Психолого–педагогическая диагностика одарённости как условие учёта особых образовательных потребностей обучающихся
статья (3 класс)

Кудрявцева Екатерина Владимировна

Работа с одаренными детьми является одной из приоритетных задач современной системы образования. Создание условий для выявления и развития одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей  - это вопросы, которые остаются актуальными и по сей день, несмотря на большое разнообразие имеющихся отечественных и зарубежных концепций одаренности, методологического оснащения проблемы одаренности и результатов исследований одаренности. Отсутствие единого подхода к феномену одаренности, а также валидных методов идентификации одаренности определяют актуальность выбранной темы «Психолого-педагогическая диагностика одаренности как условие учета особых образовательных потребностей» и необходимость дальнейших исследований в этом направлении.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


  1. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ОДАРЕННОСТИ КАК УСЛОВИЯ УЧЕТА ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  1. 1.1  Проблема одаренности  и особых образовательных потребностей одаренных обучающихся

Образование детей с различными вариантами особых образовательных потребностей для нашей страны является инновационным. До недавнего времени термин «дети с особыми образовательными потребностями» рассматривался однозначно – категория детей, юридически определяемых как «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В настоящее время происходит дальнейшая дифференциация понятия «особые образовательные потребности». Наряду с традиционным выделяется такой термин, как «особые образовательные потребности одаренных детей». Иными словами, сегодня к категории детей с особыми образовательными потребностями относят и тех детей, которые, так или иначе, отличаются от большинства.

        Особые  образовательные  потребности  одарённых детей заключаются:

  • в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: любознательность, целенаправленная познавательная деятельность;
  • в разноуровневных заданиях и заданиях поискового характера, направленных на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, познавательной сферы;
  • в проведении индивидуальных занятий-консультаций, способствующих подготовке к олимпиадам, конкурсам;
  • в  получении дополнительных средств образования сразу  же после выявления одарённости обучающегося;
  • в  обеспечении  преемственности  между  дошкольным  и  школьным образованием  как  условия  непрерывности  развивающего процесса;
  • в получении начального общего образования в условиях образовательных организаций  общего типа,  необходимого образовательным потребностям обучающегося с выраженной одарённостью;
  • в обеспечении развивающей направленности обучения в рамках преобладающего вида одарённости;
  • в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений  и  навыков  обучающимися  с  одарённостью;
  • в  обеспечении  контроля  за  учебно-познавательной  деятельностью  обучающегося для достижения более высокого уровня развития одарённости;
  • в  регулярной поддержке  познавательной  активности;
  • в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения  и  взаимодействия  (с  членами  семьи,  со  сверстниками,  с взрослыми);
  • в  обеспечении  взаимодействия  семьи  и  образовательного  учреждения (организации сотрудничества с родителями для развития и поддержания выявленной одарённости).

        Для  обучающихся  с  выраженной одарённостью  созданы специальные образовательные программы нового поколения, которые дают возможность построения в ее рамках для каждого воспитанника индивидуального маршрута развития. Индивидуальный образовательный маршрут помогает одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий, а ребенку, имеющему особенности развития и здоровья, почувствовать свою значимость. Ребятам, работающим в рамках проектной деятельности, позволит изготовить эксклюзивное изделие повышенной трудности и выйти за границы обучения, проникая в любые образовательные области.

        Педагог выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности обучающегося.  Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.

Внимание ученых и практиков к проблеме обучения, воспитания и развития одаренных детей растет год от года. Это обусловлено множественностью подходов к явлению одаренности, его многогранностью, сложностью и разнообразием видов. В последнее время во многих странах сложились национальные программы и концепции выявления и подготовки одаренных детей. В РФ также разработана Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Необходимость создания особых условий для поддержки и развития одаренных детей подчеркивается и в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р), в которой (подпрограмма 2) говорится о разработке «Региональных программ выявления и поддержки молодых талантов и детей с высоким уровнем мотивации к обучению и самореализации».

Так, в 1978 г. конгресс США утвердил программу выявления одаренных и талантливых детей, в основе которой лежало следующее понимание детской одаренности: «Одаренными и талантливыми обучающимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом и высокими достижениями в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества.

Из всех существующих в настоящее время концепций одаренности можно выделить две главенствующие, определяющие подходы к ее изучению и пониманию. Традиционная или основополагающая опирается на деятельностный подход, согласно которому одаренность есть наличие способностей и качеств, затребованных деятельностью, обеспечивающих успешность ее выполнения.

Исходная позиция в изучении данного феномена – деятельность и ее структура, а одаренность есть производная от нее – субъективный аналог психологической структуры деятельности (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.И. Кириенко, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов). Высокий уровень способностей, затребованных деятельностью и наличествующих у субъекта, есть одаренность в данной парадигме.

Другая парадигма связана с иным – личностно-целевым или телеологическим подходом (А.С. Арсеньев, М.М. Бахтин, В.Зеньковский, В.А. Крутецкий, Н.О. Лосский, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, В.Г. Ражников). 

Одаренность в данной парадигме определяется как телеологически детерминированные способности и качества личности, обеспечивающие решение ее жизненной сверхзадачи; как способность целостной, органичной, духовно-нравственной личности к трансформации и интеграции общих способностей в специальные, обусловленной целевой причиной и обеспечивающей успешность выполнения деятельности, возможность высоких в ней достижений.

 Эта способность порождается:

– духовно-нравственным строем личности;

– наличием духовного огня – источником энергетического, деятельностного и волевого ресурса одаренной личности;

– органичностью, целостностью, отношением Я-Мир, «субъект-субъект»;

– идеальной формой той сферы действительности, существующей в актуальной бесконечности (целевая причина - causa finalis), к которой направлена личность, ее высшие интересы и потребности, которая является мотивацией личности, самореализующейся в той или иной деятельности;

– целеполаганием личности, мотивацией;

– творческой направленностью и активностью, стремящейся к объективации идеальной формы, существующей в высшем творческом «Я» личности;

– потребностью в определенной деятельности.

Наиболее целесообразным и перспективным подходом к построению концептуальных моделей одаренности с научной точки зрения является подход, согласно которому одаренность рассматривается как высокий уровень компетентности, понимаемой как способность субъекта эффективно действовать в тех или иных условиях. Использование при построении модели одаренности компетентностного подхода возможно и целесообразно еще и потому, что сами понятия «одаренность» и «компетентность» оказываются во многих отношениях идентичными: и то и другое рассматривается как целостное интегративное личностное образование, в которое органично встраиваются способности (компоненты компетентности по Дж. Равену), свойства, знания и умения. Наиболее распространенные трехмерные модели одаренности и компетентности, например, модель одаренности Рензули и модель компетентности Джонсона почти совпадают; много схожего имеется в структуре одаренности и компетентности, в частности, мотивация является их основополагающим компонентом.

Компетенции, соответствующие той или иной деятельности, педагогика и психология подразделяют на ключевые, базовые и специальные. Структуру ключевых компетенций, применительно к одаренности, составляют личностные качества, присущие человеку, занимающемуся той или иной деятельностью, определяющие ее содержательность, уровень, духовно-смысловую значимость. Базовые компетенции связаны с родом деятельности, например, с искусством, предполагающим эстетическое отношение к действительности, стремление выразить свое восхищение красотой предметного мира, сотворить новую реальность художественными средствами, преобразовать мир по законам красоты или, по крайней мере, его улучшить; наличие художественного мышления, воображения, чувства формы, вкуса, высокой культуры. Специальные компетенции связаны с конкретным видом деятельности и составляют арсенал необходимых знаний, умений, навыков, практического опыта, свидетельствующих о высоком профессионализме субъекта, его «мастеровитости», уровне владения «искусством выражения» (И.А.Ильин).

Структуру ключевых компетенций в одаренности любого профиля, составляет личность, поскольку она первична, стоит «впереди» специалиста, например, художника, и это естественно – что бы что-то серьезное создать в любой сфере деятельности надо «кем то быть» – быть личностью, обладающей своим видением и пониманием мира, моральными принципами, высокими целями, обусловленными смыслами и ценностями, вбирающими в себя не только личностные смыслы, но также национально-этнические, гражданские и общечеловеческие.

Структура общих – «нейтральных» способностей, являющихся выражением высших психических функций, охватывает все психические сферы личности:

1. Когнитивная, включающая в себя такие способности и свойства как ощущение; восприятие (сенсорика) – длительность, глубина, масштаб, сензитивность, сенсорные и эстетические эталоны; внимание (устойчивость, концентрация, глубина, объем, распределение, переключение); память (образно-ассоциативная, эмоциональная, моторная, логическая, тактильная); мышление – конвергентное, дивергентное, практический интеллект (социальный и эмоциональный интеллект); воображение (репродуктивное – продуктивное; сновидное – реалистическое; пластическое – эмоциональное), фантазия.

