Формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Сегодня внеурочная деятельность призвана формировать единство образовательного и воспитательного процесса, целостной картины мира у учащихся, создавать условия для усвоения личностью российских традиционных духовных ценностей, воспитывать уважение к культуре страны и мира.
Необходимо создание образовательной системы, отвечающей современным мировым образовательным тенденциям. Важно наполнять традиционные форматы внеурочной деятельности новым актуальным содержанием и развивать различные направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fg_vo_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Межсекционная работа. Круглый стол по теме: «Эффективные механизмы формирования, развития и оценки функциональной грамотности обучающих».
«Пути формирование функциональной грамотности школьников во внеурочной деятельности»
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предусматривает наличие внеурочной деятельности.
Сегодня внеурочная деятельность призвана формировать единство образовательного и воспитательного процесса, целостной картины мира у учащихся, создавать условия для усвоения личностью российских традиционных духовных ценностей, воспитывать уважение к культуре страны и мира.
Необходимо создание образовательной системы, отвечающей современным мировым образовательным тенденциям. Важно наполнять традиционные форматы внеурочной деятельности новым актуальным содержанием, развивать такие ее направления, как: патриотическое, гражданско-патриотическое, краеведческое, историко-культурное, духовно-нравственное, познавательное, научное, исследовательское, просветительское, экологическое, природоохранное, художественное, эстетическое, туристско-краеведческое, оздоровительное и спортивное.
Большие возможности для развития творческих способностей у учащихся во внеурочной деятельности имеют кружковые занятия, проведение интеллектуальных игр, предметных олимпиад, конкурсов различных уровней.
Вызывая интерес учащихся к предмету, внеурочные занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы.
Жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.
Большую работу проводим среди учащихся о значимости участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе, районе, и т.д. Совместно помогаем ученику достичь поставленных целей. Использование активных и интерактивных методов обучения на занятиях позволяет участвовать в различных конкурсах и повышается результативность.
Методы:
1.Мозаика.
2. Один-два-вместе.
3.Дерево решений.
4.Мозговой штурм.
5. Мини-исследование.
6.Кейс.
7. Аукцион.
Формы занятий:
- ситуационная игра,
- образно-ролевые игры,
- исследовательская деятельность,
- практикум,
- мастер-класс,
- дискуссия, обсуждение.
Кружок «Юный финансист» хорошо дает возможность работать не только в направлении финансовой грамотности, но и функциональной грамотности в целом. И для того, чтобы став взрослыми они могли рационально вести себя в подобных ситуациях. И все это ребенок познает в увлекательной форме.
Для развития творческих способностей у нас есть кружки «Бисероплетение», «Грани творчества», «Театральный сундучок», «Звонкие голоса».
Творческая деятельность необходима, чтобы человек смог подняться до уровня понимания достижений мировой культуры. Такой подход к характеристике творческой деятельности имеет принципиальное значение. Это связано с тем, что многое из того, что создается детьми во время внеурочной деятельности является объективно новым, оригинальным. Важно то, что учащийся достигает реальных результатов, т.е. проявляет себя. А проявление «самости» - это, во-первых, залог устойчивого творческого отношения к окружающему миру и, во-вторых, важный фактор развития целостной творческой личности, т.е. осознание себя, познание своих физических, духовных возможностей, своего места среди других людей.
Кружок «В мире профессий» позволяет планировать, работать самостоятельно или в команде, анализировать, делать выводы.
Например, выполнение творческого проекта. В ходе выполнения проекта ученик разрабатывает и изготавливает новый продукт. Подготовительная часть проекта выполняется под руководством педагога и плавно переходит в самостоятельную работу ученика. На всем протяжении выполнения проекта школьник проектирует, моделирует, анализирует, оценивает, выполняет коррекцию. В заключение подготовить варианты презентации готового изделия. Всё это формирует умения и навыки функциональной грамотности.
Рассматривая проект «День рождения», дается задание.
У Вовы скоро день рождения. Он пригласил тебя на праздник. О чем ты подумаешь в первую очередь?
- задумаюсь что подарить
- узнаю интересы Вовы
- пойду в магазин за подарком
- сделаю подарок своими руками
Какие приёмы для организации поисковой деятельности обучающихся и поддержки их мотивации можно использовать?
1 Для определения проблемы и цели - приёмы «Мозговой штурм», «Дерево целей», «Визуальное ранжирование», «Дерево проблем».
2 Для поиска вариантов решения - «Цветок лотоса», «Анализ альтернатив».
3 Для защиты проекта - «Шесть шляп мышления», «Круглый стол».
4.Для рефлексии – «Рефлексивный круг», «Рефлексивная мишень», «Заверши фразу», «Мини –сочинение».
Эти приёмы обеспечивают взаимодействие педагога и учащихся (интерактивность) в ходе проектно – исследовательской деятельности.
На занятиях кружка «Тропинка к своему Я»:
- знакомимся с качествами человека, проявлениями чувств и эмоций,
- формирую умения работать в группе,
- читаем коррекционные сказки, тем самым развиваем способность самостоятельного мышления,
- развиваем умение слушать и слышать, а также высказывать своё отношение по теме занятия.
Такие занятия позволяют школьникам рассказать свои ситуации из жизни, и посмотреть на проблемы со стороны. Рассмотреть разные варианты решения и применить модели поведения в своей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности
Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Для раз...
Программа по внеурочной деятельности направления формирование функциональной грамотности учащихся 1-4 классов " Читай, считай, думай"
Программа по внеурочной деятельности направления формирование функциональной грамотности учащихся 1-4 классов " Читай, считай, думай"...
Выступление на РМО Формирование функциональной грамотности на внеурочной деятельности "По ступенькам финансовой грамотности"
Авторская разработка доклада и презентации!!!...
Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности
Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность обуслов...
Занятия по функциональной грамотности во внеурочной деятельности во 2 классе
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач.Данные презентации можно использовать на занятиях по внеурочной деятельнос...
Рабочая программа курса «Основы функциональной грамотности» по внеурочной деятельности 22.12.2023
Программа рассчитана на 4 года обучения (с 1 по 4 классы), включает один модуль в 1 классе (читательская грамотность), во 2 – 3 классе включает 3 модуля (читательская, естественнонаучная, матема...