать и проводить индивидуальные и групповые тренировочные занятия по лыжному спорту (легкой атлетике);
– выполнять приемы страховки и самостраховки;
– выполнять комплексы упражнений по ОФП и СФП;
– выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические действия по избранному виду спорта;
– осуществлять судейство соревнований по лыжам (легкой атлетике);
– оказывать ПМП при травмах;
– выполнять требования физической и спортивной подготовки во время соревнований и при сдаче контрольных нормативов;
– владеть техникой основных лыжных ходов (легкоатлетических упражнений);
– использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Получить знания:
Обучающие:
- овладение воспитанниками спортивной техникой и тактикой лыжных гонок; приобретение практических навыков и теоретических знаний в области лыжных гонок, а также соблюдение общей и частной гигиены и осуществление самоконтроля.
- приобщение подростков к здоровому образу жизни;
Развивающие:
- развитие всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений;
- развитие волевых качеств - смелости, решительности, самообладания;
- развитие лидерских качеств, инициативы и социальной активности;
Воспитательные:
- воспитание взаимопомощи и трудолюбия;
- воспитание коммуникативных качеств;
- воспитание элементарных навыков судейства;
Формы подведения итогов реализации программы
Личностные результаты:
Общая физическая подготовка.
Значение ОФП как основы спортивного совершенства. ОРУ без предметов. ОРУ с предметами (скакалка, гимнастическая палка, мяч). ОРУ на гимнастической лестнице. ОРУ на гимнастической скамейке. Строевые упражнения. Упражнения на развитие скорости. Скоростно-силовые упражнения. Упражнения на равновесие и координацию движений. Упражнения на расслабление и восстановление мышц.
Метапредметные результаты:
Специальная физическая подготовка.
Значение СФП для развития специфических двигательных качеств. Связь ОФП с СФП. Строевые упражнения на лыжах.
Упражнение на развитие силы (с резиновым эспандером и отягощением). Упражнение на развитие общей выносливости. Имитационные упражнения для овладения элементами техники лыжных ходов. Имитационные упражнения для совершенствования стоек спуска с гор и торможений.
Предметные результаты
Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. Понятие о технике и тактике лыжника-гонщика. Классификация техники передвижения на лыжах. Строевые упражнения на лыжах. Способы лыжных ходов (скользящего шага, попеременно-двухшажного, одновременно бесшажного, одновременно одношажного, одновременно двухшажного, полуконькового, конькового). Владение техникой движений основных лыжных ходов. Владение техникой преодоления бугров и спусков.
Владение горнолыжной техникой. Владение техникой выполнения легкоатлетических упражнений. Спортивные игры (баскетбол, футбол). Подвижные игры, эстафеты.
Учебный план
№ п/п |
Название темы | Количество часов |
Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика
| |||
1. | Развитие лыжного спорта (легкой атлетики) в России. Участие в олимпийских играх и чемпионатах мира. | 1 | 1 | - | Предварительный |
2. | Гигиена занятий и режим дня спортсмена лыжника | 1 | 1 | - | |
3. | Основы техники лыжных гонок | 2 | 2 | - | |
4. | Основы методики обучения техники и тактики лыжника | 2 | 2 | - | |
5. | Правила техники безопасности и оказание ПМП | 1 | 1 | - | |
6. | Спортивные базы, оборудование. Инвентарь. | 1 | 1 | - | |
7. | Правила соревнований | 1 | 1 | - | |
8. | ОФП | 21 | - | 21 | Текущий |
9. | СФП | 15 | - | 15 | Текущий |
10. | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника гонщика | 22 | - | 22 | Оперативный |
11. | Участие в соревнованиях | Согласно календарному плану | |||
12. | Выполнение контрольных требований и нормативов | 1 | - | 1 | |
| Итого: | 68 | 9 | 59 |
Содержание программы учебного плана
Теоретические знания.
1. Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире.
Порядок и содержание работы секции. Значение лыж и жизни народов Севера. Эволюция лыж и снаряжение лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России.
Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.
2. Правила проведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь.
Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебно-тренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения.
Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях.
3. Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.
Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля. Подсчет пульса.
4. Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.
Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным двухшажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов.
Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах. Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям. Оформление стартового городка, разметка дистанции. Правила поведения на соревнованиях.
Практические знания
1.Общая физическая подготовка.
В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.
Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая – для мышц рук и плечевого пояса, вторая – для мышц туловища и шеи; третья – для мышц ног и таза.
Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).
Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.
Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.
Бег: 20, 30, 60м, повторный бег – два-три отрезка по 20-30м и по 40м, три отрезка по 50-60м Бег с низкого старта 60м 100м Эстафетный бег с этапами до 40м, до 50-60м Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-100м.
Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.
Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты с места с разбега; толкание ядра весом 3кг 4кг5кг.
Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные – от 3 до 5 видов.
Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и др. основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень». Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5,10, 15м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
2. Специальная физическая подготовка.
Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.
3.Техническая подготовка.
Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении переменным двухшажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов ввысокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основными элементами конькового хода.
4. Контрольные упражнения и соревнования.
Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 3-6 соревнованиях по ОФП в годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам на дистанциях 1-2км, в годичном цикле.
Методическое обеспечение программы.
Материально-техническое обеспечение:
Спортивное оборудование и инвентарь:
- лыжные палки – 12штук;
- лыжи - 12 штук;
- лыжные ботинки- 12 штуки;
- маты гимнастические;
- скакалки-12 штук;
- мячи набивные;
- форма спортивная (майки, шорты, гетры, обувь, штаны, куртка зимняя, шапка, перчатки);
- мячи волейбольные, баскетбольные, футбольный мяч;
- гири, гантели.
Дидактическое обеспечение образовательного процесса:
• учебно-демонстрационные плакаты;
• видеофильмы;
• компьютер;
• проектор.
Календарный учебный график
№ | Месяц | Количество часов | Форма занятий | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |||
1 | 1 | 2 | Теория Практика | Развитие лыжного спорта (легкой атлетики) в России. Участие в олимпийских играх и чемпионатах мира. ОФП. СФП | спортзал | Текущий | |||
2 | 1 | 2 | Теория Практика | Гигиена занятий и режим дня спортсмена лыжника. ОФП. СФП | спортзал | Текущий | |||
3 | 1 | 2 | Теория Практика | Основы техники лыжных гонок ОФП | спортзал | Текущий | |||
4 | 2 | 2 | Теория Практика | Основы техники лыжных гонок ОФП | спортзал | Текущий | |||
5 | 2 | 2 | Теория Практика | Основы методики обучения техники и тактики лыжника. ОФП | спортзал | Текущий | |||
6 | 2 | 2 | Теория Практика | Основы методики обучения техники и тактики лыжника. ОФП | спортзал | Текущий | |||
7 | 2 | 2 | Теория Практика | Правила техники безопасности и оказание ПМП .ОФП | спортзал | Текущий | |||
8 | 3 | 2 | Теория Практика | Спортивные базы, оборудование. Инвентарь. ОФП | спортзал | Текущий | |||
9 | 3 | 2 | Теория Практика | Правила соревнований ОФП | спортзал | Текущий | |||
10 | 3 | 2 | Теория | Общая физическая подготовка. Тесты по контролю за развитием основных двигательных качеств (силы, быстроты, гибкости, прыгучести, выносливости, координации движений | кабинет | Текущий | |||
11 | 4 | 2 | Практика | Специальная физическая подготовка. ОФП | улица | Текущий | |||
12 | 4 | 2 | Практика | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. ОФП Упражнение на развитие общей выносливости. | улица | Текущий | |||
13 | 4 | 2 | Практика | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. ОФП Классификация техники передвижения на лыжах. | улица | Текущий | |||
14 | 4 | 2 | Практика | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. СФП Совершенствования стоек спуска с гор и торможений. | улица | Текущий | |||
15 | 5 | 2 | Практика | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника | улица | Текущий | |||
16 | 5 | 2 | Практика | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника полуконькового, конькового хода | улица | Текущий | |||
17 | 5 | 2 | Практика | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника основных ходов. СФП | улица | Текущий | |||