2. Психомоторная:

– внешние формы движений, телесное их выражение: поведение, действие, деятельность; внутренние движения – ощущения, представления;

– адекватность двигательных реакций на сенсорные сигналы, соотнесенные с их отношением к индивиду, его потребностям, включенность крупных и мелких мышц.

3. Эмоциональная сфера:

– чувствительность, глубина, сила и длительность переживания;

– разнообразие эмоций, степень их сложности (биологические и социальные, реактивные и рефлексивные эмоции, импрессивные и экспрессивные).

4. Психосоциальная сфера:

– эмпатия;

– интериоризация социальных отношений, усвоение социальных ролей;

– формы поведения;

– социально-типические черты характера.

5. Воля, энергетика:

– воля – направляющая, предвидящая;

– форма и характер проявления воли; волевые стратегии.

В структуре личности содержится ряд «инструментальных» свойств и качеств, таких как коммуникативность, трудолюбие, оперативность в принятии решений, большая работоспособность, дисциплинированность, способность к самоорганизации, перфекционизм, вера в себя, способность к саморегуляции.

Базовые компетенции включают в себя способности и качества, присущие человеку-творцу в конкретном виде деятельности, например, художнику, каким бы видом искусства он ни занимался. В структуру его базового блока входят «надвидовые» способности, связанные с восприятием действительности, ее созерцанием, проникающим в суть объектов и явлений, с «авторской» и «читательской» позицией: наблюдательность, сенсорная и эмоциональная чувствительность, потребность в расширении чувственного, эмоционального и когнитивного опыта, цепкая память на целое и детали, эстетитическое чувство, переживание и представление, художественное воображение, эмпатия, рефлексия, способность преобразовывать жизненные впечатления в художественные образы, в материал того или иного вида искусства, знания, включающие философию и эстетику – фундамент художественного мышления, – теорию, историю искусства, владение поэтической материей, художественное мышление, сочетающее конвергентное и дивергентное мышление, практический интеллект с его компонентами – социальным и эмоциональным интеллектом, интуиция, обладание идеальной формой, эстетическими и художественными эталонами, вкус,

Третий структурный блок образуют компетенции, интегрирующие профессиональные способности, качества, знания, умения и опыт, отличающие специалиста, способного претворить в совершенную форму свой замысел.

Отечественный  психолог Б.М. Теплов определяет одаренность как качественно-своеобразное сочетание способностей,

Любые способности, согласно общепсихологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), развиваются в деятельности. Ведущей деятельностью младших школьников является учебная. Следовательно, интеллектуальную одаренность, являющуюся сочетанием  способностей, необходимо рассматривать и развивать в контексте учебной деятельности. Средствами развития одаренности выступают технологии обучения. Поэтому исследование их развивающего потенциала становится актуальной проблемой психологической науки.

Педагогическая деятельность с одаренными детьми строится на принципах индивидуализации и дифференциации обучения, максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности, свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества, а также принципе возрастания роли внеурочной деятельности.

В данном параграфе мы рассмотрели основные аспекты проблемы одаренности и можем сделать вывод о том, что одаренность понимается как динамическая характеристика, развивающаяся в течение всей жизни. Такое понимание одаренности привело к созданию теоретических моделей, в которые, наряду с факторами, характеризующими потенциал личности, включены факторы среды.

  1. 1.2  Современные подходы к изучению психолого-педагогической диагностики

Психолого-педагогическая диагностика – сравнительно молодая отрасль общей психологической науки, имеющая прикладной характер, поэтому использующаяся в разных областях смежных с ней наук. В области специальной педагогики и специальной психологии ее применение традиционно связано с теорией и практикой комплектования специальных (коррекционных) образовательных учреждений, с работой психолого-медико-педагогических консультаций. Кроме того, психодиагностика применяется для целей текущего (динамического) изучения детей после направления их в то или иное конкретное учреждение.

Термин «психодиагностика» – психологическая диагностика. В переводе с греческого «psyche» – душа, «diagnostikos» – способность распознавать. Отсюда дословный перевод термина – «способность распознавать душу».

