Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
рабочая программа
рабочая программа НОО "Умники и умницы" по направлению "общекультурное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
noo_vd_umniki_i_umnitsy.docx | 79.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
начального общего образования
МБОУ «Гимназия №12» Ленинск-Кузнецкого ГО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №12»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Гимназия№12»
_________________ Е.В. Неведрова
Приказ № 272 от 31.08.2021
«Умники и умницы»
Программа внеурочной деятельности по направлению «общеинтеллектуальное»
для учащихся 1 – 4 классов
Составители:
Васильева Л.А., Луценко И.В.
учителя начальных классов
МБОУ «Гимназия № 12»
СОГЛАСОВАНО: Педагогический совет от 31.08.2021, протокол № 10 | РАССМОТРЕНО: Научно-методический совет, от 30.08.2021, протокол №4 |
Ленинск – Кузнецкий ГО
2021
Основные разработчики программы:
Васильева Л.А., почетный работник общего образования РФ, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №12»
Луценко И.В., почетный работник общего образования РФ, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №12»
Программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» по направлению «общеинтеллектуальное» предназначена для учащихся 1-3 классов. Направлена на развитие у учащихся интеллектуальных способностей.
Умники и умницы: Программа курса внеурочной деятельности по направлению «общеинтеллектуальное» для учащихся 1-3 классов / Л.А. Васильева, И.В. Луценко. – Ленинск-Кузнецкий: МБОУ «Гимназия №12», 2020. – 17 с.
Ленинск-Кузнецкий,
МБОУ «Гимназия №12»,
2020
Пояснительная записка
Программа курса «Умники и умницы» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №12». Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника, реализуется в направлении «общеинтеллектальное».
В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования особое внимание уделено развитию творческих способностей младших школьников не только на уроке, но и во внеучебной деятельности. В связи с этим актуальность приобретает работа учителя, направленная на привитие и повышение интереса учащихся к участию во всевозможных творческих конкурсах, интернет-конкурсах, фестивалях и олимпиадах различного уровня: от классных и общешкольных до всероссийских.
Данная программа предполагает, что общеинтеллектуальное развитие даст возможность учащимся развить интеллектуальные способности и повысить уровень своего образования и результативность участия в творческих конкурсах и олимпиадах разного уровня.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он способствует привлечению обучающихся к интеллектуальной деятельности, пропагандируя научные знания, и создает условия для реализации способностей, склонностей, интересов обучающихся. Курс предполагает активное включение родителей, учителей, классных руководителей в творческий процесс обучающихся.
Практическая значимость программы заключается в повышении уровня участия в мероприятиях интеллектуальной направленности и возможности пополнять портфолио учащихся.
Цель программы: создание условий для развития интеллектуальных способностей учащихся.
Задачи программы:
- Развивать познавательную способность и активность учащихся как важнейший компонент любой деятельности человека.
- Пробуждать и развивать устойчивый интерес учащихся к учебным предметам и мотивацию к их изучению.
- Развивать креативные способности учащихся, умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике в мероприятиях интеллектуальной направленности.
Программа построена на основе принципа от простого к сложному: если в первом классе обучающиеся знакомятся с понятиями (мышление, восприятие, внимание образ, пространство и т.д.), то от года к году, от класса к классу обучающиеся совершенствуют свои умения и навыки.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- ориентацию на развитие обучающихся на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса.
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Программа носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами, как «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир».
Таблица 1
Межпредметные связи программы внеурочной деятельности
Учебные дисциплины | Содержание учебной дисциплины | Содержание программы «Умники и умницы» |
Математика | «Элементы стохастики» «Занимательные и нестандартные задачи» | Игры с числами; логические задачи; магические квадраты; числа в пословицах и поговорках; нумерация вокруг нас; измерения; ребусы. Конкурс знатоков математики «Внималка-Сосчиталка» |
Русский язык | «Слово» «Развитие читательских умений» «Развитие речи» | Лингвистические игры; фонетика - это интересно; ударение; знакомство с фразеологизмами. Конкурс знатоков русского языка «Веселый интеллектуал» |
Литература | «Формирование приемов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности» «Творческая деятельность учащихся» | Головоломки и ребусы. Конкурс знатоков литературы «Сейф с секретом». Создание загадок и буриме. Жанры художественной литературы. Устное народное творчество. От метаграмм до логогрифов |
Окружающий мир | «Живые обитатели планеты», «Твои родные и твоя Родина в потоке времени». | Занимательная топонимика. Конкурс знатоков по окружающему миру «Удивительное рядом». Фауна, флора, человек. Планеты и звезды. Изучаем родной край. Достопримечательности Кузбасса. |
В процессе реализации программы предусматривается использование следующих видов деятельности:
- игровая;
- познавательная;
- творческая.
