ПП 02. Практика внеурочной деятельности
материал

Циер Александра Андреевна

ПП 02. Практика внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»

ДНЕВНИК

ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

«ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ПМ 02. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

                                                                                             студентки (та) Циер Александра Андреевна

                                                                                         группы 301НК

                                                                             руководитель

                                                                             практики Мирзоян Регина Владимировна

Челябинск, 2023

Структура дневника

1. Цели и задачи производственной практики «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»                        

4

  1. Компетенции обучающегося

5

  1. Отчетная документация студента

6

  1. Содержание педагогической деятельности студентов на практике

7

  1. Отчет студента

18

  1. Аттестационный лист

20

  1. Характеристика

21

                                                                        

1. Цели и задачи производственной практики

«Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»

Данный вид практики осуществляется при изучении профессионального модуля ПМ 02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников.

Цель практики: развитие профессиональных компетенций студентов в области планирования, организации и анализа различных направлений, видов и форм внеурочной работы и общения учащихся начальной школы.

        Задачи:

1. Научиться определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения младших школьников, планировать и проводить внеурочные занятия.

2. Овладеть навыками составления конспектов внеурочных занятий.

3. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.

4.  Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.

В ходе практики студенты приобретают опыт:

        - анализа планов и организации внеурочной работы (с указанием области деятельности или учебного предмета);

        - определения целей и задач, планирования, проведения внеурочной работы в избранной области деятельности;

        - наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий и/или занятий кружков (клубов), обсуждения отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

        - наблюдения за детьми и педагогической диагностики познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся;

        - ведения документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы в избранной области деятельности.

Организация практики:

1. Студенты участвуют в установочной конференции по организации производственной практики.

2. К допуску студенты предоставляют Дневник производственной практики (далее – Дневник).

3. Анализируют результаты своей педагогической деятельности.

4. Студенты выполняют задания практики и сдают его на проверку руководителю практики.

5. При выставлении итоговой отметки за практику учитываются результаты аттестационного листа.

Обязанности студента:

        1. Получить установку на предстоящую практику на установочной конференции.

2. Соблюдать правила образовательного учреждения по охране труда.

3. Подчиняться Правилам внутреннего распорядка базового образовательного учреждения.

4. Выполнять все задания, предусмотренные программой практики.

5. Своевременно сдать отчетную документацию руководителю практики.

6. По результатам практики студент получает дифференцированную оценку. Для получения положительной оценки необходимо полностью выполнить программу практики и своевременно сдать итоговую документацию. Общая оценка работы студента выводится в результате обсуждения руководителя группы. Утверждается оценка на защите результатов практики после проверки документации руководителем практики.

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики

В результате прохождения производственной практики, у обучающихся должны быть сформированы следующие профессиональные и общие компетенции:

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.

ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

ОК7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

ОК11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

3. Отчетная документация студентов

  1. Методическое обеспечение (см. Приложения)
  2. Аттестационный лист производственной практики (Приложение 10)
  3. Отчет по итогам производственной практики (Приложение 9)
  4. Характеристика – ПЕЧАТЬ (Приложение 11)

4. Содержание педагогической деятельности студентов на практике

1 задание (ПК 2.1)

Составьте расписание внеурочной деятельности класса (Приложение 1)

2 задание (ПК 2.1)

Проанализируйте программу внеурочной работы выбранного внеурочного  курса (кружка) и заполните карту анализа (Приложение 2)

3 задание (ПК 2.1)

Составьте визитную карточку одного внеурочного курса (кружка) базового ОУ по схеме (Приложение 3)

4 задание (ПК 2.3)

Подберите и проведите 2 диагностические методики по выявлению уровня познавательного интереса и интеллектуальных способностей младших школьников (Приложение 4)

5 задание (ПК 2.3)

Заполните протоколы результатов проведения диагностических методик по выявлению уровня познавательного интереса и интеллектуальных способностей младших школьников (Приложение 5)

6 задание (ПК 2.2)

Опираясь на план работы выбранного внеурочного курса (кружка), составьте 2 конспекта внеурочного курса (занятия) и проведите их в соответствии с планом внеурочной работы базового ОУ (2 шт.) НА КОНСПЕКТЕ ОЦЕНКА ЗА ПРОВЕДЕНИЕ С ПОДПИСЬЮ УЧИТЕЛЯ ШКОЛЫ

 (Приложение 6)

7 задание (ПК 2.4)

Проанализируйте каждое из проведенных внеурочных занятий, пользуясь схемой анализа (Приложение 7)

8 задание (ПК 2.4)

Посетите внеурочные занятия курса (кружков) учителя (не менее 2), обсудите их в диалоге с учителем. Заполните карту наблюдения внеурочного занятия курса (кружка) (Приложение 8)

9 задание (ПК 2.5)

Оформите отчетную документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности в соответствии с предъявляемыми требованиями к структуре, содержанию и оформлению (Приложение 9)

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ ЗАПОЛНЯЕТ РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ В КОЛЛЕДЖЕ (ВЫ ПЕЧАТАТАЕТЕ 1-3 СТРОЧКИ) (Приложение 10)

Приложение 1

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Наименование образовательного учреждения (полное) МОУ "Свободненская СОШ"

Адрес образовательного учреждения Челябинская область, Октябрьский район, поселок Свободный, Лесная ул., д.5б

Руководитель образовательного учреждения Директор

Губайдулина Наталья Николаевна

Руководитель практики от образовательного учреждения Мирзоян Регина Владимировна

Наименование внеурочного кружка «Моё родное Зауралье»

