Патриотический форум. Проект.
материал
Гра Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников всегда являлось одной из важнейших задач школы. Ведь именного этот возраст является благодатной почвой для развития священного чувства любви к Родине, именно в этом возрасте должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. И роль школы в этом процессе невозможно переоценить. Поэтому данная тема является актуальной и для нашей школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskiy_forum_proekt.docx | 38.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство гражданско-патриотического воспитания младших школьников
Содержание
1. Введение……………………………………………………………… 2
2. Теоретическая часть.
2.1. Педагогические основы гражданско-патриотического воспитания
в образовательном учреждении. ………………………………………….. 3
- Метод проектов……………………………………………………. 4
2.3.Этапы реализации проекта. Формирование УУД через проектную деятельность……………………………………………………….. 6
- Проектные задачи в начальной школе…………………………… 8
- Практическая часть……………………………………………………. 9
- Заключение……………………………………………………………. 15
- Литература…………………………………………………………….. 16
1.Введение (слайд 2)
«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм... Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России…» (Из выступления В.В. Путина)
Актуальность работы
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников всегда являлось одной из важнейших задач школы. Ведь именного этот возраст является благодатной почвой для развития священного чувства любви к Родине, именно в этом возрасте должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. И роль школы в этом процессе невозможно переоценить. Поэтому данная тема является актуальной и для нашей школы.
(Слайд 3, 4) Результаты анкетирования среди родителей и детей показал, что вопрос воспитания патриотизма и гражданственности интересен родителям и детям, а вот традиционные формы и методы воспитания не совершенны. Значит необходим новый подход в осуществлении гражданско-патриотического воспитания младших школьников, который отвечал бы интересам родителей и учеников.
(Слайд 5) Цель выступления – показать, как в ходе проектной и исследовательской деятельности формируется гражданско-патриотическое сознание младших школьников.
( Слайд 6) Задачи:
• обосновать задачи гражданско-патриотического воспитания младших школьников
• показать эффективность проектной и исследовательской деятельности в патриотическом воспитании младших школьников.
Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики:
-любовь к своему народу, краю и Родине;
-уважение и принятие ценности семьи и общества;
-любознательность, активность и заинтересованность в познании мира
Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в нем. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании патриотизма.
(Слайд 7) Диагностика 1 классов показывает невысокий уровень развития личностных результатов
Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителями начальных классов, является формирование у ребят готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Формирование этих умений лучше всего происходит, когда все участники образовательного процесса вовлечены в поисково-исследовательскую деятельность, в результате которой формируются следующие универсальные умения и навыки функционально-грамотной личности:
(Слайд 8) - работать с проблемами;
• анализировать данные, ситуацию;
• самоопределяться, осуществлять выбор;
• формулировать замысел своего действия;
• фантазировать, мечтать;
• планировать работу;
• работать в группе;
• оценивать свою работу.
Метод проектов.
Метод проекта – это проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов её переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью её разрешения.
Проектное обучение - развивает у школьников:
- исследовательские умения;
- умение творчески подходить к способу подачи материала;
- командный дух, коммуникабельность, умение сотрудничать.
Учит: - самостоятельному, критическому мышлению;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
- размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать выводы.
Способствует повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения.
Проектная деятельность решает
Образовательные задачи: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.
Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал, реферировать его, использовать ИКТ при оформлении результатов проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.
Воспитательные: создание продукта, востребованного другим.
(Слайд 9) Типы проектов делятся
- по характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой, прикладной);
-по комплексности или предметно-содержательной области (монопроект/межпредметный);
-по характеру контактов (внутриклассные, внутришкольные, региональные, республиканские);
-по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой, коллективный);
-по продолжительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).
Алгоритм дейтсвия проектирования - проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия.
( Слайд 10) Результатом проектной деятельности являются
альманах, сборник иллюстраций, сборники собственных творческих работ, стенгазета, видеофильм, комментарий к тексту художественного произведения, публикация, буклет, презентация, веб-сайт, доклад, альбом.
Этапы реализации проекта, формирование УУД через проектную деятельность (Слайд 11) 1 этап – погружение в проект. Обучающиеся на данном этапе обсуждают тему проекта, присваивают проблему, формулируют цели, задачи проекта, что получают возможность для формирования личностных действий. Развитию учебных и познавательных мотивов способствует создание проблемных ситуаций на данном этапе. Организацию проектной деятельности обеспечивают такие регулятивные действия, как умение определять границы знания и незнания, замечать проблему, определять цель.
2 этап – организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.
Регулятивные действия – планирование и прогнозирование. Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – сотрудничество в поиске и сборе информации.
3 этап – осуществление деятельности по решению проблемы. В ходе индивидуальной или групповой самостоятельной работы обучающиеся получают возможность для формирования личностных действий (следовать в поведении моральным нормам и этическими требованиям, учитывать позиции партнёров); регулятивных (адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы по ходу реализации проекта, следовать составленному плану действий); познавательных (осуществлять расширенный поиск информации, строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательство и др.) и коммуникативные (находить компромиссное решение практической задачи в спорных обстоятельствах, сохранять доброжелательные отношения в ходе работы, принимать и понимать позицию другого).
