Практика проведения проекта во внеурочной деятельности младших школьников как условие для формирования универсальных учебных действий
проект (1 класс) по теме
Подробный паспорт информационного проекта "Зелёный друг" по окружающему миру и краеведению о деревьях Пермского края, используется во внеурочной деятельности 1-3 класса, направлен на интеграцию урочной и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_provedeniya_proekta_vo_v.docx | 22.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Полежаева Людмила Владимировна
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №12» г.Перми
Практика проведения проекта во внеурочной деятельности младших школьников как условие для формирования универсальных учебных действий
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Одним из вариантов формирования универсальных учебных действий может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение.
Практика проведения проектов может рассматриваться, как особое направление внеурочной деятельности, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с большой группой детей.
В ходе решения системы проектных задач у учащихся могут быть сформированы следующие способности:
- целеполагать (ставить и удерживать цели)
- планировать (составлять план своей деятельности)
- проявлять инициативу при поиске способов решения проектных задач
- моделировать (представлять способ действия в виде модели, схемы, выделяя все существенное и главное)
- всупать в коммуникацию ( взаимодействовать при решении задач, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)
- рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное: почему получилось или не получилось, видеть трудности, ошибки)
Приведу пример использования проекта во внеурочной деятельности из своего опыта.
Паспорт проекта
1.Руководитель проекта учитель начальных классов МАОУ «СОШ №12» г. Перми Полежаева Людмила Владимировна.
2. Название проекта «Зелёный друг».
3. Тематическое поле: окружающий мир, краеведение.
4. Проблема: дети не знают и не различают деревья нашего города, затрудняются в поиске информации.
5. Цель: создание условий для формирования умений: ОУ – проблематизация, целеполагание, формулирование задач, планирование деятельности, самоанализ, рефлексия; ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЕ – выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности; КОММУНИКАТИВНЫЕ – слушать и понимать других, выражать свою точку зрения, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы; ИНФОРМАЦИОННЫЕ – поиск информации, работа с энциклопедиями, изображениями, представление информации.
6. Тип проекта: по деятельности - информационный, творческий; по предметной области – межпредметный (окружающий мир, изо); краткосрочный; внутриклассный (участвуют ученики 1 «Б» класса, 16 человек).
7. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: энциклопедии, книги о растениях Пермского края, загадки о деревьях, картинки деревьев, названия деревьев, листы ватмана А4, фломастеры, маркеры, ножницы, клей.
8. Планируемое время на реализацию проекта по этапам:
Этап | Содержание деятельности | Количество часов |
Мотивационный | Определение тематического поля и темы проекта. Поиск и анализ проблемы. Постановка целей и задач проекта (создание справочника «Деревья нашего города») Создание рабочих групп. | 1 занятие |
Планирование | Формулируются и уточняются задачи проекта; уточняются источники; вырабатывается план действий – пошаговое планирование:
Устанавливаются критерии оценки результата: справочник должен быть
Согласовываются способы совместной деятельности. | |
Практический (выполнение проекта) | Проведение исследования, работа с энциклопедиями, изображениями, загадками, оформление проекта. | 2 занятие |
Презентационный | Коллективное обсуждение проектов. | |
Рефлексивно-оценочный | Оценка достижения поставленной цели, оценка качества проекта, устная и письменная самооценка, исправление или дополнение содержания проекта, рефлексия. |
9.Организационные формы работы над проектом: групповое обсуждение, самостоятельная работа в группах, консультации с руководителем.
10. Форма проведения презентации: устное представление страниц справочника.
11. Критерии оценки качества выполнения проекта:
- аккуратность
- точность
- краткость
- удобство для быстрого поиска сведений
12.Письменная самооценка:
Работать над проектом мне было___________________________________ .
Думаю, наш проект получился бы ещё лучше, если _____________________ .
Работа над этим проектом помогла мне ______________________________ .
Считаю наш проект ________________________________________________ .
Диагностика УУД в проектной деятельности, карта достижений
Учащиеся Умения | |||||||||
Умение проектировать процесс | |||||||||
Умение планировать деятельность, время, ресурсы | |||||||||
Умение распределять обязанности при выполнении коллективного дела. | |||||||||
Умение взаимодействовать с любым партнером | |||||||||
Умение взаимопомощи в группе в решении общих задач | |||||||||
Умение находить и тактично исправлять ошибки в работе других участников группы | |||||||||
Умение самостоятельно осуществлять поиск нужной информации | |||||||||
Умение выявлять, какой информации или умений не хватает | |||||||||
Умение вступать в диалог, задавать вопросы | |||||||||
Умение отстаивать свою точку зрения | |||||||||
Умение находить компромисс | |||||||||
Навыки монологической речи | |||||||||
Умение уверенно держать себя во время выступления | |||||||||
Умение использовать различные средства наглядности во время защиты проекта | |||||||||
Умение отвечать на незапланированные вопросы | |||||||||
Умение отвечать на вопрос: чему я научился?, чему нужно научиться? | |||||||||
Умение видеть плюсы и минусы в своей работе, в работе группы | |||||||||
Умение оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других |
Проектная деятельность учащимся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться во внеурочной деятельности в начальных классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для формирования универсальных учебных действий с помощью деталей конструктора «ТИКО».
Цель: показать некоторые возможности использования конструктора «ТИКО» на уроках в начальной школе....
Внеурочная деятельность как одно из условий для формирования универсальных учебных действий
Внеурочная деятельность как одно из условий для формирования универсальных учебных действий...
Проектная деятельность является одним из эффективных методов формирования универсальных учебных действий.
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не дост...
Педагогический проект "Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС"
Педагогический проект раскрывает особенности организации проектной деятельности в младшей школе....
Внеурочная исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как способ формирования универсальных учебных действий.
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формировани...
Презентация "Проектная деятельность в начальной школе, как средство формирования универсальных учебных действий "
Как разработать и провести проект в начальной школе....
Статья на тему: Психолого-педагогические условия для формирования универсального учебного действия моделирования.
В данной статье подробно рассматриваются психолого-педагогические условия, необходимые для формирования универсального учебного действия моделирования у младших школьников и описываются этапы работы п...