Программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию школьников.
рабочая программа

Алексеева-Соловьева Ольга Геннадьевна

     Согласно ФГОС, экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов, включая окружающий мир, природоведение, физику, химию, биологию, географию, основы безопасности жизнедеятельности, технологию и др., а также в форме вариативного урочного компонента и во внеурочной деятельности.

     Экологическое образование следует рассматривать как часть общеобразовательной подготовки учащихся, целью экологического образования и просвещения является формирование экологической культуры учащихся, их любви к окружающей среде, экологическая культура является составной частью общей культуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_prgramma_ekologicheskogo_vospitaniya_2023-2024.docx42.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА «НАДЕЖДА»

                        ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА»                                ___

693021, г. Южно-Сахалинск, ул. Дружбы, 69. Тел. 55-61-20

E-mail: yusgo.mboukshn@sakhalin.gov.ru 

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ.

Составитель:

Учитель I категории,

Алексеева-Соловьева О.Г.

г. Южно-Сахалинск

2023

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию составлена на основе  «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и следующих нормативно-правовых документов:

  1. Конституция Российской Федерации (в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации).

  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (в редакции федеральных законов от 31.07.2020 № 304-ФЗ, от 04.08.2023 № 479-ФЗ).
  3. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ).
  4. Распоряжение Правительства от 2012 года «Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года».
  5. СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (в редакции от 22.05.2019 № 8).
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 г. № 1897.(в редакции от 08.11.2022 г.).
  7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р).

        Программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию относится к предметной области «Естествознание». Согласно ФГОС, экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов, включая окружающий мир, природоведение, биологию, географию, основы безопасности жизнедеятельности, технологию и др., а также в форме вариативного урочного компонента и во внеурочной деятельности. В федеральных государственных образовательных стандартах начального, основного и среднего общего образования заложены основы  формирования  экологического  мышления  и  проектирования в соответствии с новой методологией стандарта – системно-деятельностным подходом, который должен обеспечить переход от трансляции знаний об экологических проблемах к формированию экологического мышления и обучению экологически ориентированной деятельности.

В связи с этим представляется целесообразным, чтобы содержание занятий по экологическому воспитанию и формы организации учебной деятельности обучающихся имели метапредметный и междисциплинарный характер и предоставляли следующие возможности:

  • применить   систематизированные   знания,   полученные при изучении различных предметов, для решения конкретных задач;
  • осмыслить основополагающие понятия и осуществить на этой основе рефлексию, т.е. способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы;
  • осознать взаимосвязь и взаимозависимость различных дисциплин и способов деятельности в контексте приобретения и развития функциональной грамотности, необходимой современному человеку.

        Цели:

  • формирование творчески развитой личности путем совершенствования знаний, умений и навыков, развития его общей экологической культуры;
  •  мотивация обучающихся  к  осознанию  значимости  понятий «экология», «экологическое воспитание» в современном мире;
  • формирование у обучающихся экологического сознания и экологической ответственности.

        Задачи:

  • привлечение внимания к проблемам экологии, охране окружающей среды;
  • воспитание навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;
  • ознакомление обучающихся с основными понятиями экологии;
  • развитие чувства ответственности за свои действия;
  • формирование умений и навыков разумного природопользования;
  •  нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред   экологии;  
  •  готовности   и   способности   к   саморазвитию и самообразованию;
  • целостного восприятия сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере – с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки обучающихся.

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

В настоящее время человечество переживает эпоху сильнейшего обострения взаимоотношений с окружающей средой, время усиления количества и масштабов проявления неблагоприятных природных и техногенно-обусловленных явлений, когда каждый должен иметь основные знания по экологически рациональной жизнедеятельности и умения прогнозировать надвигающиеся угрозы со стороны окружающей среды хотя бы в ближайшей перспективе. Трансляция подобных знаний, развитие умений и навыков предполагаются в рамках экологического образования, воспитания и просвещения. 

Экологическое образование следует рассматривать как часть общеобразовательной подготовки учащихся, целью экологического образования и просвещения является формирование экологической культуры учащихся, их любви к окружающей среде, экологическая культура является составной частью общей культуры. В средней школе чаще всего изучают основы экологии, а также характер взаимодействия и взаимосвязи общества и природы, плавно переходя к философским аспектам естественных наук. Экологическое образование способствует осознанию каждым школьником экологических проблем современности, их последствий, путей решения и предотвращения возникновения новых.

