Патриотический форум. Проект.
материал

Гра   Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников всегда являлось одной из важнейших задач школы. Ведь именного этот возраст является благодатной почвой для развития священного чувства любви к Родине, именно в этом возрасте должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. И роль школы в этом процессе невозможно переоценить. Поэтому данная тема является актуальной и для нашей школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskiy_forum_proekt.docx38.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство гражданско-патриотического воспитания  младших школьников


                                             Содержание

1. Введение………………………………………………………………         2

2. Теоретическая часть.

2.1. Педагогические основы гражданско-патриотического воспитания

в образовательном учреждении. …………………………………………..   3

  1. Метод проектов…………………………………………………….          4

2.3.Этапы реализации проекта. Формирование УУД через проектную деятельность………………………………………………………..                 6

  1. Проектные задачи в начальной школе……………………………           8
  1. Практическая часть…………………………………………………….     9
  2. Заключение…………………………………………………………….      15
  3. Литература……………………………………………………………..      16














1.Введение (слайд 2)

«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм... Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России…» (Из выступления В.В. Путина)    

Актуальность работы

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников всегда являлось одной из важнейших задач школы. Ведь именного этот возраст является благодатной почвой для развития священного чувства любви к Родине, именно в этом возрасте должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. И роль школы в этом процессе невозможно переоценить. Поэтому данная тема является актуальной и для нашей школы.

(Слайд 3, 4) Результаты анкетирования среди родителей и детей показал, что вопрос воспитания патриотизма и гражданственности интересен родителям и детям, а вот традиционные формы и методы воспитания не совершенны. Значит необходим новый подход в осуществлении гражданско-патриотического воспитания  младших школьников, который отвечал бы интересам родителей и учеников.

(Слайд 5) Цель выступления – показать, как в ходе проектной и исследовательской деятельности формируется гражданско-патриотическое сознание младших школьников.

( Слайд 6) Задачи:

• обосновать задачи гражданско-патриотического воспитания младших школьников

• показать эффективность проектной и исследовательской деятельности в патриотическом воспитании младших школьников.

Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики:

-любовь к своему народу, краю и Родине;

-уважение и принятие ценности семьи и общества;

-любознательность, активность и заинтересованность в познании мира

Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в нем. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании патриотизма.

(Слайд 7) Диагностика 1 классов показывает невысокий уровень  развития личностных результатов

Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителями начальных классов, является формирование у ребят готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Формирование этих умений лучше всего происходит, когда все участники образовательного процесса вовлечены в поисково-исследовательскую деятельность, в результате которой формируются  следующие универсальные умения и навыки функционально-грамотной личности:

(Слайд  8) - работать с проблемами;

• анализировать данные, ситуацию;

• самоопределяться, осуществлять выбор;

• формулировать замысел своего действия;

• фантазировать, мечтать;

• планировать работу;

• работать в группе;

• оценивать свою работу.

 Метод проектов.

Метод проекта – это проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов её переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью её разрешения.

Проектное обучение - развивает у школьников:

- исследовательские умения;

- умение творчески подходить к способу подачи материала;

- командный дух, коммуникабельность, умение сотрудничать.

Учит: - самостоятельному, критическому мышлению;

- принимать самостоятельные аргументированные решения;

- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать выводы.

Способствует повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения.

Проектная деятельность решает

Образовательные задачи: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал, реферировать его, использовать ИКТ при оформлении результатов проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.

Воспитательные: создание продукта, востребованного другим.

(Слайд 9)  Типы проектов делятся

- по характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой, прикладной);

-по комплексности или предметно-содержательной области (монопроект/межпредметный);

-по характеру контактов (внутриклассные, внутришкольные, региональные, республиканские);

-по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой, коллективный);

-по продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).

Алгоритм дейтсвия проектирования  - проблематизация,  целеполагание, планирование, реализация, рефлексия.

( Слайд 10) Результатом проектной деятельности являются 

альманах, сборник иллюстраций, сборники собственных творческих работ, стенгазета, видеофильм, комментарий к тексту художественного произведения, публикация, буклет, презентация, веб-сайт, доклад, альбом.

Этапы реализации проекта, формирование УУД  через проектную деятельность  (Слайд 11)        1 этап – погружение в проект. Обучающиеся на данном этапе обсуждают тему проекта, присваивают проблему, формулируют цели, задачи проекта, что получают возможность для формирования личностных действий. Развитию учебных и познавательных мотивов способствует создание проблемных ситуаций на данном этапе. Организацию проектной деятельности обеспечивают такие регулятивные действия, как умение определять границы знания и незнания, замечать проблему, определять цель.

2 этап – организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.

Регулятивные действия – планирование и прогнозирование. Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – сотрудничество в поиске и сборе информации.

