Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС
методическая разработка (4 класс)

Разработка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_inf.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок в начальной школе

      с учётом требований ФГОС

Слайд 1 Добрый день! Очень рада увидеть всех в новом учебном году. Желаю всем крепкого здоровья, счастья, семейного благополучия, успехов в нашем нелёгком труде, творчества, креатива.

Слайд 2. Начать сегодняшнее выступление хотелось бы со слов американского философа Джона Дьюи

 «Если мы будем учить сегодня так,

 как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

      Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.

     Слайд 3  Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

     Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. И, чтобы справиться с изменениями, касающихся структуры урока и его содержания, сегодня я вам предлагаю ещё раз ознакомиться с существенной перестройкой требований к современному уроку в начальных классах.

   Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования Согласно деятельностной теории механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью.

Слайд 4    Основной задачей учителя является создание на уроке образовательной среды, где каждому ученику было бы комфортно и интересно добывать новые знания вместе с учителем. Учитель в этом случае выступает в роли координатора, коммуникатора, партнёра.

 «Комфорт»- в переводе с английского- поддержка, укрепление - это обстановка,  обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.

    Педагогам  предложили  поиграть. Игра называлась  «Ассоциация». Каждая группа подбирала ассоциации со словосочетанием «современный урок». Все слова должны были начинаться с буквы, имеющейся в слове «комфорт». (то что получилось, вы видите это на слайде)

К

Компетентность

Критичность

Креативность

Культура

О

Органичность, основательность

Отдача, оптимально

Открытие

Ответственность

Образованный, осознанный

М

моделирование

мотивация

методика

мастер

Ф

Фантазия

формирование

функциональный

фундамент

О

Отдых, осмысленный

Открытие, организованный

обучение

Опора, озарение

Р

Радость

развитие

Рост

Результат, рефлексия

Т

Тепло

Творчество

Талант

темп

    Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

    Вы скажите, что и раньше мы говорили о таких характеристиках урока. Получается, что ничего не изменилось? А изменилось очень многое.

    В  настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?» Что же такое современный урок?

Слайд 5 Предлагаю вам рассмотреть  характеристику деятельности педагога, работающего по ФГОС



^ Деятельность учителя, работающего по ФГОС


Подготовка к уроку


Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения


При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, и т.д.


Основные этапы урока


Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)


Главная цель учителя на уроке


Организовать деятельность детей:

• по поиску и обработке информации;

• обобщению способов действия;

• постановке учебной задачи и т. д.


Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)


Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.


Форма урока


Преимущественно групповая и/или индивидуальная


Нестандартное ведение уроков


Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся


Образовательная среда


Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации).


Результаты обучения


Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные


Создание портфолио


Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки


Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения


Взаимодействие с родителями обучающихся


Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета ( Электронный журнал)

Слайд 6   Подготовка учителя к уроку) предполагает:

  1. Определение темы урока, места урока в системе уроков, отбор содержания.

Тема урока ставится в соответствии с рабочей программой, составленной учителем. При составлении программ в конструкторе вы увидели, что уроков «Закрепление ранее изученного материала» - нет,  поскольку не отражает основное содержание урока. Тема урока формируется полно и точно. При отборе содержания нужно учитывать уровень развития и обученности детей. Необходимо учитывать, что в разноуровневом классе и содержание урока должно быть разноуровневым, рассчитанным на группы детей с разным уровнем обучаемости.

  1. Определение целей и задач урока

Задачи урока должны быть предельно конкретны, соотноситься с этапами урока.

  1. Выбор методов и форм обучения, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
  2. Определение типа и структуры урока

При определении типа и структуры урока нужно учитывать, что в настоящее время отсутствуют единые подходы к типологии уроков. Классические структурные схемы уроков преобразуются с учётом новых требований, связанных с реализацией системно - деятельностного подхода.

  1. При составлении плана урока, продумывать оптимальный темп урока, то есть рассчитывая время на каждый его этап.
  2. Продумать форму подведения итогов урока.
  3. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
  4. Составление конспекта или плана урока.

