«Вклад К.Д. Ушинского в развитие детской литературы» семантическая карта
материал

Крутских Анастасия Олеговна

семантическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krutskih_23n_semanticheskaya_karta.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Семантическая карта по теме «Вклад К.Д. Ушинского в развитие детской литературы»

Крутских Анастасии Олеговны

1.Педагогическая и литературная деятельность писателя

Вклад в развитие педагогики и детской литературы.

Ушинский является великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. Он - «учитель русских учителей» - разработал систему подготовки народных учителей в учительской семинарии, лучшие народные учителя в своей педагогической работе руководствовались сочинениями. К.Д. Ушинский особенно занимался вопросами, которые касаются дошкольной педагогики. В основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возраста должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества. К. Д. Ушинский доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам самого народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшее — патриотизм, национальную гордость, любовь к народу. К. Д. Ушинский считал, что начинать обучение следует с рассказов о временах года, самом человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях, минералах, воздухе, воде. Делалась установка на активную работу мысли и чувств ребенка. Педагог стремился систематизировать понятия и представления, «уже существующие в детском уме». Основные труды великого педагога и талантливого писателя: «Человек как предмет воспитания» (в 2-х томах, 1868 —1869), учебные книги «Детский мир и хрестоматия» (первое издание— 1861), «Родное слово» (первое издание— 1864), а также методические пособия для учителей. Педагоги выделили в книгах Ушинского тот художественный материал, знакомство с которым целесообразно начинать еще в дошкольную пору. Это касается в первую очередь творчества самого Ушинского как автора небольших рассказов о животных. Писательский глаз Ушинского зорок, взгляд на мир поэтичен: так ребенком говорит добрый наставник, который не прочь и пошутить. Шутливая манера рассказа естественно соединяется с поучительностью: в деле надо быть внимательным. Помимо стремления обогатить ребенка знаниями, в рассказе видно желание внушить ему уважение к труду, опыту и знаниям крестьянина.
Вниманием к крестьянскому жизненному опыту продиктован особенный интерес Ушинского к устному народному творчеству. И «Детский мир», и «Родное слово» включают множество сказок, переложений былин, загадок, пословиц. Ушинский сам пояснял причины, побудившие его внести фольклор в учебные книги: по его словам, сказки — «первые и блестящие попытки русской народной             педагогики», и никто не может состязаться с «педагогическим гением народа».
 В своих рассказах Ушинский стремился воспроизвести бытовые случаи, бытовые сцены, которые давали ребенку больше, чем какие-либо открытые поучения.
В своих рассказах Ушинский предостерегал ребят и против несбыточных, неразумных желаний.

К.Д. Ушинский способствовал появлению плеяды замечательных педагогов 60-70-х годов- Н.Ф. Бунакова, Н. А. Корфа, В. И. Водовозова, Д. Д. Семенова, Л. Н. Модзалевского и других.

Большое влияние Ушинский оказал на передовых педагогов других народов России (Грузии, Армении, Казахстана), на педагогику Болгарии, Чехии и других славянских народов.

2.Информация о циклах произведений

Циклы произведений поделены на несколько тем: тема природы (рассказы «Бишка», «Васька», «Лиса Патрикеевна»), нравственная тема («Детский мир», «Родное слово») и тема о труде («Дети в роще»). В природной тематике животные представлены с характерными повадками и в той жизненной «роли», которая неотделима от их природы. Познавательным природоведческим рассказам Ушинского близки рассказы на нравственно-этические темы. Это те же рассказы о птицах и зверях, но с очевидной дидактической установкой. Писатель не прибегает к скучной назидательности. Мораль прямо не сформулирована, но ясна. К.Д. Ушинский на многочисленных примерах из жизни, литературы, истории показывает, что только свободный общественный труд может развить и поддерживать в человеке его высшие нравственные качества, чувство человеческого достоинства.

3.Название анализируемого произведения, текст

«История одной яблоньки».

I

Росла в лесу дикая яблоня; осенью упало с неё кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зёрнышки.

Одно только зёрнышко спряталось в землю и осталось.

Зиму пролежало зёрнышко под снегом, а весной, когда солнышко пригрело мокрую землю, зерно стало прорастать: пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из промеж листочков выбежал стебелёк с почкой, а из почки, наверху, вышли зелёные листики. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой — и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зёрнышко.

Пришёл в лес садовник с заступом, увидал яблоньку и говорит: «Вот хорошее деревцо, оно мне пригодится».