Формы деятельности
- По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая (в 1-2 классах – работа в парах).
- По особенностям коммуникативного взаимодействия:
- практикум;
- интеллектуальная игра;
- мини-проект;
- викторина;
- конкурс;
-экскурсия;
- олимпиада.
- По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Место проведения
- Кабинет начальных классов
- Компьютерный класс
- Библиотека
Формы учета оценки планируемых результатов
- учет участия в дистанционных олимпиадах;
- учет участия в интеллектуальных конкурсах;
- учет участие в предметных олимпиадах муниципального, регионального и всероссийского уровня.
Данная программа реализуется в рамках плана внеурочной деятельности по направлению «Общеинтеллектуальное».
Программа адресована учащимся 1 – 3 классов и рассчитана в 1 классе на 33 часа в год, во 2-3 классах - на 34 часа в год. Всего – 135 часов.
Периодичность занятий – 1 час в неделю.
Программа реализуется учителем начальных классов.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- принятие и освоение социальной роли, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи в познавательной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать познавательные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха познавательной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями направления внеурочной деятельности; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного направления внеурочной деятельности;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием конкретного направления внеурочной деятельности; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
- Содержание
1 класс
Содержание курса | Формы | Виды деятельности |
Занятие 1 Тема: Вводное занятие. Способности человека. . | Беседа «Способности человека». Игры на выявление способностей (нарисуй двумя руками одновременно, придумай стишок по заданной рифме, блиц опрос, продолжите фразу и т.д.) | Познавательная, игровая |
Занятие 2 - 3 Тема: Что такое мышление. Задания на развитие мышления. | Беседа с презентацией «Мышление. Развитие мышления». Игра «Невидимая таблетка», «Головастики», отгадай кроссворд. | Познавательная, игровая |
Занятие 4 - 5 Тема: Абстрактное мышление. Задания на развитие мышления. | Беседа «Абстрактное мышление». Игры: «Поиск девятого», разгадывание загадок, отгадай, как зовут героя сказки. | Познавательная, игровая |
Занятие 6 - 7 Тема: Что такое восприятие. Задания на развитие восприятия. | Беседа «Восприятие». Сравнительная таблица «Герои книги «Приключения Чиполли-но»». Игра, в которой игрокам завязывают глаза «Определи по запаху, по вкусу, на ощупь, по твердости и мягкости предмет». Замени слово цветом и воспроизведи услышанное. Собери пазл. Изобрази фразу жестами | Познавательная, игровая |
Занятие 8 Тема: Конкурс «Маленький всезнайка». | «Разминка» - блиц опрос. «Найди правильное слово» - дополни фразу. «Сообразилка» - решение задачек-шуток. Игра пантомима «Кто это?». | Досугово-развлекательная |
Занятие 9 - 10 Тема: Что такое память. Задания на развитие памяти. | Беседа с презентацией «Память. Развитие памя-ти». Игры: «Изобрази и запомни», «Место предмета», озвучьте героев стихотворения и запомните их, «Что лежит в мешочке». Загадки. | Познавательная, игровая |
Занятие 11 Тема: Правила самоорганизации внимания. Задания на развитие памяти и внимания. | Игра по типу «Снежный ком», определи, что лежало на столе, правила самоорганизации. | Познавательная, игровая |
Занятие 12 Тема: Что такое образ. Задания на развитие памяти и внимания. | Загадки. Игры «Изобрази друзей героя», «Ла-биринт». | Познавательная, игровая |
Занятие 13 Дистанционная олимпиада. | Олимпиада | Познавательная |
Занятие 14 - 15 Тема: Что такое пространство. Задания на развитие памяти, внимания и мышления. | Беседа с презентацией «Пространство». Графический диктант. Чтение слов-перевер-тышей. Решение задач. Симметрия. | Познавательная, игровая |