Расписание звонков

1 смена

2 смена

1 урок

8.30 – 9.10

***

2 урок

9.20 – 10.00

***

3 урок

10.10 – 10.50

***

4 урок

11.10 – 11.50

***

5 урок

12.10 – 12.50

***

6 урок

____________________________________________________________________

Расписание занятий внеурочной деятельности класса

урока

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

2

3

4

5

«Моё родное Зауралье»

6

Приложение 2

КАРТА АНАЛИЗА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательное учреждение МОУ "Свободненская СОШ"

Внеурочное объединение (кружок) «Моё родное Зауралье»

Направление внеурочной деятельности краеведение, изучение истории родного края, биографий великих Земляков, формирование патриотического чувства

Ф.И.О. руководителя Мирзоян Регина Владимировна

Сроки реализации 4 года 135 часов. Занятия 1 раз в неделю, не менее 35 минут

Экспертиза текста программы внеурочной деятельности

1. На реализацию каких целей направлена программа? (Формирование навыков поведения и межличностного общения; знакомство с новыми видами деятельности; развитие игровых умений и навыков; приобретение теоретических знаний; овладение практическими умениями; освоение норм и ценностей; стимулирование, поддержка и развитие творческих умений и навыков; физическое оздоровление; психологическая и эмоциональная разгрузка, др.)

2. На развитие, каких ценностных ориентаций направлена программа? С какой областью связано развитие ценностей? (Здоровье; прикладная предметная деятельность; социальные и нравственные ценности; творчество; др.)

3. Цели программы согласованы с ожидаемыми результатами? (да, не в полной мере, нет).

4. Цели программы согласованы с возрастными особенностями учащихся? (В полной мере, не в полной мере, не согласованы)

5. Какова степень полноты представленных компонентов программы

Компоненты программы

Представлены полностью

Представлены

схематично

Не представлены

1

  1. Пояснительная записка 

Курс направлен на формирование патриотических качеств личности младшего школьника. Основой воспитательной, патриотической работы, показателем культурного развития общества является краеведение. Кроме того, краеведение играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом и экологическом воспитании.

  1. Внедрение курса именно на начальном уровне общего образования связано с тем, что детский возраст является оптимальным для системы гражданско- патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненныхидеалов.
  2. Краеведческая деятельность младших школьников способна занять значимое место среди наиболее действенных средств реализации ФГОС НОО. Средствами краеведческой работы может быть обеспечено достижение большинства планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных и метапредметных). Помимо личностных и метапредметных результатов средствами краеведческой работы достигаются и многие предметныерезультаты.

+

2

Содержание программы Изучение природы родного края, его границы (область, район), областной и районный центр. История родного края, знаменитые земляки.

Понятие семьи, взаимоотношения членов семьи.

В программу включены экскурсии в краеведческий музей с Октябрьского.

посещение мемориалов, с обсуждением, экскурсия в парк со сбором материала для гербария и зарисовкой представителей растительного и животного мира. Знакомство с картами России, Челябинской Об. Октябрьский р-н.

+

3

Примерный тематический план Программа реализует следующие содержательные линии:

1.Исторические страницы

Зауралья.

2.Достопримечательности Зауралья.

3. Моя семья.

 4. Знаменитые люди Зауралья.

5. Культура и традиции Зауралья.

 6. Фольклор и литература Зауралья.

7. Природа Зауралья

+

4

Методические рекомендации для педагогов  В реализации программы курса большое внимание уделяется таким формам деятельности,как:

  • игровая деятельность, потому что она является актуальной для младшего школьного возраста и позволяет сделать смысл объектов и явлений более явным, помогает овладеть общественными мотивами поведения и способствует развитию всех познавательных процессовребенка;
  • экскурсия, поскольку она является одной из форм активного усвоения исторического материала;

+

5

Ресурсное обеспечение Компьютер с проектором для показа презентаций, карта России, Челябинской Обл. Октябрьский р-н.  литература с биографиями великих зауральцев.

+

Приложение 3

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

  1. Общая информация
  1. Название кружка «Моё родное Зауралье»
  2. Организационно-педагогическое назначение кружка воспитание патриотизма младших школьников, формирование гордости за родной край, бережного отношения к природе, формирование семейных ценностей.
  3. Цели деятельности кружка формирование предметных компетенций в области краеведения и воспитание качеств личности человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности.
  4. Задачи деятельности кружка обеспечить условия для усвоения школьниками краеведческих знаний об истории, культуре, природе Челябинской области ;
  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению истории, культуры, природы родного края и осознанию сопричастности к истории своего края.
  • способствовать формированию ценностного отношения к общечеловеческим ценностям: Отечество, малая Родина, семья, ее традиции, труд, культура, доброта и др.;
  • создать условия для формирования социальной активности, толерантности и коммуникабельности;
  • способствовать развитию навыков исследовательской, проектной, творческой деятельности (в том числе с использованием информационных технологий) при работе с различными видами информационных источников.
  1. Планируемые результаты   В результате освоения курса внеурочной деятельности «Мое родное Зауралье» у выпускников начального уровня общего образования будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, а также предметные умения, навыки и способы действий.
  1. Организационные основы деятельности детского объединения
  1. Сроки и этапы обучения Курс рассчитан  на 4 года 135 часов
  2. Количество учебных часов в неделю 1 час
  3. Требования к одежде и индивидуальному оснащению ребенка на занятиях (в случае наличия особых требований)
  4. Ресурсное обеспечение деятельности кружка : проектор, презентации по текущим темам, папка для технологии для составления гербария и коллекции растений, готовые гербарии и образцы растений в горшках, школьный парк, фотографии животных, книги по истории родного края, карты России, Челябинской Обл. Октябрьский р-н.
  5. Правила для участников кружка. Общешкольные. При экскурсиях особая внимательность, движение колонной с флажками, 2 педагога в сопровождении.