Термин появился в начале 20-х годов ХХ столетия и не был достаточно четко определен  (Бине, Россолимо, Симон и др.), поэтому уже в 20-х годах наметилась тенденция к расширительному употреблению термина. Им стали пользоваться (без достаточных оснований) в качестве синонима слов: «тестирование», «психометрия», «оценка», «исследование», «психологический профотбор» и т. д.

Изначально термин «психодиагностика» определялся как наука и практика постановки психологического диагноза (В. И. Войтко, Ю. З. Гильбух , 1976).

Современные трактовки понятия «психодиагностика» достаточно разнообразны.

Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психодиагностика – работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

На современном этапе своего развития педагогическая диагностика представлена разветвленным рядом направлений, отражающих ее предметную многоаспектность:

- дидактическая диагностика, ориентированная на изучение итогов обучения – знаний, умений, навыков, на определение уровня обученности учащихся;

- психолого-педагогическая диагностика, ориентированная на изучение субъектов образовательного процесса; в рамках данного направления изучаются: образовательные возможности учащихся; индивидуально-личностные особенности учащихся, значимо определяющие характер их школьной адаптации, социализации, духовно-нравственного становления; особенности поведения учащегося;

- социально-педагогическая диагностика, ориентированная на изучение воспитательного потенциала микро- и макросреды: семьи, ученического коллектива, ближайшей среды вне школы;

- управленческая диагностика, ориентированная на изучение элементов и звеньев образовательного процесса как целостной управляемой системы: целеполагания; организации учебно-воспитательного процесса в целом по школе и на уроке; деятельности структурных подразделений школы на всех уровнях; методической и технической оснащенности; повышения квалификации педагогического коллектива и т. д.

Предмет психодиагностики составляют психические процессы, состояния и психические свойства личности.

Объектом в случае педагогической психодиагностики являются все компоненты педагогического процесса: педагог, учащиеся, используемые педагогические средства, действенность форм организационного педагогического процесса и т. п..

Психодиагностическая процедура – это процесс психологического обследования испытуемого и психологический анализ полученных результатов, проводимые на высокопрофессиональном уровне с соблюдением нормативных требований и с применением методик, отвечающих требованиям валидности, надежности и репрезентативности.

Процедура диагностирования накладывает на создателей и интерпретаторов методик высокую моральную ответственность за судьбу людей, подвергающихся тестированию. Игнорирование общих принципов обследования, объективных ограничений используемых методов может привести к очень серьезным ошибкам  в случаях использования и толкования результатов тестовых методик.

Успех диагностики зависит от профессиональной компетентности специалиста, овладевшего структурными элементами процесса диагностирования.

В диагностике нет одного универсального приема диагностирования, всякий раз диагностика должна проводиться в соответствии с диагностической задачей. Это требует от диагноста специальных знаний, профессионального опыта, интуиции, понимания и культуры диагностирования.

Общая технология психолого-педагогической диагностической процедуры такова.

1. Планирование обследования обусловлено практической задачей, определением предмета психодиагностики (черт личности, эмоциональных и функциональных состояний, мотивационно-смысловой сферы и т. д.), сложностью выдвинутой проблемы, подбором соответствующих методик, их комплексностью, достоверностью, подготовкой стимульного материала, ответственностью за последствия выводов. На этапе планирования составляют схему обследования, определяют состав и количество испытуемых, необходимое число измерений, разрабатывают план обработки результатов, готовят условия проведения обследования.

2. Обеспечение условий проведения обследования. Лучшим помещением является специально оборудованная комната. Обязательным условием должно быть предварительное устранение помех и постороннего вмешательства. Необходимо заранее позаботиться и расположить в нужном порядке весь тестовый материал.

3. Установка контакта с испытуемым. Доброжелательные, доверительные отношения с испытуемым (клиентом) – залог качественного обследования. Испытуемый должен быть проинформирован о целях обследования, о возможностях использования результатов. Вопрос о мотивации испытуемого в обследовании – ключевой для получения надежных достоверных результатов. Эффективность человеческой деятельности обусловлена не только способностями и взаимоотношениями, но и уровнем включенной мотивации, т.е. силой мотива. Необходимо позаботиться о снятии тревожности испытуемых, так как установлено, что показатели тестов интеллекта и достижений обратно пропорциональны тревожности.