Занятие 16 - 17 Тема: Плоскость. Мыслительные операции анализа и синтеза на плоскости. | Беседа с презентацией «Плоскость». Игры «План местности», «Тени». | Познавательная, игровая |
Занятие 18 - 19 Тема: Объём. Задания на развитие памяти, внимания и мышления. | Беседа с презентацией «Объем». Игры: «Кузя в кубе», «Нарисуй шляпу Незнайки», «Собери фразу». | Познавательная, игровая |
Занятие 20 Тема: Конкурс знатоков. | Игра «Поле чудес» | Игровая |
Занятие 21 Тема: Временное представление. Установление признаков временной последовательности. | Беседа по произведению В. Даля «Старик-годовик». | Познавательная, игровая |
Занятие 22 Тема: Создание нового образа с помощью анализа и синтеза. | Игра «Вовка и золотая рыбка» | Познавательная, игровая |
Занятие 23 Тема: Мышление образное и абстрактное. Задания на развитие памяти, внимания и мышления. | Игры-задачки, загадки. Игра «Поиск девятого» | Познавательная, игровая |
Занятие 24 Тема: Викторина «Пошевели мозгами» | Викторина | Игровая, досугово-развлекательная |
Занятие 25 - 26 Тема: Логическое мышление. Задания на развитие логического мышления. | Беседа с презентацией «Мышление. Развитие логического мышления». Игры «Поиск девятого», «Магический квадрат», «Расшифруй фразу» | Познавательная, игровая |
Занятие 27 - 28 Тема: Игры на развитие логического мышления. | Загадки, кроссворд, игры «Построй предмет из палочек», задачки от доктора Айболита | Досугово-развлекательная |
Занятие 29 Тема: Занимательная олимпиада, или конкурс «Размотай паутинку» | Конкурсы, викторины, игры | Досугово-развлекательная |
Занятие 30 - 31 Тема: Творческое мышление. Задания на развитие мышления. | Дорисуй предмет. Отгадай загадку. Продолжи историю. Заклинания из любимых сказок. Кому принадлежат волшебные предметы. Дополни сказку своим сюжетом. | Досугово-развлекательная, игровая, художественное творчество |
Занятие 32 Тема: Дистанционная олимпиада. | Олимпиада | Познавательная |
Занятие 33 Тема: Конкурс портфолио «Умники и умницы». | Итоги года. Летние задания на развитие способностей. Составление плана развития на следующий учебный год. | Познавательная |
2 класс
Содержание курса | Формы | Виды деятельности |
Занятие 1 Тема: Вводное занятие. Интеллектуальные способности человека. | Беседа «Способности человека». | Познавательная |
Занятие 2 Тема: Конкурс «Всезнайка». | Игра «Что? Где? Когда?». конкурсы | Досугово-развлекательная |
Занятие 3 Тема: Игры на развитие творческого (инженерного) мышления. | Игры «Дополни сюжет», «Сочини стишок или загадку» | Игровая |
Занятие 4 - 5 Тема: Понятие общее-частное. Игры на развитие творческого (инженерного) мышления. | Беседа, игры «Шляпа Незнайки», «Назови одним словом», загадки | Познавательная, игровая |
Занятие 6 Тема: Существенные и несущественные признаки. Отношения между понятиями «часть-целое». | Игры | Игровая |
Занятие 7 Тема: Гимназическая олимпиада (отборочный тур) | Олимпиада | Познавательная |
Занятие 8 - 9 Тема: Что такое умозаключение. Игры и задания на построение умозаключений. | Беседа, игра-путешествие по страницам сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города» | Познавательная, игровая |
Занятие 10 - 11 Тема: Что такое умозаключение. Игра на нахождение и построение умозаключений. | Беседа, игры | Познавательная, игровая |
Занятие 12 Тема: Всероссийский конкурс по русскому языку «Русский медвежонок». | Конкурс | Познавательная |
Занятие 13 - 14 Тема: Что такое закономерность. Игра на нахождение и построение закономерностей. | Беседа, игры «Лабиринт», «Великаны и гномы из сказок», «Поиск девятого» | Познавательная, игровая |
Занятие 15 - 16 Тема: Логика и воображение. Создание загадок и буриме. . | Беседа, игра «Вовка в тридевятом царстве-государстве», творческая работа | Познавательная, игровая |