3 этап – осуществление деятельности по решению проблемы. В ходе индивидуальной или групповой самостоятельной работы обучающиеся получают возможность для формирования личностных действий (следовать в поведении моральным нормам и этическими требованиям, учитывать позиции партнёров); регулятивных (адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу реализации проекта, следовать составленному плану действий); познавательных (осуществлять расширенный поиск информации, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательство и др.) и коммуникативные (находить компромиссное решение практической задачи в спорных обстоятельствах, сохранять доброжелательные отношения в ходе работы, принимать и понимать позицию другого).

4 этап – оформление результатов. Обучающиеся оформляют проект, анализируют его, оценивают свою роль, выясняют причину успехов, неудач, анализируют достижение цели, что способствует формированию личностных действий, регулятивных умений (находить и исправлять ошибки, вносить необходимые дополнения и коррективы); познавательных (создавать знаковую модель в совместной деятельности) и коммуникативные (стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве и др.).

5 этап - презентация результатов. Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве эксперта при защите. Обучающиеся получают возможность для формирования таких коммуникативных действий, как умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

6 этап – оценка результатов и процесса проектной деятельности обучающихся в ходе коллективного обсуждения и самоанализа. На данном этапе успешно формируются регулятивные действия (выделения и осознания учащимися того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения), познавательные (рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов проектной деятельности).

Безусловно, для учащихся начальной школы проект, как и любой вид творческой деятельности, очень сложен. Можно отметить, что в силу ряда специфических особенностей (возрастное, индивидуальное развитие) возникает множество трудностей:

- недостаточное развитие аналитического мышления, отсюда и затруднения с анализом литературы, выборкой главного и абстрагированием от несущественного;

- коммуникативные затруднения;

- эмоциональная незрелость, что порождает неспособность конструктивно отнестись к критическим замечаниям.

Поэтому с 1  класса  уделяю больше внимания  решению с детьми проектных задач.

( Слайд 12)   Проектная задача – это задача, в которой через систему заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача носит групповой характер.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы.

Педагогический эффект проектной задачи:

- Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении задачи.

- Учит способу проектирования через специально разработанные задания.

- Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию.

Например, РЕШАЕМ ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ -  НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ –

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ, УСТНОЕ НАРОДНОЕ творчество, народные праздники.

При решении таких проектных задач возрождается интерес к обрядовым русским праздникам, обогащается духовный мир детей, воспитывается чувство патриотизма, основанного на русских традициях

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

(Это всё на слайде12) 

-  рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное);

целеполагать (ставить и удерживать цели);

планировать (составлять план своей деятельности;

моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все главное, существенное);

-проявлять инициативу при поиске способа решения проектной задачи;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать, отстаивать свои позиции, принимать или отклонять точки зрения других).

                                     

 Практическая часть.

Работу по гражданско-патриотическому воспитанию я организую в три этапа: (слайд 13 уровни патриотизма, круги)

  1. Развитие интереса к истории своей  родословной, бережное отношение к семейным традициям;
  2. Изучение истории своего края, его настоящего и будущего;
  3. Изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества.

( Слайд 14)  Проект «Моя семья» - долгосрочный, рассчитанный на 4 года. В каждом классе решаются отдельные задачи.

Гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с раннего детства, имеют огромное значение на протяжении всей жизни и составляют основу гражданского поведения человека.

Цель проекта: формирование ценностного отношения к истории семьи, дому, семейным традициям, взаимоотношениям в семье.

1 класс – «Наша дружная семья»

Классные часы: История нашей семьи, Моя семья в фотографиях и воспоминаниях, Памятные даты нашей семьи, Дедушкин альбом.

Детям предлагается отобразить тему «Моя семья в рисунках, подобрать фотографии, рассказывающие о членах их семей.

Подбор пословиц о семье.

Устный рассказ о своей семье.

(Слайд 16)   2 класс – «Семейные традиции»  проект (Дорого и свято ) продукт Виртуальный музей  

(Слайд 17)  3 класс «Моя родословная» 4 класс «Вместе с мамой можем все»

Родословная

Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи.

В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.

Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так в Китае знают предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена. Бурятский народ всегда с особым почтением относился к своим предкам. По традиции каждый бурят должен знать своих предков до седьмого колена, но некоторые знают свою родословную до двадцатого.

Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. Ребенок – это только почка на ветвях большого дерева. Родители – это только ветви, рожденные стволом этого дерева. Огромный мощный ствол - это семья. Земля - это тайна, которая скрывает корни этого дерева.

Актуальность данной темы вижу в том, что через историю родов вживую постигается история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история рода не исчезла бесследно.

Цель работы: лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.

Задачи:

1) составить генеалогическое древо семьи

Объектом работы является родословная.

Я думаю, что знать свои корни должен каждый, ибо без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация.

Исследования.

Чтобы выяснить, историю своего рода, дети проводят поисковую работу: это беседы, опросы родителей и родных.

«Тайна имени и фамилии» - каждый ребенок самостоятельно занимался исследованием значения своего имени и фамилии, а некоторые дети нашли историю имени всей своей семьи.

Семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку школьник участвует в воспитании вместе со своими родителями - такова реальность человеческого бытия. Задача педагога в этом случае - организовать такое взаимодействие между школой и семьей, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.

В 3-4 классах учащиеся начинают работать над групповыми проектами.

Один из таких больших проектов – проект «Моя малая Родина»

Проект «Моя малая Родина» - 3 класс

1 этап: распределение ролей в группе, выбор индивидуальных тем исследования учащихся. Сформулированы цели и задачи исследовательской деятельности. Составлен план реализации задач проектно-исследовательской деятельности. Выбрана форма и способы презентации результатов деятельности.

Этап сбора информации:

На этом этапе роль учителя – это «наблюдатель». Ребята все делали сами. Собирали информацию, анализировали, выбирали главное, собирали материал для портфолио проекта. Учитель контролировал, как идет ход деятельности, по необходимости вносил корректировки.

Этап создания продукта:

На этом этапе учащиеся готовили презентацию результатов деятельности. На этом этапе необходима помощь и учителя и родителей, этот этап очень важен для дальнейшей презентации проекта и от того как сработает сообщество: ученик - учитель – родитель, зависит результат деятельности.

Заключительный этап. Презентация

Это один из самых важнейших этапов проектно-исследовательской деятельности. Он необходим для завершения работы. Именно этот этап в работе является решающим элементом гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Исследовательская работа по изучению истории нашей республики через исторические события, поиск интересных мест останется в душе ребенка на долгие годы.

Этап "рефлексия"

Этап самоанализа и самооценки проделанной работы.

                             Проект «Защитники Отечества»

Цель: формировать чувство патриотизма, гордости и уважения за Российскую Армию

Задачи: систематизировать, расширять и обобщать знания о Российской Армии, родах войск, военной технике, развивать интерес к истории родного Отечества, привлекать семью к патриотическому воспитанию своих детей

Вид проекта -  информационно- творческий

Средней продолжительности

Этот проект является отличной возможностью воспитать чувство гордости за свой народ, армию, Родину… Вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны

  ( Слайд 19)            План реализации проекта. (таблица)

(Слайд 20)   Есть такая профессия  - Родину защищать  Призёр

(Слайд 21)    Видео фильм 1А класс

(Слайд 22 Герои – ветераны)

(Слайд 23)  картинки  

(Слайд 24)     Рефлексия Моя малая Родина таблица, сначала ответят, затем слайд, чтобы сравнить

Заключение.

Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе проектно-исследовательской деятельности является формирование и развитие у ребят социальной активности, которая проявляется в гражданских социальных акциях школы, в традиционных мероприятиях и творческих конкурсах. У школьников отмечаются чувства солидарности, дружбы, верности своему народу и уважение к традициям России,  диагностика показала высокий уровень общей воспитанности учащихся. Использование методов проектов показало свою эффективность. Наши учащиеся занимают первые и призовые места в школьных и районных научно-практических конференциях, школьных олимпиадах, конкурсах мультимедийных презентаций, сочинений, чтецов.

Подводя итог, хочу отметить, что в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты организация проектной деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно – нравственное воспитание.

Итогом проделанной работы является анкетирование обучающихся

1.Россия …

2.Надо любить свою Родину, а это значит …

3. Когда я слышу слово Усть-Кут, я вижу …, я слышу…., я чувствую…

Я вижу

Я  слышу

Я  чувствую

Леса, луга

Ул. Пушкина

Маленький, тихий городок

Голоса  детей, смех

Шум сосны,

Как поют птицы

Родной голос мамы

Я рад, что живу в У-К

Я горжусь своим городом

Список использованной литературы.

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
  2. Куракина Н.Л., Сидорук И.С. Психологические аспекты проектной деятельности. Волгоград, 2010 с.50.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011.
  4. Проблемно – исследовательские технологии преподавания литературы. Мин-во образования РС(Я), ИПКРО. Якутск, 2003.
  5. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников». Самара : Издательский дом «Федоров»,2011




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» (Читательская конференция)

Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические  преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высок...

Творческий проект «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» (Читательская конференция)

Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические  преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высок...

Проект по гражданско-патриотическому воспитанию "Мы помним !Мы гордимся!"

Наш земляк, владимирский писатель В.А. Солоухин, справедливо замечал, что любовь к "Родине, которую мы пишем всегда с заглавной буквы" начинается "с любви к родным местам", которая вырастает из "детск...

Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников".

В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направле...

Проект по патриотическому воспитанию младших школьников «Моя родина - Россия»

Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Он опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаим...

"Проект "Маленький хозяин земли Олонхо" ( формирование патриотического воспитания младших школьников на традициях народа Саха (Якутия)" (

Автор: Слепцова Саргылана Васильевна    В условиях переосмысления общечеловеческих и национальных ценностей общество вновь обращается к культурному наследию каждого народа, что ве...

Отчет о работе по реализации инновационного проекта (программы) «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся» (как комплекс целевых проектов, основанных на федеральны

Отчето работе по реализации инновационного проекта (программы)«Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихс...