Рабочая программа внеурочная деятельность "Юный исследователь"
рабочая программа (2, 3, 4 класс)
Программа разработана для учителей начальных классов с 2-4 класс!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдела образования по Кузнецкому району
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная школа № 30»
УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ «Специальная школа №30» _____________ Л.Р.Чаузова Приказ |
к работе педагогическим советом школы Протокол |
Программа обсуждена на Методическом совете школы Протокол |
«Юный исследователь
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
2– 4 класс
Составитель:
Манская Н.Н.
учитель начальных классов
Новокузнецк, 2023.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» разработана для учащихся 2, 3, 4-х классов и построена на системно-деятельностном подходе, что позволяет вовлечь учеников в активный познавательный процесс и сформировать у них необходимые универсальные учебные действия: личностные, познавательные и коммуникативные(требования ФГОС НОО). Продолжительность занятий строится из расчета 17 часов (по одному часу в 1 неделю). Учебная группа может быть поделена на подгруппы. По ходу занятий обучающиеся через проведение опытов знакомятся с элементами физических и химических явлений, их свойствах, взаимосвязях, взаимодействии и приходят к логическому аргументированию полученных результатов.
Цель курса: развитие интереса, творческих способностей и приобретения опыта младшими школьниками навыков, при которых они осваивают методы научного познания на феноменологическом уровне.
Задачи курса:
1.создание условий для расширения кругозора, развития мотивации к познанию и творчеству обучающихся;
2. обучение приемам поисковой и творческой деятельности;
3. формирование практических умений и навыков, таких как: умение работать с различными веществами; умения наблюдать и объяснять опыты, демонстрируемые учителем; выполнять несложные опыты по словесной и текстовой инструкции; соблюдать правила техники безопасности; работать с каркасным конструктором; роботами.
4. развивать умение анализировать информацию, выделять главное, интересное;
5. дать возможность овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности.
Общая характеристика курса «Юный исследователь»
Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы с 2-4 класс, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Юный исследователь» имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
- проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
- проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Содержание программы «Юный исследователь» связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Занятия курса нацелены на комбинированные занятия (теоретические и практические). Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, мини-конференция, консультация.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять сообщения с элементами проектной деятельности, исследовательскую работу.
Содержание программы
2 класс.
Содержание раздела | Содержание деятельности учащихся |
Вводный урок | Знакомство с предметом, с понятиями исследование, эксперимент. |
Научные развлечения (путешествие в лабораторию физика) | Работа проходит в основном под руководством учителя. Тема предлагается коллективная, так и самостоятельная. |
Элементарная математика | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование с использованием конструктора «Полидрон». Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по силам учащихся). |
3 класс
Содержание раздела | Содержание деятельности учащихся |
Вводный урок | Накопление представлений об исследовательской деятельности, её средствах и способах, осознание логики исследований и развитие исследовательских умений. |
Научные развлечения (путешествие в лабораторию физика) | Работа проходит в основном под руководством учителя. Тема предлагается как коллективная, так и самостоятельная. Объём работы немного увеличивается. С 3 класса с детьми организуются тренировочные занятия и специальные занятия по отработке этапов исследовательской работы. |
Элементарная математика | Моделирование с использованием конструктора «Полидрон». Создание моделей из объёмных фигур. |
4 класс
Содержание раздела | Содержание деятельности учащихся |
Вводный урок | Знакомство с понятиями мини-исследования, мини-проект. |
Научные развлечения (путешествие в лабораторию физика) | С 4 класса с детьми организуются тренировочные занятия и специальные занятия по отработке этапов исследовательской работы. Усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развёрнутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. |
Начальное программирование | Школьники учатся анализировать поставленные задачи и находить эффективные способы решения, развивают навыки совместной работы и коммуникации в коллективе. Применение «Vex.123» , специального оборудования, помогает детям понять, каким образом из отдельных деталей складывается единая система с элементами программирования. |
Научные развлечения (путешествие в лабораторию химика) | Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполненных операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей. |
Учащиеся должны научиться:
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В результате изучения курса «Юный исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
- овладение всеми типами учебных действий по реализации опытно –экспериментальной деятельности;
- формирование универсальных способов действий в различных жизненных ситуациях;
- умение видеть проблему, анализировать сделанное ;
- строить причинно-следственные цепочки;
- упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
- находить ошибки в построении определений;
выделять существенное и главное, проявлять инициативу при поиске способов решения задачи, делать умозаключения
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
- прогнозировать, осознавать границы собственных знаний и умений;
- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того что ещё неизвестно;
- принимать задачу, сохранять и выполнять её с интересом;
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
- контролировать свои действия, приложенные усилия и соотносить их с результатами своего труда;
- оценивать правильность выполнения своих действий, при необходимости вносить коррективы в их выполнение;
- оценивать правильность выполнения действий другого;
- проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- развивать способность к рефлексии.
Познавательные УУД:
- строить речевые высказывания в устной форме;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- извлекать необходимую информацию из условий заданий, определять основную и второстепенную информацию для выполнения задания;
- создавать алгоритмы своей деятельности при выполнении определённых заданий;
- использовать знаково-символические средства;
- владеть действием моделирования: строить модели, схемы при решении логических задач;
- осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- устанавливать причинно следственные связи;
- строить логические цепи рассуждений;
- самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- быть открытым и способным выражать собственные мысли;
- высказывать и аргументировать своё предложение;
- убеждать и уступать;
- с помощью вопросов выяснить недостающую информацию;
- брать на себя инициативу работая в группах;
- осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания;
- слушать своих сверстников;
- принимать решения и помогать друг другу;
- сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
- принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- работать в парах и малых группах.
Личностными результатами являются:
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание предложенного содержания, обеспечивающего морально-личностный выбор;
- воспитание позитивного отношения к общению, овладение способностями позитивного взаимодействия с окружающим миром.
-приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
Разработанные задания обеспечивают развитие познавательных процессов:
- зрительного восприятия и зрительно-двигательной координации;
- переключения, устойчивости и распределения внимания;
- произвольного внимания;
- объёма внимания;
- способности к комбинированию;
- внутреннего плана действия;
- различных видов памяти;
- оперативной слуховой и зрительной памяти;
- конструктивного мышления;
- логического и пространственного мышления;
- образного и словесно-логического мышления;
- творческого мышления, подвижности и гибкости мышления;
- способности к воссозданию мысленных образов.
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Материально-техническое обеспечение:
- цифровая лаборатория для начальной школы
- наборы конструктора «Полидрон»
- Набор роботов VEX.123
- выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
- материалы для оформления и творчества детей,
- наличие канцелярских принадлежностей,
- аудиоматериалы и видеотехника,
- компьютеры, интерактивная панель.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
Вводный урок | 3 | ||||
Научные развлечения (путешествие в лабораторию физика) | 12 | ||||
Элементарная математика | 19 | ||||
Итого по разделу | 34 |
3 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
Вводный урок | 3 | ||||
Научные развлечения (путешествие в лабораторию физика) | 12 | ||||
Элементарная математика | 19 | ||||
Итого по разделу | 34 |
4 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
Вводный урок | 1 | ||||
Научные развлечения (путешествие в лабораторию физика) | 11 | ||||
Начальное программирование | 14 | ||||
4. | Научные развлечения (путешествие в лабораторию химика) | 8 | |||
Итого по разделу | 34 |
Календарно-тематическое планирование
«Юный исследователь»
2 класс (34 часа)
№ | Кол-во час | Дата | Тема | Примечание |
1 | Вводное занятие. Кто такой исследователь. | |||
1 | Что такое исследование? | |||
1 | Что такое эксперимент? | |||
1 | Мыльные пузыри | |||
1 | Почему предметы плавают? | |||
1 | Почему предметы плавают? Практическое занятие | |||
1 | «Умная вода». Свойства воды. | |||
1 | «Умная вода». Практическое занятие. | |||
1 | «Голубая капелька». | |||
1 | «Голубая капелька». Снег и лед | |||
1 | «Берегите воду!» Способы очистки воды. | |||
1 | Поиски воздуха | |||
1 | В воде есть воздух | |||
1 | Воздух занимает место | |||
1 | Воздух имеет вес | |||
1 | Конструктор. История создания | |||
1 | Простейшие объемные фигуры | |||
1 | Создание объемных фигур из разверток: куб, призма треугольная | |||
1 | Создание объемных фигур: цилиндр, призма шестиугольная | |||
1 | Создание объемных фигур: конус, четырёхугольная пирамида | |||
1 | Создание объемных фигур: октаэдр, параллелепипед | |||
1 | Создание объемных фигур: усечённый конус, усеченная пирамида | |||
1 | Создание объемных фигур: пятиугольная пирамида, икосаэдр, додекаэдр. | |||
1 | Создание объемных фигур: пятиугольная пирамида, икосаэдр, додекаэдр. Закрепление | |||
1 | Создание объемных фигур: пятиугольная пирамида, икосаэдр, додекаэдр. Закрепление | |||
1 | Создание объемных фигур: пятиугольная пирамида, икосаэдр, додекаэдр. Закрепление | |||
1 | Создание объемных фигур: тетраэдр, антипризмы | |||
1 | Создание объемных фигур: тетраэдр, антипризмы. Закрепление | |||
1 | Создание объемных фигур. Свободное конструирование. | |||
1 | Свободное конструирование. | |||
1 | Свободное конструирование плоских фигур. | |||
1 | Свободное конструирование объемных фигур. | |||
1 | Свободное конструирование сложных фигур. | |||
1 | Подведение итогов. |
Календарно-тематическое планирование
«Юный исследователь»
3 класс (34 часа)
№ | Кол-во час | Дата | Тема | Примечание |
1 | Вводное занятие | |||
1 | Известные исследователи в физике | |||
