технологическая карта урока
материал (4 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по литературе №1
Тема урока | Н.М.Рубцов. Краткие сведения о поэте. «Звезда полей» | ||
Цели урока | формирование у школьников представления об образе родины в лирике Н.М. Рубцова; установление взаимосвязей личности и творчества поэта; воспитание интереса к лирике Рубцова и поэзии в целом; познакомиться со стихотворением "Звезда полей" Рубцова. | ||
Тип, вид урока | Урок изучения нового материала. | ||
Личностные УУД |
| ||
Предметные результаты | - совершенствование умения анализировать поэтический текст, навыков комментированного чтения, выразительного чтения | ||
Метапредметные универсальные учебные действия | Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
| ||
Образовательные ресурсы урока | Ноутбук, презентация по теме урока, учебник Литература. 6 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор-сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2014 // Литература. 6 класс. | ||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Осуществляемые действия | Формируемые УУД | ||
I. Орг.момент | Приветствие обучающихся и проверка их готовности к уроку. Положительный настрой на урок. На фоне музыки П.Чайковского («Сладкая грѐза») Что такое красота? Как рождается красота на земле? - У нас сегодня есть замечательная возможность прикоснуться к красоте – красоте родного края, к красоте языка поэта Рубцова. Говоря о лирике Н.Рубцова нельзя не сказать, каким чутким и одаренным человеком надо быть, чтобы так воспринимать и любить все то, что его окружает. Прожив короткую, полную невзгод и лишений жизнь, в которой были и раннее сиротство, и бедность, и скитания, Николай Рубцов самые прекрасные, задумчивые строки посвятил Родине. Во всей его поэзии душа, возвышенная сила, которая соединяет человека с природой, с Родиной. - Вспомните, какие чувства охватывают вас, когда вы бываете на природе? Если бы у вас сейчас в руках были краски, в какие цвета вы бы раскрасили свои ощущения? | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Отвечают, к повести И.С. Тургенева «Ася». Внимательно слушают учителя. | Личностные УУД: -создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха; -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Коммуникативные УУД: -взаимодействие с учителем; -осознание познавательной задачи. |
II. Мотивация к изучению нового материала | - Вспомните, какие темы, в основном, звучат в творчестве поэтов 20 века? О чем были стихи А.Блока, А Ахматовой, С.Есенина, которые мы читали на прошлых уроках? (о Родине и родной природе) Вот и сегодня у нас пойдет разговор о человеке, который оставил после себя замечательные стихи о родном крае, который очень любил. - Кто знает, чьи это строки?
За то, что ты в предчувствии тревожном Горишь для тех, кто в поле бездорожном От всех друзей отчаянно далек…
Это от ночной звезды. Матушка возьмет ведро, Молча принесет воды…
Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром. - Из какого произведения эти строки? - Ребята, как вы думаете, какова сегодня тема нашего урока? - Какие цели поставим на урок? | Беседуют с учителем, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. По строкам, отгадывают автора | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные УУД: формирование мотивации к учебной деятельности. Познавательные УУД: поиск и выделение информации, умение строить речевое высказываний. |