  1. Организация учебно-воспитательного процесса курса (кружка)
  1. Содержание внеурочной деятельности СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЕ ЛЮБИМОЕ ЗАУРАЛЬЕ» (второй год обучения)

Тема 1. Семейные реликвии Когда вещи становятся семейными реликвиями? Реликвия как память о прошлом и связь между разными поколениями. Интервью как метод исследования. Практическая часть: игра «Вопросительные слова» - составление вопросов к изученному материалу и повторение изученного за год. Работа в группах с толковым словарем. Знакомство с планом работы на учебный год. Разгадывание кроссворда. Заполнение анкеты. Определение методов предстоящего исследования. Составление плана интервью.

Тема 2. Семейные реликвии. Ученическая конференция Семейная и историческая реликвия. Реликвия моей семьи. История происхождения, появления вещи в семье. «Возраст» реликвии. Духовная ценность вещи. Практическая часть: публичная презентация исследовательских проектов. Оценка путем коллективного обсуждения и самооценка.

Тема 3. Реликвии (вариативная часть) Разделы музея, что можно узнать, посетив музей. Откуда в музее появляются экспонаты? Самые интересные экспонаты музея. Исторические реликвии Зауралья. Знакомство с экспозициями музея (областного, городского, сельского, школьного). Правила поведения в музее.

Тема 4. Какие народы населяют Челябинской обл? Понятия: национальность, многонациональная страна, язык межнационального общения, Конституция Российской Федерации. Стихи о дружбе народов. Россия как многонациональная страна. Многочисленные и малочисленные народы. Из истории заселения и освоения нашего края разными народами. Самобытность каждого народа: культура, традиции, обычаи. Традиционная национальная одежда народа Национальные праздники. Фольклор народов Челябинской области. Русский язык как государственный и язык межнационального общения. Конституция Российской Федерации. Статья 19 Конституции РФ: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения. Практическая часть: чтение стихов, анализ и выделение общей идеи. Работа с толковым словарем. Работа в группах: исследование информационных источников, выполнение заданий проектной задачи. Работа с физической картой Челябинской области, нахождение географических объектов. Отгадывание ребусов. Раскрашивание картинок традиционных национальных нарядов народов Зауралья. Просмотр видеосюжетов о традиционных национальных праздниках, выявление общего в культуре разных народов. Составление рассказа о культуре и традициях одного из народов, населяющих наш край. Оценка вклада каждого члена группы в общую работу и оценка собственных результатов работы на занятии.

 Тема 5. Фестиваль национальных культур Практическая часть: чтение стихов наизусть. Публичная презентация национальных традиций и обрядов, традиционных национальных костюмов, декоративно-прикладного творчества, блюд национальной кухни. Исполнение национальных песен и танцев. Подвижные национальные игры.

Тема 6. Фольклор и традиционные праздники народов Зауралья (вариативная часть) Национальные праздники. Фольклор народов Челябинской области. Самобытность каждого народа: культура, традиции, обычаи. Традиции празднования. Практическая часть: участие в творческих конкурсах, играх, обрядах, хороводах. Ресурсы социума 1. Областной краеведческий музей. Игровые образовательные программы: - «Фольклор: Масленица!» О традиционном праздновании русской Масленицы и главном ее символе. Мероприятие сопровождается играми, потешками, хороводами; - «Светлый праздник пасха». Фольклорный праздник. Рассказ о традициях празднования русским народом Пасхи: подготовка к празднованию, изготовление праздничных блюд, пасхальные игры; - «Праздник русской березки (Троица)». Рассказ о поверьях и преданьях, связанных с Троицкой неделей. Мероприятие сопровождается играми, обрядами, хороводами. 2.  Игровые экскурсионные программы (театрализованные фольклорноигровые программы): - «Как на масляной неделе»; - «На красной горке» (время проведения - весна); - «У летних ворот игровой хоровод». 3. Музей-усадьба «Русская изба» Обзорные экскурсии: культурно-массовые мероприятия, праздники, выставки, игровые - развивающие программы: - «Знакомство с русским домом»; - «Знакомство с деревенским бытом». Проведение различных обрядов и праздников с использованием фольклорных элементов: - «Православные праздники». Программы-практикумы - «Традиции русского чаепития»; - «Прялка»; - «Кросна и лоскутное шитье»; - «Заготовка дров»; - «Вязание веников». Познавательные экскурсии - «Убранство русского дома»; - «Печь - душа русской избы»; - «Ремесла и рукоделие»; - «Русские обеды»; - «Детские игры на Руси»; - «Православные праздники»; - «Домоводство и домашняя утварь»; - «Русский национальный костюм»; - «Календарный год православного крестьянина»; - «Православные традиции русского дома». Земледельческий календарь - «Сенокос»; - «Как хлеб на стол пришел» (вспашка (соха, плуг ручной), посев пшеницы (решето), уход за хлебами (ручная прополка), жатва (серы, снопы), обмолот (цепами), просушка (полет, вейка), мука (на жерновах), просеивание (сито), квашня (в кадке), выпечка хлеба (русская печь), первый каравай (угощение гостей). Интерактивные программы - «Будний день деревенского жителя»; - «Праздничный день деревенского жителя».