18 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника подъема в гору. СФП | улица | Текущий | ||||||
19 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника спуска с горы. СФП | улица | Текущий | ||||||
20 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. Преодоления бугров и спусков. СФП | улица | Текущий | ||||||
21 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. Имитационные упражнения для овладения элементами техники лыжных ходов. СФП | улица | Текущий | ||||||
22 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. Упражнение на развитие общей выносливости. ОФП | улица | Текущий | ||||||
23 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. Владение техникой выполнения легкоатлетических упражнений. | улица | Текущий | ||||||
24 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. Способы лыжных ходов | спортзал | Текущий | ||||||
25 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. Способы лыжных ходов (полуконькового, конькового). | спортзал | Текущий | ||||||
26 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. Лыжных ходов | спортзал | Текущий | ||||||
27 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. Способы лыжных ходов (полуконькового, конькового). | спортзал | Текущий | ||||||
28 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. Контрольные упражнения. | спортзал | Текущий | ||||||
29 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. Имитационные упражнения | улица | Текущий | ||||||
30 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. СФП | улица | Текущий | ||||||
31 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. ОФП | улица | Текущий | ||||||
32 | 32 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. ОФП | улица | Текущий | |||||
33 | 33 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. ОФП | улица | Текущий | |||||
34 | 34 | Участие в соревнованиях. | согласно календарного плана спортивно-массовых мероприятий. | Текущий |
Методическое обеспечение программы.
Список рекомендуемой литературы для педагога:
1. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: Физкультура и спорт, 2000.
2. Кубеев А.В., Манжосов В.Н., Баталов А.Г. Исследование информативности показателей при оценке и нормировании интенсивности тренировочных нагрузок (Методическая разработка для студентов ГЦОЛИФК). – М., 2000.
3. Манжосов В.Н. Тренировка лыжника-гонщика. – М.: Физкультура и спорт, 1999.
4. Мартынов В.С. Комплексный контроль в циклических видах спорта: Дисс. … докт. пед. наук. – СПб., 2002
5. Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки // Теория и практика физической культуры, №2, №3, 2000.
6. Поварницин А.П. Волевая подготовка лыжника-гонщика. – М.: Физкультура и спорт, 2002.
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей:
1. Ермаков В.В. Техника лыжных ходов.- Смоленск: СГИФК, 2001.
2. Манжосов В.Н., Огольцов И.Г., Смирнов Г.А. Лыжный спорт. – М.: Высшая школа, 2000.
3. Мартынов В.С. Комплексный контроль в лыжных видах спорта.- М., 2000.
4. Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсменов. – Киев: Здоровья, 2006.
5. Поварницин Л.П. Волевая подготовка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 2002
6. Раменскам Т.Н. Техническая подготовка лыжника. - М.: Физкультура и спорт, 2004.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Верх-Коён»
Искитимского района Новосибирской области
| СОГЛАСОВАНО Утверждаю: В.А Грицик |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Лыжные гонки»
Возраст обучающихся:7-12 лет
Срок реализации: 1 год обучения
Автор- составитель:
Федотов Игорь Александрович
Педагог дополнительного образования
2021г
Пояснительная записка.
Программа составлена:
-Федеральным закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р); Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки РФ от29 августа 2013г.№1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»);
-Методическими рекомендациями по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г.№09-3242«О направлении информации»); - «Санитарно-эпидемиологическим требованиям организации режима работы образовательных организаций детей»СанПиН 2.4.4. 3172-14 (постановление Главного врача РФ от 4 июля 2014г№41);
Направленность программы: «лыжные гонки» - физкультурно-спортивная.
Новизна дополнительной образовательной программы состоит в удовлетворении возрастной потребности в идентификации личности, определении жизненных стратегий и обретении навыков их реализации; сохранении и культивировании уникальности личности несовершеннолетних, создании условий, благоприятных для развития спортивной индивидуальности личности ребенка. Она оказывает на организм всестороннее влияние. В процессе тренировок и игр у занимающихся лыжными гонками, совершенствуется функциональная деятельность, обеспечивается правильное физическое развитие. Формируются такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство ответственности. Следует также учитывать, что занятия лыжными гонками - благодатная почва для развития двигательных качеств.