III. Актуализация опорных знаний урока | - Начнем беседу со стихотворения Станислава Куняева «Памяти поэта», которое посвящено Н.М.Рубцову (отрывок): Он точно знал, Что счастье – это дым И что не породнишь его со словом, Вот почему он умер молодым И крепко спит в своем краю суровом, на вологодском кладбище своём в кругу теней любимых и печальных…. А мы ещё ликуем и живем В предчувствии потерь Уже недальних. А мы живём , И каждого из нас Терзает все, Что и его терзало, И потому, Пока не пробил час, Покамест время нас не обтесало, Давай поймем, Что наша жизнь – завет, Что только смерть развяжет эти узы – Ну, словом, все, Что понимал поэт И кровный сын жестокой русской музы. Рассказ о Н. М. Рубцове. - Трагически короткой была жизнь светлого и прекрасного поэта Николая Рубцова. Открывая сегодня этого поэта, мы невольно возвращаемся к воспоминаниям тех людей, которые его хорошо знали. Среди них – и Глеб Горбовский, известный ленинградский поэт. «Николай Рубцов – поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровывал читающий мир поэзией – непридуманной , органической. Полвека прошло в поиске, в изыске, в утверждении многих форм, а также истин…Время от времени…звучали голоса яркие , неповторимые. И все же хотелось Рубцова…Кислородное голодание без его стихов – надвигалось …Долгожданный поэт. И в то же время – неожиданный». -А теперь давайте вспомним то интересное из биографии поэта, что вы нашли дома самостоятельно. - Воспоминания Виктора Астафьева: «В день сороковин мы, друзья и земляки поэта, собрались на кладбище. Под дощатой пирамидкой глубоко и тихо спал поэт, который так пронзительно умел любить свою землю и высоко петь о ней, а вот своею совсем не дорожил. Кладбище, где он лежит, новое – здесь ещё недавно был пустырь, нет здесь зелени, и деревья ещё не выросли, на крестах сидят вороны. Возле стандартных пирамидок позванивают железными листьями стандартные венки, а кругом горят, переливаются голубые снега и светит уже подобревшее, на весну повернувшее солнце. И не верится, не хочется верить, что нет его с нами и никогда уже не будет, и мы не услышим его прекрасную ,до половины только спетую песню… Разговоры о том , что поэты уходят , а стихи остаются, - мало утешают. Настоящего поэта никто не сможет заменить на земле. Песню, которую не допел Н.М.Рубцова, никто не споёт. Он унес свои песни с собой…». | Слушают учителя. Зачитывают факты их биографии поэта. Н.Рубцов родился 3 января 1936 года в с. Емецк Архангельской области. Став 4 ребенком в семье. К 1941 году семья перебирается в Вологду. В июне 1942 г. умирает мать поэта, отец до 1944 года находился на фронте, по возвращении с войны обзаводится новой семьёй, поэтому дети считают его погибшим. Старших детей забирают родственники , а Николоя и его брата отправляют в октябре 1943 года в дет.дом в с. Никольское Тотемского района, где он начинает учиться. Слайд 4 (дет.дом) – 5 (с воспитателями) Закончив в 1950 году семилетку, делает попытку поступить в Рижское мореходное училище (мальчика всегда влекла к себе морская стихия), вернувшись в Николу. Учится 2 года в лесотехническом техникуме. Получает паспорт и отправляется странствовать по России: Архангельск, Кировск, Ташкент, Вологда, Никола, Приютино – география его путешествий. С 1955 года служит на корабле Северного флота. Послушаем воспоминания Валентина Сафонова: (ученик читает) годы нашей флотской юности Рубцов был общительным человеком. С отчаянной смелостью врубался он в любой разговор о литературе, тем паче о поэзии. Если сам читал стихи или вслух размышлял о чьих – то – тут Колю слушать не переслушать. И замыкался он лишь в том случае. Когда невзначай или с назойливым интересом касались начал его жизни…В душе его постоянно жила огромная, невыразимой силы, негаснущая тоска по родительской ласке , которой он, осиротев в младенчестве. Не запомнил, тоска по отчему крову над головой, которого никогда не было в его жизни» Ко времени службы на флоте относятся первые публикации Рубцова во флотских сборниках. В 1962 году зачислен на первый курс Литературного института в Москве.С 1964 года начинаются публикации стихов в журналах: «Юность», «Молодой гвардии», «Октябре» С 1965 года учится на заочном отделение, выпускает первую книгу – «Лирика». К 1967 году выходит сборник «Звезда полей». В 1969 году заканчивает учёбу в институте. В 1969 – 1970 поэт активно сотрудничает со многими газетами и журналами, работает лит.консультантом, выпускает 2 книги : «Душа хранит», «Сосен шум». В 1970 году пишет пророческое стихотворение «Я умру в крещенские морозы…». (Читает учитель).
