«Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках начальной школы» «Современные приемы формирования функциональной грамотности в нач.шк.»
методическая разработка (4 класс)
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование информационно – коммуникационных технологий
на уроках начальной школы
Учитель начальных классов:
Опалева Светлана Семеновна
2022
Использование информационно – коммуникационных
технологий на уроках начальной школы
/ Из опыта работы /
Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. И ключевую роль в решении этих задач играет компетенция современного человека в ИКТ.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств: компьютеров, мобильной связью, Интернет и т. д.
В единой образовательной среде ИКТ ни в коем случае не подменяют собой традиционные методы взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе между учителем и учеником, но они дают возможность облегчить труд учителя и повысить эффективность обучения. В результате использования ИКТ у учителя появляется возможность осуществить индивидуальный подход к ученику, получить поддержку коллективной работы, возможность содействовать самостоятельной и творческой работе ученика, у учителя высвобождается время и он может заниматься наукой, творчеством. Функции поддержки мотивации и интерпретации обучения всей группы учащихся или конкретного ученика по-прежнему выполняет учитель. Но использование ИКТ способствует формированию и новой роли учителя. В электронной образовательной высокоинформативной среде учитель и ученик равны в доступе к информации, содержанию обучения, поэтому учитель перестаёт быть единственным источником фактов, идей и другой информации. Наставник – вот его новая роль. Теперь учитель не только поддерживает педагогическое общение, координирует процесс обучения, но и выполняет новые задачи развития в своих учениках востребованных современным обществом навыков – критического мышления, эффективной коммуникации при устном и письменном общении. Умения работать в группе, быстро адаптироваться к изменениям в ИКТ, а также интеллектуальных навыков для постановки проблемного вопроса, осуществления поиска и систематизации полученных знаний.
Современные младшие школьники получают много информации, знакомятся с понятиями, но не совсем понимают, как относиться к новым знаниям, как их использовать. Для ребёнка компьютер – возможность поиграть, взрослые стараются подвести ребёнка к осознанию того, что компьютер – интересный рабочий инструмент, который при грамотном использовании может стать ведущим средством исследовательской деятельности.
Все мы прекрасно понимаем, что грамотное использование ИКТ в начальной школе способствует:
- повышению учебной мотивации;
- повышению качества знаний школьников, снижению дидактических затруднений;
- обеспечению дифференциации обучения;
- повышение объёма выполняемой на уроке работы ;
- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
- рационализации организации учебного процесса,
- повышению эффективности урока;
- повышению уровня комфортности обучения, повышению активности и инициативности школьников на уроке;
- формированию информационно-коммуникативной компетенции.
Преимущества применения ИКТ, оригинальность, новизна.
Монитор компьютера (интерактивная доска) выступает в качестве модернизированной школьной доски, на которой демонстрируется необходимый для освоения материал. Это позволяет повысить роль наглядности, даёт учащимся более полную информацию об изучаемых процессах, включает их в активную работу.
Такой способ, несомненно, имеет преимущества перед традиционным:
- классическое объяснение нового материала сочетается с электронными иллюстрациями, что позволяет разнообразить способы предъявления информации;
- электронные задания для индивидуальной работы можно успешно использовать на этапе закрепления изученного материала;
- электронные материалы можно использовать при проведении контроля усвоения знаний, что развивает самоконтроль учащихся.
- С применением ИКТ строятся особые отношения учителя, родителей и детей.
Меняется традиционная цепочка передачи знаний от взрослого ребёнку. В традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Однако забывать про обучающую роль учебника на уроке не следует. Надо стараться грамотно сочетать использование ИКТ и учебника, которые должны дополнять друг друга. Сочетание учебника и ИКТ должно быть гармонично.
При умелом использовании ИКТ помогают учителю разнообразить урок, сэкономить время на уроке, проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровне. Ученику ИКТ помогают получить опыт самостоятельных действий, самоконтроля, повысить самооценку, мотивацию.
Условия реализации ИКТ.
Наличие в классе компьютера в составе с периферийным устройством – принтером, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Постоянное повышение знаний и навыков в области ИКТ.
Использование Интернет ресурсов, создание учебных материалов по темам программы, заданий и тестов, викторин посредством компьютерных программ.
Эффективность использования ИКТ в учебном процессе.
- Повышение: - качества образования; в результате – успеваемости;
- уверенности учащихся в своих силах;
- учебной мотивации.
Описание опыта работы по использованию ИКТ.
На своих уроках я использую ИКТ во многих направлениях своей деятельности. Это использование информационных ресурсов Интернет в учебном процессе, и оптимизация собственной работы по подготовке к урокам.
Систематическое использование ИКТ позволяет мне:
- сделать учебный процесс доступным, интересным для детей;
- рационально использовать время учебного занятия;
- быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические пособия, раздаточный материал; создавать задания для проверки и контроля усвоения материала;
- оперативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами;
Анализируя различные аспекты использования ИКТ на уроках в начальной школе, можно выделить следующее:
- Компьютер как объект изучения;
- Компьютер как средство обучения (тренажёры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т. п.)
- Компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, проводить исследование на высоком творческом уровне.
