Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
рабочая программа

Васильева Лариса Александровна

рабочая программа НОО "Умники и умницы" по направлению "общекультурное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл noo_vd_umniki_i_umnitsy.docx79.45 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

к основной образовательной программе

начального общего образования

МБОУ «Гимназия №12» Ленинск-Кузнецкого ГО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №12»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Гимназия№12»

 _________________ Е.В. Неведрова

Приказ № 272 от 31.08.2021

«Умники и умницы»

Программа внеурочной деятельности по направлению «общеинтеллектуальное»

                                для учащихся 1 – 4 классов

Составители:

Васильева Л.А., Луценко И.В.

учителя начальных классов

МБОУ «Гимназия № 12»

СОГЛАСОВАНО:

Педагогический совет

от 31.08.2021, протокол № 10

РАССМОТРЕНО:

Научно-методический совет,

от 30.08.2021, протокол №4

Ленинск – Кузнецкий ГО

2021

Основные разработчики программы:

Васильева Л.А., почетный работник общего образования РФ, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №12»

Луценко И.В., почетный работник общего образования РФ, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №12»

Программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» по направлению «общеинтеллектуальное» предназначена для учащихся 1-3 классов. Направлена на развитие у учащихся интеллектуальных способностей.

Умники и умницы: Программа курса внеурочной деятельности по направлению «общеинтеллектуальное» для учащихся 1-3 классов    / Л.А. Васильева, И.В. Луценко. – Ленинск-Кузнецкий: МБОУ «Гимназия №12», 2020. – 17 с.

Ленинск-Кузнецкий,

МБОУ «Гимназия №12»,

2020

Пояснительная записка

Программа курса «Умники и умницы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №12». Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника, реализуется в направлении «общеинтеллектальное».

В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования особое внимание уделено развитию творческих способностей младших школьников не только на уроке, но и во внеучебной деятельности. В связи с этим актуальность приобретает работа учителя, направленная на привитие и повышение интереса учащихся к участию во всевозможных творческих конкурсах, интернет-конкурсах, фестивалях и олимпиадах различного уровня: от классных и общешкольных до всероссийских.

Данная программа предполагает, что общеинтеллектуальное развитие даст возможность учащимся развить интеллектуальные способности и повысить уровень своего образования и результативность участия в творческих конкурсах и олимпиадах разного уровня.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он способствует привлечению обучающихся к интеллектуальной деятельности, пропагандируя научные знания, и создает условия для реализации способностей, склонностей, интересов обучающихся.  Курс предполагает активное включение родителей, учителей, классных руководителей в творческий процесс обучающихся.

Практическая значимость программы заключается в повышении уровня участия в мероприятиях интеллектуальной направленности и возможности пополнять портфолио учащихся.

Цель программы: создание условий для развития интеллектуальных способностей учащихся.

Задачи программы:

  1. Развивать познавательную способность и активность учащихся как важнейший компонент любой деятельности человека.
  2. Пробуждать и развивать устойчивый интерес учащихся к учебным предметам и мотивацию к их изучению.
  3. Развивать креативные способности учащихся, умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике в мероприятиях интеллектуальной направленности.

Программа построена на основе принципа от простого к сложному: если в первом классе обучающиеся знакомятся с понятиями (мышление, восприятие, внимание образ, пространство и т.д.), то от года к году, от класса к классу обучающиеся совершенствуют свои умения и навыки.

В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- ориентацию на развитие обучающихся на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса.

Межпредметные связи программы внеурочной деятельности

Программа носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами, как «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир».

Таблица 1

Межпредметные связи программы внеурочной деятельности

 Учебные дисциплины

Содержание

учебной дисциплины

Содержание программы «Умники и умницы»

Математика

«Элементы стохастики»

«Занимательные и нестандартные задачи»

Игры с числами; логические задачи; магические квадраты; числа в пословицах и поговорках; нумерация вокруг нас; измерения; ребусы. Конкурс знатоков математики «Внималка-Сосчиталка»

Русский язык

«Слово»

«Развитие читательских умений»

 «Развитие речи»

Лингвистические игры; фонетика - это интересно; ударение; знакомство с фразеологизмами. Конкурс знатоков русского языка «Веселый интеллектуал»

Литература

«Формирование приемов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности»

«Творческая деятельность учащихся»

 Головоломки и ребусы. Конкурс знатоков литературы «Сейф с секретом». Создание загадок и буриме. Жанры художественной литературы. Устное народное творчество. От метаграмм до логогрифов

Окружающий мир

«Живые обитатели планеты»,

«Твои родные и твоя Родина в потоке времени».

Занимательная топонимика. Конкурс знатоков по окружающему миру «Удивительное рядом». Фауна, флора, человек. Планеты и звезды. Изучаем родной край. Достопримечательности Кузбасса.

        

В процессе реализации программы предусматривается использование следующих видов деятельности:

  • игровая;
  • познавательная;
  • творческая.

Формы деятельности

  • По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая (в 1-2 классах – работа в парах).
  • По особенностям коммуникативного взаимодействия:

- практикум;

- интеллектуальная игра;

- мини-проект;

- викторина;

- конкурс;

-экскурсия;

- олимпиада.

  • По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Место проведения

  • Кабинет начальных классов
  • Компьютерный класс
  • Библиотека

Формы учета оценки планируемых результатов

  • учет участия в дистанционных олимпиадах;
  • учет участия в интеллектуальных конкурсах;
  • учет участие в предметных олимпиадах муниципального, регионального и всероссийского уровня.

Данная программа реализуется в рамках плана внеурочной деятельности по направлению «Общеинтеллектуальное».

Программа адресована учащимся 1 – 3 классов и рассчитана в 1 классе на 33 часа в год, во 2-3 классах - на 34 часа в год. Всего – 135 часов.

Периодичность занятий – 1 час в неделю.

Программа реализуется учителем начальных классов.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  3. принятие и освоение социальной роли, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  4. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  5. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи в познавательной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать познавательные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха познавательной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения практических задач;
  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями направления внеурочной деятельности; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного направления внеурочной деятельности;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  16. умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием конкретного направления внеурочной деятельности; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

  1. Содержание

1 класс

Содержание курса

Формы

Виды деятельности

Занятие 1

Тема: Вводное занятие. Способности человека.  

.

Беседа «Способности человека». Игры на выявление способностей (нарисуй двумя руками одновременно, придумай стишок по заданной рифме, блиц опрос, продолжите фразу и т.д.)

Познавательная, игровая

Занятие 2 - 3

Тема: Что такое мышление. Задания на развитие мышления.

Беседа с презентацией «Мышление. Развитие мышления».

Игра «Невидимая таблетка», «Головастики», отгадай кроссворд.

Познавательная, игровая

Занятие 4 - 5

Тема: Абстрактное мышление.  Задания на развитие мышления.

Беседа «Абстрактное мышление».

Игры: «Поиск девятого», разгадывание загадок, отгадай, как зовут героя сказки.

Познавательная, игровая

Занятие 6 - 7

Тема: Что такое восприятие.  Задания на развитие восприятия.

Беседа «Восприятие». Сравнительная таблица «Герои книги «Приключения Чиполли-но»».

Игра, в которой игрокам завязывают глаза «Определи по запаху, по вкусу, на ощупь, по твердости и мягкости предмет». Замени слово цветом и воспроизведи услышанное. Собери пазл. Изобрази фразу жестами

Познавательная, игровая

Занятие 8

Тема: Конкурс «Маленький всезнайка».

«Разминка» - блиц опрос.  «Найди правильное слово» - дополни фразу.  «Сообразилка» - решение задачек-шуток. Игра пантомима «Кто это?».

Досугово-развлекательная

Занятие 9 - 10

Тема: Что такое память.  Задания на развитие памяти.

Беседа с презентацией «Память. Развитие памя-ти».

Игры: «Изобрази и запомни», «Место предмета», озвучьте героев стихотворения и запомните их, «Что лежит в мешочке». Загадки.

Познавательная, игровая

Занятие 11

Тема: Правила самоорганизации внимания. Задания на развитие памяти и внимания.

