Программа внеурочной деятельности по экологическому направлению «Эколята»
рабочая программа (1 класс)

Гапонова Елена Михайловна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekolyata.docx53.22 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

по экологическому направлению

«Эколята»

для 1 класса

Учитель: Гапонова Е.М., высшая категория

Количество часов всего_33  в неделю  1

Планирование составлено на основе адаптированной  основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант

                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Эколята» для 1-4 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального образования (2009г.), разработана на основе авторской программы курса «Природа и мы», для 1-4 классов, авторской программы «Мы», автора Н. Н. Кондратьевой, 2009г.

Теоретические основы программы - исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).Рабочая программа внеурочной деятельности «Эколята» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-4 классах, направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.

В новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, что обуславливает актуальность данной программы. Это позволяет реализовать запросы социальной практики, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

«Эколята» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

При реализации данной программы создаются условия для становления личностных характеристик выпускника начальной школы:

  • любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;
  • овладение основами умения учиться;
  • способность к организации собственной деятельности;
  • готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Содержание программы максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам в индивидуальном темпе, проектно-исследовательская деятельность (совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности). Цели и задачи экологической исследовательской деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными.

Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую экологическую практику, трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития, формирование экологической культуры.

Задачи программы:

  • формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
  • формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
  • формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей (способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать общественно значимые экологические проблемы);
  • воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
  • развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
  • развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
  • развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
  • развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Ценностными ориентирами содержания программы являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;
  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
  • развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению
    ближайшего природного окружения.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческой направленности;
  • принцип практической направленности.

Отличительные особенности данной программы. Принципы деятельности.

Программа включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля - единая экосистема.
  • Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой программы является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая, деятельностная направленность программы осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.

      Межпредметные связи программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности «Эколята» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.

Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая. Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы», ведение индивидуальных тетрадей «Дневник юного эколога».

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

Режим занятий:  Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью 35 мин каждое. За год 32 часа.

Личностными результатами освоения программы являются:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы;
  • внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
  • самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
  • мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
  • Метапредметными результатами являются:

- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

- формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

-развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметными результатами являются:

-в ценностно-ориентационной сфере: сформированность представлений об экологии, как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

-в познавательной сфере: наличие углублённых представлений
о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

  • в трудовой сфере: владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
  • в эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
  • в сфере физической культуры: знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

Особенности содержания обучения. Объектом изучения является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.

Основной акцент в содержании сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Содержание программы строится на основе деятельностного подходаВовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования ихв убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём).

Деятельностный подход к разработке содержания программы позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

  • обеспечивать восприятие и усвоение знаний;
  • создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера;
  • уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности;
  • использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической. Подобное содержание программы не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал.

Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.

           Общеучебные умения, навыки, способы деятельности:

- выполнять правила поведения в природе;

- ухаживать за культурными растениями и домашними животными;

- ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;

- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

- наблюдать предметы и явления природы;

- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

- проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям.

Специальные умения, навыки и способы деятельности

обучающиеся должны знать/понимать

- планета Земля - наш большой дом;

- солнце – источник жизни на Земле;

- неживое и живое в природе;

- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д);

- организмы, приносящие вред хозяйству человека, некоторые виды борьбы с ними;

- человек – существо природное и социальное

- разносторонние связи человека с окружающей средой;

- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека на окружающую среду;

- способы сохранения окружающей среды;

- что такое наблюдение и опыт;

- экология - наука об общем доме;

Уметь

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания при обращении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

-ухаживать за культурными растениями и домашними животными;

- составлять экологические модели, трофические цели;

- заботиться о здоровом образе жизни;

- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

- улучшать состояние окружающей среды;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

- ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;

- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

- проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

-выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составление сказок, мини-сочинений и т.п.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

  • знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;
  • усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия;
  • социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания, о способах нахождения обработки и нахождения информации, об области применения методов исследования.
  • Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
  • развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
  • Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
  • опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности;
  • опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому;
  • опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
  • опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде;
  • опыт самоорганизации.