Занятие 17 - 18 Тема: Интеллектуальные упражнения. Найди отличия. | Игры, упражнения | Игровая |
Занятие 19 Тема: Дистанционная олимпиада. | Олимпиада | Познавательная |
Занятие 20 Тема: Головоломки и ребусы. (1 час) | Головоломки, ребусы, игры | Игровая |
Занятие 21 Тема: Интеллектуальные упражнения. Кроссворды. | Игры, кроссворды | Игровая |
Занятие 22 Тема: Конкурс знатоков русского языка «Веселый интеллектуал». | Конкурсы | Досугово-развлекательная |
Занятие 23 Тема: Конкурс знатоков математики «Внималка-Сосчиталка». | Конкурсы | Досугово-развлекательная |
Занятие 24 Тема: Конкурс знатоков литературы «Сейф с секретом». | Конкурсы | Досугово-развлекательная |
Занятие 25 Тема: Конкурс знатоков по окружающему миру «Удивительное рядом». | Конкурсы | Досугово-развлекательная |
Занятие 26 Тема: Гимназический тур олимпиады по предметам. | Олимпиада | Познавательная |
Занятие 27 Тема: Городской тур олимпиады по предметам. | Олимпиада | Познавательная |
Занятие 28 Тема: Интеллектуальные упражнения. | Игры | Игровая |
Занятие 29 Тема: Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру». | Конкурс | Познавательная |
Занятие 30 Тема: Словесные шарады. | Шарады, игры | Игровая |
Занятие 31 Тема: Игра «Поле чудес»: «Инженерные профессии моего города» | Игра | Игровая |
Занятие 32 Тема: Викторина «Пошевели мозгами». | Викторина | Досугово-развлекательная, игровая |
Занятие 33 Тема: Конкурс «Умники и Умницы». | Конкурс | Игровая |
Занятие 34 Тема: Конкурс портфолио «Умники и умницы» | Итоги года. Летние задания на развитие способностей. Составление плана развития на следующий учебный год. | Досугово-развлекательная |
3 класс
Содержание курса | Формы | Виды деятельности |
Занятие 1 Тема: Вводное занятие. Конкурс знатоков «Что мы знаем о профессии инженер». | Конкурс, загадки, ребусы, кроссворд, игры | Досугово-развлекательная |
Занятие 2 Тема: Интеллектуальное упражнение «Аналогия не доказательство». | Тренинг | Познавательная |
Занятие 3 Тема: Создание загадок о профессии инженер | Загадки-вопросы, загадки-противопоставления, загадки сравнение, загадки-описания, игры | Игровая |
Занятие 4 - 5 Тема: Мир звуков и букв. (2 часа) | Беседа, игры «Поймай словечко», «Словесный кузовок» | Познавательная, игровая |
Занятие 6 Тема: Дистанционная олимпиада. | Олимпиада | Познавательная |
Занятие 7 Тема: Анаграммы со словами. | Игры | Игровая |
Занятие 8 Тема: Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | Игры | Игровая |
Занятие 9 Тема: Развитие умения решать нестандартные задачи. | Игры | Игровая |
Занятие 10 Тема: Конкурс знатоков по окружающему миру «Удивительное рядом». | Конкурс | Досугово-развлекательная |
Занятие 11 Тема: Гимназическая олимпиада (отборочный тур) | Олимпиада | Познавательная |
Занятие 12 Тема: Всероссийский конкурс по русскому языку «Русский медвежонок». | Конкурс | Познавательная |
Занятие 13 Тема: Конкурс знатоков математики «Внималка-Сосчиталка». | Конкурс | Познавательная |
Занятие 14 Тема: Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | Игры, ребусы, загадки | Игровая |
Занятие 15 Тема: Развитие умения решать нестандартные задачи. | Игры | Игровая |
Занятие 16 Тема: Совершенствование воображе-ния. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | Игры | Игровая |
Занятие 17 Тема: Дистанционная олимпиада. | Олимпиада | Познавательная |
Занятие 18 Тема: Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей | Игра | Игровая |
Занятие 19 Тема: Изучаем родной край. | Экскурсия в краеведческий музей. | Познавательная, досугово-развлекательная |
Занятие 20 Тема: Достопримечательности Кузбасса. | Проект | Познавательная, социальное творчество |
Занятие 21 Тема: Занимательные задачки с секретом. | Задачи в стихах, игры | Игровая |