Игра по типу «Снежный ком», определи, что лежало на столе, правила самоорганизации.

Познавательная, игровая

Занятие 12

Тема: Что такое образ. Задания на развитие памяти и внимания.

Загадки.  Игры «Изобрази друзей героя», «Ла-биринт».

Познавательная, игровая

Занятие 13

Дистанционная олимпиада.

Олимпиада

Познавательная

Занятие 14 - 15

Тема: Что такое пространство.  Задания на развитие памяти, внимания и мышления.

Беседа с презентацией «Пространство».

Графический диктант. Чтение слов-перевер-тышей. Решение задач.  Симметрия.

Познавательная, игровая

Занятие 16 - 17

Тема: Плоскость. Мыслительные операции анализа и синтеза на плоскости.

Беседа с презентацией «Плоскость».

Игры «План местности», «Тени».

Познавательная, игровая

Занятие 18 - 19

Тема: Объём.  Задания на развитие памяти, внимания и мышления.

Беседа с презентацией «Объем».

Игры: «Кузя в кубе», «Нарисуй шляпу Незнайки», «Собери фразу».

Познавательная, игровая

Занятие 20

Тема: Конкурс знатоков.

Игра «Поле чудес»

Игровая

Занятие 21

Тема: Временное представление. Установление признаков временной последовательности.

Беседа по произведению В. Даля «Старик-годовик».

Познавательная, игровая

Занятие 22

Тема: Создание нового образа с помощью анализа и синтеза.

Игра «Вовка и золотая рыбка»

Познавательная, игровая

Занятие 23

Тема: Мышление образное и абстрактное.  Задания на развитие памяти, внимания и мышления.

Игры-задачки, загадки. Игра «Поиск девятого»

Познавательная, игровая

Занятие 24

Тема: Викторина «Пошевели мозгами»

Викторина

Игровая, досугово-развлекательная

Занятие 25 - 26

Тема: Логическое мышление.  Задания на развитие логического мышления.

Беседа с презентацией «Мышление. Развитие логического мышления».

Игры «Поиск девятого», «Магический квадрат», «Расшифруй фразу»

Познавательная, игровая

Занятие 27 - 28

Тема: Игры на развитие логического мышления.

Загадки, кроссворд, игры «Построй предмет из палочек», задачки от доктора Айболита

Досугово-развлекательная

Занятие 29

Тема: Занимательная олимпиада, или конкурс «Размотай паутинку»

Конкурсы, викторины, игры

Досугово-развлекательная

Занятие 30 - 31

Тема: Творческое мышление. Задания на развитие мышления.

Дорисуй предмет. Отгадай загадку. Продолжи историю.

Заклинания из любимых сказок. Кому принадлежат волшебные предметы. Дополни сказку своим сюжетом.

Досугово-развлекательная, игровая, художественное творчество

Занятие 32

Тема: Дистанционная олимпиада.

Олимпиада

Познавательная

Занятие 33

Тема: Конкурс портфолио «Умники и умницы».

Итоги года. Летние задания на развитие способностей. Составление плана развития на следующий учебный год.

Познавательная

2 класс

Содержание курса

Формы

Виды деятельности

Занятие 1

Тема: Вводное занятие. Интеллектуальные способности человека.

Беседа «Способности человека».

Познавательная

Занятие 2

Тема: Конкурс «Всезнайка».

Игра «Что? Где? Когда?». конкурсы

Досугово-развлекательная

Занятие 3

Тема: Игры на развитие творческого (инженерного) мышления.

Игры «Дополни сюжет», «Сочини стишок или загадку»

Игровая

Занятие 4 - 5

Тема: Понятие общее-частное.  Игры на развитие творческого (инженерного) мышления.

Беседа, игры «Шляпа Незнайки», «Назови одним словом», загадки

Познавательная, игровая

Занятие 6

Тема: Существенные и несущественные признаки. Отношения между понятиями «часть-целое».

Игры

Игровая

Занятие 7

Тема: Гимназическая олимпиада (отборочный тур)

Олимпиада

Познавательная

Занятие 8 - 9

Тема: Что такое умозаключение. Игры и задания на построение умозаключений.