Сколько бы мы не говорили о новых технологиях

     Игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Различают множество таких технологий. В своей работе я использую некоторые. например:

Игры-драматизации

Игры-драматизации на уроках в начальных классах формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации можно начинать с инсценировки сказок.

Работа с тренажерами

На уроках математики и русского языка учителя начальных классов часто используют работу с тренажерами.

Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока:

во время устного счета (на уроках математики);

  • при закреплении нового материала;
  • при поведении самостоятельной, проверочной работы;
  • при игровых моментах соревновательного характера и т.д.

Групповая работа

В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":

  • полное внимание к однокласснику;
  • серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
  • терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").

Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".


 
слайд 7-13    Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. На слайдах вы видите несколько названий методов. Их очень много и они все очень интересные. Такие методы, как «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковер идей» позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения.

     «Мозговой штурм» - на доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала.

    Для самостоятельной работы над новой темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы 
«Ульи» - обсуждение в группах. Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор» (во время дискуссии поднимаются карточки согласия -не согласия по цвета светофора), «На линии огня» (каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем вопросы других групп, а они - защищаются). Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская».

     Метод 
«Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.

     Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы - «физминутки» 
«Земля, воздух, огонь и вода», «Зайчики» и многие другие позволят сделать это, не выходя из класса.

Каждый современный урок учитель, реализующий системно - деятельностный подход в обучении, заканчивает рефлексией.


Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как 
«Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».

«Ромашка» - 1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.

«Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые:
еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.



     Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

Слайд 14 – 16  На следующем слайде вы увидите таблицу для конструирования урока. Казалось бы мы много уже всего знаем, но вот такие штучки под рукой всегда необходимы.   Посередине прописаны этапы урока, с правой стороны задачи, с левой – какие методы и приёмы мы сможем использовать на данном этапе.

             Опорная  таблица для конструирования учебного занятия

Образовательные задачи УЗ

Возможные методы и приёмы выполнения

  • Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Стихотворный настрой и др.

  • Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы

  • Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопросаВ начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом  

  • Этап усвоения новых знаний и способов действий
  • Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала
  • Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору
  • Работа с определением
  • Использование обыденных аналогий
  • Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы,
  • Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу

  • Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий

  • Применение знаний и способов действий

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия

  • Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Построение «дерева»  «темы», построение «здания темы». Построение блок-формулы:  уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, «пересечение тем»

  • Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Разноуровневые самостоятельные и  контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

  •  Коррекция знаний и способов действий

Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

  • Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений
  • Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками
  • Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

  • Стандартный минимум
  • Повышенный
  • Творческий
  • Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися

  • Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты

       Подведение итогов работы

Слайд 17 Так что же для  нас современный урок?

Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес,  профессионализм, выбор, инициативность, уверенность,  потребность.

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

 Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

 

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

 

   Слайд 18    Взрослые и дети как малыши каждый урок ждут чуда и доказывают, что им не нужно ничего готового, им нужно, чтобы учитель принимал участие в их спорах, удивлялся, огорчался и увлекался вместе с ними. Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно.

Каждого из вас, работающих в начальных классах, я считаю мастером.

Как же я отношусь к слову “мастер”?

М – мудрость, она приобретается с годами

А – активность, в ней сила, здоровье, успех.

С – счастье, А.С.Макаренко писал “Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно!”

Т – творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.

Е – единство, только в единстве учитель – ученик – родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.

Р – результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.

Слайд 19 В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Презентация рассказывает о структуре современного урока, требований к нему...

Проектирование уроков и занятий с учётом требований ФГОС

Технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде.  Соотношение структурных элементов учебного занятия стандартов ЗУН и занятий с учётом требований...

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, вып...

«Современный урок иностранного языка в свете требований ФГОС» Методическая разработка урока английского языка во 2 классе по теме « Семья»

Изучение иностранного языка в общеобразовательном учреждении начинается со 2 класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к овладению языками, что позволяет им овладевать...

Современный урок физической культуры в конспекте требований ФГОС(из опыта работы)

Система физического воспитания призвана решать проблему ценностно-смыслового развития учащегося.Одним из важнейших изменений системе образования является введение ФГОС.В соответствии с программным сод...