Содержание программы составлено с опорой на познавательную деятельность.

Введение. Цели и задачи изучения курса «Экологическое воспитание». Краткое описание самого курса. Основные характеристики экосистемы.

Основы экологии. Основные понятия экологии. Роль экологии для человека. Экология как отдельная наука. Этапы развития экологии. Учёные, внёсшие вклад в экологию. Связь экологии с другими науками. Методы исследования экологии такие как: маршрутные, лабораторные, описательные, эксперементальные, стационарные, и т.д. Среда жизни живых организмов.

Самые-самые. Все мы с удовольствием узнаем о людях-рекордсменах, например о самом быстром человеке в мире, о самом долго живущем человеке, о самом сильном человеке в мире, и т.д. Однако по сравнению с животными человеческие достижения не кажутся такими впечатляющими. В рекордах животных нет ничего удивительного, ведь вокруг нас встречаются самые невероятные создания, которые отличаются уникальностью и потрясающими физическими возможностями. Знакомство с животными-рекордсменами. Необходимость защиты природного мира.

Чудо на подоконнике. Выращивание растений в доме – это удовольствие, создание красивого интерьера, польза, а кроме того, благотворное влияние на здоровье и настроение человека. Как живут животные и растения, как из маленького семечка вырастает целое растение. Знакомство с законами природы на примере прорастания растений из семени. Правила самостоятельного выращивания растений.

Начни с себя (ответственный потребитель – кто он?). Разумный мир – это… Здоровый образ жизни. Правильное питание. Воспитание культуры ответственного потребления. Выбор продуктов, внимание к составу, покупательская «грамотность».

Наши питомцы. Общение с животными. Опыт опеки над «братьями меньшими». Забота о близких и друзьях через заботу о животных. Навыки заботы о питомце. Ответственность за животного и забота об окружающей среде. Правило содержания и выгула своего питомца. Удобный и безопасный населенный пункт для людей и  их четвероногих друзей.

Оболочки Земли. Общие понятия по каждой оболочке Земли: состав, строение, изменение и т.д. Антропогенное воздействие человека на все сферы Земли. Виды загрязнения земли, причины и последствия.

Проблемы Земли. Современные проблемы Земли в целом и в России в частности: перенаселение, оружие массового поражение, голод, глобальное потепление, эпидемии, нехватка сырья и многое другое. Пути решения этих проблем.

Туристы – друзья природы. Красота родной земли, красота человека, живущего на этой земле. Уникальная природа Сахалинской области. Гордимся нашим городом. Сбережём наши леса, поля, горы и реки для будущих поколений. Экологический туризм – новое направление отдыха. Экотуризм – наблюдение и изучение дикой природы. Планируем экологический отдых.

Законы экологии. Переломный момент в природе. Экологический след человечества – угроза для многих биологических видов и для нас самих. Гармоничное сосуществование с природой. Экологическое мышление - базовый навык XXI века для современных людей, особенно для молодежи. Законы экологии. Проблемы ближайших десятилетий.

Век биотехнологий. Проблема нехватки продуктов питания. Что такое биотехнология. Наука, которая играет большую роль в качественном улучшении жизни человека. Общее между вакцинами, лекарствами, продуктами питания, злаковые культуры и т.п. Мир биотехнологий – будущее нашей цивилизации.

Все об иммунитете. Иммунитет – способность организма противостоять болезнетворным организмам. Иммунная система. Пандемия COVID-19. Необходимость прививок. Характеристика вакцин. Как формируется иммунитет. Иммунология – наука об иммунной системе.

Экология и энергосбережение. Понятия «энергия»,        «энергетика» «энергосбережение», «не возобновляемые энергоресурсы»,        «возобновляемые энергоресурсы». Для чего используется человеком энергия? Бережное использование энергии. Применение современных технологий в домах и на работе. Защитники энергии. Что такое энергосбережение и энергоэффективность?   Энергосбережение и повышение энергоэффективности в квартире. Энергосбережение и повышение энергоэффективности в мире. Что такое ТЭК (топливно-энергетический комплекс)?

Как жить экологично в мегаполисе. Простые привычки, которые помогут заботиться о природе и своем здоровье. Решение экологических проблем. Экологичный образ жизни. Полезные экопривычки и мастер-класс «Экология начинается с тебя».