Беседа, игра-путешествие по страницам сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города»

Познавательная, игровая

Занятие 10 - 11

Тема: Что такое умозаключение. Игра на нахождение и построение умозаключений.

Беседа, игры

Познавательная, игровая

Занятие 12

Тема: Всероссийский конкурс по русскому языку «Русский медвежонок».

Конкурс

Познавательная

Занятие 13 - 14

Тема: Что такое закономерность.  Игра на нахождение и построение закономерностей.

Беседа, игры «Лабиринт», «Великаны и гномы из сказок», «Поиск девятого»

Познавательная, игровая

Занятие 15 - 16

Тема: Логика и воображение. Создание загадок и буриме.

.

Беседа, игра «Вовка в тридевятом царстве-государстве», творческая работа

Познавательная, игровая

Занятие 17 - 18

Тема: Интеллектуальные упражнения. Найди отличия.

Игры, упражнения

Игровая

Занятие 19

Тема: Дистанционная олимпиада.

Олимпиада

Познавательная

Занятие 20

Тема: Головоломки и ребусы. (1 час)

Головоломки, ребусы, игры

Игровая

Занятие 21

Тема: Интеллектуальные упражнения. Кроссворды.

Игры, кроссворды

Игровая

Занятие 22

Тема: Конкурс знатоков русского языка «Веселый интеллектуал».

Конкурсы

Досугово-развлекательная

Занятие 23

Тема: Конкурс знатоков математики «Внималка-Сосчиталка».

Конкурсы

Досугово-развлекательная

Занятие 24

Тема: Конкурс знатоков литературы «Сейф с секретом».

Конкурсы

Досугово-развлекательная

Занятие 25

Тема: Конкурс знатоков по окружающему миру «Удивительное рядом».

Конкурсы

Досугово-развлекательная

Занятие 26

Тема: Гимназический тур олимпиады по предметам.

Олимпиада  

Познавательная

Занятие 27

Тема: Городской тур олимпиады по предметам.

Олимпиада

Познавательная

Занятие 28

Тема: Интеллектуальные упражнения.

Игры

Игровая

Занятие 29

Тема: Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру».

Конкурс

Познавательная

Занятие 30

Тема: Словесные шарады.

Шарады, игры

Игровая

Занятие 31

Тема: Игра «Поле чудес»: «Инженерные профессии моего города»

Игра

Игровая

Занятие 32

Тема: Викторина «Пошевели мозгами».

Викторина

Досугово-развлекательная, игровая

Занятие 33

Тема: Конкурс «Умники и Умницы».

Конкурс

Игровая

Занятие 34

Тема: Конкурс портфолио «Умники и умницы»

Итоги года. Летние задания на развитие способностей. Составление плана развития на следующий учебный год.

Досугово-развлекательная

3 класс

Содержание курса

Формы

Виды деятельности

Занятие 1

Тема: Вводное занятие. Конкурс знатоков «Что мы знаем о профессии инженер».

Конкурс, загадки, ребусы, кроссворд, игры

Досугово-развлекательная

Занятие 2

Тема: Интеллектуальное упражнение «Аналогия не доказательство».

Тренинг

Познавательная

Занятие 3

Тема: Создание загадок о профессии инженер

Загадки-вопросы, загадки-противопоставления, загадки сравнение, загадки-описания, игры

Игровая

Занятие 4 - 5

Тема: Мир звуков и букв. (2 часа)

Беседа, игры «Поймай словечко», «Словесный кузовок»

Познавательная, игровая

Занятие 6

Тема: Дистанционная олимпиада.

Олимпиада

Познавательная

Занятие 7

Тема: Анаграммы со словами.

Игры

Игровая

Занятие 8

Тема: Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

Игры

Игровая

Занятие 9

Тема: Развитие умения решать нестандартные задачи.

Игры

Игровая

Занятие 10

Тема: Конкурс знатоков по окружающему миру «Удивительное рядом».

