Отчет по теме самообразования
материал

Сенькина Ольга Ивановна

«Развитие речи с элементами развивающего обучения на уроках чтения, русского языка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_teme_samoobrazovanie.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по теме самообразования

Учителя начальных классов Сенькиной Ольги Ивановны

2020-2021уч.г.

МОУ СОШ № 12 г. Зеленокумск Советского района

                                            Учатся у тех, кого любят.

Начальное звено обучения – фундамент для умственного развития человека, для формирования нравственных устоев, здесь впервые появляются таланты и способности. Здесь всё очень важно и нет мелочей, начиная от материально – технической базы обучения и воспитания, наличие тепла, уюта, домашней обстановки в школе и кончая вниманием и заботой со стороны всех, кто старше.

       В школе я работаю 16 лет из них 6 лет учителем начальных классов.

Я считаю,  что развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры, поэтому целью моей работы является (Тема самообразования): «Развитие речи с элементами развивающего обучения на уроках чтения, русского языка»

ЦЕЛЬ:

  • Способствовать формированию грамотной речи учащихся с помощью применения различных элементов развивающего обучения.
  • Изучение теоретических наработок по данному вопросу, повышение эффективности обучения, выработка новых педагогических приёмов и методик.
  • Разработка материала для апробации на уроках с целью диагностики.
    Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные.

          Работаю по теме первый год - изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. 

Изучение теоретического материала:

1. Методические новинки

2. Программы и учебники

3. Материалы лекций курсов учителей начальных классов

4. Посещение уроков коллег

 5. Разработка уроков по темам

6.Изучение нормативных документов.

Развивающемуся обществу, — подчеркивается в «Концепции модернизации РК», — нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения..., прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью..., способны к сотрудничеству..., обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание».

Приказом Министерства образования и науки РК государственный образовательный стандарт основного общего образования – стандарт второго поколения. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным.

В государственных стандартах нового поколения делается акцент на развитие самостоятельности учебных действий учащихся начальной школы. Требования, предъявляемые к выпускнику, предполагают не только овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, но и разными способами деятельности, которые являются основой ключевых компетентностей: на первой ступени обучения важно заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности.

Проведена работа по:

 - Формированию обучающих компетенций у учащихся через сознательную самостоятельную познавательную деятельность на уроках.  - Планированию работы со способными учениками и слабоуспевающими детьми.

- Подготовка уч-ся к участию в конкурсах - интеллектуальный марафон и «Ақбота» «Русский медвежонок», «Алтын асық», «Кенгуру»

- Проведена неделя учителей высшей категории «Эффективность урока – результат активной деятельности учащихся»

- Разработала и применяла компетентностные задания на уроках познания мира, литературе. (информационная компетентность) -Подготовила выступления на МО начальных классов по вопросам обучающих компетенций « Формирование навыка беглого осознанного чтения»; «Роль прилагательных в речи»; «Формирование коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации творческой деятельности на уроках

литературного чтения».

– В творческой группе оформление и отправка разработки урока, внеклассного мероприятия с использованием компетентностных заданий по предметам начальной школы. Победитель в номинации ( 2 место) «Лучшее учебное -методическое пособие для организации КСО»

Работая над реализацией личного плана самообразования: принимала участие в районном конкурсе «Лучший сценарий внеклассных мероприятий» - победитель в номинации – 1 место; В АО НЦПК «Өрлеу» институт повышения квалификации педагогических работников по Павлодарской области 23 декабря 2013 г. проводились конкурсы среди педагогических кадров школ области, на лучшего учителя КСО, на лучший инновационный проект, на лучшее методическое пособие для проведения коллективных занятий. В номинации «Лучшее учебно-методическое пособие» 2 место – пособие для начальной школы.

- Участие (ежемесячно) в экспериментальной работе «Педагогическая мастерская ИПК ПК»

Конечно, самым эффективным способом показать результаты учительского творчества является размещение материалов в Интернете «Портал для учителей .Журнал сайт интернет-портфолио учителей» - 34 работы. С детьми активно пишем статьи и заметки в газеты республиканского «Дружные ребята», областного «Твой мир», «Устаздар», районного «Сельские будни» издательства.

Прошла курсы «Деятельно-ориентированный подход в совершенствовании профессионального мастерства педагога» ПГПИ

Начальная школа не может оставаться в стороне от использования информационных средств обучения: ИКТ предоставляет учителю широкие возможности при подготовке, организации, проведении урока и контроле учебной деятельности учащихся, способствует сделать учебный материал доступным для пониманию, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Помогает проводить уроки на более высоком эмоциональном и эстетическом уровне, вести обучение в зоне ближайшего развития в течение года проведено более 30 уроков с использованием интерактивной доски.
Это PaverPoint презентации с анимацией и музыкой, тренажёры по математике и русскому языку, электронная серия уроков математике, русскому языку, окружающему миру. При проверке знаний учащихся помогают различные тестовые задания для отслеживания динамики развития ребёнка и анализа успеваемости.
В начале прошлого учебного года, начав работу по новому стандарту, я осознала задачу стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Поэтому я сосредоточилась на изучении и разработке компетентностно-ориентированных заданий.