В своей работе я использую компьютер в двух последних аспектах как средство обучения на различных уроках.
В «Рекомендациях по использованию компьютеров в начальной школе» предлагаются три подхода к использованию компьютерной поддержки уроков. Один из них – это использование фронтальной формы обучения, для реализации которой необходим школьный кабинет, оснащённый одним компьютером с аудиосистемой (колонки), медиапроектором и настенным экраном (интерактивной доской). Я провожу уроки с использованием ИКТ в своём кабинете, считаю, что это удобнее всего. Дети остаются в привычной для них обстановке, когда окружающая среда знакома и соответствует их возрастным и физиологическим особенностям. Компьютер в этом случае не рассматривается как объект изучения, а становится современным средством обучения математике, русскому языку, естествознанию и другим школьным предметам.
Ученики начальных классов, как известно, имеют наглядно-образное мышление. Однако получение визуальной информации в учебном процессе очень затруднено, так как большая часть учебной информации, предназначенной для ученика, передаётся посредством письма на бумажных носителях. Эту проблему позволяет преодолеть использование ИКТ в учебном процессе.
Мультимедийная презентация - одна из активных форм обучения, предполагающая использование компьютерных технологий. Её цель – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Активная роль при проведении урока-презентации принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видеофильмами. Проведение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
Фронтальная форма обучения – самая распространённая форма обучения в начальных классах. В этом случае использование проектора и экрана даёт возможность совмещать на уроке работу с презентацией и другие формы деятельности:
- ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;
- обсудить просмотренный материал с классом;
- совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике;
- Индивидуально выполнить работу в рабочей тетради;
- Выполнить некоторые задания в группах или парах.
В своей работе я постоянно использую презентации на уроках окружающего мира, русского языка, обучения грамоте, литературного чтения, ОРКСЭ, технологии. По ФГОС предусмотрена работа учащихся на компьютере совместно с родителями для поиска информации в Интернете. Важная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Детям приходится часто самим находить необходимую информацию по различным темам. Задача учителя начальной школы – умело сочетать работу с книгой и поиск информации детьми с помощью техники.
На уроках технологии использование презентации – инструкционной карты по изготовлению того или иного изделия – просто находка. Это облегчает работу и учителю, и детям. Ребята с большим интересом смотрели презентации на темы: «Золотые узоры Хохломы», «О народных умельцах».
Разнообразие цветовой палитры, анимационные эффекты – всё это позволяет значительное время удерживать произвольное внимание учащихся младших классов; минимизация необходимости использования мела на доске ускоряет процесс подачи информации. Значение использования презентаций на уроках в начальной школе трудно переоценить.
Хорошо известно, что одной из серьёзнейших проблем, затрудняющих обучение в начальной школе, и особенно на входе в неё, является невозможность для большинства детей достаточно полно понимать и усваивать полученную на уроке информацию. Рисунок, схематический рисунок или схема являются тем средством, которое даёт ребёнку адекватную его мышлению опору для понимания, а значит, и эффективного усвоения нового знания или умения. Развитие у младших школьников умения «читать» информацию, переданную с помощью таких моделей, является базовым для развития у них информационных умений и прежде всего умения работать с информацией, данной в учебной книге: самостоятельно ориентироваться на развороте учебника, понимать и передавать сведения, на основе которых выполняется каждое отдельное задание. Находить ответы на вопросы, делать выводы, сравнивать и группировать объекты изучения, устанавливать простейшие причинно-следственные связи между ними.
В основном на уроках использую цифровые образовательные ресурсы на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
При проведении уроков русского языка и математики кроме фронтальной работы при объяснении нового материала, я использую компьютер как «электронную доску» в режиме «вызова» к нему учащихся для выполнения тренировочных заданий. В этом случае необходимо учитывать, что общее время работы ученика за компьютером не должно превышать 10-15 минут.
Плюсы использования компьютера в режиме «вызова» к нему учеников налицо: повышается мотивация к изучаемым предметам, так как детям интересно работать за компьютером; свой темп работы для каждого ученика, возможность вернуться к тому заданию, которое не понял; индивидуализация обучения; сочетание контроля и самоконтроля; низкие затраты времени для проведения тестирования и оценки успехов ребёнка; психологическое спокойствие ребёнка, отсутствие боязни при даче неверного ответа.
Внедрение информационных технологий в процесс обучения проводилось с учётом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения. Индивидуальная работа за компьютером строго регламентируется и составляет не более 10 минут. В течение уроков проводятся физкультурные минутки и зарядка для глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости детей.
Я стараюсь использовать ИКТ на уроках систематически. При составлении любого медиаобразовательного дидактического материала стараюсь соблюдать определённые психологические, дидактические, методические условия, а именно: понятность, доступность, соответствие возрастным особенностям младших школьников; систематичность использования; серьёзный отбор материала по содержанию и по объёму.
Практика использования ИКТ даёт мне возможность утверждать, что уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и значительно повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью ИКТ. Я считаю, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к учёбе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Через игру, через взаимодействие с ...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед у...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед у...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Перед учителем встают вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как выз...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только ...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Развитие современного образования определяет своей ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания педагога должна быт...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе: технология ТРИЗ
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед у...