Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
статья
Развитие современного образования определяет своей ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания педагога должна быть личность воспитанника, активизация познавательной, поисковой и исследовательской деятельности детей, расширение сферы его интересов и интеллектуальных запросов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения. Необходимо создать условия, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, творчество. Задачей педагога является научить ребенка умению быстро добывать нужную информацию, анализировать ее и применять в своей деятельности, принимать решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
respublikanskiy_festival_._statya.docx | 28.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Республиканский фестиваль образовательных практик по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся.
Направление : Креативное мышление.
Ярукина Ольга Васильевна,
учитель начальных классов,
Современные приемы формирования функциональной грамотности
в начальной школе
Аннотация:
Развитие современного образования определяет своей ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания педагога должна быть личность воспитанника, активизация познавательной, поисковой и исследовательской деятельности детей, расширение сферы его интересов и интеллектуальных запросов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения. Необходимо создать условия, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, творчество. Задачей педагога является научить ребенка умению быстро добывать нужную информацию, анализировать ее и применять в своей деятельности, принимать решения.
Ключевые слова: Креативное мышление, квест- технологии, ТРИЗ, инновации в обучении, рациональное и неординарное решение, функциональная грамотность развитие аналитических способностей.
Зачем? Часто мы задаем этот вопрос себе, окружающим. Взрослые могут найти массу аргументов в поиске ответов, а как же дети? Современный мир не постоянен и мы в этом потоке встречаемся препятствиями и проблемами. Образование нередко берёт за основу элементы из других областей социальной жизни, используя идеи, структуры или приёмы, наполняя их педагогическим смыслом. В современном мире досуг заполнен разнообразными практиками, среди которых получили популярность квесты.
Сегодня они приобрели большую популярность у людей разных поколений. В сознании многих, квест – это развлекательная игра, время проведения досуга. Собственно, понятие «квест» (от англ. Quest – поиски) и обозначает игру, требующую от участника решения умственных задач для продвижения по сюжету. Но эту форму деятельности можно использовать и как часть образовательного процесса. В современной педагогике накопился довольно обширный арсенал форм обучения и воспитания, отвечающих вышеперечисленным требованиям. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, такие как: ролевая игра, работа в малых группах, вебинар , интервью, коллективное решение творческих задач и т.д. Эти формы могут использоваться как отдельно, так и в комплексе. Наиболее эффективно они сочетаются в квест-технологии.
Образовательный квест – это технология, сочетающая идеи проблемного и игрового обучения, где основой является проблемное задание с элементами ролевой игры.
При проведении квеста в образовательном учреждении акцент ставится на знаниях, умениях и навыках обучающегося, которые он приобрел в процессе обучения. При этом квест должен содержать следующие элементы: сюжет и легенда игры, задания и препятствия, конечная цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия. Отличительным элементом будет является рефлексия участников своей деятельности.
Преимущества квест-технологии.
- Квест - это игра
- Квест предоставляет возможность разнообразить воспитательно- образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.
- Это форма взаимодействия педагога и детей.
- Он способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество.
- В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности.
- Целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активность ребёнка.
- Квест это путешествие к определенной цели через преодоление трудностей.
- Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
- Образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер.
План разработки и проведения образовательного квеста.
1. Организация рабочей группы.
2. Предварительная подготовка.
3. Определение даты проведения квеста.
4. Составление сюжета и написание сценария.
5. Проведение квеста.
6. Подведение итогов.
7. Рефлексия.
КВЕСТ «В СТРАНЕ НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ»
- Организация рабочей группы.
Определить группы Хранители огня, Хранители воды, Хранители земли.
- Предварительная подготовка.
Целевой аудиторией являются обучающиеся 1-4 классов.
Местом проведения становится образовательное учреждение.
Продолжительность квеста – 40 минут (урок).
- Определение даты проведения квеста.
В соответствии с календарно-тематическим планированием.
- Составление сюжета и написание сценария. Разработка заданий.
В основе игры лежит легенда, из которой следует, что в Стране невыученных уроков случилось несчастье: перевернулось все с ног на голову, нарушился естественный ход вещей, а также пропал важный артефакт, который давал силу знания. Жители Страны невыученных уроков просят помощи. Ключевым заданием является сбор расколовшегося на части артефакта, который представляет собой загадку, и раскрытие его тайны, т.е. разгадка загадки.
Количество и сложность заданий ориентированы на средний возраст участников и общий уровень подготовки, составлены таким образом, чтобы чередовались сложные и легкие задания.
По содержанию данное мероприятие представляет собой межпредметный квест, охватывает следующие дисциплины общеобразовательного цикла: Математика, Окружающий мир, Литература, Русский язык, Технология.
5. Проведение квеста.
Для проведения квеста привлекаются старшеклассники волонтеры или члены совета старшеклассников, творческий коллектив учителей.
Начало – выдача маршрутного листа «По следам детектива..», разработанный таким образом, чтобы на одной локации находилась только одна команда. В маршрутных листах проставляются отметки о выполнении задания на каждой локации и количество баллов (монеты, купюры, фишки, ключи). Воспользоваться баллами участники могут на локациях, купив подсказку или правильный ответ. Маршрут представляет собой поэтапную карту станций. Подсказки можно взять у хранителей или стражников, либо использовать логические головоломки для поиска ответов или подсказок.