Задрожала яблонька, когда садовник стал её выкапывать, и думает: «Пропала я совсем!» Но садовник выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенёс её в сад и посадил в хорошую землю.

II

Загордилась яблонька в саду: «Должно быть, я редкое дерево, — думает она, — когда меня из лесу в сад перенесли», — и свысока посматривает вокруг на некрасивые пеньки, завязанные тряпочками; не знала она, что попала в школу.

На другой год пришёл садовник с кривым ножом и стал яблоньку резать.

Задрожала яблонька и думает: «Ну, теперь-то я совсем пропала».

Срезал садовник всю зелёную верхушку деревца, оставил один пенёк, да и тот ещё расщепил сверху; в трещину воткнул садовник молодой побег от хорошей яблони; закрыл рану замазкой, обвязал тряпочкой, обставил новую прищепку колышками и ушёл.

III

Прихворнула яблонька; но была она молода и сильна, скоро поправилась и срослась с чужой веточкой.

Пьёт веточка соки сильной яблоньки и растёт быстро: выкидывает почку за почкой, лист за листком, выгоняет побег за побегом, веточку за веточкой, и года через три зацвело деревцо бело-розовыми душистыми цветами.

Опали бело-розовые лепестки, и на их месте появилась зелёная завязь, а к осени из завязи сделались яблоки; да уж не дикие кислицы, а большие, румяные, сладкие, рассыпчатые!

И такая-то хорошенькая удалась яблонька, что из других садов приходили брать от неё побеги для прищеп.

Тема

Природа

Главная мысль

Суть рассказа такова, что нужно быть умелым садовником. Уметь ждать и правильно вырастить плодовое дерево, чтобы не только на нём были плоды, хоть и кислые, а именно спелые и наливные яблочки. Здесь Ушинский на примере яблоньки нам показывает, что если быть старательным, обладать достаточными знаниями, и умениями, то можно превзойти все ожидания и получить хороший результат.

Характеристика героя

Садовник – трудолюбивый, заботливый труженик, который не жалеет времени ради хорошего результата. Это терпеливый мастер на все руки. Он старателен, занимаясь таким кропотливым делом он обладал достаточными знаниями, и умениями о том, как ухаживать за деревьями. Герой всячески заботился о яблоньке: пересаживал деревья, не повредив корни, обрезал, щепу прививал, наблюдал, как листик за листиком росла дикая яблонька, как год за годом она превратилась сначала в дикое дерево, а затем и в культурную яблоню. Садовник не просто взял и кинул семечку в землю, он проращивал яблоньку долго, затем прививал, и наконец вырастил сладкую яблоньку. Он просто ухаживал за ней и ждал.

Садовник готов был ждать столько, сколько потребуется. Его труд был вознагражден – вместо кислых яблок на яблоньке выросли сладкие.

Отличительные художественные особенности и приёмы

К.Д. Ушинский использовал в данном произведении метафоры: «задрожала яблонька», «-Пропала я совсем!». Олицетворение в данном произведении работает как особый художественно-педагогический прием: яблонька пугается и размышляет как человек, как ребенок, который читает это произведение.

Педагогическое назначение

Сказка учит любить природу и знать её особенности. Учит овладевать новыми знаниями и умениями. Учит терпению. Учит основам селекции. К.Д. Ушинский создал эту сказку с целью постижения детьми живого, окружающего нас мира.

Семантическая карта по теме «Вклад Л.Н. Толстого в развитие детской литературы»

1.Педагогическая и литературная деятельность писателя

Толстой показывал зарождение духовных способностей ребенка, психологические черты возраста, тонкость и чуткость в восприятии мира. Он открыл школу для крестьянских детей, в которой преподавал и сам. Школу он задумал как альтернативную официальной, государственной, обучение в которой представлялось ему «одуряющим», убивающим душу и разум. Такой системе он противопоставил школу, в которой отношения между учителем и учени­ком строятся по принципу свободного общения, а вместо догматического, далекого от жизни образования даются нужные для жизни, практические знания. Создавая собственные свои произведения, он в первую очередь заботился о том, чтобы сюжет их был занимателен, но прост, чтобы они соединяли в себе поучительность и познавательность. В его произведениях даются лишь самые необходимые детали, рассчитанные на первый слой детского восприятия. В сказках, былях, баснях — смысл углубляется, расширяется содержание, захватывая новые слои жизни, незнакомые ранее понятия. Лексика и стиль меняются: сохраняя прежнюю простоту, они отвечают уже не только учебным задачам, но и эстетическим, побуждают ребенка к более сложной психической работе. Лев Николаевич замечал красоту природы, старался разгадать её тайны и делился с читателями наблюдениями и любовью к окружающему миру. Л.Н. Толстой выступал в своих произведениях для детей как защитник общенародной литературы, адресованной прежде всего крестьянским детям. Толстому важно было показать, что крестьянский ребенок в экстремальной ситуации смел, ловок, решителен. И писатель делал это при помощи синтеза сказочного сюжета (чтобы захватить детское воображение) и реальных, близких к жизни деталей. Толстой внес свой вклад и в развитие зоологической беллетристики. Животные в его многочисленных рассказах не очеловечиваются — остаются в пределах своих биологических и психических возможностей. Но их характер и повадки, проявляясь в драматическом действии, вызывают у читателя сопереживание. Толстой умело направляет это чувство: дети восхищаются дружбой животных между собой, их преданностью, верностью по отношению к человеку. Животные даже могут дать людям урок гуманности.

