Рабочая программа внеурочная деятельность "Юный исследователь"
рабочая программа (2, 3, 4 класс)

Манская Наталья Николаевна

Программа разработана для учителей начальных классов с 2-4 класс!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа188 КБ

Предварительный просмотр:

Отдела образования по Кузнецкому району

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Специальная школа № 30»

УТВЕРЖДАЮ: 

Директор МКОУ

«Специальная школа №30»                                                                          

_____________        Л.Р.Чаузова        

Приказ  

  1. Программа рекомендована

к работе педагогическим

советом школы  

Протокол

Программа обсуждена на

Методическом совете школы

Протокол

«Юный исследователь

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

2– 4 класс

Составитель:

Манская Н.Н.

учитель начальных классов

Новокузнецк, 2023.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» разработана для учащихся 2, 3, 4-х классов и построена на системно-деятельностном подходе, что позволяет вовлечь учеников в активный познавательный процесс и сформировать у них необходимые универсальные учебные действия: личностные, познавательные и коммуникативные(требования ФГОС НОО). Продолжительность занятий строится из расчета 17 часов (по одному часу в 1 неделю). Учебная группа может быть поделена на подгруппы. По ходу занятий обучающиеся через проведение опытов знакомятся с элементами физических и химических явлений, их свойствах, взаимосвязях, взаимодействии и приходят к логическому аргументированию полученных результатов.

Цель курса: развитие интереса, творческих способностей и приобретения опыта младшими школьниками навыков, при которых они осваивают методы научного познания на феноменологическом уровне.

Задачи курса:

1.создание условий для расширения кругозора, развития мотивации к познанию и творчеству обучающихся;

2. обучение приемам поисковой и творческой деятельности;

3. формирование практических умений и навыков, таких как: умение работать с различными веществами; умения наблюдать и объяснять опыты, демонстрируемые учителем; выполнять несложные опыты по словесной и текстовой инструкции; соблюдать правила техники безопасности; работать с каркасным конструктором; роботами.

4. развивать умение анализировать информацию, выделять главное, интересное;

5. дать возможность овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности.

Общая характеристика курса «Юный исследователь»

Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы с 2-4 класс, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Юный исследователь» имеет отличительные особенности:

  • имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
  • в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
  • проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
  • проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Содержание программы «Юный исследователь» связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.  Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Занятия курса нацелены на комбинированные занятия (теоретические и практические). Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.

Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа,  мини-конференция, консультация.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять сообщения с элементами проектной деятельности,  исследовательскую работу.

Содержание программы

2 класс.

Содержание раздела

Содержание деятельности учащихся

Вводный урок

Знакомство с предметом, с понятиями исследование, эксперимент.

Научные развлечения

(путешествие в лабораторию физика)

Работа проходит в основном под руководством учителя. Тема  предлагается коллективная, так и самостоятельная.

Элементарная математика

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование с использованием конструктора «Полидрон». Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по силам учащихся).

 3 класс

Содержание раздела

Содержание деятельности учащихся

Вводный урок

Накопление представлений об исследовательской деятельности, её средствах и способах, осознание логики исследований и развитие исследовательских умений.

Научные развлечения

(путешествие в лабораторию физика)

Работа проходит в основном под руководством учителя. Тема  предлагается как коллективная, так и самостоятельная. Объём работы немного увеличивается. С 3 класса с детьми организуются тренировочные занятия и специальные занятия по отработке этапов исследовательской работы.

Элементарная математика

Моделирование с использованием конструктора «Полидрон». Создание моделей из объёмных фигур.

4 класс

Содержание раздела

Содержание деятельности учащихся

Вводный урок

Знакомство с понятиями мини-исследования, мини-проект.

Научные развлечения

(путешествие в лабораторию физика)

С 4 класса с детьми организуются тренировочные занятия и специальные занятия по отработке этапов исследовательской работы. Усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку  и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развёрнутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.

Начальное программирование

Школьники учатся анализировать поставленные задачи и находить эффективные способы решения, развивают навыки совместной работы и коммуникации в коллективе.

Применение  «Vex.123» , специального оборудования, помогает детям понять, каким образом из отдельных деталей складывается единая система с элементами программирования.

Научные развлечения

(путешествие в лабораторию химика)

Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполненных операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

Учащиеся должны научиться:

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В результате изучения курса «Юный исследователь»  обучающиеся на ступени начального общего образования:

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • овладение всеми типами учебных действий по реализации опытно –экспериментальной деятельности;
  • формирование        универсальных        способов        действий        в        различных        жизненных ситуациях;
  • умение видеть проблему, анализировать сделанное ;
  • строить причинно-следственные цепочки;
  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
  • находить ошибки в построении определений;

выделять существенное и главное, проявлять инициативу при поиске способов решения задачи, делать умозаключения

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

  • прогнозировать, осознавать границы собственных знаний и умений;
  • ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того что ещё неизвестно;
  • принимать задачу, сохранять и выполнять её с интересом;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
  • контролировать свои действия, приложенные усилия и соотносить их с результатами своего труда;
  • оценивать правильность выполнения своих действий, при необходимости вносить коррективы в их выполнение;
  • оценивать правильность выполнения действий другого;
  • проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • развивать способность к рефлексии.