6. Подведение итогов.
Подведение итогов проходит после прохождения маршрута и выполнения ключевого задания всеми командами.
Команда | Количество игроков, дошедших до финала | Количество баллов | Время, затраченное на прохождение маршрута | Количество выполненных заданий | Итого | Место |
Хранители воды | ||||||
Хранители земли | ||||||
Хранители огня |
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
7. Рефлексия.
После проведения квеста всем участникам дается задание: на чистом листе бумаги формата А3 составить карту Страны невыученных уроков, на которой игроки должны отразить не только маршрут игры, но и свои впечатления от проведенного мероприятия. Обязательным условием составления карты является то, что участники должны отметить локации, на которых задания вызвали затруднения . Квест очень удобен при использовании на уроках, но много времени уходит на его подготовку.
К новым педагогическим технологиям также можно отнести ТРИЗ. Эта теория направлена на развитие познавательной, мыслительной активности, на отработку и обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить мотивацию к предмету и повысить эффективность образования. ТРИЗ можно использовать на разных этапах уроков.
Исследования немецких ученых показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; и только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Рассмотрим подробнее несколько приёмов.
- «Я возьму тебя с собой»
Описание: Учитель загадывает признак, по которому будет собрано множество объектов. Задача класса угадать этот признак. Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все «взятые» предметы.
Примеры использования приема на уроках
Урок окружающего мира станет интереснее, если использовать эту игру в качестве задания для классификации объектов: кустарники, деревья и травы; лиственные и хвойные деревья.
У: Я решил разбить красивый сад и выбираю, что же в нем посадить. Угадайте, по какому признаку я выбираю растения. Для этого предлагайте мне различные растения, а я скажу, могу ли я их взять. Я беру с собой яблоню. А что у вас?
Д: Я беру с собой тюльпан.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру с собой малину.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру с собой дуб.
У: Я беру тебя с собой.
Д: Вы берете все деревья?
У: Да! Итак, признак, по которому я выбираю предметы — группа растений деревья.
На уроке математики будет актуально формировать умение различать нечетные и четные числа.
На уроке русского языка учитель может предложить прием для того, чтобы закрепить навык различать глаголы по группам.
- «Необъявленная тема»
Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.
Учитель: ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока? Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока!
- «Шаг за шагом»
Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. по изучаемой теме
- «Ложная альтернатива»
Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Пример: Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
- Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ?
- Что растет не березе - яблоки или груши?
- Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
- Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
- Столица России - Париж или Минск?
- Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?
- «Круги на воде». Как от брошенного в воду камня, начинают расходиться круги, затягивающие в себя все предметы вокруг: листочек, веточку и т.п. Так и от одного «брошенного» слова может начаться движение, которое дает толчок для новых ассоциаций и приводит к созданию целой истории.
Последовательность работы по приёму:
Выбрать любое ведущее слово (из 5 – 6 букв, без мягкого знака).Записать это слово в столбик. Написать рядом с каждой буквой какое-нибудь существительное, которое начинается с данной буквы. Составить связный текст (рассказ) с использованием всех слов или букв
Например:
П – петух
Е – ель
Н – нож
А – арбуз
Л – лед
Например: Папа ел наш арбуз лежа.
Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.
Используемые на уроках приёмы и методы работы способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся. Учитель должен увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Важно, чтобы любые итоговые работы не вызывали у детей паники,
неуверенности в своих силах. Ребёнок должен быть психологически готов к
написанию работы, не бояться её. Важно не натренировать ученика на
определенной тип работы, а помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил
материал, как у него получается выполнять разные по типу задания на время,
переключать свое внимание, выбирать наилучший путь для выполнения задний
и всей работы в целом.
Список литературы:
- Кашкаров А.П. Развиваем нестандартное мышление: ТРИЗ для детей.- 2-е изд., исправленное.- Москва: СОЛОН – Пресс, 2019. – 116 с.
- Кашкаров А.П.Учим дома по ТРИЗ: как сделать интересным каждое занятие.- Москва: СОЛОН- Пресс, 2019.- 116 с.
- Колесникова, И. В. Проведение игры-квеста «По следам детектива » [Текст]:» №2 2015, стр. 48-59..
- Осяк. С. А. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Текст]: / С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.
- Петров В.М. Думай иначе. Креативное мышление.- Москва: СОЛОН- Пресс, 2020.- 123 с.
- Петров В.М.ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач.- Москва: СОЛОН- Пресс, 2019.- 267 с.
- Пчелкина Е.Л. Развитие творческого мышления. По ступенькам ТРИЗ. - Москва: СОЛОН- Пресс, 2019.- 48 с.
- Шеина, Л. И. Квесты – как новая форма взаимодействия взрослых и детей [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – с. 439–441.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Через игру, через взаимодействие с ...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед у...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед у...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Перед учителем встают вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как выз...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только ...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе: технология ТРИЗ
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед у...
Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе в соответствии с обновлёнными ФГОС
В статье раскрываются основные понятия и виды функциональной грамотности, описываются приемы, используемые для развития функциональной грамотности учащихся начальных классов....