Проектирование уроков и занятий с учётом требований ФГОС
статья на тему
Технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде. Соотношение структурных элементов учебного занятия стандартов ЗУН и занятий с учётом требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstr._uroka.docx | 25.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование уроков и занятий с учётом требований ФГОС
(методический конструктор)
Переход к работе в информационной образовательной среде предполагает изучение и анализ педагогом возможностей, методов, форм и средств обучения, характерных для этой среды, а также видов учебной деятельности школьников, обеспечивающих получение ожидаемых результатов. Поэтому основополагающим в цепочке компонентов профессиональной деятельности педагога становится проектировочный компонент, который предполагает: анализ планируемых результатов обучения, целей и задач учебного процесса, выстраивание содержательных линий изучения предмета, разработку педагогического сценария, проектирование новых видов учебной деятельности, планирование и подбор учебных ситуаций, методов, организационных форм, разработку учебных задач, а также определение средств ИКТ для осуществления планиpyeмoй учебной деятельности.
Как мы уже знаем, учебный процесс, построенный в информационной образовательной среде, имеет свои актуальные особенности. Они объясняются в первую очередь современными дидактическими возможностями информационной образовательной среды (гибкость, адаптивность, вариативность среды, её трансформируемость из одной «версии» в другую, настраиваемость под решение различных учебных задач и др.) на базе использования средств ИКТ, которых раньше не было в арсенале учителя.
Проектирование учебного процесса в информационной образовательной среде представляет собой реализацию определённой последовательности этапов:
- Планирование и анализ новых образовательных результатов (личностных, предметных, метапредметных);
- Подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов;
- Выбор средств обучения, в том числе средств информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих реализацию видов учебной деятельности для достижения новых образовательных результатов.
Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
В помощь учителю нами была разработана Технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде, учитывающее поэтапное проектирование урока. Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средства представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока). Её использование позволит выстроить урок с учётом требований ФГОС и сэкономить усилия учителя по проектированию каждого из этапов структуры урока.
Технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||
Предмет | Класс | ||
Тема урока | |||
Планируемые образовательные результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Решаемые учебные проблемы | |||
Основные понятия, изучаемые на уроке | |||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | |||
Методическое название средств ИКТ | |||
Аппаратное и программное обеспечение | |||
Образовательные интернет-ресурсы | |||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | |||
Длительность этапа | |||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | |||
Методы обучения | |||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | |||
Форма организации деятельности учащихся | |||
Функции / роль учителя в данном этапе | |||
Основные виды деятельности учителя | |||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи | |||
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | |||
Длительность этапа | |||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | |||
Методы обучения | |||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | |||
Форма организации деятельности учащихся | |||
Функции / роль учителя в данном этапе | |||
Основные виды деятельности учителя | |||
Этап 3. Практикум | |||
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | |||
Длительность этапа | |||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | |||
Методы обучения | |||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | |||
Форма организации деятельности учащихся | |||
Функции / роль учителя в данном этапе | |||
Основные виды деятельности учителя | |||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция. | |||
Длительность этапа | |||
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов | |||
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности | |||
Методы контроля | |||
Способы коррекции | |||
Форма организации деятельности учащихся | |||
Функции / роль учителя в данном этапе | |||
Основные виды деятельности учителя | |||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание. | |||
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам |
Соотношение структурных элементов учебного занятия стандартов ЗУН
и занятий с учётом требований ФГОС.
Стандарты ЗУН | Стандарты ФГОС |
Основные типы уроков | |
- урок изучение нового - урок закрепление знаний - урок комплексного применения знаний - урок обобщения и систематизации знаний - урок контроля, коррекции и оценки знаний | - уроки «открытия» нового знания - уроки отработки умений и рефлексии - уроки общеметодологической направленности - уроки развивающего контроля |
Этапы урока | |
- организация начала занятия -проверка домашнего задания - подготовка к основному этапу занятия (обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений) - усвоение новых знаний и способов действий -первичная проверка понимания - закрепление знаний и способов действий - обобщение и систематизация знаний - контроль и самопроверка знаний - подведение итогов занятий - рефлексия - информация о домашнем задании | - мотивация (самоопределение) к учебной деятельности - актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии - выявление места и причины затруднения - построение проекта выхода из затруднения - реализация построенного проекта - первичное закрепления с проговариванием во внешней речи - самостоятельная работа с самопроверкой по эталону - включение в систему знаний и повторения - рефлексия учебной деятельности - домашнее задание |
Цели урока | |
- дидактическая - воспитательная – развивающая | -деятельностные - содержательные - воспитательные - образовательные - формирование УУД (личностные, регулитивные, коммуника-тивные, познавательные) |
Формы урока | |
- урок –лекция - урок – семинар - обобщающий урок - урок-экскурсия - исследовательская работа - урок – собеседования - лабораторная, практическая работа - урок –конференция - урок – круглый стол - урок –соревнования -комбинированный урок - контрольная работа - зачет - коллоквиум - урок – викторина - урок – путешествие и т.д | - урок – лекция - урок – семинар - обобщающий урок - урок-экскурсия - исследовательская работа - урок – собеседования - лабораторная, практическая работа - урок –конференция - урок – круглый стол - урок –соревнования -комбинированный урок - контрольная работа - зачет - коллоквиум - урок – викторина - урок – путешествие и т.д. |
Планируемые результаты урока | |
ЗУН ( знать, уметь, понимать), ОУУН | УУД (предметные, метапредметные, личностные) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "Проектирование уроков математики в 1 классе общеобразовательной школы на основе системно-деятельностного подхода с учётом требований ФГОС"
Проектирование уроков деятельностной направленности с учётом требований ФГОС...
Презентация к проектной работе "Проектирование уроков математики в 1 классе общеобразовательной школы на основе системно-деятельностного подхода с учётом требований ФГОС"
Презентация к проектной работе...
Проектирование урока технологии в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Проектирование урока технологии в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Выступление на тему «Проектирование уроков ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
Материал содержит разъяснения как спроиктировать урок по ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС....
Выступление на тему «Проектирование уроков ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
В данном материале рассказано о том, как построить современный урок по ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Указаны особенности курса ОРКСЭ. Подробно описаны этапы проектирования урока....
Итоговая работа по теме: «Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)
laquo;Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе». Главная цель работы над темой:Создание условий для формирования у...
«Проектирование современного урока, направленного на формирование УУД с учётом требований ФГОС» (Технологическая карта урока русского языка 1 класс УМК «Перспектива»)
laquo;Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе» Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за с...