Занятие 22 Тема: Загадки о геометрических фигурах и телах. (1 час) | Загадки о геометрических фигурах и телах, игры | Игровая |
Занятие 23 Тема: Викторина «Пошевели мозгами». | Викторина | Игровая |
Занятие 24 Тема: Логические задачи | Ребусы, шарады, игры | Игровая |
Занятие 25 Тема: Гимназический тур олимпиады по предметам. | Олимпиада | Познавательная |
Занятие 26 Тема: Решение задач на развитие логического мышления | Упражнения, игры | Игровая |
Занятие 27 Тема: Городской тур олимпиады по предметам | Олимпиада | Познавательная |
Занятие 28 Тема: Решение задач на развитие логического мышления | Упражнения, игры | Игровая |
Занятие 29 Тема: Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру». | Конкурс | Познавательная |
Занятие 30 Тема: Логические задачи. Интеллектуальные витаминки. | Игры: «Найди 10 отличий», «Магический квадрат», занимательные задачки. | Игровая |
Занятие 31 Тема: Экспромт задачки и математические головоломки. | Игра «Кто быстрее?» Шуточные задачки. Математические фокусы. Математические головоломки. | Игровая |
Занятие 32 Тема: Цепочка логических мини-задач. | Игры: «Найди закономерность и продолжи ряд чисел», «Волшебные палочки» | Игровая |
Занятие 33 Тема: Конкурс «Умники и Умницы». | Конкурс | Досугово-развлекательная |
Занятие 34 Тема: Конкурс портфолио «Умники и умницы» (1 час). | Летние задания на развитие способностей. Составление плана развития на следующий учебный год. | Досугово-развлекательная |
4 класс
Содержание курса | Формы | Виды деятельности |
Занятие 1 Тема: Вводное занятие. Конкурс знатоков «В гостях у Царицы-Науки» | Конкурс, загадки, ребусы, кроссворд, игры | Досугово-развлекательная |
Занятие 2 Тема: Фонетика – это интересно! | Беседа, упражнения | Игровая |
Занятие 3 Тема: Фонетика – это интересно! | Беседа, упражнения | Игровая |
Занятие 4 Тема: Русское словесное ударение | Упражнения, игры | Игровая |
Занятие 5 Тема: Исследование иностранных слов | Игра-исследование | Игровая |
Занятие 6 Тема: Дистанционная олимпиада | Олимпиада | Познавательная |
Занятие 7 Тема: Конкурс знатоков математики «Внималка-Сосчиталка» | Конкурс | Познавательная |
Занятие 8 Тема: Конкурс знатоков русского языка «Веселый интеллектуал» | Конкурс | Познавательная |
Занятие 9 Тема: Конкурс знатоков литературы «Сейф с секретом» | Конкурс | Познавательная |
Занятие 10 Тема: Конкурс по окружающему миру «Удивительное рядом» | Конкурс | Познавательная, игровая |
Занятие 11 Тема: Гимназическая олимпиада (отборочный тур) | Олимпиада | Познавательная |
Занятие 12 Тема: Всероссийский конкурс по русскому языку «Русский медвежонок» | Конкурс | Познавательная |
Занятие 13 Тема: Задачи на внимание. Интеллектуальные витаминки. | Игры | Игровая |
Занятие 14 Тема: Мир числа. | Игра | Игровая |
Занятие 15 Тема: Действия над числами. | Упражнения | Игровая |
Занятие 16 Тема: Интересное из жизни насекомых. | Беседа | Познавательная |
Занятие 17 Тема: Дистанционная олимпиада | Олимпиада | Познавательная |
Занятие 18 Тема: Изучаем родной край. | Путешествие по карте | Игровая, досугово-развлекательная |
Занятие 19 Тема: Достопримечательности Кузбасса | Экскурсия в краеведческий музей | Познавательная |
Занятие 20 Тема: Жанры художественной литературы | Беседа | Познавательная |
Занятие 21 Тема: Устное народное творчество | Беседа | Познавательная |
Занятие 22 Тема: Изобразительно-выразительные средства в художественной литературе | Беседа | Познавательная |
Занятие 23 Тема: Викторина «Пошевели мозгами» | Игры | Игровая |
Занятие 24 Тема: Трагическое и комическое. | Беседа | Познавательная |
Занятие 25 Тема: Гимназический тур олимпиады по предметам | Олимпиада | Познавательная |
Занятие 26 Тема: Викторина «По страницам детских книг» | Викторина | Игровая |
Занятие 27 Тема: Городской тур олимпиады по предметам | Олимпиада | Познавательная |