Актуальность образовательной программы состоит в том, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательных организациях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня физического развития и подготовленности обучающихся требует увеличения их двигательной активности, усиления образовательной направленности учебных занятий по физической культуре и расширения вне учебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Адресат программы
Данная программа усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации сил, знаний, полученных детьми в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка и помогает ребятам в профессиональном самоопределении.
данной программы обусловлена целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у лыжников гонщиков:
- личностная ориентация образования;
- профильность;
- практическая направленность;
- мобильность;
- разноуровневость;
- реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности обучающихся.
Программа призвана осуществлять 3 исключительно важные функции:
- создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания им «ситуации успеха»;
- способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов личности;
- выполнять защитную функцию по отношению к личности, компенсируя ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях общеобразовательной школы реализацией личностного потенциала в условиях дополнительного образования.
Ведущими ценностными приоритетами программы являются:
- демократизация учебно-воспитательного процесса;
- формирование здорового образа жизни;
- саморазвитие личности;
- создание условий для педагогического творчества;
- поиск, поддержка и развитие детской спортивной одаренности посредством выбранного ими вида спорта
Цель и задачи программы
Цель: формирование разносторонне гармонически физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры; укрепления и сохранения собственного здоровья, воспитания потребности для занятия спортом.
Задачи:
Обучающие:
- формирование представлений о виде спорта – лыжные гонки, их возникновении, развитии и правилах соревнований;
- формирование знаний о закаливающих процедурах и укреплении здоровья;
- формирование начальных сведений о самоконтроле;
- овладение воспитанниками спортивной техникой и тактикой лыжных гонок;
- приобретение практических навыков и теоретических знаний в области лыжных гонок, а также соблюдение общей и частной гигиены и осуществление самоконтроля.
Развивающие:
- развитие всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений;
- развитие волевых качеств - смелости, решительности, самообладания;
- развитие лидерских качеств, инициативы и социальной активности;
- развитие морально-волевых качеств.
Воспитательные:
- воспитание у юных спортсменов чувства ответственности за свои действия перед коллективом;
- воспитание взаимопомощи и трудолюбия;
- воспитание коммуникативных качеств;
- воспитание элементарных навыков судейства;
- воспитание умения заниматься самостоятельно.
Формы организации занятий
- Групповая работа
- Круговая работа
- Индивидуальная работа
- Самостоятельная работа
- Учебно-Тренировочная
Режим занятий:
Занятия проводятся на пришкольной спортивной площадке и в спортивном зале. Продолжительность занятий в секции - 1 раза в неделю по 2 часа, 68 часов в год. Количество занимающихся в группе -15 человек. Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования групп секции по лыжным гонкам и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. Программа предусматривает распределение учебно-тренировочного материала для работы по лыжным гонкам на 136 часов (на 2 года) и направлена на более качественный уровень освоения навыков и умений лыжных гонок.
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты и способы их проверки: овладение обучающимися способами контроля и оценки физического развития и физической подготовленности, основами методики обучения и тренировки по лыжным гонкам. Приобретение дополнительных знаний истории и происхождения по лыжным гонкам.
Динамика индивидуальных показателей развития физических качеств, обучающихся; овладение навыками передвижения на лыжах; формирование знаний по здоровому образу жизни.
Знать / понимать:
– влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику заболеваний и увеличение продолжительности жизни;
– формы занятий физической культуры и лыжным спортом, их целевое назначение и применение в обыденной жизни для достижения спортивного мастерства и высоких результатов;
– требования техники безопасности к занятиям лыжным спортом (легкой атлетике);
– способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности.