Конкурс

Досугово-развлекательная

Занятие 11

Тема: Гимназическая олимпиада (отборочный тур)

Олимпиада

Познавательная

Занятие 12

Тема: Всероссийский конкурс по русскому языку «Русский медвежонок».

Конкурс

Познавательная

Занятие 13

Тема: Конкурс знатоков математики «Внималка-Сосчиталка».

Конкурс

Познавательная

Занятие 14

Тема: Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Игры, ребусы, загадки

Игровая

Занятие 15

Тема: Развитие умения решать нестандартные задачи.

Игры

Игровая

Занятие 16

Тема: Совершенствование воображе-ния. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

Игры

Игровая

Занятие 17

Тема: Дистанционная олимпиада.

Олимпиада

Познавательная

Занятие 18

Тема: Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей

Игра

Игровая

Занятие 19

Тема: Изучаем родной край.

Экскурсия в краеведческий музей.

Познавательная, досугово-развлекательная

Занятие 20

Тема: Достопримечательности Кузбасса.

Проект

Познавательная, социальное творчество

Занятие 21

Тема: Занимательные задачки с секретом.

Задачи в стихах, игры

Игровая

Занятие 22

Тема: Загадки о геометрических фигурах и телах. (1 час)

Загадки о геометрических фигурах и телах, игры

Игровая

Занятие 23

Тема: Викторина «Пошевели мозгами».

Викторина

Игровая

Занятие 24

Тема: Логические задачи

Ребусы, шарады, игры

Игровая

Занятие 25

Тема: Гимназический тур олимпиады по предметам.

Олимпиада

Познавательная

Занятие 26

Тема: Решение задач на развитие логического мышления

Упражнения, игры

Игровая

Занятие 27

Тема: Городской тур олимпиады по предметам

Олимпиада

Познавательная

Занятие 28

Тема: Решение задач на развитие логического мышления

Упражнения, игры

Игровая

Занятие 29

Тема: Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру».

Конкурс

Познавательная

Занятие 30

Тема: Логические задачи. Интеллектуальные витаминки.

Игры: «Найди 10 отличий», «Магический квадрат», занимательные задачки.

Игровая

Занятие 31

Тема: Экспромт задачки и математические головоломки.

Игра «Кто быстрее?» Шуточные задачки. Математические фокусы. Математические головоломки.

Игровая

Занятие 32

Тема: Цепочка логических мини-задач.

Игры: «Найди закономерность и продолжи ряд чисел», «Волшебные палочки»

Игровая

Занятие 33

Тема: Конкурс «Умники и Умницы».

Конкурс

Досугово-развлекательная

Занятие 34

Тема: Конкурс портфолио «Умники и умницы» (1 час).

Летние задания на развитие способностей. Составление плана развития на следующий учебный год.

Досугово-развлекательная

4 класс

Содержание курса

Формы

Виды деятельности

Занятие 1

Тема: Вводное занятие. Конкурс знатоков «В гостях у Царицы-Науки»

Конкурс, загадки, ребусы, кроссворд, игры

Досугово-развлекательная

Занятие 2

Тема: Фонетика – это интересно!

Беседа, упражнения

Игровая

Занятие 3

Тема: Фонетика – это интересно!

Беседа, упражнения

Игровая

Занятие 4

Тема: Русское словесное ударение

Упражнения, игры

Игровая

Занятие 5

Тема: Исследование иностранных слов

Игра-исследование

Игровая

Занятие 6

Тема: Дистанционная олимпиада

Олимпиада

Познавательная

Занятие 7

Тема: Конкурс знатоков математики «Внималка-Сосчиталка»

Конкурс

Познавательная

Занятие 8

Тема: Конкурс знатоков русского языка «Веселый интеллектуал»

Конкурс

Познавательная

Занятие 9

Тема: Конкурс знатоков литературы «Сейф с секретом»

Конкурс

Познавательная

Занятие 10

Тема: Конкурс по окружающему миру «Удивительное рядом»

Конкурс

Познавательная, игровая

Занятие 11

Тема: Гимназическая олимпиада (отборочный тур)

Олимпиада

Познавательная

Занятие 12

Тема: Всероссийский конкурс по русскому языку «Русский медвежонок»

Конкурс

Познавательная

Занятие 13

Тема: Задачи на внимание. Интеллектуальные витаминки.

Игры

Игровая

Занятие 14

Тема: Мир числа.

Игра

Игровая

Занятие 15

Тема: Действия над числами.

Упражнения

Игровая

Занятие 16

Тема: Интересное из жизни насекомых.

Беседа

Познавательная

Занятие 17

Тема: Дистанционная олимпиада

Олимпиада

Познавательная

Занятие 18

Тема: Изучаем родной край.

Путешествие по карте

Игровая, досугово-развлекательная

Занятие 19

Тема: Достопримечательности Кузбасса

Экскурсия в краеведческий музей

Познавательная

Занятие 20

Тема: Жанры художественной литературы

Беседа

Познавательная

Занятие 21

Тема: Устное народное творчество

Беседа

Познавательная

Занятие 22

Тема: Изобразительно-выразительные средства в художественной литературе

Беседа

Познавательная

Занятие 23

Тема: Викторина «Пошевели мозгами»

Игры

Игровая

Занятие 24

Тема: Трагическое и комическое.

Беседа

Познавательная

Занятие 25

Тема: Гимназический тур олимпиады по предметам

Олимпиада

Познавательная

Занятие 26

Тема: Викторина «По страницам детских книг»

Викторина

Игровая

Занятие 27

Тема: Городской тур олимпиады по предметам

Олимпиада

Познавательная

Занятие 28

Тема: Палиндром как форма занимательных словесных головоломок

Упражнения

Игровая

Занятие 29

Тема: Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»

Конкурс

Познавательная

Занятие 30

Тема: Отгадываем чайнворды и сканворды

Игра

Игровая

Занятие 31

Тема: От метаграмм до логогрифов

Упражнения

Игровая

Занятие 32

Тема: Логические задачи. Интеллектуальные витаминки.

Игры

Игровая

Занятие 33

Тема: Конкурс «Умники и Умницы».

Конкурс

Познавательная

Занятие 34

Тема: Конкурс портфолио «Умники и умницы»

Составление плана развития на следующий учебный год

Досугово-развлекательная

  1. Тематическое планирование

1 класс (33 часа)

№ п/п

Перечень разделов и тем

Кол-во часов

Всего

Теория

Прак-тика

Вводное занятие. Способности человека.

1

1

-

Что такое мышление. Задания на развитие мышления.

1

0,5

0,5

Что такое мышление. Задания на развитие мышления.

1

0,5

0,5

Образное и абстрактное мышление.  Задания на развитие мышления.

1

0,5

0,5

Образное и абстрактное мышление.  Задания на развитие мышления.

1

0,5

0,5

Что такое восприятие.  Задания на развитие восприятия.

1

0,5

0,5

Что такое восприятие.  Задания на развитие восприятия.

1

0,5

0,5

Конкурс «Маленький всезнайка»

1

-

1

Что такое память.  Задания на развитие памяти.

1

0,5

0,5

Что такое память.  Задания на развитие памяти.

1

0,5

0,5

Правила самоорганизации внимания. Задания на развитие памяти и внимания.

1

-

1

Что такое образ. Задания на развитие памяти и внимания.

1

-

1

Дистанционная олимпиада

1

-

1

Что такое пространство.  Задания на развитие памяти, внимания и мышления.

1

0,5

0,5

Что такое пространство.  Задания на развитие памяти, внимания и мышления.

1

0,5

0,5

Плоскость. Мыслительные операции анализа и синтеза на плоскости.

1

0,5

0,5

Плоскость. Мыслительные операции анализа и синтеза на плоскости.

1

0,5

0,5

Объём.  Задания на развитие памяти, внимания и мышления.

1

0,5

0,5

Объём.  Задания на развитие памяти, внимания и мышления.

1

0,5

0,5

Конкурс знатоков.

1

-

1

Временное представление. Установление признаков временной последовательности.

1

1

-

Создание нового образа с помощью анализа и синтеза.

1

-

1

Мышление образное и абстрактное.  Задания на развитие памяти, внимания и мышления.

