Внеурочная деятельность "100 шагов в будущее"
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
100_shagov_v_budushchee_1_kl_2022.docx | 42.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
городского округа Ступино Московской области
РАССМОТРЕНО на методическом совете школы «____» августа 2022 г. Протокол заседания метод.совета № ___ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _________ Ложкина Ю.В. «____» августа 2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №4» _____________Рубан Е.Г. «____» августа 2022 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«100 шагов в будущее»
(Интеллектуальное и социокультурное направление)
1 КЛАСС
Составитель: учитель начальных классов
Студеникина Маргарита Николаевна
2022 г.
Пояснительная записка.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учёба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии лётчика, милиционера, разведчика; но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.
Программа «Сто шагов в будущее» направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.
Курс реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности начального общего образования. В его основе лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся по типологии, предложенной доктором психологических наук Е.А. Климовым. Данная типология позволяет всё многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек – человек», «человек-техника», «человек - художественный образ», «человек – природа».
Цель курса: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.
Задачи:
- формировать у детей представление о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат), о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда;
- расширять знания детей о родных людях, значимости их труда в семье и обществе;
- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии;
- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых;
- развивать кругозор, создавать положительную основу для воспитания социально-личностных качеств.
Описание курса в учебном плане
Внеурочные занятия проводятся 1 раз в неделю. На изучение курса в 1 классе отводится 33 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения курса
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
- когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
- мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Личностные:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы «Профориентация»;
— готовность к разнообразной совместной деятельности;
— выстраивание доброжелательных отношений с участниками курса на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе профориентационных экскурсий на предприятия своего региона.
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
— готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
— осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии.
— осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного;
— стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем.
— осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
— осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Метапредметные:
— использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;
— аргументировать свою позицию, мнение;
— оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе работы с интернет-источниками;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе или в паре;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия, связанные с выбором будущей профессии;
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации, связанной с профессиональной деятельностью или дальнейшим обучением;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
— воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения в рамках занятий, включённых в курс «Профориентация»;
— в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения друг с другом;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения заданий, связанных с тематикой курса по профориентации;
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
— выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
— делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе профессионального самоопределения;
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей профессии;
Предметные:
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Регулятивные УУД:
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Содержание программы курса
1. Профессии, связанные с природой
Путешествие в мир профессий сельского хозяйства.
У бабушки в деревне.
Ловись рыбка.
Труженики леса.
Хлеб – всему голова.
Профессия овощевод.
Знакомьтесь. Агроном.
Профессия цветовод.
Все работы хороши, выбирай на вкус.
2. Профессии наших мам
В магазине.
В библиотеке.
Весёлая портняжка.
Расти здоровым .
Я в учителя пойду.
Кухонный переполох.
Причёски такие разные.
Профессии наших мам. Кем быть?
3. Профессии наших пап
Строим дом.
У кого мастерок, у кого молоток.
Весёлый мастерок.
Профессия водитель.
Осторожно огонь.
Я б в спасатели пошёл пусть меня научат.
Профессия шахтёр.
Все профессии нужны, все профессии важны.
4. Профессии, связанные с путешествиями
Куда уходят поезда.
Высоко в облаках.
Космическое путешествие.
Морское путешествие.
На арене цирка.
Профессии наших родителей.
Кем быть? Каким быть?
Профессиоведческий турнир.
Тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество часов | Теория | Практика |
Профессии, связанные с природой | 9 | 4,5 | 4,5 | |
Профессии наших мам | 8 | 4 | 4 | |
Профессии наших пап | 8 | 4 | 4 | |
Профессии, связанные с путешествиями | 8 | 4 | 4 | |
Итого: | 33 | 16,5 | 16,5 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Тео рия | Прак тика | Дата | Примечание | |
План | Факт | |||||
Профессии, связанные с природой (9ч) | ||||||
Путешествие в мир профессий сельского хозяйства. | 0,5 | 0,5 | 01.09 | |||
У бабушки в деревне. | 0,5 | 0,5 | 08.09 | |||
Ловись рыбка. | 0,5 | 0,5 | 15.09 | |||
Труженики леса. | 0,5 | 0,5 | 22.09 | |||
Хлеб – всему голова. | 0,5 | 0,5 | 29.09 | |||
Профессия овощевод. | 0,5 | 0,5 | 06.10 | |||
Знакомьтесь. Агроном. | 0,5 | 0,5 | 20.10 | |||
Профессия цветовод. | 0,5 | 0,5 | 27.10 | |||
Все работы хороши, выбирай на вкус. | 0,5 | 0,5 | 03.11 | |||
Профессии наших мам (8 ч) | ||||||
В магазине. | 0,5 | 0,5 | 10.11 | |||
В библиотеке. | 0,5 | 0,5 | 17.11 | |||
Весёлая портняжка. | 0,5 | 0,5 | 01.12 | |||
Расти здоровым . | 0,5 | 0,5 | 08.12 | |||
Я в учителя пойду. | 0,5 | 0,5 | 15.12 | |||
Кухонный переполох. | 0,5 | 0,5 | 22.12 | |||
Причёски такие разные. | 0,5 | 0,5 | 29.12 | |||
Профессии наших мам. Кем быть? | 0,5 | 0,5 | 12.01 | |||
Профессии наших пап (8ч) | ||||||
Строим дом. | 0,5 | 0,5 | 19.01 | |||
У кого мастерок, у кого молоток. | 0,5 | 0,5 | 26.01 | |||
Весёлый мастерок. | 0,5 | 0,5 | 02.02 | |||
Профессия водитель. | 0,5 | 0,5 | 09.02 | |||
Осторожно огонь. | 0,5 | 0,5 | 16.02 | |||
Я б в спасатели пошёл пусть меня научат. | 0,5 | 0,5 | 02.03 | |||
Профессия шахтёр. | 0,5 | 0,5 | 09.03 | |||
Все профессии нужны, все профессии важны. | 0,5 | 0,5 | 16.03 | |||
Профессии, связанные с путешествиями (8 ч) | ||||||
Куда уходят поезда. | 0,5 | 0,5 | 23.03 | |||
Высоко в облаках. | 0,5 | 0,5 | 30.03 | |||
Космическое путешествие. | 0,5 | 0,5 | 13.04 | |||
Морское путешествие. | 0,5 | 0,5 | 20.04 | |||
На арене цирка. | 0,5 | 0,5 | 27.04 | |||
Профессии наших родителей. | 0,5 | 0,5 | 04.05 | |||
Кем быть? Каким быть? | 0,5 | 0,5 | 11.05 | |||
Профессиоведческий турнир. | 0,5 | 0,5 | 18.05 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Начальное образование – первые шаги в будущую профессию»
Современная молодежь испытывает серьезные затруднения в осознанном выборе профессии. Причиной тому является, и стихийное ...
Мастер - класс" Лишь зная прошлое, можно шагать в будущее." Проект на уроке окружающего мира УМК "Гармония"
Цель мастер - класса: дальнешее повышение мотивации педагогов к овладнию методом проектов как одним из интерактивных методов обучения...
программа по социализации обучающихся 3 класса "Первые шаги в будущее"
Предложенный материал представлеят собой программу воспитательной работы по социализации воспитанников 3 класса коррекционной школы-интерната. Содержит примерное тематическое планирование заняти...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шаги к успеху", 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шаги к успеху", 1 класс...
Внеурочная деятельность Шагай наадан
Рабочая программа для младших школьников...
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Шаги к успешности" 1 класс
Рабочая программа "Шаги к успешности". Автор Алендеева О.М. " Развитее познавательных процессову детей." 1 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности Шагай наадан
Практическое освоение национальной буряткой игры «Шагай наадан», разновидности игр на косточках- шагай, развитие интереса у обучающихся к традициям и наследию бурятского народа....