Тема 7. Берегите птиц! Понятия: Конвенция, месяцеслов, Всемирный День птиц. Праздники, посвященные прилету птиц в культурах разных народов: День закликания птиц, Герасим-грачевник, Егорий весенний - День ласточки, «Зиновий-синичник», Благовещение, Карга боткасы, Каргатуй. Значение птиц в жизни человека. Причины, которые в первую очередь влияют на исчезновение животных и растений нашего края. Необдуманные и безответственные действия человека как одна из основных причин исчезновения видов птиц. Птицы, обитающие в Зауралье. Птицы, занесенные в Красную книгу Челябинской области. Названия профессий в областях изучения и охраны природы: орнитологи, экологи. Меры сохранения редких и исчезающих видов животных. Практическая часть: просмотр видеосюжета - закличка «Жаворонушки». Прослушивание аудиозаписи голосов птиц и их распознавание. Работа в группах: изучение и анализ информационных источников в соответствии с предложенным планом. Жизнь городских птиц зимой. Составление синквейна по теме занятия. Оценка работы группы по оценочному листу. Рисование эколистовки о защите птиц. Решение экологических задач: ситуативных и расчетных. Подготовка рассказов о птицах, о причинах сокращения численности птиц в нашей области.

Тема 8. Акция «Птичья столовая» Понятия «кочующие» и «оседлые» птицы. Практическая часть: заготовка корма для зимней подкормки птиц. Изучение и определение места развешивания кормушек (во дворе, сквере, парке). Изготовление и развешивание кормушек совместно со взрослыми. Распознавание птиц и наблюдение за птицами (внешний вид, количество особей в стае, поведение птиц и др.).

Тема 9. Птицы нашего края (вариативная часть) Разнообразие животного мира Челябинской области. Птицы Зауралья, их образ жизни и важная роль в природе и для человека. Зимующие птицы. Правила поведения в общественных местах. Практическая часть: участие в интерактивной экскурсии, в познавательноигровом занятии. Ресурсы социума 1. Областной краеведческий музей. Мультимедийные лекции - «В поисках пропавшего гнездышка» (интерактивная экскурсия); - «Жизнь зверей и птиц зимой»; - «Зимующие птицы. Приглашение в сад». Мероприятия - «День птиц». Познавательно-игровое занятие; - «Как поет соловей?». Интерактивная игра-викторина; - «Птичий пирог». Мастер-класс по изготовлению кормушки для птиц. 2. Экскурсии - «Лесной Просвет» посещение парка с. Целинного с изучением местных обитателей.

Тема 10. Старейшие города Челябинской области Игра «Верите ли вы?». Из истории основания городов Челябинской области. Шадринск, Шатрово, Далматово, Катайск - старейшие города Челябинской области. Первые поселения Зауралья: Белое городище, Далматовский монастырь, Катайский острог, Шадрина заимка, Шадринская слобода. Происхождение названий городов. Основные сведения из истории городов, достопримечательности; люди, которые прославили нашу область. Значимые даты, связанные с историей городов. Практическая часть: работа над пониманием смысла цитаты. Работа в группах с различными информационными источниками по изучению истории городов, достопримечательностей и известных людей, прославивших нашу область. Составление пазлов с изображением достопримечательностей городов Челябинской области и портретов известных людей. Составление кластераколлажа. Подготовка рассказов о старейших городах Челябинской области.

Тема 11. Улицы нашего села. Рождение названий улиц. Основания для названия улиц: названия, связанные с расположением улицы, с нахождением на улице объектов, с именами известных личностей, с историческими событиями страны, края,  села. История происхождения названий улиц. Исторические события, известные люди. Фотовыставка «На этой улице я живу». Культурные объекты, памятники, расположенные на улице. Выставка рисунков «Какими я вижу улицы нашего села в будущем?». Отношение к проблеме переименования улиц. Практическая часть: подготовка фотовыставки «На этой улице я живу». Работа с картой  села, нахождение объектов (улиц). Анализ и классификация оснований для наименования улиц. Составление пазлов и распознавание улиц  села. Рисование на тему «Какими я вижу улицы нашего села в будущем?». Тема 12. Крупнейшие реки Челябинской области Понятия: река, исток, устье, приток. Стихи о реках Челябинской области. Крупные реки Челябинской области: Тобол, Исеть и Миасс. История происхождения названий рек. Общая характеристика рек (протяженность, ширина, глубина, растительный и животный мир). Значение водоема в природе и жизни человека: хранилище необходимой всему живому воды, среда обитания для растений и животных, перевозка людей и грузов, полив в сельском хозяйстве, использование для промышленных нужд и работы предприятий, купание и отдых, ловля рыбы, источник вдохновения и творчества. Основные причины загрязнения рек. Необдуманные действия человека и их губительные последствия. Практическая часть: конкурс знатоков. Работа с картой, нахождение географических объектов. Работа в группах с различными информационными источниками, заполнение маршрутного листа. Составление рассказа об одной из рек Челябинской области. Экологический тренинг «Река для меня ...». Составление памятки о правилах поведения на водоемах.