Познавательные УУД:

  • строить речевые высказывания в устной форме;
  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • извлекать необходимую информацию из условий заданий, определять  основную и второстепенную информацию для выполнения задания;
  • создавать алгоритмы своей деятельности при выполнении определённых заданий;
  • использовать знаково-символические средства;
  • владеть действием моделирования: строить модели, схемы при решении логических задач;
  • осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
  • устанавливать причинно следственные связи;
  • строить логические цепи рассуждений;
  • самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

  • быть открытым и способным выражать собственные мысли;
  • высказывать и аргументировать своё предложение;
  • убеждать и уступать;
  • с помощью вопросов выяснить недостающую информацию;
  • брать на себя инициативу работая в группах;
  • осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания;
  • слушать своих сверстников;
  • принимать решения и помогать друг другу;
  • сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
  • принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
  • работать в парах и малых группах.

Личностными результатами являются:

  • нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание предложенного содержания, обеспечивающего морально-личностный выбор;
  • воспитание позитивного отношения к общению, овладение способностями позитивного взаимодействия с окружающим миром.

-приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.

Разработанные задания обеспечивают развитие познавательных процессов:

  • зрительного восприятия и зрительно-двигательной координации;
  • переключения, устойчивости и распределения внимания;
  • произвольного внимания;
  • объёма внимания;
  • способности к комбинированию;
  • внутреннего плана действия;
  • различных видов памяти;
  • оперативной слуховой и зрительной памяти;
  • конструктивного мышления;
  • логического и пространственного мышления;
  • образного и словесно-логического мышления;
  • творческого мышления, подвижности и гибкости мышления;
  • способности к воссозданию мысленных образов.
  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
  • получат возможность осознать своё место в мире;  
  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Материально-техническое обеспечение:

  • цифровая лаборатория для начальной школы
  • наборы конструктора «Полидрон»
  • Набор роботов VEX.123
  • выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
  • материалы для оформления и творчества детей,
  • наличие канцелярских принадлежностей,
  • аудиоматериалы и видеотехника,
  • компьютеры, интерактивная панель.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

2 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Вводный урок

3

Научные развлечения

(путешествие в лабораторию физика)

12

Элементарная математика

19

Итого по разделу

34

3 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Вводный урок

3

Научные развлечения

(путешествие в лабораторию физика)

12

Элементарная математика

19

Итого по разделу

34

4 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

Вводный урок

1

Научные развлечения

(путешествие в лабораторию физика)

11

Начальное программирование

14

4.

Научные развлечения

(путешествие в лабораторию химика)

8

Итого по разделу

34

Календарно-тематическое планирование

«Юный исследователь»

2 класс (34 часа)

Кол-во

час

Дата

Тема

Примечание

1

Вводное занятие. Кто такой исследователь.

1

Что такое исследование?

1

Что такое эксперимент?

1

Мыльные  пузыри

1

Почему предметы плавают?

1

Почему предметы плавают? Практическое занятие

1

 «Умная вода». Свойства воды.

1

«Умная вода».  Практическое занятие.

1

«Голубая капелька».

1

«Голубая капелька». Снег и лед

1

«Берегите воду!» Способы очистки воды.

1

Поиски воздуха

1

В воде есть воздух

1

Воздух занимает место

1

Воздух имеет вес

1

Конструктор. История создания

1

Простейшие объемные фигуры

1

Создание объемных фигур из разверток: куб, призма треугольная

1

Создание объемных фигур: цилиндр, призма шестиугольная

1

Создание объемных фигур: конус, четырёхугольная пирамида

1

Создание объемных фигур: октаэдр, параллелепипед

1

Создание объемных фигур: усечённый конус, усеченная пирамида

1

Создание объемных фигур: пятиугольная пирамида, икосаэдр, додекаэдр.

1

Создание объемных фигур: пятиугольная пирамида, икосаэдр, додекаэдр. Закрепление

1

Создание объемных фигур: пятиугольная пирамида, икосаэдр, додекаэдр. Закрепление

1

Создание объемных фигур: пятиугольная пирамида, икосаэдр, додекаэдр. Закрепление

1

Создание объемных фигур: тетраэдр, антипризмы

1

Создание объемных фигур: тетраэдр, антипризмы. Закрепление

1

Создание объемных фигур. Свободное конструирование.

1

Свободное конструирование.

1

Свободное конструирование плоских фигур.

1

Свободное конструирование объемных фигур.

1

Свободное конструирование сложных фигур.

1

Подведение итогов.