4. Личность психолога. Внешность, характер, манера поведения и речи, настроение, так же, как и уровень профессиональных знаний, владение психологом методикой, безусловно, влияют на успешность обследования. Психологу полезно перед непосредственным проведением обследования (даже если оно проводится в учебных целях) самому поработать в качестве испытуемого. От него требуется соблюдение спокойствия, нейтральности, постоянной внимательности, четкости в работе.

5. Инструкция испытуемому должна быть ясной, четкой, краткой и однозначной.

6. Протокол обследования представляет собой форму записи результатов, последовательность и объем регистрации. Форма протокола продумывается заранее. В необходимом случае заготавливаются опросные листы, ключи или трафареты с прорезями. В протокол заносят и наблюдение диагноста, и самоотчет испытуемого.

7. Обработка полученных данных представляет собой очень ответственный и трудоемкий процесс. Он включает в себя анализ данных, сопоставление с другими результатами, обобщение и интерпретацию. Этот процесс подвластно осуществить, только опираясь на фундаментальные знания курса психологии, достаточный профессиональный опыт, используя методы статистической обработки данных. С помощью методов математической статистики проводится выделение и анализ статистических закономерностей. Искусство обработки заключается в том, чтобы получить из результатов исследования как можно больше достоверных выводов, установить взаимосвязи измеренных процессов и влияющих на них факторов.

Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели современные подходы к изучению психолого-педагогической диагностики и можем сделать вывод о том, что психолого-педагогическая диагностика  ориентирована на изучение субъектов образовательного процесса. В рамках данного направления изучаются: образовательные возможности учащихся; индивидуально-личностные особенности учащихся, значимо определяющие характер их школьной адаптации, социализации, духовно-нравственного становления; особенности поведения учащегося.

  1. 1.3  Комплекс  диагностических методик для изучения одаренности младших школьников

В основе системы выявления одаренных обучающихся должны лежать следующие принципы: комплексность, системность, пролонгированность отслеживания показателей психолого-педагогического статуса одаренных обучающихся, вариативность психодиагностического инструментария при сохранении общих целей и задач работы, единство диагностики и коррекции (см. рис.1).

Рисунок 1 - Алгоритм выявления одаренных обучающихся

Ключевым принципом системы выявления одаренности обучающихся является принцип «диагностики развития», поскольку это позволяет отслеживать как актуальный психолого-педагогический статус школьников, так и прогнозировать зону ближайшего и потенциального развития обучающихся, а также определить наиболее эффективные формы взаимодействия школьника с педагогом. На начальном этапе проводится первичная диагностика, целью которой является апробация программы психолого-педагогического мониторинга.

Диагностика должна быть направлена на исследование таких параметров личности, как когнитивные характеристики, структура интеллекта, мотивация и эмоционально-волевая сфера. В качестве психодиагностического инструментария можно использовать следующие методики (табл. 1):

Таблица 1

Методики диагностики одаренности младших школьников

Изучаемый показатель

Методики

Интеллектуальная одаренность

Тест прогрессивных матриц Дж. Равенна. 

Тест Д. Векслера (WISC, WPPSI)

Невербальный тест Р. Кеттелла (для детей от 4 лет)

Методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС – 6-7) И.С. Авериной, Е.И. Щеблановой для детей 6-7 лет

Когнитивные психические процессы

Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А.Р. Лурия)

Оценка устойчивости внимания. 

Оценка переключения внимания

Оценка образного мышления.

Тест интеллекта «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф). 

Лингвистическая одаренность

Батарея тестов для изучения языковых способностей (И.Н. Лукашенко, И.А. Зимняя). 

Творческий потенциал

Креативные тесты. (Е. Туник). 

Методика «Предложения».

Методика «Классификация». 

Методика «Две линии». 

Методика Вартега «Круги». 

Опросник для определения творческих наклонностей у школьников. 

Мотивация

Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина) 
Диагностика структуры учебной мотивации школьника 
Диагностика мотивационной сферы учащихся Лускановой

Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А.И.Божович, И.К.Маркова)

Личность

Характерологический тест Айзенка. 
Методика «Несуществующее животное»

Тест школьной тревожности Филлипса

Социальная одаренность

Методика «Незаконченные предложения».

