Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе: технология ТРИЗ
статья
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_2.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные приемы формирования функциональной грамотности
в начальной школе: технология ТРИЗ
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед учителем ставятся новые задачи: научить не только грамотно решать эти задачи, но и делать выводы, систематизировать накопленные знания, уметь самостоятельно добывать необходимую информацию.
Исследования немецких ученых показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; и только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%
Вот и встают перед учителем вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как вызвать положительное отношение к учебе? Как формировать функциональную грамотность? Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах и приемах обучения, которые направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить мотивацию к предмету и повысить эффективность образования. ТРИЗ можно использовать на разных этапах уроков. Остановлюсь подробнее на нескольких приёмах.
- «Я возьму тебя с собой»
Описание: Учитель загадывает признак, по которому будет собрано множество объектов. Задача класса угадать этот признак. Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все «взятые» предметы.
Примеры использования приема на уроках
Урок окружающего мира станет интереснее, если использовать эту игру в качестве задания для классификации объектов: кустарники, деревья и травы; лиственные и хвойные деревья.
У: Я решил разбить красивый сад и выбираю, что же в нем посадить. Угадайте, по какому признаку я выбираю растения. Для этого предлагайте мне различные растения, а я скажу, могу ли я их взять. Я беру с собой яблоню. А что у вас?
Д: Я беру с собой тюльпан.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру с собой малину.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру с собой дуб.
У: Я беру тебя с собой.
Д: Вы берете все деревья?
У: Да! Итак, признак, по которому я выбираю предметы — группа растений деревья.
На уроке математики будет актуально формировать умение различать нечетные и четные числа.
На уроке русского языка учитель может предложить прием для того, чтобы закрепить навык различать глаголы по группам.
- «Необъявленная тема»
Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.
Учитель: ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока? Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока!
- «Шаг за шагом»
Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. по изучаемой теме
- «Ложная альтернатива»
Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Пример: Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
- Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ?
- Что растет не березе - яблоки или груши?
- Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
- Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
- Столица России - Париж или Минск?
- Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?
- «Круги на воде». Как от брошенного в воду камня, начинают расходиться круги, затягивающие в себя все предметы вокруг: листочек, веточку и т.п. Так и от одного «брошенного» слова может начаться движение, которое дает толчок для новых ассоциаций и приводит к созданию целой истории.
Последовательность работы по приёму:
Выбрать любое ведущее слово (из 5 – 6 букв, без мягкого знака).Записать это слово в столбик. Написать рядом с каждой буквой какое-нибудь существительное, которое начинается с данной буквы. Составить связный текст (рассказ) с использованием всех слов или букв
Например:
П – петух
Е – ель
Н – нож
А – арбуз
Л – лед
Например: Папа ел наш арбуз лежа.
Прием «Да-нет».Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Метод суждения поиска посредством задавания вопросов. Формирует умение связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.
Задумывается нечто (число, предмет, литературный герой). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет» или «и да, и нет».
Попробуем отгадать загаданное наводящими вопросами.
- 1 группа: дерево
- 2 группа: буква
- 3 группа: литературный герой
Пример:
На уроке выполнялся синтаксический разбор предложения: Всю ночь шумел ветер. В качестве дополнительного задания ребятам предлагается отгадать выбранное учителем слово из данного предложения с целью повторения сведений разных разделов языка. Мне задают вопросы:
- В этом слове два слога? (да)
- Это служебная часть речи? (нет)
- Это слово спрягается? (нет) и т.д.
и, ориентируясь на ответы учителя, учащиеся находят решение проблемы.
В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. Уроки призваны развивать творческие способности детей, создавать творческие продукты (загадки, пословицы, сказки, поделки и т.п.) этим самым оживить учебный процесс посредством применения на уроках инструментария ТРИЗ.
Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.
Используемые на уроках приёмы и методы работы способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся. Учитель должен увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Важно, чтобы любые итоговые работы не вызывали у детей паники,
неуверенности в своих силах. Ребёнок должен быть психологически готов к
написанию работы, не бояться её. Важно не натренировать ученика на
определенной тип работы, а помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил
материал, как у него получается выполнять разные по типу задания на время,
переключать свое внимание, выбирать наилучший путь для выполнения задний
и всей работы в целом.
Список литературы:
- Кашкаров А.П. Развиваем нестандартное мышление: ТРИЗ для детей.- 2-е изд., исправленное.- Москва: СОЛОН – Пресс, 2019. – 116 с.
- Кашкаров А.П.Учим дома по ТРИЗ: как сделать интересным каждое занятие.- Москва: СОЛОН- Пресс, 2019.- 116 с.
- Петров В.М. Думай иначе. Креативное мышление.- Москва: СОЛОН- Пресс, 2020.- 123 с.
- Петров В.М.ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач.- Москва: СОЛОН- Пресс, 2019.- 267 с.
- Пчелкина Е.Л. Развитие творческого мышления. По ступенькам ТРИЗ. - Москва: СОЛОН- Пресс, 2019.- 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках начальной школы» «Современные приемы формирования функциональной грамотности в нач.шк.»
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи....
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Через игру, через взаимодействие с ...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед у...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед у...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Перед учителем встают вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как выз...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только ...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Развитие современного образования определяет своей ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания педагога должна быт...