Календарно-тематическое планирование

«Юный исследователь»

3 класс (34 часа)

Кол-во

час

Дата

Тема

Примечание

1

Вводное занятие

1

Известные исследователи в физике

1

Что можно исследовать в окружающем мире

1

Удивительные пузыри

1

Пар – это  тоже вода

 Вода и её свойства

1

Вода в природе. Три состояния воды

1

Вода в природе. Три состояния воды. Практическое занятие

1

Круговорот воды в природе. Осадки

1

Круговорот воды в природе. Осадки. Практическое занятие

1

Определение плавучести предметов

1

Определение плавучести предметов. Практическое занятие

1

Воздух и его свойства

1

Движение воздуха. Ветер

1

Наше сердце – пламенный мотор! Знакомство с сердцем

1

Наше сердце – пламенный мотор! Что такое пульс? Практическое занятие

1

Конструктор «Полидрон» . История возникновения. Повторение

1

Объемные геометрические  фигуры

1

Тетраэдр. Необычный тетраэдр. Создание объемных фигур

1

Пентамино.

Создание объемных фигур

1

Пентамино. Закрепление.

Создание объемных фигур

1

Сети куба.

Создание объемных фигур

1

Платоновые тела. Создание объемных фигур

1

Архимедовы тела. Создание объемных фигур

1

Как из объемных геометрических фигур создать дом?

1

Как из объемных геометрических фигур создать дом? Практическое занятие

1

Смешные дома. Практическое занятие

1

Мяч из пятиугольников. Практическое занятие

1

Звезда. Практическое занятие

1

Ракета. Практическое занятие

1

Самостоятельное конструирование. Практическое занятие

1

Свободное конструирование. Практическое занятие

1

Коллективное конструирование «Детская площадка. Лестницы». Практическое занятие

1

Коллективное конструирование «Детская площадка. Горки. Лабиринты». Практическое занятие

1

Подведение итогов

Календарно-тематическое планирование

«Юный исследователь»

4 класс (34 часа)

Кол-во

час

Дата

Тема

Примечание

1

Вводное занятие

1

Практическое занятие «Молекула мыльного пузыря»

1

Планирование и проведение самостоятельного исследования.

«Почему корабли не тонут?»

1

Капиллярный эффект.

1

Капиллярный эффект. Практическое занятие

1

Экологические проблемы. Охрана воды

1

Метеорология и погода

1

Экологические проблемы. Охрана воздуха

1

Цельсий или фаренгейт. В чем разница

1

Галилео Галилей. Известный человек. Падение тел

1

Падение тел. Практическое занятие

1

Колебания нитяного маятника. Практическое занятие

1

Что такое программирование?

1

Роботы. Кто их основатель

1

Знакомство с лабораторией «Vex.123»

1

Практическое занятие. Движение робота по прямой

1

Практическое занятие. Движение робота по заданной траектории, подача сигнала

1

Знакомство с панелью задач и командами.

1

Практическое занятие. Движение робота с помощью панели задач

1

Практическое занятие. Движение робота с помощью панели задач. Движение по сторонам

1

Практическое занятие. Движение робота с помощью панели задач. Движение по заданной программе

1

Практическое занятие. Движение робота с помощью панели задач. Движение по заданной программе. Продолжение

1

Практическое занятие. Движение робота с помощью панели задач. Движение по заданной программе. Своя программа

1

Практическое занятие. Движение робота с помощью панели задач. Движение по заданной программе. Авария. Звуковой сигнал

1

Практическое занятие. Движение робота. Свободное программирование робота

1

Практическое занятие. Свободное программирование робота

1

Как нагреть, не нагревая, остудить не остужая?

1

Как нагреть, не нагревая, остудить не остужая? Какая вода холоднее? Практическое занятие

1

Как нагреть, не нагревая, остудить не остужая? Знакомство с датчиками температуры.  Практическое занятие

1

Кисло, сладко, горько! Понятие кислотность

1

Кисло, сладко, горько! Практическое занятие

1

Кисло, сладко, горько! Цветные индикаторы кислотности.

Практическое занятие

1

Кисло, сладко, горько! Цифровой датчик PH.

Практическое занятие

1

Итоговое занятие

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Список литературы

Методическая литература:

  1. Цифровая лаборатория для начальной школы. Методические рекомендации для педагогов / О.А. Поваляев, Н.К. Ханнанов. - М.: издательство «Ювента», 2017. - 100 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок

     Курс «Юный  исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – маленький исследователь»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – маленький исследователь» предназначена для организации внеурочной проектной деятельности по научно-познавательному направлению в 1-4 классах....

Рабочая программа внеурочной деятельности курса ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «Я - исследователь»

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), а также основной о...

Рабочая программа внеурочного занятия "Я-исследователь" 2 класс

Разработка рабочей программы "Я-исследователь", 2 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 3 класс...

рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стил...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я- исследователь" для 3 класса

Рабочая программа  внеурочной деятельности " Я- исследователь" для 3 класса...