Инклюзивное образование детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В данном материале отражены современные теоретические и практические аспекты инклюзивного образования. Описаны особенности и трудности инклюзивного образования, условия организации инклюзивной практики в образовательной организации. Рассмотрены проблема социальной и образовательной интеграции, а также психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе, основные принципы и направления коррекционной работы с детьми, имеющими ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инклюзивное образование детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС | 35.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образованием Администрации
г. Юрги Кемеровской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14 имени К.С.Федоровского»
Инклюзивное образование детей с ОВЗ
в соответствии с требованиями ФГОС
подготовила
Татьяна Викторовна Рудман,
заместитель директора по УВР,
учитель начальных классов
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………. ……..3
1. Принципы инклюзивного образования ………………………………………… 4
2. Условия реализации инклюзивного образования …........................................... 5
3. Психолого-педагогическое сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии ………………………………….. 6
Заключение……………………………………………………………………. ……..9
Список использованных источников и литературы ……………………………..10
Введение
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики .
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Здоровым же детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность – качества, столь необходимые на сегодняшний день.
При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения общего типа перед коллективом ОУ возникают следующие задачи:
• создание общего образовательного пространства, максимально комфортного для всех учащихся;
• помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
• психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;
• развитие психолого-педагогической компетенций, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.
- Принципы инклюзивного образования
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками - это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие.
Существует восемь принципов инклюзивного образования:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Инклюзивная модель образования привлекательна для родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья по ряду следующих причин:
1. Доступность – получение образовательных услуг по месту жительства.
2. Социализация и социальная интеграция ребенка - прежде всего это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного образования, с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения, слабо развита социальная адаптация "особого" ребенка в реальном мире. Он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.
3. Личностный подход – за счет возможности разработки и реализации образовательных маршрутов, в том числе и индивидуальных. Которые учитывают реальные возможности учащихся и удовлетворяют их особые образовательные потребности.
2. Условия реализации инклюзивного образования
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях базируется на следующих подходах, способах, формах:
• индивидуальный учебный план и адаптированная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
• социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательной организации и вне её;
• психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
• психолого-педагогический консилиум образовательной организации;
• индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
• портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;
• компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
• повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
•рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
• тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
• адаптивная образовательная среда – доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
•адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа); коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
•сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
•ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательной деятельности.
Внедрение и развитие инклюзивной системы образования требует тщательной, колоссальной проработки каждого принципа для определения дальнейших задач по реализации образовательного процесса. Основными принципами выступают: доступность, гуманность, индивидуально-личностный подход, социализация, психолого-медико-педагогическое сопровождение.
3. Психолого-педагогическое сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ходе инклюзивного обучения имеет большое значение для психического развития ребёнка на протяжении всего школьного периода.
Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации осуществляется в МБОУ «СОШ №14» специалистами школьной психолого- педагогической службы. Мы придерживаемся следующих принципов психолого-педагогического сопровождения ребёнка с особенностями в развитии:
• преемственность (обеспечивает создание единого пространства для детей с нормой развития и детей с ОВЗ),
• соблюдение интересов ребёнка (определение позиций специалиста как соучастника, призванного решать проблему ребёнка с максимальной пользой в его интересах);
• системность (многоуровневый подход специалистов различного профиля во взаимодействии, обеспечивающих согласованность их действий в решении проблем ребёнка);
• вариативность (создание вариативных условий для получения образования детьми как имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии, так и с нормой развития).
В нашей школе существует модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Школьный ППк является основным механизмом взаимодействия специалистов. Персональный состав ППк ежегодно утверждается приказом директора.
Программа коррекционной работы реализуется МБОУ «СОШ №14» как совместно с другими образовательными и иными организациями, так и самостоятельно (при наличии соответствующих ресурсов).
Организация сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций является одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Сетевая форма реализации программы коррекционной работы предполагает использование ресурсов нескольких образовательных организаций (МБОУ «СОШ №14», государственные образовательные организации для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и социальной помощи, специальные (коррекционные) образовательные организации), а также при необходимости ресурсов организаций науки, культуры, спорта и иных организаций.