1 | Что можно исследовать в окружающем мире | |||
1 | Удивительные пузыри | |||
1 | Пар – это тоже вода Вода и её свойства | |||
1 | Вода в природе. Три состояния воды | |||
1 | Вода в природе. Три состояния воды. Практическое занятие | |||
1 | Круговорот воды в природе. Осадки | |||
1 | Круговорот воды в природе. Осадки. Практическое занятие | |||
1 | Определение плавучести предметов | |||
1 | Определение плавучести предметов. Практическое занятие | |||
1 | Воздух и его свойства | |||
1 | Движение воздуха. Ветер | |||
1 | Наше сердце – пламенный мотор! Знакомство с сердцем | |||
1 | Наше сердце – пламенный мотор! Что такое пульс? Практическое занятие | |||
1 | Конструктор «Полидрон» . История возникновения. Повторение | |||
1 | Объемные геометрические фигуры | |||
1 | Тетраэдр. Необычный тетраэдр. Создание объемных фигур | |||
1 | Пентамино. Создание объемных фигур | |||
1 | Пентамино. Закрепление. Создание объемных фигур | |||
1 | Сети куба. Создание объемных фигур | |||
1 | Платоновые тела. Создание объемных фигур | |||
1 | Архимедовы тела. Создание объемных фигур | |||
1 | Как из объемных геометрических фигур создать дом? | |||
1 | Как из объемных геометрических фигур создать дом? Практическое занятие | |||
1 | Смешные дома. Практическое занятие | |||
1 | Мяч из пятиугольников. Практическое занятие | |||
1 | Звезда. Практическое занятие | |||
1 | Ракета. Практическое занятие | |||
1 | Самостоятельное конструирование. Практическое занятие | |||
1 | Свободное конструирование. Практическое занятие | |||
1 | Коллективное конструирование «Детская площадка. Лестницы». Практическое занятие | |||
1 | Коллективное конструирование «Детская площадка. Горки. Лабиринты». Практическое занятие | |||
1 | Подведение итогов |
Календарно-тематическое планирование
«Юный исследователь»
4 класс (34 часа)
№ | Кол-во час | Дата | Тема | Примечание |
1 | Вводное занятие | |||
1 | Практическое занятие «Молекула мыльного пузыря» | |||
1 | Планирование и проведение самостоятельного исследования. «Почему корабли не тонут?» | |||
1 | Капиллярный эффект. | |||
1 | Капиллярный эффект. Практическое занятие | |||
1 | Экологические проблемы. Охрана воды | |||
1 | Метеорология и погода | |||
1 | Экологические проблемы. Охрана воздуха | |||
1 | Цельсий или фаренгейт. В чем разница | |||
1 | Галилео Галилей. Известный человек. Падение тел | |||
1 | Падение тел. Практическое занятие | |||
1 | Колебания нитяного маятника. Практическое занятие | |||
1 | Что такое программирование? | |||
1 | Роботы. Кто их основатель | |||
1 | Знакомство с лабораторией «Vex.123» | |||
1 | Практическое занятие. Движение робота по прямой | |||
1 | Практическое занятие. Движение робота по заданной траектории, подача сигнала | |||
1 | Знакомство с панелью задач и командами. | |||
1 | Практическое занятие. Движение робота с помощью панели задач | |||
1 | Практическое занятие. Движение робота с помощью панели задач. Движение по сторонам | |||
1 | Практическое занятие. Движение робота с помощью панели задач. Движение по заданной программе | |||
1 | Практическое занятие. Движение робота с помощью панели задач. Движение по заданной программе. Продолжение | |||
1 | Практическое занятие. Движение робота с помощью панели задач. Движение по заданной программе. Своя программа | |||
1 | Практическое занятие. Движение робота с помощью панели задач. Движение по заданной программе. Авария. Звуковой сигнал | |||
1 | Практическое занятие. Движение робота. Свободное программирование робота | |||
1 | Практическое занятие. Свободное программирование робота | |||
1 | Как нагреть, не нагревая, остудить не остужая? | |||
1 | Как нагреть, не нагревая, остудить не остужая? Какая вода холоднее? Практическое занятие | |||
1 | Как нагреть, не нагревая, остудить не остужая? Знакомство с датчиками температуры. Практическое занятие | |||
1 | Кисло, сладко, горько! Понятие кислотность | |||
1 | Кисло, сладко, горько! Практическое занятие | |||
1 | Кисло, сладко, горько! Цветные индикаторы кислотности. Практическое занятие | |||
1 | Кисло, сладко, горько! Цифровой датчик PH. Практическое занятие | |||
1 | Итоговое занятие |
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Список литературы
Методическая литература:
- Цифровая лаборатория для начальной школы. Методические рекомендации для педагогов / О.А. Поваляев, Н.К. Ханнанов. - М.: издательство «Ювента», 2017. - 100 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок
Курс «Юный исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – маленький исследователь»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – маленький исследователь» предназначена для организации внеурочной проектной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-4 классах....
Рабочая программа внеурочной деятельности курса ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «Я - исследователь»
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной о...
Рабочая программа внеурочного занятия "Я-исследователь" 2 класс
Разработка рабочей программы "Я-исследователь", 2 класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 3 класс...
рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стил...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности " Я- исследователь" для 3 класса...