Занятие 28 Тема: Палиндром как форма занимательных словесных головоломок | Упражнения | Игровая |
Занятие 29 Тема: Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру» | Конкурс | Познавательная |
Занятие 30 Тема: Отгадываем чайнворды и сканворды | Игра | Игровая |
Занятие 31 Тема: От метаграмм до логогрифов | Упражнения | Игровая |
Занятие 32 Тема: Логические задачи. Интеллектуальные витаминки. | Игры | Игровая |
Занятие 33 Тема: Конкурс «Умники и Умницы». | Конкурс | Познавательная |
Занятие 34 Тема: Конкурс портфолио «Умники и умницы» | Составление плана развития на следующий учебный год | Досугово-развлекательная |
- Тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№ п/п | Перечень разделов и тем | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Прак-тика | ||
Вводное занятие. Способности человека. | 1 | 1 | - | |
Что такое мышление. Задания на развитие мышления. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Что такое мышление. Задания на развитие мышления. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Образное и абстрактное мышление. Задания на развитие мышления. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Образное и абстрактное мышление. Задания на развитие мышления. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Что такое восприятие. Задания на развитие восприятия. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Что такое восприятие. Задания на развитие восприятия. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Конкурс «Маленький всезнайка» | 1 | - | 1 | |
Что такое память. Задания на развитие памяти. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Что такое память. Задания на развитие памяти. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Правила самоорганизации внимания. Задания на развитие памяти и внимания. | 1 | - | 1 | |
Что такое образ. Задания на развитие памяти и внимания. | 1 | - | 1 | |
Дистанционная олимпиада | 1 | - | 1 | |
Что такое пространство. Задания на развитие памяти, внимания и мышления. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Что такое пространство. Задания на развитие памяти, внимания и мышления. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Плоскость. Мыслительные операции анализа и синтеза на плоскости. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Плоскость. Мыслительные операции анализа и синтеза на плоскости. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Объём. Задания на развитие памяти, внимания и мышления. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Объём. Задания на развитие памяти, внимания и мышления. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Конкурс знатоков. | 1 | - | 1 | |
Временное представление. Установление признаков временной последовательности. | 1 | 1 | - | |
Создание нового образа с помощью анализа и синтеза. | 1 | - | 1 | |
Мышление образное и абстрактное. Задания на развитие памяти, внимания и мышления. | 1 | - | 1 | |
Викторина «Пошевели мозгами» | 1 | - | 1 | |
Логическое мышление. Задания на развитие логического мышления. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Логическое мышление. Задания на развитие логического мышления. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Игры на развитие логического мышления. | 1 | - | 1 | |
Игры на развитие логического мышления. | 1 | 1 | ||
Занимательная олимпиада, или конкурс «Размотай паутинку» | 1 | - | 1 | |
Творческое мышление. Задания на развитие мышления. | 1 | - | 1 | |
Творческое мышление. Задания на развитие мышления | 1 | - | 1 | |
Дистанционная олимпиада | 1 | - | 1 | |
Конкурс портфолио «Умники и умницы» | 1 | - | 1 | |
Итого: | 33 | 10 | 23 |
2 класс (34 часа)
№п/п | Перечень разделов и тем | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Прак-тика | ||