4 этап – оформление результатов. Обучающиеся оформляют проект, анализируют его, оценивают свою роль, выясняют причину успехов, неудач, анализируют достижение цели, что способствует формированию личностных действий, регулятивных умений (находить и исправлять ошибки, вносить необходимые дополнения и коррективы); познавательных (создавать знаковую модель в совместной деятельности) и коммуникативные (стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве и др.).
5 этап - презентация результатов. Обучающиеся выбирают форму презентации, защищают проект, отвечают на вопросы слушателей, сами выступают в качестве эксперта при защите. Обучающиеся получают возможность для формирования таких коммуникативных действий, как умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
6 этап – оценка результатов и процесса проектной деятельности обучающихся в ходе коллективного обсуждения и самоанализа. На данном этапе успешно формируются регулятивные действия (выделения и осознания учащимися того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения), познавательные (рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов проектной деятельности).
Безусловно, для учащихся начальной школы проект, как и любой вид творческой деятельности, очень сложен. Можно отметить, что в силу ряда специфических особенностей (возрастное, индивидуальное развитие) возникает множество трудностей:
- недостаточное развитие аналитического мышления, отсюда и затруднения с анализом литературы, выборкой главного и абстрагированием от несущественного;
- коммуникативные затруднения;
- эмоциональная незрелость, что порождает неспособность конструктивно отнестись к критическим замечаниям.
Поэтому с 1 класса уделяю больше внимания решению с детьми проектных задач.
( Слайд 12) Проектная задача – это задача, в которой через систему заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача носит групповой характер.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы.
Педагогический эффект проектной задачи:
- Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении задачи.
- Учит способу проектирования через специально разработанные задания.
- Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию.
Например, РЕШАЕМ ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ - НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ –
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ, УСТНОЕ НАРОДНОЕ творчество, народные праздники.
При решении таких проектных задач возрождается интерес к обрядовым русским праздникам, обогащается духовный мир детей, воспитывается чувство патриотизма, основанного на русских традициях
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
(Это всё на слайде12)
- рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- планировать (составлять план своей деятельности;
- моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все главное, существенное);
-проявлять инициативу при поиске способа решения проектной задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать, отстаивать свои позиции, принимать или отклонять точки зрения других).
Практическая часть.
Работу по гражданско-патриотическому воспитанию я организую в три этапа: (слайд 13 уровни патриотизма, круги)
- Развитие интереса к истории своей родословной, бережное отношение к семейным традициям;
- Изучение истории своего края, его настоящего и будущего;
- Изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества.
( Слайд 14) Проект «Моя семья» - долгосрочный, рассчитанный на 4 года. В каждом классе решаются отдельные задачи.
Гражданско-патриотическое воспитание начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с раннего детства, имеют огромное значение на протяжении всей жизни и составляют основу гражданского поведения человека.
Цель проекта: формирование ценностного отношения к истории семьи, дому, семейным традициям, взаимоотношениям в семье.
1 класс – «Наша дружная семья»
Классные часы: История нашей семьи, Моя семья в фотографиях и воспоминаниях, Памятные даты нашей семьи, Дедушкин альбом.
Детям предлагается отобразить тему «Моя семья в рисунках, подобрать фотографии, рассказывающие о членах их семей.
Подбор пословиц о семье.
Устный рассказ о своей семье.
(Слайд 16) 2 класс – «Семейные традиции» проект (Дорого и свято ) продукт Виртуальный музей
(Слайд 17) 3 класс «Моя родословная» 4 класс «Вместе с мамой можем все»
Родословная
Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи.
В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.
Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так в Китае знают предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена. Бурятский народ всегда с особым почтением относился к своим предкам. По традиции каждый бурят должен знать своих предков до седьмого колена, но некоторые знают свою родословную до двадцатого.
Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящий от одного предка. Каждый из нас имеет предков, происходит от множества фамилий. Ребенок – это только почка на ветвях большого дерева. Родители – это только ветви, рожденные стволом этого дерева. Огромный мощный ствол - это семья. Земля - это тайна, которая скрывает корни этого дерева.
Актуальность данной темы вижу в том, что через историю родов вживую постигается история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история рода не исчезла бесследно.
Цель работы: лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.
Задачи:
1) составить генеалогическое древо семьи
Объектом работы является родословная.
Я думаю, что знать свои корни должен каждый, ибо без этого не может развиваться история, не может успешно развиваться наша цивилизация.
Исследования.
Чтобы выяснить, историю своего рода, дети проводят поисковую работу: это беседы, опросы родителей и родных.
«Тайна имени и фамилии» - каждый ребенок самостоятельно занимался исследованием значения своего имени и фамилии, а некоторые дети нашли историю имени всей своей семьи.
Семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку школьник участвует в воспитании вместе со своими родителями - такова реальность человеческого бытия. Задача педагога в этом случае - организовать такое взаимодействие между школой и семьей, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.