Комплексные методики для педагогов и родителей

Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой) 

Шкала Вильямса

Методика оценки общей одаренности (А.И, Савенков) 
Методика «Карта одаренности» (по А.И. Савенкову)

Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж. Рензулли и соавторы, в адаптации Л.В. Поповой).

Зачастую педагогу-психологу может потребоваться применение различных методик, направленных на изучение личностных, интеллектуальных характеристик развития ребенка, определения особенностей коммуникативной деятельности, состояния социо-нормативных функций и т.д.

Диагностику можно представить в виде следующих этапов:

1 этап. Работа с педагогическим коллективом. Школьными психологами проводится занятие с педагогами, целью которого является подготовка коллектива к работе с одаренными детьми. В ходе занятия педагоги должны получить теоретические знания в области «одаренности», ознакомиться с психологическими особенностями одаренных обучающихся и научиться пользоваться диагностическим материалом по выявлению обучающихся с признаками одаренности.

2 этап. Диагностика обучающихся педагогами. Каждый классный руководитель получает пакет диагностических материалов. Педагог выступает в роли эксперта и диагностирует каждого учащегося по определенным критериям, описанным в методиках. Классные руководители предлагают заполнить соответствующие анкеты и родителям обучающихся. Результаты по классу педагоги сдают психологам для дальнейшей обработки. На данном этапе обследуется 100% обучающихся.

3 этап. Психологическая диагностика. Психологи по результатам проведенной педагогами и родителями экспертной оценки выделяют обучающихся с высоким показателем выделенных критериев, и далее с данной группой обучающихся проводится серия диагностических занятий по методикам, предназначенным для работы психологов.

4 этап. Психологическое сопровождение вариативного образовательного маршрута для одаренных обучающихся.

На основе анализа литературы по проблеме, а также исходя из результатов диагностики индивидуально-психологических особенностей детей с признаками одаренности можно выделить проблемы в развитии, над коррекцией которых необходимо работать педагогическому коллективу:

- возможная мотивационная незрелость;

- неумение выбрать адекватные способы творческой самореализации;

- несформированность коммуникативных умений; недостаточный уровень саморефлексии;

- повышенная эмоциональность и недостаточный уровень саморегуляции;

- трудности в сфере общения, возможная конфликтность.

Основными задачами для работы с одаренными детьми младшего школьного возраста являются способствование осознанию ребенком своих предпочтений и своего отличия от других людей; формирование рефлексии (самооценки своего поведения, личностных качеств); обучение планировать свое время; формирование элементов саморегуляции, самокорректировки, самоорганизации, самопрограммирования; получение знаний о требованиях, ожиданиях, предъявляемых к исполнению основных социальных ролей; обучение контролированию своих эмоций.

Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели комплекс  диагностических методик для изучения одаренности младших школьников и можем сделать вывод о том, что для изучения одаренности младших школьников достаточно информативны результаты диагностики развития интеллекта с помощью прогрессивных матриц Дж. Равенна, теста Д. Векслера, Р. Кеттелла, экспресс диагностики интеллектуальных способностей. Для диагностики невербальной креативности и творческого мышления рекомендуется использовать креативные тесты  (Е. Туник), методики «Предложения»,  «Классификация»,  «Две линии», методику Вартега «Круги». При выявлении и развитии одаренных младших школьников нельзя забывать об участии педагогов и родителей в данном процессе. Методики для педагогов и родителей должны содержать специальные критерии, ориентируясь на которые педагог и родитель имели бы возможность анализировать интеллектуально-творческий потенциал школьника. В данной группе можно порекомендовать к использованию следующие методики: опросник для выявления (экспертной оценки) одаренных детей А.А. Лосевой (выявляются следующие способности: интеллектуальные, академические достижения, творческие, литературные, артистические, музыкальные, технические, двигательные, художественные, социальные), опросник креативности Дж. Рензулли (оценка уровня креативности), методику оценки общей одаренности А.И. Савенкова (с помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в настоящее время).

Таким образом, диагностика одарённости позволяет учитывать количественные характеристики одарённости, даёт возможности описать степень их выраженности.

  1. 1.4 Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей

Целевая программа работы школы по психолого-педагогическому сопровождению одаренного ребенка должна предусматривать не только диагностическую, статистическую, развивающую и коррекционную составляющую, но и систему контроля, анализа и прогноза.

