Конспект коррекционно - развивающего занятия с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ
план-конспект
Для работы с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsekt_zanyatiya_gimnaziya_no1506_tihonova_danilenko.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие компетенций младших школьников.
Цель: - Помочь детям комплексно развить свои способности: познавательные, интеллектуальные, творческие.
Задачи:
- Помочь детям раскрыть свои способности.
- Развить познавательные процессы (память, внимание, восп-
риятие, мышление, ощущения).
- Повысить познавательную активность детей.
- Осознать свои силы и индивидуальность, повысить представления детей о собственной значимости.
- Формировать мотивации самовоспитания и саморазвития.
-Формировать интерес к другому человеку как к личности.
-Развивать формы и навыки личностного общения в группе, способы взаимопонимания.
- Развитие навыков словообразования и словоизменения.
- Обогащение, уточнение, актуализация словарного запаса.
- Развитие связной речи.
-Развитие внутренней свободы и раскованности, снятие эмоционального напряжения.
Занятие включает в себя ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.
Структура занятия:
1). Игры и упражнения направленные на развитие коммуникативных навыков, на сплочение группы, на расширение и формирование определённых моделей поведения.
2). Игры и упражнения направленные на развитие познавательных способностей: внимания, мышления, памяти, восприятия, воображения, ощущений.
3). Игры и упражнения направленные на развитие речи, обогащение и активизацию словарного запаса, на освоение структурных языковых форм.
4). Подвижные игры, направленные на реализацию двигательной активности, на снижение эмоционального и физического напряжения, на развитие произвольности и способности к сосредоточению.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, состав детей постоянный
В группу включен ребенок с ОВЗ (ЗПР – церебрально-органического типа)
Форма занятий - индивидуально-групповая.
Количество детей в группе – 8-10человек.
Возраст учащихся – 8-9 лет.
Место проведения – кабинет психолога.
Оборудование, материалы:
- Мячик
-Карточки с названием качеств, с заданиями, с изображениями животных
-Игрушки - животные
-Набор или таблица с геометрическими фигурами
-Магнитная азбука
-Листы с рисунком «Паучка»
-«Звучащие» предметы
-Музыкальный диск, магнитофон
Конспект
коррекционно – развивающего занятия с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ.
1 этап. Приветствие: Дети, взявшись за руки, стоят по кругу. При произнесении слов приветствия, дети, взявшись за руки, высоко поднимают и опускают руки, на последнем слове разрывают цепочку: «Как повелось с давних лет, мы говорим друг другу: Привет!»
2 этап. Игра: «Окажи внимание другому».
Цель: Научить выражать своё хорошее отношение к другим детям, учить оказывать и принимать знаки внимания, развить навыки общения.
Дети сидят в кругу. Ведущий бросает мяч любому участнику и говорит что-нибудь хорошее, приятное. Знаками внимания могут быть отмечены личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т. д. Комплимент начинается со слов: «Я думаю, что ты…». Ребёнок ловит мяч и говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я…», повторяет сказанное и бросает мяч следующему игроку. В игре должны поучаствовать все ребята.
Адресная помощь психолога обучающемуся с ОВЗ
При затруднении ребенка с ОВЗ отметить положительные качества ребят, их черты характера, педагог – психолог предлагает ребенку карточки с напечатанными личностными качествами. « Посмотри на карточку и подумай, у Маши есть это качество? (Отзывчивость, трудолюбие, усидчивость, аккуратность, вежливость, веселая, и т.д) «Выбери качество, которым обладает Петя.»
3 этап.Игра: «Снежный ком»
Цель: Развитие слуховой памяти, развитие речи, активизация словарного запаса.
Дети сидят в кругу. Ведущий называет тему, на которую участникам предстоит подбирать существительные. Например, тема «Геометрические фигуры». Первый ребёнок называет слово круг, второй повторяет названное слово и приводит своё квадрат. Третий повторяет два предыдущих слова и называет своё слово ромб и т д.
Адресная помощь психолога обучающемуся с ОВЗ
Если ребенку тяжело вспомнить геометрические фигуры и запомнить последовательность произносимых фигур, можно предложить выполнять задание с опорой на наглядность:
« Посмотри на таблицу, какую фигуру еще не называли? Попробуй вспомнить и перечислить по порядку все названные фигуры, глядя на таблицу?»
4 этап. Игра: «Ассоциации».
Цель: Развитие ассоциативного мышления, развитие речи.
Дети сидят в кругу. Им по очереди предлагается связать два слова в одно предложение. Например: воробей и рыбка, (лев и мышка, кот и кит). Дети в дальнейшем могут сами предлагать пары слов.
