Урок и неурок: инновации в обучении ( из опыта работы)
статья

Аннотация: Все чаще поднимается вопрос об использовании инновационных  подходов в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Необходимо создать условия, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, творчество.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, инновации в обучении, исследования, проекты, групповые технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок и неурок: инновации в обучении

( из опыта работы)

О.В. Ярукина, учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 2» г. Чебоксары

Аннотация: Все чаще поднимается вопрос об использовании инновационных  подходов в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Необходимо создать условия, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, творчество.

Ключевые слова: системно-деятельностный подход, инновации в обучении, исследования, проекты, групповые технологии.

Сегодня образование  рассматривается как важнейший фактор становления и развития личности как индивидуальности, обеспечивающее проявление его активности, самостоятельности, инициативности. Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней,  самостоятельной познавательной деятельности школьника. Происходит постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, представлять доказательства, делать выводы и умозаключения.  

 Инновации в обучении – это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата.  Инновационные уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке.  Смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера.  Инновационные уроки больше нравятся учащимся в силу их необычности по замыслу, методике организации и проведения, отсутствия жесткой структуры, наличия условий для самореализации и т.д. Изобретательная деятельность учителя на таких уроках раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, создании учебных ситуаций, организации творческой работы учащихся.  Я хочу остановиться на некоторых видах инновационных уроков подробнее. 
     1. Исследовательский урок. В основе такого урока – организация практического исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Учащиеся на уроке ведут поиск решения проблемы, экспериментируют, обмениваются мнениями, вырабатывая  вариант предложений для изучения.

     2. Урок на основе групповой технологии. Организуются группы, в каждой из которых есть сильные и слабые ученики. Каждый учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые  разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

Есть другой вариант сотрудничества. Каждый член группы находит материал по своей подтеме. Обучающиеся, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому товарищей в группе.

    3. Проблемные уроки – форма организации обучения на основе создания проблемной ситуации. Искусство учителя заключается в том, чтобы дать учебный материал как неизвестные знания, которые ребята  должны открыть для себя сами. Например, на уроке  математики  во 2 классе при изучении темы  «Умножение на 1 и 0» я использовала создание проблемной ситуации:

У. Сравните выражения:8 ∙ 5 … 5 ∙ 8           34 ∙ 9 … 31 ∙ 2          а ∙ 3 … а ∙ 2 + а

Д. 8 ∙ 5 = 5 ∙ 8, так как от перестановки множителей значение произведения не меняется. Объясняют остальные неравенства.

У. Какое свойство умножения использовали в первом примере?

Д. Переместительное.

Целеполагание. Постановка проблемы:

У. А что означают выражения 7 ∙ 1, 7 ∙ 0?

Дети затрудняются ответить – возникает проблемная ситуация.

— В нашем примере было бы удобно считать, что 7 ∙ 1 = 7, а 7 ∙ 0 = 0. Однако выражения 7 ∙ 1 и 7 ∙ 0 не имеет смысла. Мы можем условиться считать эти равенства верными. Но для этого надо проверить, не нарушим ли мы переместительное свойство умножения. Кто может озвучить тему и цель урока?

Открытие детьми нового знания:

У. Выполните действия: 1 ∙ 7, 1 ∙ 4, 1 ∙ 5.

Дети решают примеры с комментированием.

— Сделайте вывод: 1 ∙ а = ?

Д. 1 ∙ а = а

У. Имеют ли смысл выражения 7 ∙ 1,  4 ∙ 1,  5 ∙ 1? Почему?

Д. Нет, так как в сумме не может быть одно слагаемое.

У. Чему они должны быть равны, чтобы не нарушилось переместительное свойство умножения?

Д. 7 ∙ 1 тоже должно быть равно 7, поэтому 7 ∙ 1 = 7.

Аналогично рассматриваются 4 ∙ 1 = 4, 5 ∙ 1 = 5.

У. Сделайте вывод: а ∙ 1 = ?

Д. а ∙ 1 = а

Обучающиеся постепенно приобщаются к методу поиска и нахождения неизвестного, учатся ориентироваться не столько на результат, сколько на анализ процесса его достижения.

     4. Уроки на основе проектной деятельности.  Проект – одна из форм исследовательской работы. Моя работа над проектами проходит по принципу «5 П» - проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация. Проект способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и формирует у них коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнеров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий. Например, при изучении темы «Рифма», можно  использовать лэп-бук – книгу маленьких и больших открытий.  В  ней собраны уже известные факты, добавляются новые материалы. Ребятам самим пришлось  «открывать» новые секреты рифмы, опираясь на собственный опыт.

Также, при инновационном подходе к организации урока не стоит забывать о таком важном моменте, как здоровьесберегающие технологии. Для лучшего развития памяти, а именно, запоминания в своей работе  я  использую приемы мнемотехники, которые облегчают запоминание и увеличивают объем памяти благодаря образованию искусственных ассоциаций.

Эффективность организации современного урока можно оценить по следующим критериям: обучение через открытие, наличие дискуссий, характеризующихся различными  точками зрения по изучаемым вопросам,              

развитие личности, способность ученика проектировать предстоящую деятельность, осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены.

Итак, новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи.

Список литературы:

1.Бургин М.С. Инновация и новизна в педагогике /Молодежь в постиндустриальном обществе: Материалы международной научно-практической конференции /сборник научных трудов - Саратов-Дюссельдорф - Пресс-Лицей - 2013. - 256 с.

2.Григорьева С. Г. К проблеме инновационной деятельности педагога в современных условиях // Среднее профессиональное образование. - 2010. - N 11. - С. 9-12.

3. Заславская О.В.Инновации в сфере воспитывающего обучения…//Завуч.-2008.-№2.-с.16

4. Инновация - определить норму// Управление школой.-2008.-№22.-с.15-27

5. Лобок А.М. Проблематика инновационной деятельности// Муниципальное образование.-2008.-№1.-с.5-6

6.Мурзина Н. П. От "новых стандартов" к инновационной деятельности педагогов школы // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - N 4. - С. 3-9.

7. Инновации в образовании, Материалы VII-й Всероссийской дистанционной августовской научно-практической конференции, [Электронный ресурс] - электронный интернет-журнал «Эйдос» - 2015 - 5 дек. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интереса к учёбе в системе развивающего обучения (из опыта работы)

В работе  даются ответы на вопросы "Как сделать учебную деятельность значимой?", "Как формируется потребность в знании?", приводятся фрагменты уроков обучения грамоте и математики....

ТЕМА: « ИГРОВЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ» (Из опыта работы).

Методическая разработка по теме : "Игровые моменты на уроках",  направленная в помощь учителям начальных классов. Данное пособие содержит в себе теоретический материал о роли игры на уроках, а та...

Организация коллективной формы обучения на уроках русского языка в начальных классах (из опыта работы учителей)

Попадая в новые условия, дети не умеют общаться со сверстниками. Задача учителя – научить детей работать вместе, сообща. Передовой опыт учителей начальной школы на современном этапе характеризуются п...

Статья на тему "Почему я работаю в системе развивиющего обучения?" (из опыта работы)

В основу статьи положен личный опыт работы по системе развивающего обучения Д.Б Эльконина- В.В. Давыдова. статья призвана привлечь внимание педагогов к данной системе обучения...

Д О К Л А Д «Опыт работы по повышению дифференциальной диагностики и сопровождению одаренных и способных детей на различных этапах школьного обучения» (из опыта работы) ( доклад подготовлен для выступления на заседании Районного методического объединения

laquo;Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чт...

Обучение английскому языку в 10-11 классах в условиях дистанционного обучения (из опыта работы)

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расс...