Сетевое взаимодействие осуществляется в форме совместной деятельности образовательных организаций, направленной на обеспечение возможности освоения учащимися с ограниченными возможностями здоровья основной программы начального общего образования.
Сетевая форма реализации программы коррекционной работы применяется в целях повышения качества специальных образовательных услуг, расширения доступа учащихся с ограниченными возможностями здоровья к современным образовательным технологиям и средствам воспитания и обучения, более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов.
Сетевая форма реализации программы осуществляется по соглашению образовательных организаций или по решению органов власти, в ведении которых находятся образовательные организации.
Инициаторами организации соответствующей деятельности могут выступать также учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, их родители (законные представители). Образовательные организации, участвующие в реализации программы коррекционной работы в рамках сетевого взаимодействия, должны иметь соответствующие лицензии на право осуществления образовательной деятельности. Порядок и условия взаимодействия образовательных организаций при совместной реализации программы коррекционной работы определяются договором между ними.
Взаимодействие специалистов школы обеспечивает системное сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательной деятельности. Такое взаимодействие включает:
- комплексность в определении и решении проблем учащегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития учащегося;
- составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
При сопровождении ребёнка в школе применяются следующие направления работы:
Диагностическая работа:
• выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы основного общего образования;
• проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;
• изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
• мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования.
Коррекционно-развивающая работа:
• разработка и реализация индивидуально ориентированных коррекционных программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
• коррекция и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер;
• формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
• развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции.
Консультативная работа:
∙ выработка совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
∙ консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ, отбора и адаптации содержания предметных программ;
∙ консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Информационно-просветительская работа:
∙ информационная поддержка образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
∙ различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы).
Заключение
Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательной деятельности, которая должна строиться с учётом психофизических возможностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Для внедрения инклюзивной среды в общеобразовательное учреждение необходимо создать условия организации инклюзивной практики, использовать основные принципы коррекционной работы с детьми с ОВЗ, подобрать педагогические кадры, обладающие необходимыми характеристиками, учитывать особенности построения современного урока для обучающихся с ОВЗ.
Список использованных источников и литературы
1. Конвенции ООН о правах инвалидов от 2006 года
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fombudsmanspb.ru%2Ffiles%2Ffiles%2FOON_02_site.pdf&name=OON_02_site.pdf〈=ru&c=583743bbccbb
2. Методические рекомендации по обучению лиц с ОВЗ
https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fxn--b1afblgjup1d.xn--p1ai%2Fuserfiles%2Fufiles%2Fselezneva%2Ffgosovz%2Frekomendatsii_po_vvedeniyu_fgos_ovz.docx1.pdf&name=rekomendatsii_po_vvedeniyu_fgos_ovz.docx1.pdf〈=ru&c=58373910b1c8
3. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. – М.: МГППУ, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование составленов соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечено УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., рабочими тетрадями и м
Пояснительная записка.Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамот...
Тема по самообразованию "Освоение новых подходов к образованию в соответствии с требованиями ФГОС"
Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373. С 1 сентября 2011 г. все российски...
Анализ выполнения итоговой комплексной работы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования 2 класс
Анализ выполнения итоговой комплексной работы в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования 2 класс...
«Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
Соообщение на секции учителей начальных классов, содержащее теоретические основы оценки планируемых результатов в начальных классах в соответствии с ФГОС НОО....
Проектирование и проведение современного урока с учетом практического опыта и рекомендаций по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС на уроках начальных классов»
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной ...
Дистанционный урок для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов в соответствии с требованиями ФГОС
Дистанционный урок для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов в соответствии с требованиями ФГОС ...
Практический опыт и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ЗПР в соответствии с требованиями ФГОС
Практический опыт и рекомендациипо инклюзивному образованиюдетей с ЗПР в соответствии с требованиями ФГОС...