Урок по окружающему миру в 4 классе по теме "Вклад М.В. Ломоносова в развитие русской науки"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
На уроке учащиеся 4 класса рассматривают роль в истории русской науки не только М.В. Ломоносова, но и императора Петра 1. Проводится работа в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lomonos.doc | 40 КБ |
urok_v_4_klasse.ppt | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок: Окружающий мир и история.
Класс: 4
Задачи:
Рассказать учащимся о том, как развивалась научная мысль и образование в России после Петра 1, о возникновении первых русских университетов.
дать представление о неоценимом вкладе М.В. Ломоносова в развитие российской науки; расширять знания об истории русского образования.
развивать наблюдательность, внимание, речь, мышление учащихся;
Оборудование: мультимедийная проектор; слайды, учебники.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами, Надеюсь, наша совместная работа на уроке будет интересной и плодотворной.
Стремимся много мы узнать,
Не будем время зря терять.
2.
Повторение изученного материала:
То академик, то герой.
То мореплаватель, то плотник.
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
О ком, о каком человеке написал А. С. Пушкин эти строки?
На прошлом уроке вы изучали то. Как развивалось при Петре 1. о его реформах, о вкладе русского царя в просвещение народа.
Чтобы вспомнить это все, ответьте на мои вопросы.
Какое прозвище получил Петр 1?
Как назывался город, который заложил Петр, и который долгое время был столицей России?
Какие реформы провел Петр1 в России?
Петр был великим человеком. Но нелегко жилось в царствование Петра. Хотя его жизнь и деятельность нельзя оценивать однозначно, он сделал выбор для России. Как вы относитесь к его выбору? Всегда ли делает человек правильный выбор? Как вы думаете?
Россия из тёмной, необразованной страны превратилась в сильную империю.
Одним из важнейших последствий Петровских реформ стало становление российской науки.
Говоря о науке, мы не можем не вспомнить о таком человеке, как М.В. Ломоносов. Биография Ломоносова удивительна.
3. Объяснение нового материала
Биографию Ломоносова коротко рассказывает учитель
Ломоносов – сын крестьянина из деревни Денисовка около Холмогор. Вместе с отцом не раз выходил в море. Впоследствии по памяти смог начертить карту родных мест, где указал мели и глубины.
В 19 лет Михайло Ломоносов отправился с обозом в Москву. Он поступил в Славяно-греко-латинскую академию.
Добившись выдающихся успехов, он был переведён в Академический университет в Санкт-Петербург.
После продолжил обучение в Германии. Здесь Ломоносов впервые познакомился с устройством рудников. Он приобрёл опыт работы в химической лаборатории.
В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию.
Ломоносов был крупнейшим русским ученым, поэтом, исследователем.
4.Откройте учебники на с. 72. Найдите в тексте объяснение, почему имя Ломоносова связанно со словом «первый».
5. По его предложению был создан первый российский университет. Что такое университет? Давайте прочитаем определение в словаре.
Уникум - Университе́т (от нем. Universität, которое, в свою очередь, произошло от лат. universitas — совокупность, общность) — высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Как правило, осуществляет и научно-исследовательскую работу. Многие современные университеты действуют как учебно-научно-практические комплексы. Университеты объединяют в своём составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания.
Университет происходит от слова уникум – всесторонний., всеобъемлющий. Таланты Ломоносова были столь обширны, принадлежали таким различным областям, что и сам Ломоносов заслужил прозвище человек – университет.
6.Какой же вклад внес в российскую науку Ломоносов?
Чтобы определить это, вам нужно будет поработать в группах.
Я предоставлю вам список его достижений и открытий .причем список этот далеко не полный.
Самостоятельная работа в группах: какие открытия совершил Ломоносов в области географии, астрономии, физики, истории, русского языка и литературы?
Выступают представители команд:
Сегодня на уроке мы с вами рассуждали о двух великих людях России, сделавших свой выбор в жизни, и внесших огромный вклад в развитие нашей страны.
7. Федоров Святослав Николаевич – хотел стать конезаводчиком
Митрополит Кирилл – д.б. геологом,
Иван Андреевич Крылов – служил сначала в канцелярии
Поддубный Иван Максимович – работал грузчиком в порту
Мичурин Иван Владимирович – работал кассиром
Меньшиков Александр Данилович – в детстве продавал пирожки.
Зыкина Людмила Георгиевна - работала токарем на Московском станкостроительном заводе
Эти люди не сразу нашли свой путь в жизни, но все – таки сделали свой выбор.
А теперь давайте представим, что вы сейчас выбираете свою профессию. Кем бы вы хотели стать, и почему?
8. Рефлексия перед вами на доске шкала интересов. В ней даны три направления, как три дороги в сказке. У вас на столах магниты – подойдите и прикрепите к тому направлению, которое вам ближе.
Какой огромный потенциал у вашего класса. Как много ребят внесут свой вклад в искусство, науку, спорт. Но чтобы ваши мечты сбылись, нельзя зарывать свой талант в землю. Каждый из вас должен развивать свои способности, заложенные в вас от природы. Счастлив тот человек, который нашел своё место в жизни!
9. Итог урока
Мне было приятно работать с вами и за работу на уроке мне бы хотелось поставить 5 , 4.
10. Выставление оценок
11.. Домашнее задание: стр. 73 в учебнике
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стремимся много мы узнать, Не будем время зря терять!
Тема урока: Вклад Михаила Васильевича Ломоносова в развитие российской науки
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765)
Семья Ломоносовых Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовка (по другим данным - в деревне Мишанинская) близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора.
В Москву Грамоте Ломоносов обучился поздно к двенадцати годам. Учился он сначала у соседнего крестьянина, а потом у местного дьяка Сабельникова. Страсть к знаниям заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву . Он поступает в «Спасские школы» в 1731 году и учится в них 5 лет.
Петербург Ломоносов был направлен для продолжения образования в Петербургскую Российскую Академию наук.
Обучение за границей В 1736 году Ломоносов едет в Германию. Здесь Ломоносов познакомился с устройством рудников и шахт.
МОСКВА 25 января 1755 года был открыт первый в России Московский университет.
Физкультминутка Кто весел, тот смеётся! Кто хочет, тот добьется! Кто ищет, тот всегда найдёт!
Вклад в науку Физика Астрономия География Русский язык и литература История
Знаменитые люди России:
Счастлив тот, кто нашёл своё место в жизни! Л. Н. Толстой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. "Размножение и развитие растений"
Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. "Размножение и развитие растений"...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Развитие и размножение животных"
Данный конспект урока соответствует ФГОС. Форма проведения урока - проблемно-диалогическая технология. На уроке используются современные компьютерные технологии....
Урок по окружающему миру 2 класс "Условия необходимый для развития растений"
Урок по окружающему миру 2 класс "Условия необходимый для развития растений"Урок содержит ряд опытов....
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс: Трудные времена на русской земле
УМК "Школа России"...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему "Размножение и развитие животных." (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование у детей первоначальных представлений об особенностях развития и размножения животных.Планируемые результатыПредметные:-знать особенности развития и р...