 Тема 13. Уникальные озера Челябинской области Понятия: природные достопримечательности Челябинской области. Озераздравницы, буклет. Уникальность озер Медвежье и Горькое. Общая характеристика озер, лечебные свойства. Происхождение названий озер. Легенды. Критерии оценки выполненной работы. Практическая часть: работа со словарем. Работа с информационными листами, заполнение таблиц на основе полученной информации. Практическая работа с картой и контурными картами области, нахождение географических объектов. Составление описательной характеристики озер. Изучение рекомендаций по разработке буклета и отбор материалов в соответствии с рекомендациями. Распределение работы в группе. Создание иллюстрированных рекламных буклетов об уникальных озерах Челябинской области. Защита и представление результатов работы. Работа с оценочными листами.

Тема 14. Акция «Чистый берег» (экологический десант - расчистка близлежащих родников, прибрежных участков) Техника безопасности при сборе мусора. Безопасное поведение у водоема. Практическая часть: подготовка вместе с взрослыми специальной одежды участников команды акции (футболки, кепки, жилеты и т.п.), плакатного, музыкального и иного оформления. Деление территории очищаемого берега водного объекта на рабочие зоны и закрепление их за командами участников. Распределение обязанностей и поручений между группами. Расчистка рабочих Возможные виды деятельности: защита плакатов на экологическую тему, конкурсы стихотворений и эссе об охране водных объектов; экологические тренинги и игры; эстафеты; концерты; экскурсии по местным достопримечательностям; рассказы об истории, составе флоры и фауны выбранного для уборки водного объекта; викторины на тему охраны водных ресурсов. Подготовка фото- и видеоотчетов.

Тема 15. Природа родного края в произведениях зауральских поэтов и художников Понятия: «сюжет», «герои», «художественный образ», «пейзаж». Стихи А. Пляхина, Т.М. Белозерова, Л. Куликова, Я. Вохменцева, А. Соловьева, Н. Егорова. Природа Зауралья в творчестве художника Г.А. Травникова. Природа как источник вдохновения и образ родного края. Средства художественной выразительности в тексте и в картине. Средства изображения и выражения чувств героя. Береза Крылова - зеленый символ Челябинской области. Практическая часть: анализ содержания стихов зауральских поэтов и пейзажей художников. Анализ выразительных средств произведения. Анализ сходства и различия литературы и живописи (в образах произведений, изобразительно-выразительных средствах литературного языка (заголовок, сравнение, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слова, звукопись, рифма). Подбор иллюстрации к литературному произведению. Творческая работа: создание рисунков к литературному произведению, создание небольших стихотворных текстов по заданным теме и рифмам.

Тема 16. Зауралье в годы Великой Отечественной войны Понятия: «тыл», «эвакуация», «акция «Бессмертный полк». Формирование воинских частей на территории Зауралья. Подвиги наших земляков, защищавших страну в годы ВОВ. Вклад курганцев в дело Победы. Эвакуация заводов, промышленных предприятий и их деятельность на территории Зауралья. Производство военной продукции. Труд курганцев в тылу. Образование детских домов для эвакуированных детей. Памятники и мемориалы героям Великой Отечественной войны на территории города (села): мемориальные ансамбли, обелиски, стелы и др. Образование Челябинской области. Красная книга памяти. Акция «Бессмертный полк». Практическая часть: просмотр мультфильма «Сильные духом крепче стены».

  1. Календарно-тематическое планирование

Название темы

Количество часов

1

Семейные реликвии

1

2

Семейные реликвии. Ученическая конференция

1

3

Реликвии (вариативная часть)

1

4

Какие народы населяют Челябинской обл?

1

5

Фестиваль национальных культур

1

6

Фольклор и традиционные праздники народов Зауралья

1

7

Берегите птиц

1

8

Акция «Птичья столовая»

1

9

Птицы нашего края (вариативная часть)

1

10

Старейшие города Челябинской обл

1

11

Улицы нашего села

1

12

Крупнейшие реки Челябинской обл

1

13

Уникальные озера Челябинской обл

1

14

Акция «Чистый берег»

1

15

Природа родного края в произведениях зауральских поэтов и художников

1

16

Зауралье в годы Великой Отечественной войны

1

итого

16

Приложение 4

Диагностические методики по выявлению уровня познавательного

 интереса и интеллектуальных способностей младших школьников

Беседа

        1. Беседа с классным руководителем

В чем заключается трудность в воспитании данного школьника? Трудности с концентрацией внимания, отсутствие мотивации к обучению, низкая успеваемость.

Дисциплина школьника дома и в школе Успеваемость. Средний балл 3,6, дисциплина удовлетворительная.

Какие конкретные факты говорят о его «трудности»? Систематические нарушения дисциплины, низкая успеваемость.

Какие меры применялись к этому школьнику для его исправления и их результаты? Домашние условия школьника Беседы со школьником и родителями, дополнительные занятия, консультация психолога в частном порядке с диагностикой интеллекта (выше среднего). Ребенок из полной семьи. В семье всего двое детей, данный ребенок младший. Семья благополучная, на учете не состоит, ребенок не подвергается насилию. Родители работающие.

        2. Беседа со школьником

Кем ты хочешь стать после окончания школы? Охотником

Какие учебные предметы ты любишь больше всего? Лепка

Что ты читаешь? Легенды и мифы Древней Греции, энциклопедии про космос и динозавров.

Твои товарищи. Что ты о них думаешь? Они хорошие, веселые. С некоторыми у меня плохие отношения.