1 | Вводное занятие. Интеллектуальные способности человека. | 1 | 1 | - |
2 | Конкурс «Всезнайка» | 1 | - | 1 |
3 | Игры на развитие творческого (инженерного) мышления. | 1 | - | 1 |
4 | Понятие общее-частное. Игры на развитие творческого (инженерного) мышления. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Понятие общее-частное. Игры на развитие творческого (инженерного) мышления. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Существенные и несущественные признаки. Отношения между понятиями «часть-целое». | 1 | - | 1 |
7 | Гимназическая олимпиада (отборочный тур) | 1 | - | 1 |
8 | Что такое умозаключение. Игры и задания на построение умозаключений. | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Что такое умозаключение. Игры и задания на построение умозаключений. | 1 | - | 1 |
10 | Что такое умозаключение. Игра на нахождение и построение умозаключений. | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Что такое умозаключение. Игра на нахождение и построение умозаключений. | 1 | - | 1 |
12 | Всероссийский конкурс по русскому языку «Русский медвежонок» | 1 | - | 1 |
13 | Что такое закономерность. Игра на нахождение и построение закономерностей. | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Что такое закономерность. Игра на нахождение и построение закономерностей. | 1 | - | 1 |
15 | Логика и воображение. Создание загадок и буриме. | 1 | 0.5 | 0,5 |
16 | Логика и воображение. Создание загадок и буриме. | 1 | - | 1 |
17 | Интеллектуальные упражнения. Найди отличия. | 1 | - | 1 |
18 | Интеллектуальные упражнения. Найди отличия. | 1 | - | 1 |
19 | Дистанционная олимпиада | 1 | - | 1 |
20 | Головоломки и ребусы. | 1 | - | 1 |
21 | Интеллектуальные упражнения. Кроссворды. | 1 | - | 1 |
22 | Конкурс знатоков русского языка «Веселый интеллектуал» | 1 | - | 1 |
23 | Конкурс знатоков математики «Внималка-Сосчиталка» | 1 | - | 1 |
24 | Конкурс знатоков литературы «Сейф с секретом» | 1 | - | 1 |
25 | Конкурс знатоков по окружающему миру «Удивительное рядом» | 1 | - | 1 |
26 | Гимназический тур олимпиады по предметам | 1 | - | 1 |
27 | Городской тур олимпиады по предметам | 1 | - | 1 |
28 | Интеллектуальные упражнения. | 1 | - | 1 |
29 | Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру» | 1 | - | 1 |
30 | Словесные шарады | 1 | - | 1 |
31 | Игра «Поле чудес» - «Инженерные профессии моего города» | 1 | - | 1 |
32 | Викторина «Пошевели мозгами» | 1 | - | 1 |
33 | Конкурс «Умники и Умницы». | 1 | - | 1 |
34 | Конкурс портфолио «Умники и умницы» | 1 | 1 | - |
Итого: | 34 | 7 | 27 |
3 класс (34 часа)
№п/п | Перечень разделов и тем | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Прак-тика | ||
1 | Вводное занятие. Конкурс знатоков «Что мы знаем о профессии инженер» | 1 | - | 1 |
2 | Интеллектуальное упражнение «Аналогия не доказательство». | 1 | - | 1 |
3 | Создание загадок о профессии инженер | 1 | - | 1 |
4 | Мир звуков и букв. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Мир звуков и букв | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Дистанционная олимпиада | 1 | - | 1 |
7 | Анаграммы со словами | 1 | - | 1 |
8 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 1 | - | 1 |
9 | Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | - | 1 |
10 | Конкурс знатоков по окружающему миру «Удивительное рядом» | 1 | - | 1 |
11 | Гимназическая олимпиада (отборочный тур) | 1 | - | 1 |
12 | Всероссийский конкурс по русскому языку «Русский медвежонок» | 1 | - | 1 |
13 | Конкурс знатоков математики «Внималка-Сосчиталка» | 1 | - | 1 |
«14 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 1 | - |
15 | Развитие умения решать нестандартные задачи. | 1 | 1 | - |
16 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. | 1 | 1 | - |
17 | Дистанционная олимпиада | 1 | - | 1 |
18 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей | 1 | 1 | - |
