Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе
статья

        Развитие современного образования определяет своей ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания педагога должна быть личность воспитанника, активизация познавательной, поисковой и исследовательской деятельности детей, расширение сферы его интересов и интеллектуальных запросов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения. Необходимо создать условия, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, творчество. Задачей педагога является  научить ребенка умению быстро добывать нужную информацию, анализировать ее и применять в своей деятельности, принимать решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл respublikanskiy_festival_._statya.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский фестиваль образовательных практик по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся.

Направление : Креативное мышление.

Ярукина Ольга Васильевна,

 учитель начальных классов,

Современные приемы формирования функциональной грамотности

в начальной школе

Аннотация: 

        Развитие современного образования определяет своей ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания педагога должна быть личность воспитанника, активизация познавательной, поисковой и исследовательской деятельности детей, расширение сферы его интересов и интеллектуальных запросов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения. Необходимо создать условия, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, творчество. Задачей педагога является  научить ребенка умению быстро добывать нужную информацию, анализировать ее и применять в своей деятельности, принимать решения.

Ключевые слова: Креативное мышление, квест- технологии, ТРИЗ, инновации в обучении, рациональное и неординарное решение, функциональная грамотность развитие аналитических способностей.

       Зачем? Часто мы задаем этот вопрос себе, окружающим. Взрослые могут найти массу аргументов в поиске ответов,  а как же дети? Современный мир не постоянен и мы в этом потоке встречаемся препятствиями  и проблемами. Образование нередко берёт за основу элементы из других областей социальной жизни, используя идеи, структуры или приёмы, наполняя их педагогическим смыслом. В современном мире досуг заполнен разнообразными практиками, среди которых получили популярность квесты.  

       Сегодня они приобрели большую популярность у людей разных поколений. В сознании многих, квест – это развлекательная игра, время проведения досуга. Собственно, понятие «квест» (от англ. Quest – поиски) и обозначает игру, требующую от участника решения умственных задач для продвижения по сюжету. Но эту форму деятельности можно использовать и как часть образовательного процесса. В современной педагогике накопился довольно обширный арсенал форм обучения и воспитания, отвечающих вышеперечисленным требованиям. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, такие как: ролевая игра, работа в малых группах, вебинар , интервью, коллективное решение творческих задач и т.д. Эти формы могут использоваться как отдельно, так и в комплексе. Наиболее эффективно они сочетаются в квест-технологии.

         Образовательный квест – это технология, сочетающая идеи проблемного и игрового обучения, где основой является проблемное задание с элементами ролевой игры.

        При проведении квеста в образовательном учреждении акцент ставится на знаниях, умениях и навыках обучающегося, которые он приобрел в процессе обучения. При этом квест должен содержать следующие элементы: сюжет и легенда игры, задания и препятствия, конечная цель, к которой можно прийти, преодолев препятствия. Отличительным элементом будет является рефлексия участников своей деятельности.

Преимущества квест-технологии.

  1. Квест - это игра
  2. Квест предоставляет возможность разнообразить воспитательно- образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.
  3. Это форма взаимодействия педагога и детей.
  4. Он способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество.
  5. В ходе квеста у детей происходит развитие  по всем образовательным областям и реализуются разные виды деятельности.
  6. Целенаправленно  мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активность ребёнка.
  7. Квест это путешествие к определенной цели через преодоление трудностей.
  8. Использование квестов позволяет уйти от традиционных  форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
  9. Образовательная задача осуществляется через игровую деятельность  и носит поисковый характер.

План разработки и проведения образовательного квеста.

1. Организация рабочей группы.

2. Предварительная подготовка.

3. Определение даты проведения квеста.

4. Составление сюжета и написание сценария.

5. Проведение квеста.

6. Подведение итогов.

7. Рефлексия.

КВЕСТ «В СТРАНЕ НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ»

  1. Организация рабочей группы.

Определить группы Хранители огня, Хранители воды, Хранители земли.

  1.  Предварительная подготовка.

Целевой аудиторией являются обучающиеся 1-4 классов.

Местом проведения становится образовательное учреждение.

Продолжительность квеста – 40 минут (урок).

  1. Определение даты проведения квеста.

В соответствии с календарно-тематическим планированием.

  1. Составление сюжета и написание сценария. Разработка заданий.

    В основе игры лежит легенда, из которой следует, что в Стране невыученных уроков случилось несчастье: перевернулось все с ног на голову, нарушился естественный ход вещей, а также пропал важный артефакт, который давал силу знания. Жители Страны невыученных уроков просят помощи. Ключевым заданием является сбор расколовшегося на части артефакта, который представляет собой загадку, и раскрытие его тайны, т.е. разгадка загадки.

      Количество и сложность заданий ориентированы на средний возраст участников и общий уровень подготовки, составлены таким образом, чтобы чередовались сложные и легкие задания.

       По содержанию данное мероприятие представляет собой межпредметный квест, охватывает следующие дисциплины общеобразовательного цикла: Математика, Окружающий мир, Литература, Русский язык, Технология.

5. Проведение квеста.

      Для проведения квеста привлекаются старшеклассники волонтеры или члены совета старшеклассников, творческий коллектив учителей.

Начало – выдача маршрутного листа «По следам детектива..», разработанный таким образом, чтобы на одной локации находилась только одна команда. В маршрутных листах проставляются отметки о выполнении задания на каждой локации и количество баллов (монеты, купюры, фишки, ключи). Воспользоваться баллами участники могут на локациях, купив подсказку или правильный ответ. Маршрут представляет собой поэтапную карту станций. Подсказки можно взять у хранителей или стражников, либо использовать логические головоломки для поиска ответов или подсказок.

