Внеурочная деятельность "Математика и конструирование 1 класс"
рабочая программа (1 класс)
Здесь собран материал с использованием рабочей тетради "Математика и конструирование" 1 класс Волковой С.И., Пчелкиной О.Л.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem_i_konstr_1_kl_2022.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
городского округа Ступино Московской области
РАССМОТРЕНО на методическом совете школы «____» августа 2022 г. Протокол заседания метод.совета № ___ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _________ Ложкина Ю.В. «____» августа 2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №4» _____________Рубан Е.Г. «____» августа 2022 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Математика и конструирование»
(Общеинтеллектуальное направление)
1 класс
Составитель: учитель начальных классов
Студеникина Маргарита Николаевна
2022 год
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Математика и конструирование» в 1 классе разработана на основе:
- Основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО МБОУ «СОШ №4».
- Авторской программы «Математика и конструирование» (1-4 классы) Волковой С.И., Пчелкиной О.Л.
- Учебного пособия «Математика и конструирование 2 класс» Волковой С. И., 2020г.
Объём программы 33 часа, 1 час в неделю.
Цель: обеспечить высокий уровень математической грамотности учащихся и развить трудовые умения и навыки, познакомить с основами конструкторско-практической деятельности и сформировать элементы конструкторского мышления, графической грамотности и технических умений и навыков учащихся.
Задачи:
- создать условия для расширения, углубления и совершенствования геометрических представлений, знаний и умений учащихся ;
- помогать формировать элементы конструкторских и графических умений;
- развивать воображение и логическое мышление детей;
- одновременно и взаимосвязано развивать мыслительную деятельность, развивать любознательность, сообразительность при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение
преодолевать трудности;
- воспитывать чувства справедливости, ответственности;
- развивать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления.
Ожидаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении;
- разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
- преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные:
- Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
- Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
- Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
- Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
- Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
- Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
- Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные:
- Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
- Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
- Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в
конструкции.
- Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
- Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
- Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
- Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
- Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по
собственному замыслу).
- Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.
Универсальные учебные действия
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
- использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки
Учащиеся должны уметь к 1-му году обучения:
- чертить отрезки прямоугольник по заданным размерам; чертить отрезок – сумму и отрезок – разность двух отрезков; обозначать буквами отрезки, ломаную, многоугольник, угол
- многоугольника;
- делить фигуру на заданные части и собирать фигуру из заданных частей, преобразовывать фигуру по заданному условию;
- определять материал, из которого сделано изделие, определять назначение изделия;
- соблюдать правила безопасности;
- изготавливать несложные аппликации;
- поддерживать порядок на рабочем месте в течение всего занятия.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Геометрическая составляющая (19 часов)
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник – замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т.д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств их диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб, грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Конструирование (15 часов)
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино».
Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
Формы организации деятельности:
- индивидуальная;
- групповая;
- тематические занятия;
- дидактические игры;
- творческие занятия;
- игровые занятия;
Виды деятельности:
- игровая деятельность,
- познавательная деятельность,
- проблемно-ценностное общение.
Способы определения результативности освоения программы
- наблюдение;
- практические тесты;
- контрольные вопросы;
- прогнозирование, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- ориентирование в «плане» действия и опора на понимание принципов его построения.
Формы подведения итогов освоения программы
- сюжетно-ролевые игры;
- практические работы;
- творческие проекты обучающихся: «Альбом аппликаций из геометрических фигур», «Альбом изделий оригами».
Тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество часов | Теория | Практика |
Геометрическая составляющая | 19 | 6,5 | 12,5 | |
Конструирование | 14 | 3,5 | 10,5 | |
Итого: | 33 | 10,5 | 13,5 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Тео рия | Прак тика | Дата | Примечание | |
План | Факт | |||||
Геометрическая составляющая (19 часов) | ||||||
Введение учащихся в материал курса. Точка. Линия. Изображение точки и линий на бумаге | 0,5 | 0,5 | 01.09 | |||
Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая. | 1 | 08.09 | ||||
Виды бумаги. Получение прямой путем сгибания бумаги. Свойства прямой. | 0,5 | 0,5 | 15.09 | |||
Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка – инструмент для проведения прямой. | 1 | 22.09 | ||||
Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости. | 0,5 | 0,5 | 29.09 | |||
Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям. | 0,5 | 0,5 | 06.10 | |||
Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины. | 0,5 | 0,5 | 20.10 | |||
Повторение и закрепление пройденного | 1 | 27.10 | ||||
Конструирование модели самолета из полосок бумаги | 0,5 | 0,5 | 03.11 | |||
Изготовление аппликации «Песочница» | 0,5 | 0,5 | 10.11 | |||
Луч | 0,5 | 0,5 | 17.11 | |||
Сравнение отрезков с помощью циркуля | 1 | 01.12 | ||||
Сантиметр | 1 | 08.12 | ||||
Геометрическая сумма и разность двух отрезков | 1 | 15.12 | ||||
Угол. Развернутый угол | 0,5 | 0,5 | 22.12 | |||
Прямой угол. Непрямой угол | 0,5 | 0,5 | 29.12 | |||
Виды углов: прямой, тупой, острый. | 0,5 | 0,5 | 12.01 | |||
Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной. | 0,5 | 0,5 | 19.01 | |||
Закрепление пройденного | 0,5 | 0,5 | 26.01 | |||
Конструирование (15 часов) | ||||||
Многоугольник | 1 | 02.02 | ||||
Многоугольник | 1 | 09.02 | ||||
Прямоугольник | 1 | 16.02 | ||||
Противоположные стороны прямоугольника | 0,5 | 0,5 | 02.03 | |||
Квадрат | 1 | 09.03 | ||||
Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром | 0,5 | 0,5 | 16.03 | |||
Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром | 0,5 | 0,5 | 23.03 | |||
Повторение и закрепление пройденного | 1 | 30.03 | ||||
Составление фигур из заданных частей. Составление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник» | 1 | 13.04 | ||||
Повторение и закрепление пройденного | 1 | 20.04 | ||||
Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из ее частей | 0,5 | 0,5 | 27.04 | |||
Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из ее частей | 0,5 | 0,5 | 04.05 | |||
Оригами. Изготовление изделий «Гриб», «Бабочка», Рыбка», «Зайчик» | 0,5 | 0,5 | 11.05 | |||
Творческие работы. Выполнение мини проектов | 0,5 | 0,5 | 18.05 |
Корректировка программы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....
ФГОС НОО, внеурочное занятие для 2 класса по теме :“Конструирование предложений”
данное занятие проводится в рамках кружка "Веселая грамматика" и представляет общеиннтеллектуальное направление а плане внеурочной деятельности. Предназначено для учителей начальной школы, работ...
Программа курса "Математика и конструирование" (внеурочная деятельность в 1 классе)
Программа предназначена для кружковой работы с обучающимися 1 классов. Я использую эту программу для работы с детьми условно готовыми к школьному обучению. Так как программа помогает разви...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика - конструирование" (научно-познавательное направление). 1-4 классы по ФГОС.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов "Математика-конструрование" научно-познавательное направление, программа соответствует ФГОС....
Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Детское конструирование" 1 класс.
В материале представлено одно из занятий кружка "Детское конструирование" для первого класса "Конструирование буквы Р, р". Обучение умению работать в команде на основе сингапурской технологии как одна...
Технологическая карта внеурочного занятия "Математическое конструирование" 3 класс ФГОС
Технологическая карта открытого урока (внеурочное занятие" Математическое конструирование") "СИММЕТРИЯ" 3 класс ФГОС...
Модуль программы внеурочной деятельности «Арт – конструирование из бумаги» для учащихся второго класса
Предлагаемая программа представляет собой обобщение известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному», рассматриваются различные мето...