19 | Изучаем родной край. | 1 | 1 | - |
20 | Достопримечательности Кузбасса. | 1 | 1 | - |
21 | Занимательные задачки с секретом | 1 | - | 1 |
22 | Загадки о геометрических фигурах и телах | 1 | - | 1 |
23 | Викторина «Пошевели мозгами» | 1 | - | 1 |
24 | Логические задачи. | 1 | - | 1 |
25 | Гимназический тур олимпиады по предметам | 1 | - | 1 |
26 | Решение задач на развитие логического мышления | 1 | 1 | - |
27 | Городской тур олимпиады по предметам | 1 | - | 1 |
28 | Решение задач на развитие логического мышления | 1 | - | 1 |
29 | Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру» | 1 | - | 1 |
30 | Логические задачи. Интеллектуальные витаминки. | 1 | - | 1 |
31 | Экспромт задачки и математические головоломки | 1 | - | 1 |
32 | Цепочка логических мини-задач | 1 | - | 1 |
33 | Конкурс «Умники и Умницы». | 1 | - | 1 |
34 | Конкурс портфолио «Умники и умницы» | 1 | 1 | - |
Итого: | 34 | 9 | 25 |
4 класс (34 часа)
№п/п | Перечень разделов и тем | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Прак-тика | ||
1 | Вводное занятие. Конкурс знатоков «В гостях у Царицы-Науки» | 1 | - | 1 |
2 | Фонетика – это интересно! | 1 | 0.5 | 0,5 |
3 | Фонетика – это интересно! | 1 | - | 1 |
4 | Русское словесное ударение | 1 | - | 1 |
5 | Исследование иностранных слов | 1 | - | 1 |
6 | Дистанционная олимпиада | 1 | - | 1 |
7 | Конкурс знатоков математики «Внималка-Сосчиталка» | 1 | - | 1 |
8 | Конкурс знатоков русского языка «Веселый интеллектуал» | 1 | - | 1 |
9 | Конкурс знатоков литературы «Сейф с секретом» | 1 | - | 1 |
10 | Конкурс по окружающему миру «Удивительное рядом» | 1 | - | 1 |
11 | Гимназическая олимпиада (отборочный тур) | 1 | - | 1 |
12 | Всероссийский конкурс по русскому языку «Русский медвежонок» | 1 | - | 1 |
13 | Задачи на внимание. Интеллектуальные витаминки. | 1 | - | 1 |
14 | Мир числа. | 1 | - | 1 |
15 | Действия над числами. | 1 | - | 1 |
16 | Интересное из жизни насекомых. | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Дистанционная олимпиада | 1 | - | 1 |
18 | Изучаем родной край. | 1 | - | 1 |
19 | Достопримечательности Кузбасса | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Жанры художественной литературы | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Устное народное творчество | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Изобразительно-выразительные средства в художественной литературе. | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Викторина «Пошевели мозгами» | 1 | - | 1 |
24 | Трагическое и комическое. | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Гимназический тур олимпиады по предметам | 1 | - | 1 |
26 | Викторина «По страницам детских книг» | 1 | - | 1 |
27 | Городской тур олимпиады по предметам | 1 | - | 1 |
28 | Палиндром как форма занимательных словесных головоломок | 1 | - | 1 |
29 | Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру» | 1 | - | 1 |
30 | Отгадываем чайнворды и сканворды | 1 | - | 1 |
31 | От метаграмм до логогрифов | 1 | - | 1 |
32 | Логические задачи. Интеллектуальные витаминки. | 1 | - | 1 |
33 | Конкурс «Умники и Умницы». | 1 | - | 1 |
34 | Конкурс портфолио «Умники и умницы» | 1 | 0.5 | 0,5 |
Итого: | 34 | 4 | 30 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"
Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Этот материал поможет учителю при составлении рабочей программы внеурочной деятельности....
Внеурочная деятельность. 3 класс . Рабочая программа кружка "Умники и умницы"
Кружок "Умники и умницы". Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа поз...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс
Вид программы: модифицированная (адаптированная), составлена на основе программы: Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»Большую роль в процессе учебной деятельности школьн...