1

-

1

Викторина «Пошевели мозгами»

1

-

1

Логическое мышление.  Задания на развитие логического мышления.

1

0,5

0,5

Логическое мышление.  Задания на развитие логического мышления.

1

0,5

0,5

Игры на развитие логического мышления.

1

-

1

Игры на развитие логического мышления.

1

1

Занимательная олимпиада, или конкурс «Размотай паутинку»

1

-

1

Творческое мышление. Задания на развитие мышления.

1

-

1

Творческое мышление. Задания на развитие мышления

1

-

1

Дистанционная олимпиада

1

-

1

Конкурс портфолио «Умники и умницы»

1

-

1

Итого:

33

10

23

2 класс (34 часа)

№п/п

Перечень разделов и тем

Кол-во часов

Всего

Теория

Прак-тика

1

Вводное занятие. Интеллектуальные способности человека.

1

1

-

2

Конкурс «Всезнайка»

1

-

1

3

Игры на развитие творческого (инженерного) мышления.

1

-

1

4

Понятие общее-частное.  Игры на развитие творческого (инженерного) мышления.

1

0,5

0,5

5

Понятие общее-частное.  Игры на развитие творческого (инженерного) мышления.

1

0,5

0,5

6

Существенные и несущественные признаки. Отношения между понятиями «часть-целое».

1

-

1

7

Гимназическая олимпиада (отборочный тур)

1

-

1

8

Что такое умозаключение. Игры и задания на построение умозаключений.

1

0,5

0,5

9

Что такое умозаключение. Игры и задания на построение умозаключений.

1

-

1

10

Что такое умозаключение. Игра на нахождение и построение умозаключений.

1

0,5

0,5

11

Что такое умозаключение. Игра на нахождение и построение умозаключений.

1

-

1

12

Всероссийский конкурс по русскому языку «Русский медвежонок»

1

-

1

13

Что такое закономерность.  Игра на нахождение и построение закономерностей.

1

0,5

0,5

14

Что такое закономерность.  Игра на нахождение и построение закономерностей.

1

-

1

15

Логика и воображение. Создание загадок и буриме.

1

0.5

0,5

16

Логика и воображение. Создание загадок и буриме.

1

-

1

17

Интеллектуальные упражнения. Найди отличия.

1

-

1

18

Интеллектуальные упражнения. Найди отличия.

1

-

1

19

Дистанционная олимпиада

1

-

1

20

Головоломки и ребусы.

1

-

1

21

Интеллектуальные упражнения. Кроссворды.

1

-

1

22

Конкурс знатоков русского языка «Веселый интеллектуал»

1

-

1

23

Конкурс знатоков математики «Внималка-Сосчиталка»

1

-

1

24

Конкурс знатоков литературы «Сейф с секретом»

1

-

1

25

Конкурс знатоков по окружающему миру «Удивительное рядом»

1

-

1

26

Гимназический тур олимпиады по предметам

1

-

1

27

Городской тур олимпиады по предметам

1

-

1

28

Интеллектуальные упражнения.

1

-

1

29

Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»

1

-

1

30

Словесные шарады

1

-

1

31

Игра «Поле чудес» - «Инженерные профессии моего города»

1

-

1

32

Викторина «Пошевели мозгами»

1

-

1

33

Конкурс «Умники и Умницы».

1

-

1

34

Конкурс портфолио «Умники и умницы»

1

1

-

Итого:

34

7

27

3 класс (34 часа)

№п/п

Перечень разделов и тем

Кол-во часов

Всего

Теория

Прак-тика

1

Вводное занятие. Конкурс знатоков «Что мы знаем о профессии инженер»

1

-

1

2

Интеллектуальное упражнение «Аналогия не доказательство».

1

-

1

3

Создание загадок о профессии инженер

1

-

1

4

Мир звуков и букв.

1

0,5

0,5

5

Мир звуков и букв

1

0,5

0,5

6

Дистанционная олимпиада

1

-

1

7

Анаграммы со словами

1

-

1

8

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных

операций.