Я умру, когда трещат березы А весною ужас будет полный: На погост речные хлынут волны! Из моей затопленной могилы Гроб всплывет, забытый и унылый Разобьется с треском, и в потемки Уплывут ужасные обломки Сам не знаю, что это такое... Я не верю вечности покоя. Умер 19 января в 1971 года. | Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, умение находить информацию в источниках. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: самостоятельно опираться на цель урока и строить действия в соответствии с ней. Личностные УУД: осознание необходимости самосовершенствования, выражение желания осваивать новые знания. |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий | -Конец 50- 60- х годов – время интенсивных поисков, многочисленных полемик, споров о дальнейших путях развития литературы. В литературе наметилось размежевание, появились 2 группы: «городская» («эстрадная») поэзия и группа «поэтов от земли» («тихая» лирика). «Тихую лирику» писал Рубцов. Строки его стихотворений дышат любовью к родине. Кровная привязанность к родным местам, народная жизнь, народная речь – основа его творчества. - Послушайте одно из стихотворений Рубцова. Учитель наизусть под музыку читает стихотворение «Звезда полей» -О чём стихотворение? Какова его основная тема? - Найдите строки, слова, которыми поэт рисует «малую родину». - Какие слова непонятные встретились? Проведем словарную работу. -Объясните значение слов и выражений, которые встретились в стихотворении: «полынья», «мгла заледенелая», «в минуты потрясений» (учащиеся работают со словарями С.Ожегова; Толковым словарем (лексические значения слов фиксируются в тетрадях, на доске) -Какие художественные приёмы, средства выразительности автор использует, чтобы передать любовь к родной земле? | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Проводят словарную работу. Работают со словарем. Отвечают на вопросы учителя. Работают с текстом. | Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать мысли, владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения. |
V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала | - Прочитайте самостоятельно это стихотворение. Какие чувства испытывает лирический герой, думая о Родине? Какое значение имеет название стихотворения? Что в приведенных строках символизирует звезда? Какую картину рисует Н.Рубцов в этом стихотворении? Когда горит звезда? Где горит звезда? Для кого горит «звезда полей»? Как вы думаете, кто такие «тревожные жители земли»? Где же звезда «восходит ярче и полней»? Какие чувства испытывает лирический герой, думая о Родине? Какой главный образ вы видите в стихотворении? В четвёртой строфе обратите внимание на слово «здесь» - это где? От чего счастлив лирический герой? «И счастлив я, пока на свете белом горит, горит звезда моих полей!...» | Читают произведение самостоятельно. Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Личностные УУД: понимание эмоций других людей, умение сочувствовать, сопереживать; Коммуникативные УУД: умение осмыслять полученную информацию; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VI. Рефлексия учебной деятельности | - Почему же Рубцова считают одним из замечательных поэтов 20 века? - Какова основная тема его лирики? | Слушают учителя, отвечают на вопросы и делятся впечатлениями. | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
VII. Подведение итогов | - Составим синквейн – выразим свое отношение к поэзии Н.Рубцова и к стихотворению «Звезда полей» 2.Как вы думаете, мы справились с задачами, которые ставили для себя в начале урока? Вывод: стихи Н. Рубцова наполняют нас добрым светом, И звезда его души, его поэзии будет светить нам в пути. Звезда - символ Родины, её красоты, неповторимости и значимости для каждого человека. А почему не просто звезда, а звезда полей? Именно образы родных полей, холмов, зимней полыньи, спящего леса представляют родину Н. Рубцова. Именно эти места становятся центром вселенной для него. Именно здесь он может жить в гармонии с собой, с окружающими. Пусть и в ваших сердцах останутся навсегда уголки природы родного края. – Умницы! Вы очень продуктивно потрудились на уроке, давайте приступим к выставлению оценок. | Составляют синквейн. Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги. Слушают оценки, участвуют в их комментировании. | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: оценивают достигнутый результат, осознают качество и уровень усвоения материалов. |
VIII. Домашнее задание | Выучить наизусть стихотворение Н.М. Рубцов «Звезда полей» | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. Прощаются с учителем. | Личностные УУД: приобретают мотивацию к процессу получения знания. Регулятивные УУД: понимают и принимают учебную цель и задачу. Коммуникативные УУД: планируют дальнейшие способы работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/24/picture-650450-1437742582.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-655288-1439918239.jpg)
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...