10 революционных экологически чистых технологий. Чистые технологии. Биотопливо из водорослей. Цинково-воздушный аккумулятор. Умный дом. Экокожа из растений. Душ, который экономит воду. Газетная древесина. Пластиковые дороги. Ловушка для пластика в океане и «Морское ведро». Водородный транспорт. Солнечные коллекторы.

 

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты должны отражать способность обучающихся самостоятельно учиться, общаться, принимать решения, осуществлять выбор, нести ответственность за собственные действия и поступки, выработку основ экологически грамотного поведения, личностный рост и развитие в условиях социально значимой деятельности по улучшению состояния окружающей среды:

  • формирование  экологической  культуры,  бережного  отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
  • ответственности за состояние природных ресурсов;
  • умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии;
  • приобретение опыта природосберегающей деятельности;
  • формирование целостного восприятия сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере;
  • развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми младшего и старшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные  результаты  должны  отражать  формирование и  развитие  экологического  мышления,  умение  применять  его в    познавательной,    коммуникативной,    социальной    практике и профессиональной ориентации:

  • умение развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;
  • умение  самостоятельно  определять  цели  своего  обучения,  ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • умение сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе;
  • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметные результаты экологической направленности заложены в стандартах с учетом предметной специфики как естественно-научных, так и общественно-научных дисциплин:

  • умение  прогнозировать  и  оценивать  последствия  бытовой и  производственной  деятельности  человека,  оказывающие  влияние на окружающую среду, моделировать экологические последствия хозяйственной деятельности человека.

В итоговом результате, который должен быть получен по требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», должны быть сформированы личностные характеристики, обеспечивающие осознанное выполнение правил экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей среды. Понимание значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А. Ресурсосбережение и экологическая безопасность человека: практикум с основами экологического проектирования. 9 класс. – М.: ВАКО, 2015.

2.        Бакулина А.А. Методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий для учащихся старших классов средней образовательной  школы  и  молодежи  по  теме  «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» в рамках Всероссийского фестиваля #ВместеЯрче. 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://energourok.teachbase.ru/course_sessions/100/take#id=239 (дата обращения 21.07.2019).

3.        Бараненко А.В., Лаптев Ю.А., Цветков О.Б. Энерго- и экологически эффективные технологии генерации холода и теплоты. – СПб.: Страта, 2018.

4.        Германович В., Турилин А. Альтернативные источники энергии и энергосбережение. – СПб.: Наука и техника, 2014.

5.        Евдокимов А.А., Сагадеева Г.А. Энергоэкологическое образование: курс внеурочной деятельности для учащихся 7-10 классов // Сб.: Образование: традиции и инновации. Материалы IX международной научно-практической конференции. – М.: Московский технологический университет МИРЭА, 2015. – С. 176-181.

6.        Как Маша Мишку электричество беречь учила // Дидактические материалы.        [Электронный        ресурс].        URL: http://energourok.teachbase.ru/course_sessions/14/take#id=7 (дата обращения 21.07.2019).

7.        Комплексная программа обучения «Энергосбережение и повышение энергоэффективности» // [Электронный ресурс]. URL: http://energourok.ru/ (дата обращения 21.07.2019).

 

8.        Лорентзен И., Хойстад Д., Насырова А.Р., Коротенко В.А., Знаменская Н.А., Курохтин А.В. Энергия и окружающая среда. Учебное пособие для общеобразовательных школ. – Бишкек, 2014.

9.        Методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятия «Лучшие технологии по энергосбережению и экологии на разных континентах Земли» в рамках Всероссийского фестиваля #ВместеЯрче. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1agaa6a0afi1cwe.xn-- p1ai/materialy/ (дата обращения 21.07.2019).

10. Ресурсосбережение: внеурочные занятия по экологии. 6-11 класс. / Авт.- сост. Л.Н. Колотилина, Ю.А. Севрук. – М.: ВАКО, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию " Я - Патриот"

Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, се...

Рабочая программа внеурочной деятельности по православному воспитанию "К истокам духовности с песней"

Программа составлена для занятий кружка по "ОРК иСЭ" . Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, на...

Разнообразие форм работы во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста

Экологическое воспитание младших школьников является  одной  из важнейших задач учителя начальных классов и предполагает использование различных форм и методов экологического воспитания...

Конференция школа. Роль внеурочной деятельности в патриотическом воспитании школьников.

Патриотизм— глубокое чувство любви к родине, ее народу, культуре, языку, родной природе, историческим корням; готовность служить своей стране, укреплять, развивать и защищать ее. Таким образом п...