Твое любимое занятие в школе и дома. Лепка, приготовление еды, игра с пластилиновыми рыцарями, котятами. Просмотр мультфильмов и фильмов про рыцарей и богатырей.

Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни? Что бы добро побеждало зло.

        3. Беседа о школьнике с его товарищами 

Давно ли вы дружите? с 1 класса

Ваши любимые совместные дела, предметы, занятия? театральный кружок.

Что тебе нравиться в твоем друге? Он веселый, готов прийти на помощь, с ним интересно играть.

Что тебе не нравиться в твоем друге, почему? Он навязчивый, дерется.

Методика «Что я люблю больше всего?»

Мое любимое время года лето

Мое любимое животное кот

Место, где я люблю бывать больше всего на свете на озере

Мой лучший друг Дима З

Мой любимый вид спорта тхэквондо

Моя любимая книга 12 подвигов Геракла

Мое любимое занятие лепка из пластелина

Мой любимый фильм Дружина

Моя любимая телепередача Вундеркинды

Моя любимая одежда футболка и шорты

Моя любимая музыка песни военных лет

Мой любимый музыкальный инструмент гитара

Моя любимая песенка Катюша

Моя любимая игра шахматы

Мой любимый цвет синий

Мой любимый звук звук хруста сухариков

Мок любимое время года лето

Моя любимая игрушка плюшевый тигренок

Мое любимое блюдо пицца

Мой любимый запах запах свежей пиццы

Данная методика позволяет оценить жизненные ценности ребенка. Исходя из ответов испытуемого ребенка, можно сделать вывод, что ребенок развивается в духе патриотизма, любви к истории своей Родины, имеет склонности к естественным наукам, искусству, интересуется лепкой, театром. В его жизни присутствует спорт. Поэтому можно сделать вывод о разностороннем развитии ребенка.

Приложение 5

Протокол № 1

результатов проведения диагностической методики

«Что я люблю больше всего»

Дата проведения: 05.04.2023

Цель: определить жизненные ценности ребенка

Имя ребенка:К.  Андрей

Класс: 2

Школа: МОУ "Свободненская СОШ"

На диагностике присутствовали: Эрштейн Регина Олеговна (учитель начальных классов)
Результаты диагностики:

Мое любимое время года лето

Мое любимое животное кот

Место, где я люблю бывать больше всего на свете на озере

Мой лучший друг Дима З

Мой любимый вид спорта тхэквондо

Моя любимая книга 12 подвигов Геракла

Мое любимое занятие лепка из пластелина

Мой любимый фильм Дружина

Моя любимая телепередача Вундеркинды

Моя любимая одежда футболка и шорты

Моя любимая музыка песни военных лет

Мой любимый музыкальный инструмент гитара

Моя любимая песенка Катюша

Моя любимая игра шахматы

Мой любимый цвет синий

Мой любимый звук звук хруста сухариков

Мок любимое время года лето

Моя любимая игрушка плюшевый тигренок

Мое любимое блюдо пицца

Мой любимый запах запах свежей пиццы

Вывод:

Данная методика позволяет оценить жизненные ценности ребенка. Исходя из ответов испытуемого ребенка, можно сделать вывод, что ребенок развивается в духе патриотизма, любви к истории своей Родины, имеет склонности к естественным наукам, искусству, интересуется лепкой, театром. В его жизни присутствует спорт. Поэтому можно сделать вывод о разностороннем развитии ребенка.

Приложение 7

СХЕМА САМОАНАЛИЗА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

        1. «Урок гражданина Российской Федерации. Государственные символы. Герб, флаг и гимн России» 2 «Б» класс (7-9 лет). Направление деятельности – патриотическое воспитание. Форма проведения – классный час.

        2. Цели и задачи занятия, ожидаемые результаты, формируемые УУД. Цель – формирование патриотизма, уважения к символам России. Задачи: знакомство с государственными символами, их историей и значением. Формируемые УУД: воспитательные (способствовать воспитанию любви к Родине), развивающие (определение понятий: Государственные символы, Государственный флаг, герб. Значение каждого элемента символа), коммуникативные (способствовать ведению детьми диалога)

        3. Тема довольно сложная для восприятия второклассниками, но крайне важная. Занятие построено на принципе рассказа учителя, с последующей проверкой усвоения информации. Вовлеченность детей в конце урока.

        4. Содержание и методика проведения занятия:

Дети с удовольствием участвовали в опросе, слушали материал, отвечали на вопросы.

Демонстрация наглядного материала, прослушивание звуковых файлов.

        5. Итоги проведенного занятия, его педагогическая ценность:

Поставленные цели достигнуты

Дети познакомились с Государственными символами России, их значением. Не удалось заинтересовать темой всех детей, отдельные дети отвлекались все занятие, после замечания дисциплину не нарушали, но тему усвоили плохо.

Индивидуальный подход к каждому ребенку.

СХЕМА САМОАНАЛИЗА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

        1.  «Семейные реликвии» 2 «Б» класс (7-9 лет). Направление деятельности – патриотическое воспитание. Форма проведения – классный час.

          2. Цели – способствовать развитию семейных ценностей, уважения к своей семье и роду. Задачи: знакомство с понятиями: род, предок, потомок, реликвия, династия.

        3. Трудности с «завязыванием» беседы, т.к. детям непонятны ключевые слова.

        4. Содержание и методика проведения занятия:

Дети с удовольствием включились в диалог после объяснения понятий, к сожалению, детей, в семьях которых передавались бы семейные реликвии, не нашлось.