6. Подведение итогов.

      Подведение итогов проходит после прохождения маршрута и выполнения ключевого задания всеми командами.

Команда

Количество игроков, дошедших до финала

Количество баллов

Время, затраченное на прохождение маршрута

Количество

выполненных

заданий

Итого

Место

Хранители воды

Хранители земли

Хранители огня

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

7. Рефлексия.

После проведения квеста всем участникам дается задание: на чистом листе бумаги формата А3 составить карту Страны невыученных уроков, на которой игроки должны отразить не только маршрут игры, но и свои впечатления от проведенного мероприятия. Обязательным условием составления карты является то, что участники должны отметить локации, на которых задания вызвали затруднения . Квест очень удобен при использовании на уроках, но много времени уходит на его подготовку.

      К новым педагогическим технологиям также можно отнести ТРИЗ. Эта теория  направлена на развитие познавательной, мыслительной активности, на отработку и  обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

     Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить мотивацию к предмету и повысить эффективность образования. ТРИЗ можно использовать  на разных этапах уроков.

      Исследования немецких ученых показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; и только тогда, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, он запоминает и усваивает материал на 90%.

  Рассмотрим подробнее несколько приёмов.

- «Я возьму тебя с собой»

     Описание: Учитель загадывает признак, по которому будет собрано множество объектов. Задача класса угадать этот признак. Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все «взятые» предметы.

                                Примеры использования приема на уроках

    Урок окружающего мира станет интереснее, если использовать эту игру в качестве задания для классификации объектов: кустарники, деревья и травы; лиственные и хвойные деревья.

У: Я решил разбить красивый сад и выбираю, что же в нем посадить. Угадайте, по какому признаку я выбираю растения. Для этого предлагайте мне различные растения, а я скажу, могу ли я их взять. Я беру с собой яблоню. А что у вас?

Д: Я беру с собой тюльпан.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру с собой малину.

У: Я не беру тебя с собой.

Д: Я беру с собой дуб.        

У: Я беру тебя с собой.

Д: Вы берете все деревья?

У: Да! Итак, признак, по которому я выбираю предметы — группа растений деревья.

На уроке математики будет актуально формировать умение различать нечетные и четные числа.

На уроке русского языка учитель может предложить прием для того, чтобы закрепить навык различать глаголы по группам.

- «Необъявленная тема»

Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.

Учитель: ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока? Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения полезности, отсутствие темы в начале урока!

- «Шаг за шагом»

Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. по изучаемой теме

- «Ложная альтернатива»

Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Пример: Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:

  1. Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ?
  2. Что растет не березе - яблоки или груши?
  3. Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
  4. Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
  5. Столица России - Париж или Минск?
  6. Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?

-  «Круги на воде». Как от брошенного в воду камня, начинают расходиться круги, затягивающие в себя все предметы вокруг: листочек, веточку и т.п. Так и от одного «брошенного» слова может начаться движение, которое дает толчок  для новых ассоциаций и приводит к созданию целой истории.

Последовательность работы по приёму:

Выбрать любое ведущее слово  (из 5 – 6 букв, без мягкого знака).Записать это слово в столбик. Написать рядом с каждой буквой какое-нибудь существительное, которое начинается с данной буквы. Составить связный текст (рассказ) с использованием всех слов или букв

Например:

П – петух

Е – ель

Н – нож

А – арбуз

Л – лед

 Например:  Папа ел наш арбуз лежа.

        Все эти приемы помогают значительно улучшить восприятие предмета школьником, вызывают интерес к поставленным задачам.

Используемые на уроках приёмы и методы работы способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на формирование функциональной грамотности учащихся. Учитель должен увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

               Важно, чтобы любые итоговые работы не вызывали у детей паники,

      неуверенности в своих силах. Ребёнок должен быть психологически готов к

      написанию работы, не бояться её. Важно не натренировать ученика на  

      определенной тип работы, а помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил

      материал, как у него получается выполнять разные по типу задания на время,

      переключать свое внимание, выбирать наилучший путь для выполнения задний

      и всей работы в целом.

                Список литературы:

  1. Кашкаров А.П. Развиваем нестандартное мышление: ТРИЗ для детей.- 2-е изд., исправленное.- Москва: СОЛОН – Пресс, 2019. – 116 с.
  2. Кашкаров А.П.Учим дома по ТРИЗ: как сделать интересным каждое занятие.- Москва: СОЛОН- Пресс, 2019.- 116 с.
  3. Колесникова, И. В. Проведение игры-квеста «По следам детектива »  [Текст]:» №2 2015, стр. 48-59..
  4. Осяк. С. А. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Текст]:  / С.А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.
  5. Петров В.М. Думай иначе. Креативное мышление.- Москва: СОЛОН- Пресс, 2020.- 123 с.
  6. Петров В.М.ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач.- Москва: СОЛОН- Пресс, 2019.- 267 с.
  7. Пчелкина Е.Л. Развитие творческого мышления. По ступенькам ТРИЗ. - Москва: СОЛОН- Пресс, 2019.- 48 с.
  8. Шеина, Л. И. Квесты – как новая форма взаимодействия взрослых и детей [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – с. 439–441.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Через игру, через взаимодействие с ...

Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе

Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед у...

Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе

Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед у...

Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе

Перед   учителем встают вопросы: как научить ребенка учиться, ориентироваться в большом объеме информации, работать с текстом? Как вызвать активную познавательную деятельность? Как выз...

Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе

                Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только ...

Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе: технология ТРИЗ

Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед у...

Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе в соответствии с обновлёнными ФГОС

В статье раскрываются основные понятия и виды функциональной грамотности, описываются приемы, используемые для развития функциональной грамотности учащихся начальных классов....