Мастер - класс" Лишь зная прошлое, можно шагать в будущее." Проект на уроке окружающего мира УМК "Гармония"
учебно-методический материал (3 класс) на тему
Цель мастер - класса: дальнешее повышение мотивации педагогов к овладнию методом проектов как одним из интерактивных методов обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер - класс "Лишь зная прошлое, можно шагать в будущее" | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
« Лишь зная прошлое, можно шагать в будущее»
Проект на уроке окружающего мира УМК «Гармония»
Мастер-класс разработала : учитель начальных классов МКОУ «СОШ №85 им. Героя Советского Союза Н.Д. Пахотищева г. Тайшета»
Макаровец Екатерина Викторовна
Цель: дальнейшее повышение мотивации педагогов к овладению методом проектов как одним из интерактивных методов обучения.
Оборудование: аудиосистемы, компьютер, сканер, учебная и учебно-методическая литература, школьная и домашняя библиотеки.
- Вступление
(Звучит песня Энрико Карузо)
Век назад 11 летний мальчик работал на фабрике в Неаполе. Он страстно хотел петь, но первый учитель охладил его, сказав, ему, что у него совершенно нет голоса. Но, мать этого мальчика простая крестьянка, обняла и ободрила его. Сказав ему: «Ты все сможешь. Я уже вижу твои успехи». Эти слова вдохновили и ободрили ребенка. И, благодаря тому, что в его силы поверили, мир может наслаждаться чарующим голосом Энрике Карузо - итальянским оперным певцом.
Успех - значит вовремя успеть.
Успеть взрослому, помочь ребенку поверить в себя в свои силы.
Успеть познать его внутренний мир.
Успех, как птица, может коснуться своим крылом и окрылить. Дать силы для преодоления трудностей. А может и пролететь мимо. Быть хорошим учителем, значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на уроке. И может благодаря этому, мы можем добиться хорошего качества нашего образования.
Адресация.
1. Предмет: окружающий мир
2. Класс: 3 .
3. Возраст: 8-9 лет.
4. Количество учащихся: 26.
5. Время работы над проектом: 2 дня .
6. Форма работы: урочно - внеурочная.
7. Цель:
- вовлекать каждого участника проекта в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности;
- развивать умение проектировать свою деятельность;
- развивать устойчивый интерес к книге – источнику знаний, умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию;
- развивать фантазию, воображение, умение синтезировать полученные ЗУН и выбирать необходимые;
- воспитывать способность к взаимопониманию, интерес к творческим усилиям товарищей, а также личную ответственность за выполнение коллективной работы, умение предъявлять свою работу другим;
- привлечь к участию в школьной жизни членов семьи.
- результатом данного урока должно быть формирования представления о занятии людей в Древней Руси.
8. Учебно-педагогические задачи:
· приобщение к полезной деятельности;
· развитие творческих способностей;
· развитие эстетического вкуса;
9. Детская цель проекта:
Работа над проектом
На сегодняшнем мастер - классе, я представляю свой опыт работы над краткосрочным проектом.
Такой проект я провела на уроке окружающего мира в 3 классе. Тема:
УМК «Гармония» автор Поглазова О.Т., результатом данного урока должно быть формирования представления о занятиях людей в Древней Руси. Я посчитала возможность провести данный урок в виде краткосрочного проекта, потому что это позволит мне вовлечь ребенка как участника проекта в активный познавательный процесс творческого характера.
- Погружение в проект
- Прочитайте тему сегодняшнего урока
(« Лишь зная, прошлое можно шагать в будущее»)
- Какая важная мысль содержится в этом предложении?
- Предоставим время группам, по рассуждать.
А пока я хочу обратить внимание аудитории на умение, которое сейчас мы формируем у обучающихся?
- Послушаем мнение групп. О чем говорит предложение: «Лишь зная прошлое, можно шагать в будущее».
- Из каких источников можно узнать о прошлом народа?
(Сказки, былины, пословицы, предметы одежды и т.д.)
Домашнее задание было дано дифференцировано.
На экране
1 группа: Узнать на какой праздник пекут блины? Из разных источников узнать историю этого праздника?
2 группа: Узнать у бабушек из чего пекли блины?
3 группа: Чем наши бабушки фаршировали блины?
- Сейчас группы представят свои ответы.
Я хотела бы напомнить вам о том, что данный этап работы тоже формирует очень важное умение. Какое?
Поиск и исследование информации |
- Чтобы выделить главное и нужное, в найденной информации, необходимо уметь…
Обобщать | Сравнивать |
- Итак, наши группы готовы.
Ответ 1 группы:
Блины пекли на праздник Масленицу. Масленица — праздник проводов зимы, восьмая неделя перед Пасхой. Масленицу встречали блинами, праздник Масленицу, на Руси отмечали и тогда, когда ещё не было христианства. В те времена этот праздник назывался иначе. Как и многие другие языческие народы, древние славяне отмечали праздник, связанный с проводами зимы и встречи весны.
Этот праздник олицетворял пробуждение природы от зимнего сна, означал начало полевых работ. И по сей день живёт как проявление надежды на год урожайный, сытый, поэтому она была и остаётся обильной и очень сытной.
После принятия христианства на Руси этот праздник остался. Причём, его считают народным праздником, а не праздником Христианской Церкви. Слово блин общеславянское. Блины на Масленицу также были земным отражением солнца. Блин – как маленькое солнце – круглый и горячий.