Уметь:
– планировать и проводить индивидуальные и групповые тренировочные занятия по лыжному спорту (легкой атлетике);
– выполнять приемы страховки и самостраховки;
– выполнять комплексы упражнений по ОФП и СФП;
– выполнять соревновательные упражнения и технико-тактические действия по избранному виду спорта;
– осуществлять судейство соревнований по лыжам (легкой атлетике);
– оказывать ПМП при травмах;
– выполнять требования физической и спортивной подготовки во время соревнований и при сдаче контрольных нормативов;
– владеть техникой основных лыжных ходов (легкоатлетических упражнений);
– использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Получить знания:
Обучающие:
- овладение воспитанниками спортивной техникой и тактикой лыжных гонок; приобретение практических навыков и теоретических знаний в области лыжных гонок, а также соблюдение общей и частной гигиены и осуществление самоконтроля.
- приобщение подростков к здоровому образу жизни;
Развивающие:
- развитие всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений;
- развитие волевых качеств - смелости, решительности, самообладания;
- развитие лидерских качеств, инициативы и социальной активности;
Воспитательные:
- воспитание взаимопомощи и трудолюбия;
- воспитание коммуникативных качеств;
- воспитание элементарных навыков судейства;
Формы подведения итогов реализации программы
Личностные результаты:
Общая физическая подготовка.
Значение ОФП как основы спортивного совершенства. ОРУ без предметов. ОРУ с предметами (скакалка, гимнастическая палка, мяч). ОРУ на гимнастической лестнице. ОРУ на гимнастической скамейке. Строевые упражнения. Упражнения на развитие скорости. Скоростно-силовые упражнения. Упражнения на равновесие и координацию движений. Упражнения на расслабление и восстановление мышц.
Метапредметные результаты:
Специальная физическая подготовка.
Значение СФП для развития специфических двигательных качеств. Связь ОФП с СФП. Строевые упражнения на лыжах.
Упражнение на развитие силы (с резиновым эспандером и отягощением). Упражнение на развитие общей выносливости. Имитационные упражнения для овладения элементами техники лыжных ходов. Имитационные упражнения для совершенствования стоек спуска с гор и торможений.
Предметные результаты
Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. Понятие о технике и тактике лыжника-гонщика. Классификация техники передвижения на лыжах. Строевые упражнения на лыжах. Способы лыжных ходов (скользящего шага, попеременно-двухшажного, одновременно бесшажного, одновременно одношажного, одновременно двухшажного, полуконькового, конькового). Владение техникой движений основных лыжных ходов. Владение техникой преодоления бугров и спусков.
Владение горнолыжной техникой. Владение техникой выполнения легкоатлетических упражнений. Спортивные игры (баскетбол, футбол). Подвижные игры, эстафеты.
Учебный план
№ п/п |
Название темы | Количество часов |
Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика
| |||
1. | Развитие лыжного спорта (легкой атлетики) в России. Участие в олимпийских играх и чемпионатах мира. | 1 | 1 | - | Предварительный |
2. | Гигиена занятий и режим дня спортсмена лыжника | 1 | 1 | - | |
3. | Основы техники лыжных гонок | 2 | 2 | - | |
4. | Основы методики обучения техники и тактики лыжника | 2 | 2 | - | |
5. | Правила техники безопасности и оказание ПМП | 1 | 1 | - | |
6. | Спортивные базы, оборудование. Инвентарь. | 1 | 1 | - | |
7. | Правила соревнований | 1 | 1 | - | |
8. | ОФП | 21 | - | 21 | Текущий |
9. | СФП | 15 | - | 15 | Текущий |
10. | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника гонщика | 22 | - | 22 | Оперативный |
11. | Участие в соревнованиях | Согласно календарному плану | |||
12. | Выполнение контрольных требований и нормативов | 1 | - | 1 | |
| Итого: | 68 | 9 | 59 |
Содержание программы учебного плана
Теоретические знания.
1. Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире.
Порядок и содержание работы секции. Значение лыж и жизни народов Севера. Эволюция лыж и снаряжение лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России.
Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.
2. Правила проведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь.
Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебно-тренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения.
Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях.
3. Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.
Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля. Подсчет пульса.
4. Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.
Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным двухшажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов.
Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах. Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям. Оформление стартового городка, разметка дистанции. Правила поведения на соревнованиях.
Практические знания
1.Общая физическая подготовка.
В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.
Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая – для мышц рук и плечевого пояса, вторая – для мышц туловища и шеи; третья – для мышц ног и таза.
Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).
Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.
Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.
Бег: 20, 30, 60м, повторный бег – два-три отрезка по 20-30м и по 40м, три отрезка по 50-60м Бег с низкого старта 60м 100м Эстафетный бег с этапами до 40м, до 50-60м Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-100м.
Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.
Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты с места с разбега; толкание ядра весом 3кг 4кг5кг.
Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные – от 3 до 5 видов.
Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и др. основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень». Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5,10, 15м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
2. Специальная физическая подготовка.
Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.
3.Техническая подготовка.
Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении переменным двухшажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов ввысокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основными элементами конькового хода.
4. Контрольные упражнения и соревнования.
Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 3-6 соревнованиях по ОФП в годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам на дистанциях 1-2км, в годичном цикле.
Методическое обеспечение программы.
Материально-техническое обеспечение:
Спортивное оборудование и инвентарь:
- лыжные палки – 12штук;
- лыжи - 12 штук;
- лыжные ботинки- 12 штуки;
- маты гимнастические;
- скакалки-12 штук;
- мячи набивные;
- форма спортивная (майки, шорты, гетры, обувь, штаны, куртка зимняя, шапка, перчатки);
- мячи волейбольные, баскетбольные, футбольный мяч;
- гири, гантели.
Дидактическое обеспечение образовательного процесса:
• учебно-демонстрационные плакаты;
• видеофильмы;
• компьютер;
• проектор.
Календарный учебный график
№ | Месяц | Количество часов | Форма занятий | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |||
1 | 1 | 2 | Теория Практика | Развитие лыжного спорта (легкой атлетики) в России. Участие в олимпийских играх и чемпионатах мира. ОФП. СФП | спортзал | Текущий | |||
2 | 1 | 2 | Теория Практика | Гигиена занятий и режим дня спортсмена лыжника. ОФП. СФП | спортзал | Текущий | |||
3 | 1 | 2 | Теория Практика | Основы техники лыжных гонок ОФП | спортзал | Текущий | |||
4 | 2 | 2 | Теория Практика | Основы техники лыжных гонок ОФП | спортзал | Текущий | |||
5 | 2 | 2 | Теория Практика | Основы методики обучения техники и тактики лыжника. ОФП | спортзал | Текущий | |||
6 | 2 | 2 | Теория Практика | Основы методики обучения техники и тактики лыжника. ОФП | спортзал | Текущий | |||
7 | 2 | 2 | Теория Практика | Правила техники безопасности и оказание ПМП .ОФП | спортзал | Текущий | |||
8 | 3 | 2 | Теория Практика | Спортивные базы, оборудование. Инвентарь. ОФП | спортзал | Текущий | |||
9 | 3 | 2 | Теория Практика | Правила соревнований ОФП | спортзал | Текущий | |||
10 | 3 | 2 | Теория | Общая физическая подготовка. Тесты по контролю за развитием основных двигательных качеств (силы, быстроты, гибкости, прыгучести, выносливости, координации движений | кабинет | Текущий | |||
11 | 4 | 2 | Практика | Специальная физическая подготовка. ОФП | улица | Текущий | |||
12 | 4 | 2 | Практика | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. ОФП Упражнение на развитие общей выносливости. | улица | Текущий | |||
13 | 4 | 2 | Практика | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. ОФП Классификация техники передвижения на лыжах. | улица | Текущий | |||
14 | 4 | 2 | Практика | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. СФП Совершенствования стоек спуска с гор и торможений. | улица | Текущий | |||
15 | 5 | 2 | Практика | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника | улица | Текущий | |||
16 | 5 | 2 | Практика | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника полуконькового, конькового хода | улица | Текущий | |||
17 | 5 | 2 | Практика | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника основных ходов. СФП | улица | Текущий | |||
18 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника подъема в гору. СФП | улица | Текущий | ||||||
19 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника спуска с горы. СФП | улица | Текущий | ||||||
20 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. Преодоления бугров и спусков. СФП | улица | Текущий | ||||||
21 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. Имитационные упражнения для овладения элементами техники лыжных ходов. СФП | улица | Текущий | ||||||
22 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. Упражнение на развитие общей выносливости. ОФП | улица | Текущий | ||||||
23 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. Владение техникой выполнения легкоатлетических упражнений. | улица | Текущий | ||||||
24 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. Способы лыжных ходов | спортзал | Текущий | ||||||
25 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. Способы лыжных ходов (полуконькового, конькового). | спортзал | Текущий | ||||||
26 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. Лыжных ходов | спортзал | Текущий | ||||||
27 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. Способы лыжных ходов (полуконькового, конькового). | спортзал | Текущий | ||||||
28 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. Контрольные упражнения. | спортзал | Текущий | ||||||
29 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. Имитационные упражнения | улица | Текущий | ||||||
30 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. СФП | улица | Текущий | ||||||
31 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. ОФП | улица | Текущий | ||||||
32 | 32 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. ОФП | улица | Текущий | |||||
33 | 33 | Общие основы методики обучения техники и тактики лыжника. ОФП | улица | Текущий | |||||
34 | 34 | Участие в соревнованиях. | согласно календарного плана спортивно-массовых мероприятий. | Текущий |
Методическое обеспечение программы.