Технология психолого-педагогического сопровождения одаренных, талантливых и способных детей должна предусматривать создание условий для одаренных учеников с целью раскрытия их потенциальных возможностей и способностей в процессе организации и создании развивающей образовательной обогащенной среды (таблица 2).

Таблица 2

Технология психолого-педагогического сопровождения одаренных детей

п/п

Этапы

Содержание работы

1.

Аналитический

(1 год)

1. Анализ результативности учебной деятельности школьников.

2. Создание школьной творческой группы учителей для разработки программы.

3. Изучение и анализ литературы по проблеме.

4. Диагностика одаренности.

5. Создание банка данных одаренных и способных детей.

6. Целевая подготовка учителя к реализации программы.

2.

Практический

(1 год)

1. Реализация программы.

2. Педагогический и психологический анализ и коррекция развития одаренного ученика.

3. Мониторинг индивидуальной траектории.

3.

Обобщающий

(1 год)

1. Экспертная оценка результатов работы по развитию одаренных учеников.

2. Выработка рекомендаций для всех участников

учебно-воспитательного процесса по проблеме

поддержки и развития одаренных учеников.

Сопровождение детей с признаками одаренности может строиться по следующей  схеме (рисунок 2):

 

Рисунок 2 – Схема сопровождения одаренных детей

        По результатам проведённых диагностик система сопровождения одарённых обучающихся может охватывает такие основные направления работы: 

  1. Углубленная психолого-педагогическая диагностика степени и качественного показателя одаренности ребенка - «Карта интересов для младших школьников» (А.И. Савенков), Методика опредления интенсивности и уровня познавательной потребности ребёнка (В.С. Юркевич), тест дивергентного (творческого) мышления Вильямса. Также  в работе можно использовать диагностики, представленные в таблице 1.
  2. Создание и постоянное обновление банка одаренных детей — раз в год классным руководителем создаётся список обучающихся, где фиксируются все достижения детей в различных сферах. Также рекомендую публиковать этот список на официальном сайте образовательного учреждения. Это даст возможность руководителям различных кружков и секций привлекать больше детей для развития их неповторимого качества.
  3. Индивидуальное и групповое консультирование педагогов и родителей учеников.
  4. Менторство (наставничество) – индивидуальное систематическое руководство опытного специалиста развитием одаренного ученика, установления тесного личного контакта между ними.
  5. Организация и проведение предметных декад, конкурсов, смотров и интеллектуальных марафонов для одаренных школьников.
  6. Психолого-педагогическая подготовка учеников к олимпиадам, конкурсам и смотрам: отбор учащихся, выявляющих общие и определенные способности по предмету, подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия, использование творческих заданий повышенного уровня на уроках.
  7. Содействие в реализации школьниками своих потенциальных возможностей и специальных способностей через разнообразные формы внешкольной работы (кружки, секции, студии и др.).
  8. Привлечение детей к работе в органах школьного самоуправления, к участию в организации и проведении школьных мероприятий.
  9. Специальные психологические занятия, направленные на развитие мышления, креативности и социальных навыков (тренинги, мини-курсы).         Для дальнейшего развития личности одаренных обучающихся разработана программа «Одаренный ребенок».

        Цель: выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности.

        Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьникам возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления.

        Программа призвана помочь обучающимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

        Работа строится в виде кружковой работы по направлениям:

– русский язык («Занимательная грамматика» - Кругова С.А.);

– литературное чтение («Литература. Шаг за шагом» - Толстова Н.А.);

– математика (Игнатьева И.А.).

Для дальнейшего развития личности одаренных обучающихся разработаны следующие рекомендации для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий — обеспечение образовательного процесса индивидуальными компьютерами на каждого ученика;

- укрепление материально-технической базы - оснащение школы и условия обучения должны соответствовать нормам СанПин. Классные кабинеты полностью обеспечены мебелью, соблюдаются требования ее расстановки, ученики занимают места согласно рекомендациям врача. 

- нормативно-правовое обеспечение деятельности — ФГОС НОО работа с одарёнными детьми;

- формирование банков данных по проблеме одарённости - раз в год классным руководителем создаётся список обучающихся, где фиксируются все достижения детей в различных сферах.