Ответ 2 группы
Для блинов необходимы: мука, вода, молоко, яйца. Из этих продуктов заводят тесто и пекут блины.
Ответ 3 группы
Вариантов начинки для блинов, очень много – это и сладкие
и мясные, и овощные, и рыбные варианты.
Один из самых распространенных вариантов блинов с начинкой – блины с творогом.
2. Проблематизация
- Исходя из той информации, что вы только что услышали, можете ли вы предположить, чем занимались люди в прошлом? Можно ли это узнать по блюду русской кухни – блинам?
Остановимся на мгновение. Этот проект краткосрочный, многое детям известно из личного опыта. Поэтому я решила использовать в ходе выполнения проекта метод исследования. Мне хотелось не только пополнить у учеников опыт совместной деятельности над проектом, но и представить пока еще новый вид деятельности – исследование.
- Выдвижение гипотезы
-Сформулируйте гипотезу (предположение).
(По блюдам национальной кухни можно узнать историю народа).
3. Исследование
- Мы сейчас попробуем доказать или опровергнуть эту гипотезу.
Для этого проведем исследования.
Самоопределение к деятельности:
Чтобы получить удовольствие от работы у всех должно быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу во время работы. Для того, чтобы настроение чуть-чуть улучшилось, попробуйте на счёт «раз» хлопнуть в ладоши, а на счёт «два» хлопнуть ладошкой по ладошке соседей. Приготовились? «Раз»! «Два»! Молодцы!
Самостоятельная работа групп:
1-я группа:
- Зная, продукты, которые нужны для изготовления блинов, определить,
какие виды занятий людей способствовали появлению этих продуктов.
- Свой ответ выразите в виде схемы.
2-я группа
- А вторая группа изучит предложенные начинки и выяснит, какие занятия людей способствовали их появлению .
- Как и первая группа, свой ответ выразите схемой.
Группы работают
-А сейчас у меня очередной вопрос к залу. Как вы считаете, какие умения формируются у школьников в результате выполнения данного вида работы.
Проектировать свою деятельность |
.
Устанавливать причинно – следственные связи |
- Вы заметили, что в процессе работы, они общаются между собой, развиваются их…
Коммуникативные умения |
- Пожалуйста, кто готов представить результаты своего исследования
(На магнитной доске фотография русского костюма).
Яйцо- птицеводство
Сахар получали из свеклы, + мука - земледелие
Мясо(фарш) и творог –животноводство. охота
Рыба- рыболовство
Мед- бортничество
Ягодная начинка – собирательство
-Какое умение требуется ученикам, чтобы составить схему ответа.
- Вспомните, пожалуйста, какую гипотезу мы выдвигали в начале нашего занятия, и подумайте над тем, подтвердилась ли она в процессе исследования или нет?
моделирование |
- Всомним гипотезу, которую мы выдвинули?
(По блюдам национальной кухни можно узнать историю народа).
4. Вывод
- Чем занимался русский народ в прошлом?
(Наши предки занимались земледелием, животноводством, бортничеством, охотой, рыболовством, собирательством).
- Как вы считаете, подтвердилась наша гипотеза или нет?
5. Рефлексия
- А сейчас я предлагаю подвести итог нашей деятельности на уроке.
У вас на столах лежат «блины» и тарелка для блинов. Если блины удались, то хозяйка и крошки не найдет. Если блины не понравились, то их надкусывают и оставляют на тарелке. Оцените свою работу. Если работалось легко, интересно, все стало понятно, то я увижу пустую тарелку, а если наоборот, то тарелка будет полна блинов.
Покажите всем ваши тарелки.
Итак, это ваше отношение к уроку.
- Какие умения мы формировали у учащихся на последнем этапе нашего занятия?
Выполнил самооценку своей деятельности |
Для рефлексии:
- коммуникационная: обмен мнениями о новой информации;
- информационная: приобретение нового знания;
- мотивационная: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля;
- оценочная: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесс
- В конце каждый оценил свои впечатления. Как называется это умение.
рефлексия |
- А теперь посмотрите на эти умения.
Как они называются?
Универсальные учебные действия |
Вы знаете, что УУД являются основой новых стандартов, которые направлены на изменение результатов образования, формирование и социализацию личности.
Я хочу поблагодарить за сотрудничество, и дать буклет с разными рецептами русских блинов. Придет Масленица, и вы удивите своих домашних.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС по теме: «Приемы формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».
В данной работе представлены формы формирования УУД на уроке окружающего мира в 1 классе....
Проект на уроках окружающего мира
Проект по окружающему миру 2 класс, программа "Школа России"...
Использование метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе
Использование метода проектов на уроках окружающего мира в начальной школе...
МАСТЕР – КЛАСС «Модульные технологии на базе цифровых систем PROlog на уроках окружающего мира»
Создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы по использова...
Мастер-класс для педагогов школы «Использование приёмов критического мышления на уроках окружающего мира»
Мастер-класс для педагогов школы «Использование приёмов критического мышления на уроках окружающего мира»....
Мастер-класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе"
Мастер класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе" на примере урока по теме "Органы чувств"...
Мастер — класс по теме «Использование цифровой лаборатории систему STEM на уроках окружающего мира в начальной школе»
Мастер — класс по теме «Использование цифровой лаборатории систему STEM на уроках окружающего мира в начальной школе»...