Воробей летает в небе, а рыбка живёт в воде.
У воробья пёрышек столько, сколько у рыбки чешуек.
Воробей клюёт рыбку.
Воробей пушистый и тёплый, а рыбка скользкая и холодная.
У воробья и рыбки глаза круглые.
Адресная помощь психолога обучающемуся с ОВЗ
Ребенку с ОВЗ можно предложить в своем темпе составить предложения на карточке с данными ему словами. Если затрудняется вспомнить характерные особенности животных, можно предложить демонстрационный материал –картинки, игрушки.
5 этап.Игра: «Паучок».
Цель: Обогащение словарного запаса, освоение структурных языковых форм.Детям раздаются листы бумаги, на которых нарисован паучок с лапками. В центре паучков ведущий пишет корень слова или часть слова (приставку, суффикс). Детям предлагается написать на «ножках у паучка», слово с данным слогом. По хлопку ведущего дети передают своих паучков по кругу в левую сторону. Когда заполненные работы возвращаются к детям, их зачитывают.
Если кто-то из детей не справился с заданием, то просит помощи у игроков.
Адресная помощь психолога обучающемуся с ОВЗ
Если ребенок затрудняется придумать слово, можно предложить составить с помощью букв магнитной азбуки. «У тебя есть две буквы (получился слог « РУ») добавь, пожалуйста, еще какие-нибудь буквы, чтобы получилось слово. Напиши это слово на лапке своего паучка. По окончании работы ребенок в группе зачитывает свои слова.
6 этап. Игра: «Слушай звуки».
Цель: Развитие слухового внимания.
Ведущий показывает и называет заранее приготовленные предметы (стеклянный стакан, фарфоровую тарелку, ключи, монетки, деревянную коробочку и т д.) Потом просит послушать детей, как звучит каждый предмет (ведущий ударяет карандашом по всем предметам). Далее один ребёнок отворачивается и пытается угадать, чей звук он слышит.
В игре должны поучаствовать все дети.
Адресная помощь психолога обучающемуся с ОВЗ
Если ребенок плохо различает звуки, психолог предлагает еще раз послушать, как звучат предметы. « Я подольше постучу по предмету, а ты попробуй, угадай что это?»
Можно предложить угадать предмет на ощупь, если не удается угадать на слух.
7 этап.Игра: «Тень».
Цель: Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.
Звучит спокойная музыка. Дети делятся на пары - «путник» и «тень». «Путник идёт через поле, а за ним, на два - три шага сзади, идёт второй ребёнок, его «тень». Последний ребёнок старается точь-в-точь скопировать движения «путника». Желательно стимулировать «путника» к выполнению разных движений: «сорвать цветок», «присесть», «поскакать на одной ноге» и т. д.
Адресная помощь психолога обучающемуся с ОВЗ
Психолог сам встает в пару с ребенком, показывает, объясняет и уточняет движения. А также задает темп работы, соответствующий данному ребенку.
8 этап. Рефлексия занятия. Ритуал прощания.
С детьми проходит обсуждение: какие упражнения понравились, что получалось, а что не очень. Дети по очереди высказывают свое мнение.
Ритуал прощания.
Мы играли, мы играли,
Упражнения выполняли,
Мы немножко отдохнем,
И опять играть придем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно - развивающего занятия с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ
Цель: Помочь детям комплексно развить свои способности:познавательные,интеллектуальные, творческие....
Конспект коррекционно-развивающего занятия с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Тема: «Закрепление знаний временных представлений, через знаково-графическую аналогию, у детей младшего школьного возраста с ОВЗ» (1 класс).Цель: закрепление знаний о временных представлен...
Психолого–педагогическая диагностика одарённости как условие учёта особых образовательных потребностей обучающихся
Работа с одаренными детьми является одной из приоритетных задач современной системы образования. Создание условий для выявления и развития одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся с умственной отсталостью
Конспект коррекционно-развивающего занятия по окружающему миру для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) В.1 (1-2 к...
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ В КЛАССАХ «ОСОБЫЙ РЕБЁНОК»
В статье представлен материал, раскрывающий актуальную проблему применения здоровьесберегающих технологий на коррекционно-развивающих занятиях в классах "Особый ребенок"....
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР....
Презентация опыта работы в специальном классе с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР
Добрый день. Я учитель начальных классов. Работаю по программе 7.2. в классе для детей с ОВЗ. На 1 сентября, первого года обучения в классе было 12 детей. Все дети были не читающие, но знали буквы. У ...