2.Информация о циклах произведений

Циклы произведений поделены на несколько тем: тема природы («Осел и лошадь», «Белка и волк», «Лев и собачка»), тема нравственности («Лгун», «Два товарища», «Филиппок»), тема труда («Стрекоза и муравей»).

3.Название анализируемого произведения, текст

«Стрекоза и муравей».

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол, и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

«Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!»

«Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?» —

Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило».

«А, так ты…» — «Я без души

Лето целое все пела».

«Ты все пела? это дело:

Так поди же, попляши!»

Тема

Труд

Главная мысль

В этом произведении Крылов даёт наставление людям, для которых муравей должен стать примером для подражания. Только лишь работая и трудясь не покладая рук, можно добиться успеха, а не погибнуть, как это случилось со стрекозой. Также здесь высмеивается такие пороки людей, как лень, беспечность и праздность. При этом автор утверждает, что не нужно бояться быть твердым и жестоким, лень всегда должна осуждаться. Главная мысль басни заключается в том, что нельзя быть легкомысленным, лениться и не думать о завтрашнем дне.

Характеристика героя

Стрекоза – беззаботная, ветряная и нерасчетливая, легкомысленная и самолюбивая. Не любит работать, а только петь и плясать. Веселая, подвижная, радостная, но под конец басни — печальная и озабоченная. Она не может осознать то, что неправильно поступила, привыкла жить одним днем и на всем готовом. Советы она готова принять, но только на время, так как в основном Стрекоза способна только на беспечное существование. Она не является отрицательным героем, но недостойна быть примером для других.

Муравей - мудрый, любит работать. Серьезный и всегда настаивает на своем решении. Умный, так как понимает, что для того, чтобы зимой была еда и жилье, нужно все лето трудиться. Он понимает, что неправильно жить одним днем, необходимо всегда думать о завтрашнем дне. Это рассудительный и деловитый главный герой данного произведения.

Отличительные художественные особенности и приёмы

В данном произведении в начале используются фразеологизм «зима катит в глаза», метафора «Помертвело чисто поле», олицетворение как особый художественно-педагогический прием: главные герои схожи с людьми в действиях и размышлениях. Это позволяет заострить внимание на характер и сущность героев и себя самого.

Педагогическое назначение

Басня «Стрекоза и Муравей» —создана чтобы показать разницу между трудолюбием и ленью. На примере двух персонажей с радикально противоположными взглядами на жизнь, автор пытается донести до читателей мораль сказки о том, что рано или поздно придется платить за свое безделье и безответственное отношение к жизни. Строки произведения учат, что нужно не только уметь весело проводить время, но и упорно трудиться, тогда будущее будет тоже счастливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 4 классе по теме "Вклад М.В. Ломоносова в развитие русской науки"

На уроке учащиеся 4 класса рассматривают роль в истории русской науки не только М.В. Ломоносова, но и императора Петра 1. Проводится работа в группах....

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.

В этой статье представлен материал о том, какое влияние оказывают театрализованные игры и художественная литература на всестороннее развитие ребёнка....

Развитие коммуникативного общения младших школьников с ограниченными возможностями, через приобщение к детской литературе.

Мероприятия по развитию коммуникотивного общения: экскурсии, трудовая деятельность, сюжетно-ролевая игра, развлечения....

Вклад В.А. Сухомлинского в развитие теории и практики современного российского образования

Выступление учителя на педагогических чтениях,посвящённых  В.А. Сухомлинскому...

Детская литература - своеобразная область общей литературы. Принципы. Специфика детской литературы.

Детская литература - часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детейчитателей и потому отличающаяся художественной спецификой, адекватной д...