        5. Итоги проведенного занятия, его педагогическая ценность:

-Цели урока достигнуты. Дети познакомились с ключевыми понятиями, осознали важность рода, семьи, добрых отношений в семье.

Необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. В этой теме особенно, т.к. семейная ситуация у детей может быть разная.

Приложение 8

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ И АНАЛИЗА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Дата проведения 08.04.2023        

Название кружка «В мире книг»        

Ф.И.О. педагога Эрштейн Регина Олеговна

Класс / возраст 1 6-8 лет        

Количество присутствующих учащихся 5

Направленность внеурочной деятельности духовно-нравственная

Вид внеурочной деятельности досугово-развлекательная.

Форма проведения  классный час

Тема внеурочного занятия «Новый Год шагает по планете»

Цель  дать представление о том, как новый год встречают в других странах.

Универсальные учебные действия, формируемые в ходе занятия

Личностные УУД:

1) формирование готовности и способности обучающихся к самореализации

2) формирование мотивации к обучению

3) формирование социально ориентированного взгляда на мир

4) формирование уважительного отношения к чужому мнению.

Регулятивные УУД:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
  3. формирование умения понимать причины успеха и неуспеха в исследовательской деятельности.

Познавательные УУД:

  1. осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире людей
  2. формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
  3. установление причинно – следственных связей, построение логической цепи, доказательство.

Коммуникативные УУД:

  1. формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
  2. формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
  3. формирование умения вступать в диалог

Оцените каждый из предложенных ниже показателей по следующей шкале:

2 балла - показатель реализован полностью,

1 балл - показатель реализован частично,

0 баллов - показатель не реализован

Показатели

Оценка

(баллы)

1. Организационная деятельность педагога

1.1

Наличие учебно-методической документации (технологическая карта / конспект, дидактический материал и т.д.)

2

1.2

Оформление аудитории (наглядность, костюмы, использование технических средств и т.п.)

2

1.3

Постановка целей и задач занятия, разъяснение учащимся порядка и условий работы

2

1.4

Четкость занятия, его темп и ритм

1

1.5

Регулирование хода занятия

2

1.6

Рациональность использования времени на занятии

2

1.7

Соответствие организации мероприятия санитарно-гигиеническим требованиям; выполнение правил техники безопасности и охраны труда

2

2. Дидактическая деятельность педагога

2.1

Соответствие содержания занятия его целям и задачам

1

2.2

Использование разнообразных методов, позволяющих реализовать поставленные цели и задачи

2

2.3

Выбор методов, приемов, соответствующих возрасту и развитию учащихся

2

2.4

Опора на основные принципы дидактики

2

2.5

Активизация познавательных интересов ребенка, расширение его представлений об окружающем

2

2.6

Эффективность контроля педагога за занятиями детей

1

2.7

Объективность оценок деятельности детей

1

2.8

Наличие обратной связи на занятии

2

2.9

Создание благоприятного психологического климата (атмосферы сотрудничества, доброжелательности, взаимопонимания)

1

2.10

Педагогическая культура и такт, речь педагога

2

3. Деятельность детей

3.1

Активность детей на занятии

1

3.2

Заинтересованность детей темой и содержанием занятия

1

3.3

Совместная деятельность детей в ходе занятия, коммуникативная активность

2

3.4

Формирование навыков самостоятельной работы

1

3.5

Предоставление возможности творческой реализации ребенка

2

Итоговый балл

36

Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия

Краткие выводы по внеурочному занятию:

Приложение 9

Отчет студента

Студент (ка) ГБПОУ «ЧПК № 1» Циер Александра Андреевна  группы 301 НК

Специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах проходил(а) практику «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»

с «3»апреля 2023года по «15»апреля 2023года

в                                                  МОУ "Свободненская СОШ"

(наименование образовательного учреждения, класс)

под руководством         Эрштейн Регина Олеговна

(Ф.И.О. работника образовательного учреждения и руководителя практики)

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Анализ деятельности

Документ, удостоверяющий выполнение задания

(если есть)

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия

1. В соответствии с расписанием звонков и уроков мною было составлено расписание внеурочной деятельности класса

При составлении расписания у меня возникли трудности что бы не создать детям чрезмерной нагрузки

2. При заполнении карты анализа программы внеурочной деятельности 2 класса было выявлено, что

У меня возникли трудности

1.Расписание внеурочной деятельности класса

2.Анализ программы внеурочной деятельности

3.Визитка программы

ПК2.2. Проводить внеурочные занятия 

Во время практики было проведено 2 внеурочных занятий по следующим темам:

  1. «Урок гражданина Российской Федерации. Государственные символы России»
  2. «Семейная реликвия»

У меня получилось донести до детей в доступной форме информацию

У меня не получилось сохранить внимание детей до конца урока

Конспекты внеурочных занятий

ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся

1. Проведено 1 диагностических методик на выявление уровня познавательных интересов и интеллектуальных способностей младших школьников, а именно

Что я люблю больше всего?

2. Выявлено разностороннее развитие большинства детей

Протоколы

 (1 шт.) с результатами диагностик

+

выводы

ПК2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий 

При проведении внеурочных занятий  у меня получилось

Достичь поставленных целей

У меня не получилось сохранить внимание детей до конца урока

При наблюдении внеурочных занятий однокурсников  хотелось бы отметить высокий уровень подготовки педагога.

самоанализ внеурочных занятий

карты наблюдений внеурочных занятий

ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников

При заполнении документации у меня возникли трудности с ведением документации не возникло.