        Деятельность педагогического коллектива в работе с данным классом и способными детьми должна опираться на такие принципы:

  • индивидуализации и дифференциации обучения;
  • максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • рост роли внеклассной деятельности;
  • создание условий для совместной работы
  • свободы выбора учениками образовательных услуг, помощи, наставничества.

        В первую очередь, учитель, работая с одарёнными обучающимися данного класса, должен постоянно наблюдать за проявлениями их индивидуальности в повседневном учебном процессе, а потому должен профессионально реагировать и влиять на это развитие. Иначе одаренность может «угасать», если для нее не создаются соответствующие психологические, педагогические условия. В результате совместной деятельности взрослых – родителей, учителей, руководителей кружков и факультативов, школьного психолога, создаётся банк одаренных учеников. Такой банк может стать системой централизованного учета, накопления и сохранения информации об учениках, которые являются победителями и призерами конкурсов, турниров, соревнований, олимпиад, конкурсов-защит научно-исследовательских работ, научных конференций, которые показали высокие результаты в спортивной, академической, творческой, технической и социальной деятельности. Кроме того, в банке накапливается информация и про учителей-наставников одаренных детей.

Для стимулирования творческого мышления рекомендую использовать на уроках следующие виды упражнений и заданий:

- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,

- задания с отсроченным вопросом,

- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;

- задания, направленные на развитие психических механизмов

(памяти, внимания, воображения, наблюдательности);

- решение частично-поисковых задач разного уровня,

- творческие задачи.

Для учителя в работе с одарёнными обучающимися данного класса рекомендую следующие направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Методическая работа педагога должна будет заключаться в следующем:

- заниматься самообразованием;

- повышать профессиональное мастерство;

- посещать занятия других педагогов;

- участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;

- проводить открытые занятия;

- подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;

- проводить занимательно-познавательные.

Работа учителя с родителями должна заключаться в следующем:

1. Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания.

2. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в творческом объединении.

3. Родительское собрания, лекции.

  1. Выводы

        Создание условий, способствующих развитию одаренности младших школьников, развитию их разнообразных потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного начального образования. Педагогическая деятельность с одаренными детьми строится на принципах индивидуализации и дифференциации обучения, максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности, свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества, а также принципе возрастания роли внеурочной деятельности.

        У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

        Диагностика одаренности младших школьников должна быть направлена на исследование таких параметров личности, как когнитивные характеристики, структура интеллекта, мотивация и эмоционально-волевая сфера. Для выявления одаренности младших школьников необходимо привлекать психологов, педагогов и родителей, что предполагают использование соответствующих методов и методик: опросник для выявления (экспертной оценки) одаренных детей А.А. Лосевой (выявляются следующие способности: интеллектуальные, академические достижения, творческие, литературные, артистические, музыкальные, технические, двигательные, художественные, социальные), опросник креативности Дж. Рензулли (оценка уровня креативности), методику оценки общей одаренности А.И. Савенкова (с помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в настоящее время).

Таким образом, диагностика одарённости позволяет учитывать количественные характеристики одарённости, даёт возможности описать степень их выраженности.

На основе анализа литературы по проблеме, а также исходя из результатов диагностики индивидуально-психологических особенностей детей с признаками одаренности можно выделить проблемы в развитии, над коррекцией которых необходимо работать педагогическому коллективу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игротерапия как психолого-педагогическая технология обучения детей с особыми образовательными потребностями в классах КРО.

Сегодня успешное функционирование образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-развивающей работы с...

Конспект коррекционно - развивающего занятия с учетом особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ

Цель: Помочь детям комплексно развить свои способности:познавательные,интеллектуальные, творческие....

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР....

Презентация опыта работы в специальном классе с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР

Добрый день. Я учитель начальных классов. Работаю по программе 7.2. в классе для детей с ОВЗ. На 1 сентября, первого года обучения в классе было 12 детей. Все дети были не читающие, но знали буквы. У ...

Методические разработки: "Разработка индивидуального плана обучения для детей с особыми образовательными потребностями на психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации

Данный материал будет полезен учителям общеобразовательных школ в работе по сопровождению детей с ОВЗ и детей с особыми образовательными потребностями....

Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ и их особые образовательные потребности

ФГОС обучающихся с ОВЗ/ инвалидностью является той основой, которая позволяет выстраивать систему образования с учетом особенностей психофизического развития для каждого ребенка, учитывая его индивиду...