Список рекомендуемой литературы для педагога:
1. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: Физкультура и спорт, 2000.
2. Кубеев А.В., Манжосов В.Н., Баталов А.Г. Исследование информативности показателей при оценке и нормировании интенсивности тренировочных нагрузок (Методическая разработка для студентов ГЦОЛИФК). – М., 2000.
3. Манжосов В.Н. Тренировка лыжника-гонщика. – М.: Физкультура и спорт, 1999.
4. Мартынов В.С. Комплексный контроль в циклических видах спорта: Дисс. … докт. пед. наук. – СПб., 2002
5. Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки // Теория и практика физической культуры, №2, №3, 2000.
6. Поварницин А.П. Волевая подготовка лыжника-гонщика. – М.: Физкультура и спорт, 2002.
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей:
1. Ермаков В.В. Техника лыжных ходов.- Смоленск: СГИФК, 2001.
2. Манжосов В.Н., Огольцов И.Г., Смирнов Г.А. Лыжный спорт. – М.: Высшая школа, 2000.
3. Мартынов В.С. Комплексный контроль в лыжных видах спорта.- М., 2000.
4. Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсменов. – Киев: Здоровья, 2006.
5. Поварницин Л.П. Волевая подготовка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 2002
6. Раменскам Т.Н. Техническая подготовка лыжника. - М.: Физкультура и спорт, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Шедевры своими руками» направление – «художественно - эстетическое» возраст учащихся – 10-12 лет срок реализации - 1 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Шедевры своими руками» направление – «художественно - эстетическое»возраст учащихся – 10-12 летсрок реализации - 1 год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление – «художественно - эстетическое» возраст учащихся – 13 - 14 лет срок реализации - 1 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка « Театральная ступенька» направление – «художественно - эстетическое»возраст учащихся – 13 - 14 летсрок реализа...
Рабочая программа кружка общекультурной направленности «Волшебная палитра» для обучающихся 1-4 классов,срок реализации 2 года
Программа " Волшебная палитра"разработана на 2 года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение...
Рабочая программа кружка общекультурной направленности «Город Мастеров» для обучающихся 1-4 классов, срок реализации 2 года
Программа"Город мастеров" разработана на 2 года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности...
Рабочая программа кружка подвижные игры "Юниор" на 2022-2023 учебный год возраст обучающихся: 8-9 лет срок реализации: 1год
Данная рабочая программа кружка подвижные игры "Юниор" на 2022-2023 учебный год разработана в соответствии с основными положениями ФГОС начального общего образования и ориентирована на испол...
Буклет объединения «Мой дом- мой край» туристско - краеведческое направление, возраст детей: 9-11 лет, срок реализации программы: 1 год
В буклете содержится информация об объединении «Мой дом- мой край» туристско - краеведческого направления....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Лыжные гонки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программафизкультурно-спортивной направленности«Лыжные гонки» Стартовый уровень Возраст обучающихся: 7- 14 летСрок реализации: ...