Оформление документов

Приложение 10

  1. Аттестационный лист производственной практики

Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников

Ф.И.О студента Циер Александра Андреевна

Специальность, группа44.02.02 Преподавание в начальных классах,301 НК

База практики, сроки МОУ "Свободненская СОШ"

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия

ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся

№ задания

проведение и наличие  в Дневнике*

соответствие требованиям к ОСС**

общий балл

№ задания

проведение и наличие  в Дневнике

соответствие требованиям к ОСС

общий балл

 

№ задания

проведение и наличие  в Дневнике

соответствие требованиям к ОСС

общий балл

 

№ 1

№ 6 (1-2)

№ 4

№ 2

№ 6 (3-4)

№ 5

№ 3

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий

ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников

Критерии к оцениванию профессиональных компетенций

5 баллов — выполнены все задания, полное соответствие требованиям к оформлению, структуре, содержанию

4 балла – выполнены все задания, частичное соответствие требованиям к оформлению, структуре, содержанию

3 балла – выполнены все задания, несоответствие требованиям к оформлению, структуре, содержанию

2 балла – частично выполнены все задания, несоответствие требованиям к оформлению, структуре, содержанию

№ задания

проведение и наличие  в Дневнике

соответствие требованиям к ОСС

общий балл

(max 32)

№ задания

проведение и наличие  в Дневнике

соответствие требованиям к ОСС

общий балл

 (max 5)

№ 7 (* 4)

№ 9

№ 8 (* 4)

 

Уровень развития профессиональных компетенций на практике

25 – 23 балла – высокий повышенный уровень, соответствует оценке «5».

22  – 19 баллов – достаточный продвинутый уровень, соответствует оценке «4».

18 – 16 баллов – допустимый пороговый уровень, соответствует оценке «3».

15 – 0 баллов – недостаточный уровень, соответствует оценке «2».

Общий балл: _________              

Итоговая оценка: _____________ /                            /

Руководитель практики:______________ /__________________/

*ОСС – требования к оформлению, структуре и содержанию

Приложение 11

Характеристика

Ф.И.О. студента Циер Александра Андреевна

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

проходила производственную практику Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников                                                                                   

с «3» апреля 2023года   по «15»апреля 2023года

в МОУ "Свободненская СОШ"

                        база практики (образовательная организация, группа)

При прохождении практики студент(ка) проявил(а):

1. Отношение к профессиональным обязанностям ответственное. Выполняла обязанности с желанием, не нарушала трудовую дисциплину, всегда была хорошо подготовлена к урокам, доносила материал до учеников в полном объёме, понятным языком.

2. Содержание, объем выполненной работы за период практики, ее качество. За период практики, провела 2 внеурочных мероприятия: «День гражданина Российской Федерации» и «Семейная реликвия». Материал подготовлен и донесен до учеников в полном объёме, в конце занятия проведен опрос детей, материал детьми усвоен.

3. Взаимодействие:

- с детьми Отношение к детям доброжелательное, вежливое. Проявляла терпение к детям, не позволяла себе неуважительного отношения к детям

- с коллегами. Доброжелательное, уважительное, легко контактирует с коллегами, спокойно воспринимает конструктивную критику.

4. Владение студентом разнообразными методическими приемами, элементами современных образовательных технологий Уровень владения методическими приёмами на должном уровне.

5. Методическая готовность к профессиональной деятельности. К профессиональной деятельности готова.

6. К решению, каких профессиональных проблем проявилась недостаточная подготовленность студента. Имеются определенные сложности с организацией детей с низкой концентрацией внимания, трудности с решением конфликтных ситуаций между детьми.

Отметка____________________

Руководитель практики ____________________ /__________________/

МП         Дата____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая практика организации внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность по стандартам второго поколения....

Практика проведения проекта во внеурочной деятельности младших школьников как условие для формирования универсальных учебных действий

Подробный паспорт информационного проекта "Зелёный друг" по окружающему миру и краеведению о деревьях Пермского края, используется во внеурочной деятельности 1-3 класса, направлен на интеграцию урочно...

Внеурочная деятельность. 1 класс" Практика. Уроки нравственности"

НА занятии кружка" Практика. Уроки нравственности", посвященном внешнему виду, дети выясняют, что такое " культура", внеший вид. В процессе игры знакомятся с видами одежды,с правилами,предъявляемыми к...

Внеурочная деятельность. 1 класс" Практика. Уроки нравственности"

НА занятии кружка" Практика. Уроки нравственности", посвященном внешнему виду, дети выясняют, что такое " культура", внеший вид. В процессе игры знакомятся с видами одежды,с правилами,предъявляемыми к...

Внеурочная деятельность. 1 класс" Практика. Уроки нравственности"

НА занятии кружка" Практика. Уроки нравственности", посвященном внешнему виду, дети выясняют, что такое " культура", внеший вид. В процессе игры знакомятся с видами одежды,с правилами,предъявляемыми к...

Технология проектной деятельности: применение метода проектирования «Зеркало инновационных преобразований в практике» для повышения мотивации учащихся на внеурочной деятельности.

У многих учителей сейчас возникают затруднения с разработкой плана по формированию у учащихся УУД. С чего начать, как правильно построить процесс внедрения этой инновации в практику ведения урока? Оди...

Практика внеурочной деятельности

Реализация программы внеурочной деятельности "Уроки безопасности" возможна через классные часы, уроки окружающего мира....