Урок по окружающему миру в 4 классе по теме "Вклад М.В. Ломоносова в развитие русской науки"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Дубровина Наталья Валерьевна

На уроке учащиеся 4 класса рассматривают роль в истории русской науки не только М.В. Ломоносова, но и императора Петра 1. Проводится работа в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lomonos.doc40 КБ
Office presentation icon urok_v_4_klasse.ppt2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок: Окружающий мир и история.

Класс: 4

Задачи:

Рассказать учащимся о том, как развивалась научная мысль  и образование в России после Петра 1, о возникновении первых русских университетов.

дать представление  о неоценимом вкладе М.В. Ломоносова в развитие российской науки; расширять знания об истории русского образования.

развивать наблюдательность, внимание, речь, мышление учащихся;

Оборудование: мультимедийная проектор; слайды, учебники.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами, Надеюсь, наша совместная работа на уроке будет интересной и плодотворной.

Стремимся много мы узнать,

Не будем время зря терять.

2.

Повторение изученного материала:

То академик, то герой.

То мореплаватель, то плотник.

Он всеобъемлющей душой

 На троне вечный был работник.

О ком, о каком человеке написал А. С. Пушкин эти строки?

На прошлом уроке вы изучали то. Как развивалось при Петре 1. о его реформах, о вкладе русского царя в просвещение народа.

Чтобы вспомнить это все, ответьте на мои вопросы.

Какое прозвище получил Петр 1?

Как назывался город, который заложил Петр, и который долгое время был столицей России?

Какие реформы провел Петр1 в России?

Петр был великим человеком. Но нелегко жилось в царствование Петра. Хотя его жизнь и деятельность нельзя оценивать однозначно, он сделал  выбор для России. Как вы относитесь к его выбору? Всегда ли делает человек правильный выбор? Как вы думаете?

Россия из тёмной, необразованной страны превратилась в сильную империю.

 Одним из важнейших последствий Петровских реформ стало становление российской науки.

Говоря о науке, мы не можем не вспомнить о таком человеке, как М.В. Ломоносов. Биография Ломоносова удивительна.

3. Объяснение нового материала

Биографию Ломоносова коротко рассказывает учитель

Ломоносов – сын крестьянина из деревни Денисовка около Холмогор. Вместе с отцом не раз выходил в море. Впоследствии по памяти смог начертить карту родных мест, где указал мели и глубины.

В 19 лет Михайло Ломоносов отправился с обозом в Москву. Он поступил в Славяно-греко-латинскую академию.

Добившись выдающихся успехов, он был переведён в Академический университет в Санкт-Петербург.

После продолжил обучение в Германии. Здесь Ломоносов впервые познакомился с устройством рудников. Он приобрёл опыт работы в химической лаборатории.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию.

Ломоносов был крупнейшим русским ученым, поэтом, исследователем.

4.Откройте учебники на с. 72. Найдите в тексте объяснение, почему имя Ломоносова связанно со словом «первый».

5. По его предложению был создан первый российский университет. Что такое университет? Давайте прочитаем определение в словаре.

Уникум - Университе́т (от нем. Universität, которое, в свою очередь, произошло от лат. universitas — совокупность, общность) — высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Как правило, осуществляет и научно-исследовательскую работу. Многие современные университеты действуют как учебно-научно-практические комплексы. Университеты объединяют в своём составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания.

Университет происходит от слова уникум – всесторонний., всеобъемлющий. Таланты Ломоносова были столь обширны, принадлежали таким различным областям, что и сам Ломоносов заслужил прозвище человек – университет.

6.Какой же вклад внес в российскую науку Ломоносов?

Чтобы определить это, вам нужно будет поработать в группах.

 Я предоставлю вам список его достижений и открытий .причем список этот далеко не полный.

 

 Самостоятельная работа в группах: какие открытия совершил Ломоносов в области географии, астрономии, физики, истории, русского языка и литературы?

 

Выступают представители команд:

Сегодня на уроке мы с вами рассуждали о двух великих людях России, сделавших свой выбор в жизни, и внесших огромный вклад в развитие нашей страны.

7. Федоров Святослав Николаевич – хотел стать конезаводчиком

Митрополит Кирилл – д.б. геологом,

Иван Андреевич Крылов – служил сначала в канцелярии

Поддубный Иван Максимович – работал грузчиком в порту

Мичурин Иван Владимирович – работал кассиром

Меньшиков Александр Данилович – в детстве продавал пирожки.

Зыкина Людмила Георгиевна - работала токарем на Московском станкостроительном заводе

Эти люди не сразу нашли свой путь в жизни, но все – таки сделали свой выбор.

А теперь давайте представим, что вы сейчас выбираете свою профессию. Кем бы вы хотели стать, и почему?

8. Рефлексия  перед вами на доске шкала интересов. В ней даны три направления, как три дороги в сказке. У вас на столах магниты – подойдите и прикрепите к тому направлению, которое вам ближе.

Какой огромный потенциал у вашего класса. Как много ребят внесут свой вклад в искусство, науку, спорт. Но чтобы ваши мечты сбылись, нельзя зарывать свой талант в землю. Каждый из вас должен развивать свои способности, заложенные в вас от природы. Счастлив тот человек, который нашел своё место в жизни!

9. Итог урока

Мне было приятно работать с вами и за работу на уроке мне бы хотелось поставить 5 , 4.

10. Выставление оценок

11.. Домашнее задание: стр. 73 в учебнике


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по курсу «Окружающий мир» в 4 классе учитель МОУ «Майская гимназия» Дубровина Наталья Валерьевна

Слайд 2

Стремимся много мы узнать, Не будем время зря терять!

Слайд 4

Тема урока: Вклад Михаила Васильевича Ломоносова в развитие российской науки

Слайд 5

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765)

Слайд 6

Семья Ломоносовых Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовка (по другим данным - в деревне Мишанинская) близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора.

Слайд 7

В Москву Грамоте Ломоносов обучился поздно к двенадцати годам. Учился он сначала у соседнего крестьянина, а потом у местного дьяка Сабельникова. Страсть к знаниям заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву . Он поступает в «Спасские школы» в 1731 году и учится в них 5 лет.

Слайд 8

Петербург Ломоносов был направлен для продолжения образования в Петербургскую Российскую Академию наук.

Слайд 9

Обучение за границей В 1736 году Ломоносов едет в Германию. Здесь Ломоносов познакомился с устройством рудников и шахт.

Слайд 10

МОСКВА 25 января 1755 года был открыт первый в России Московский университет.

Слайд 11

Физкультминутка Кто весел, тот смеётся! Кто хочет, тот добьется! Кто ищет, тот всегда найдёт!

Слайд 12

Вклад в науку Физика Астрономия География Русский язык и литература История

Слайд 13

Знаменитые люди России:

Слайд 14

Счастлив тот, кто нашёл своё место в жизни! Л. Н. Толстой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. "Размножение и развитие растений"

Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. "Размножение и развитие растений"...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Развитие и размножение животных"

Данный конспект урока соответствует ФГОС. Форма проведения урока - проблемно-диалогическая технология. На уроке используются современные компьютерные технологии....

Урок по окружающему миру 2 класс "Условия необходимый для развития растений"

Урок по окружающему миру 2 класс "Условия необходимый для развития растений"Урок содержит ряд опытов....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему "Размножение и развитие животных." (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование у детей первоначальных представлений об особенностях развития и размножения животных.Планируемые результатыПредметные:-знать особенности развития и р...