Формы подведения итогов реализации программы:

Вид работы

Форма предъявления результата

Форма контроля

Инструмент для оценки

Познавательные процессы

Общественный смотр достижений

Батарея тестов

Психологические тесты

Исследовательские умения

Папка исследователя

Наличие материала по исследованию. Мониторинг исследовательских умений.

Критерии написания исследования. Методики А.И.Савенкова

Коллективное творчество

Коллективная творческая работа

Педагогическое наблюдение

Карта наблюдений

Самостоятельная исследовательская практика

Публичная презентация результатов проведенного исследования

Конференция

Критерии публичного выступления

Наблюдения, опыты и эксперименты

Отчет о проведении опыта. Протокол эксперимента

Педагогическое наблюдение

Карта наблюдений

                               СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение. Что такое экология? (1ч). Правила поведения при проведении практических работ. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными), связи между природой и человеком.

Тема 1. «Мой дом за окном» (6ч).

Занятие 1: Мой дом (1ч). Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе.

Занятие 2: Дом, где мы живем (1ч). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.

Занятие 3 (1ч):

Практическая работа: «Уборка школьного двора». Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.

Занятие 4: «Деревья твоего двора» (1ч). Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?

Занятие 5: Птицы нашего двора (1ч).Знакомство с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем). Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие (колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.

Занятие 6 (1ч):

Практическая работа: «Изготовление кормушек для птиц». Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек

Тема 2. «Я и моё окружение» (9ч).

Занятие 1:Моя семья (1ч). Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятия и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Мудрая заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Занятие 2: Соседи-жильцы (1ч). Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.

Занятие 3: Мой класс (1ч). Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать, чтобы создать уют в классной комнате ? Дежурство по классу.

Занятие 4 (1ч):

Практическая работа: «Создаём уют в классной комнате и игровой комнате».

Занятие 5: Дом моей мечты (1ч). Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?

Занятие 6: Планета - дом всего человечества (1ч). Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» - планеты Земля.

Занятие 7: Комнатные растения в квартире, в классе (1ч). Эстетическое и гигиеническое значение комнатных растений, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Условия жизни и роста растений: освещенность, полив. Уход за комнатными растениями

Занятие 8 (1ч):

Практическая работа: «Уход за комнатными растениями». Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.

Занятие 9 (1ч):

Практическая работа: «Маленький огород на подоконнике». Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени.

 Тема 3. «Гигиена моего дома» (7ч).

Занятие 1:Гигиена класса (1ч). Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними животными.

Занятие 2 (1ч):

Практическая работа: «Гигиена класса». Необходимость в соблюдении правил гигиены (выступление по группам). Распределение обязанностей по дежурству в классе, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе.

Занятие 3: Бытовые приборы в квартире (1ч). Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации.

Занятие 4(1ч):

Практическая работа: «Экологический дом». Составление памятки для ремонта (использование экологически чистых строительных материалов). Выявление влияния синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.

Занятие 5: Наша одежда и обувь (1ч). Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические гигиенические требования, условия содержания, уход.

Занятие 6: Русская народная одежда (1ч). История появления одежды. Знакомство с элементами русской народной одеждой.

Занятие 7 (1ч):

Практическая работа: «Русская национальная одежда». Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнюю одежду?

Тема 4. «Вода - источник жизни» (4ч).

Занятие 1: Вода в моем доме и в природе (1ч). Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?

Занятие 2: Удивительные свойства воды (1ч). Аквариум - модель природной экосистемы. Загрязнение Мирового океана. Влияние человека на водные экосистемы.

Занятие 3: Вода в жизни растений и животных (1ч). Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

Занятие 4(1ч):

Практическая работа: «Вода и здоровье человека. Личная гигиена». Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды.

Тема 5. «Солнце и свет в нашей жизни» (4ч).

Занятие 1: Солнце, Луна, звезды – источники света (1ч). Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток.

Занятие 2: Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения (1ч). Влияние тепла и света на комнатные растения.