1

-

1

9

Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

-

1

10

Конкурс знатоков по окружающему миру «Удивительное рядом»

1

-

1

11

Гимназическая олимпиада (отборочный тур)

1

-

1

12

Всероссийский конкурс по русскому языку «Русский медвежонок»

1

-

1

13

Конкурс знатоков математики «Внималка-Сосчиталка»

1

-

1

«14

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать

нестандартные задачи.

1

1

-

15

Развитие умения решать

нестандартные задачи.

1

1

-

16

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

1

1

-

17

Дистанционная олимпиада

1

-

1

18

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей

1

1

-

19

Изучаем родной край.

1

1

-

20

Достопримечательности Кузбасса.

1

1

-

21

Занимательные задачки с секретом

1

-

1

22

Загадки о геометрических фигурах и телах

1

-

1

23

Викторина «Пошевели мозгами»

1

-

1

24

Логические задачи.

1

-

1

25

Гимназический тур олимпиады по предметам

1

-

1

26

Решение задач на развитие логического мышления

1

1

-

27

Городской тур олимпиады по предметам

1

-

1

28

Решение задач на развитие логического мышления

1

-

1

29

Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»

1

-

1

30

Логические задачи. Интеллектуальные витаминки.

1

-

1

31

Экспромт задачки и математические головоломки

1

-

1

32

Цепочка логических мини-задач

1

-

1

33

Конкурс «Умники и Умницы».

1

-

1

34

Конкурс портфолио «Умники и умницы»

1

1

-

Итого:

34

9

25

4 класс (34 часа)

№п/п

Перечень разделов и тем

Кол-во часов

Всего

Теория

Прак-тика

1

Вводное занятие. Конкурс знатоков «В гостях у Царицы-Науки»

1

-

1

2

Фонетика – это интересно!

1

0.5

0,5

3

Фонетика – это интересно!

1

-

1

4

Русское словесное ударение

1

-

1

5

Исследование иностранных слов

1

-

1

6

Дистанционная олимпиада

1

-

1

7

Конкурс знатоков математики «Внималка-Сосчиталка»

1

-

1

8

Конкурс знатоков русского языка «Веселый интеллектуал»

1

-

1

9

Конкурс знатоков литературы «Сейф с секретом»

1

-

1

10

Конкурс  по окружающему миру «Удивительное рядом»

1

-

1

11

Гимназическая олимпиада (отборочный тур)

1

-

1

12

Всероссийский конкурс по русскому языку «Русский медвежонок»

1

-

1

13

Задачи на внимание. Интеллектуальные витаминки.

1

-

1

14

Мир числа.

1

-

1

15

Действия над числами.

1

-

1

16

Интересное из жизни насекомых.

1

0,5

0,5

17

Дистанционная олимпиада

1

-

1

18

Изучаем родной край.

1

-

1

19

Достопримечательности Кузбасса

1

0,5

0,5

20

Жанры художественной литературы

1

0,5

0,5

21

Устное народное творчество

1

0,5

0,5

22

Изобразительно-выразительные средства в художественной литературе.

1

0,5

0,5

23

Викторина «Пошевели мозгами»

1

-

1

24

Трагическое и комическое.

1

0,5

0,5

25

Гимназический тур олимпиады по предметам

1

-

1

26

Викторина «По страницам детских книг»

1

-

1

27

Городской тур олимпиады по предметам

1

-

1

28

Палиндром как форма занимательных словесных головоломок

1

-

1

29

Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»

1

-

1

30

Отгадываем чайнворды и сканворды

1

-

1

31

От метаграмм до логогрифов

1

-

1

32

Логические задачи. Интеллектуальные витаминки.

1

-

1

33

Конкурс «Умники и Умницы».

1

-

1

34

Конкурс портфолио «Умники и умницы»

1

0.5

0,5

Итого:

34

4

30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Этот материал поможет учителю при составлении рабочей программы внеурочной деятельности....

Внеурочная деятельность. 3 класс . Рабочая программа кружка "Умники и умницы"

Кружок "Умники и умницы". Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа поз...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс

Вид программы: модифицированная (адаптированная), составлена на основе программы: Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»Большую роль в процессе учебной деятельности школьн...