В 3-4 классах учащиеся начинают работать над групповыми проектами.
Один из таких больших проектов – проект «Моя малая Родина»
Проект «Моя малая Родина» - 3 класс
1 этап: распределение ролей в группе, выбор индивидуальных тем исследования учащихся. Сформулированы цели и задачи исследовательской деятельности. Составлен план реализации задач проектно-исследовательской деятельности. Выбрана форма и способы презентации результатов деятельности.
Этап сбора информации:
На этом этапе роль учителя – это «наблюдатель». Ребята все делали сами. Собирали информацию, анализировали, выбирали главное, собирали материал для портфолио проекта. Учитель контролировал, как идет ход деятельности, по необходимости вносил корректировки.
Этап создания продукта:
На этом этапе учащиеся готовили презентацию результатов деятельности. На этом этапе необходима помощь и учителя и родителей, этот этап очень важен для дальнейшей презентации проекта и от того как сработает сообщество: ученик - учитель – родитель, зависит результат деятельности.
Заключительный этап. Презентация
Это один из самых важнейших этапов проектно-исследовательской деятельности. Он необходим для завершения работы. Именно этот этап в работе является решающим элементом гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Исследовательская работа по изучению истории нашей республики через исторические события, поиск интересных мест останется в душе ребенка на долгие годы.
Этап "рефлексия"
Этап самоанализа и самооценки проделанной работы.
Проект «Защитники Отечества»
Цель: формировать чувство патриотизма, гордости и уважения за Российскую Армию
Задачи: систематизировать, расширять и обобщать знания о Российской Армии, родах войск, военной технике, развивать интерес к истории родного Отечества, привлекать семью к патриотическому воспитанию своих детей
Вид проекта - информационно- творческий
Средней продолжительности
Этот проект является отличной возможностью воспитать чувство гордости за свой народ, армию, Родину… Вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны
( Слайд 19) План реализации проекта. (таблица)
(Слайд 20) Есть такая профессия - Родину защищать Призёр
(Слайд 21) Видео фильм 1А класс
(Слайд 22 Герои – ветераны)
(Слайд 23) картинки
(Слайд 24) Рефлексия Моя малая Родина таблица, сначала ответят, затем слайд, чтобы сравнить
Заключение.
Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе проектно-исследовательской деятельности является формирование и развитие у ребят социальной активности, которая проявляется в гражданских социальных акциях школы, в традиционных мероприятиях и творческих конкурсах. У школьников отмечаются чувства солидарности, дружбы, верности своему народу и уважение к традициям России, диагностика показала высокий уровень общей воспитанности учащихся. Использование методов проектов показало свою эффективность. Наши учащиеся занимают первые и призовые места в школьных и районных научно-практических конференциях, школьных олимпиадах, конкурсах мультимедийных презентаций, сочинений, чтецов.
Подводя итог, хочу отметить, что в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты организация проектной деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно – нравственное воспитание.
Итогом проделанной работы является анкетирование обучающихся
1.Россия …
2.Надо любить свою Родину, а это значит …
3. Когда я слышу слово Усть-Кут, я вижу …, я слышу…., я чувствую…
Я вижу | Я слышу | Я чувствую |
Леса, луга Ул. Пушкина Маленький, тихий городок | Голоса детей, смех Шум сосны, Как поют птицы Родной голос мамы | Я рад, что живу в У-К Я горжусь своим городом |
Список использованной литературы.
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
- Куракина Н.Л., Сидорук И.С. Психологические аспекты проектной деятельности. Волгоград, 2010 с.50.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение, 2011.
- Проблемно – исследовательские технологии преподавания литературы. Мин-во образования РС(Я), ИПКРО. Якутск, 2003.
- Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников». Самара : Издательский дом «Федоров»,2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» (Читательская конференция)
Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высок...
Творческий проект «Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей» (Читательская конференция)
Происходящие в нашей стране политические и социально-экономические преобразования обострили актуальность задач формирования у подрастающего поколения гражданского самосознания, высок...
Проект по гражданско-патриотическому воспитанию "Мы помним !Мы гордимся!"
Наш земляк, владимирский писатель В.А. Солоухин, справедливо замечал, что любовь к "Родине, которую мы пишем всегда с заглавной буквы" начинается "с любви к родным местам", которая вырастает из "детск...
Проект "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников".
В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направле...
Проект по патриотическому воспитанию младших школьников «Моя родина - Россия»
Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Он опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаим...
"Проект "Маленький хозяин земли Олонхо" ( формирование патриотического воспитания младших школьников на традициях народа Саха (Якутия)" (
Автор: Слепцова Саргылана Васильевна В условиях переосмысления общечеловеческих и национальных ценностей общество вновь обращается к культурному наследию каждого народа, что ве...
Отчет о работе по реализации инновационного проекта (программы) «Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихся» (как комплекс целевых проектов, основанных на федеральны
Отчето работе по реализации инновационного проекта (программы)«Социокультурная образовательная среда кадетской школы как способ социализации, самоопределения и патриотического воспитания учащихс...