Занятие 3 (1ч):

Практическая работа: «Размещение комнатных растений с учетом потребности тепла и света». Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений.

Занятие 4 (1ч):

Практическая работа: «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений». Подготовка почвы к посеву комнатных растений. Инструктаж по технике безопасности.

Практическая работа: «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений».

Тема 6. «Воздух и здоровье» (1ч).

Занятие 1: Воздух и здоровье человека (1ч). Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

Практическая работа: «Уборка в классе» . Влажная уборка класса. Проветривание. Инструктаж по технике безопасности.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения программы в 1 классе:

Познавательные УУД:

  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • умение структурировать знания;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение, извлечение информации;
  • определение основной и второстепенной информации.

Регулятивные УУД:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • преодоление импульсивности, непроизвольности;
  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;
  • форма выполнения учебных действий — материальная/материализованная; речевая, умственная;
  • степень развернутости (в полном составе операций или свернуто).

Коммуникативные УУД:

  • понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок или подходов к выбору;
  • учет разных мнений и умение обосновать собственное;
  • умение договариваться, находить общее решение.

                                          Календарно-  тематический план

1 класс. «Эколята».

№занятия

Тема занятий

Дата прведения

Количество часов

Примечание

1 четверть(8часов)

Введение (1ч)

1

Что такое экология?

06.09

1

Тема 1. Мой дом за окном (6ч).

2

Мой дом

13.09

1

3

Дом, где мы живем

20.09

1

4

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

27.09

1

5

Деревья твоего двора

04.10

1

Экскурсия

6

Птицы нашего двора

11.10

1

Экскурсия

7

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

18.10

1

Экскурсия.

Вывешивание кормушек.

Тема 2. Я и мое окружение (9ч).

8

Моя семья

25.10

1

2 четверть(8 часов)

9

Соседи-жильцы

08.11

1

10

Мой класс

15.11

1

11

Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»

22.11

1

12

Дом моей мечты

29.11

1

13

Планета - дом всего человечества

06.12

1

14

Комнатные растения в квартире, в классе

13.12

1

15

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

20.12

1

16

Практическое занятие «маленький огород на подоконнике»

27.12

1

3 четверть(10 часов)

Тема 3. Гигиена моего дома (7ч).

17

Гигиена класса

10.01

1

18

Практическое занятие «Гигиена класса»

17.01

1

19

Бытовые приборы в квартире

24.01

1

20

Экологический дом

31.01

1

21

Наша одежда и обувь

7.02

1

22

Русская народная одежда

14.02

1

23

Практическое занятие «Русская национальная одежда»

28.02

1

Тема 4. Вода - источник жизни (4ч).

24

Вода в моем доме и в природе

06.03

1

25

Удивительные свойства воды

13.03

1

26

Вода в жизни растений и животных. 

20.03

1

4 четверть(7 часов)

27

Вода и здоровье человека. Личная гигиена.

03.04

1

Тема 5. Солнце и свет в нашей жизни (4ч).

28

Солнце, Луна, звезды – источники света

10.04

1

29

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

17.04

1

30

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света

24.04

1

31

«Размещение комнатных растений с учетом потребности тепла и света».

«Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений».

   08.05

1

Тема 6. Воздух и здоровье (1ч).

32

33

Воздух и здоровье человека

Практическое занятие «Уборка в классе»

15.05

22.05

1

1

Итого:

33 часа

Литература для учителя

  1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: ЫМКА РК.Е55, 1996.
  2. Лесная энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.
  1. Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. -М.: Агропромиздат, 1988.
  2. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины : кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 1991.
  3. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. — М.: Просвещение, 1982.
  4. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5—7 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.
  5. Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагоговСША). — М.: Центр «Экология и образование», 1993.
  6. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
  7. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — М.: ТЕРРА, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный эколог» (направление: экологическое)

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких...

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Неболейка ( составлена на основе программы «Разговор о правильном питании» Авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А.)

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Неболейка ( составлена на основе программы «Разговор о правильном питании» Авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А.)

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...