Я определила круг задач, которые мне нужно будет решить:

1. Подробнее изучить сущность компетентностностного подхода в образовании.

2. Научиться узнавать компетентностно-ориентированных задания.

3. Научиться использовать компетентностно - ориентированные задания в работе с детьми.

4. Научиться разрабатывать компетентностно - ориентированные задания.

5. Собирать дидактическую копилку материалов.

6. Найти, подобрать материалы для дальнейшей методической работы с педагогами по данной тематике.

7. Найти единомышленников среди коллег в школе.

8. Поделиться своим опытом и ознакомиться с опытом коллег.

Конечно, за один год все задачи я решить не могла. Но уже разобралась со структурой КОЗ, провела по этому вопросу семинар для учителей своей школы, начала активно применять их на своих уроках.

Позволю себе отметить, что компетентностно - ориентированные задания изменяют традиционные подходы к уроку. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют применения накопленных знаний в практической деятельности, так как назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.

Компетентностно-ориентированное задание – это,

во-первых, деятельностное задание;

во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;

в - третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;

в-четвёртых, его структура задаётся следующими элементами:

Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение).

Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания).

Источник информации (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания).

Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата).

Примеры разработанных мною компетентностно - ориентированных заданий по познанию мира в 3 классе, компетентность: информационная, аспект: извлечение первичной информации.

Хочу подчеркнуть, что компетентностно - ориентированные задания

включены авторами в учебные пособия для учащихся начальной школы. Однако, их недостаточно. Поэтому приходится привлекать дополнительные источники: интернет ресурсы, различные развивающие пособия. Кроме этого, есть ИПК ПК г. Павлодаре, одним из направлений, работы которого является создание комплекса учебных пособий направленных на развитие метапредметных умений. Так же принимала участие в работе творческой мастерской.

Учитель, освоивший структуру компетентностно-ориентированного задания, сам может с успехом составлять такие задания, в том числе, привлекая к этому своих учеников.

Свою работу я начала после того, как в течение 2013 года разрабатывала сборник компетентностных заданий (информационная) по познанию мира. Результаты стартовой диагностики показали, что мои ученики лучше справляются с заданиями на нахождение информации в тексте, применение конкретных предметных знаний и задания на эрудицию. Затрудняли учеников задания требующие нахождение информации в таблицах, рисунках, схемах; рефлексии и оценки, применения самоорганизационных умений. Приведу некоторые данные исследования:

Таблица 1

Результаты исследования

Проверяемые умения

(9 учащихся)

Стартовая диагностика (% выполнения заданий)

ноябрь

Итоговая диагностика (% выполнения заданий)

май

Чтение, работа с текстом (Смелый раунд)

36%

60%

Компетентность в решении проблем (Умный раунд)

72%

76%

Регулятивные УУД (Ловкий раунд)

56%

64%

Познавательные и коммуникативные УУД (Быстрый раунд)

50%

72%

Прекрасно понимая, что нагрузка ученика не может быть увеличена, я решила использовать компетентностно - ориентированные задания в учебном процессе. Для себя определила, что такие задания в моих уроках должны присутствовать не реже 3 раз в неделю. При этом учебные предметы могли быть разные: математика, обучение грамоте и литературное чтение, технология, окружающий мир. Условием включения компетентностно - ориентированного задания было, прежде всего, содержание урока, тип урока. К концу учебного года у меня собралось около 50 заданий по разным предметам. Основное внимание я уделяла заданиям на работу с текстом, графиками, таблицами, а также на развитие познавательных и коммуникативных УУД.

В мае месяце я провела повторное исследование метапредметных результатов обучения у своих учащихся. По таблице видна положительная динамика по всем проверяемым УУД, но наибольший прирост наблюдается по чтению и работе с текстом и познавательным и коммуникативным УУД, как следствие целенаправленной работы.

В целом я удовлетворена полученными результатами, так как прошёл только 1 год моей работы. В этом учебном году планирую расширить сферу применения компетентностно - ориентированных заданий при обучении и развитии моих учеников.

Итак, современное образование ставит перед учителем высокую планку в воспитании и обучении детей. Невозможно достичь хороших результатов в работе, не проявляя себя как личность, не развиваясь и не стремясь к постижению нового. Самое главное – это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.

Библиографический список

1. В.И. Блинов, И.С. Сергеев, Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. – М., 2007.

2. М. Демидова  Компетентностно – ориентированные задания в научно – естественном образовании. Народное образование. – 2008. № 4

3. Концепция модернизации Российского образования http://www.edu.ru

4. Центр развития молодёжи г. Екатеринбурга http://www.cerm.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по теме самообразования

«Формирование орфографического навыка через развитие познавательного интереса к предмету»...

Презентация "Отчет по теме самообразования"

В данной презентации содержится информация по теме самообразования "Развивающие игры на уроках математики"...

Отчет по теме самообразования

«Дидактическая игра как один из компонентов личностно-ориентированного  урока в начальных классах»....

Отчет по теме самообразование "Развитие навыков орфографической зоркости на уроках письма и развития речи через различные формы и методы"

В отчете поставлены цели и задачи работы по данной теме,определены этапы работы , составлен план реализации работы, сформирован ожидаемый результат работы по данной теме....

ОТЧЕТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ»

Авторы учебников по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать...