Урок русского языка в 3 классе глагол
материал
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Тема «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи».
Цель: способствовать развитию умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речи
Задачи: - повторить, имеющиеся у детей знания о частях речи;
- формирование умения выделять глагол среди других частей речи;
- обобщение знаний о существенных признаках глагола как части речи;
- определение роли глагола в предложении;
Планируемые результаты:
Предметные: -проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Личностные: - овладевают начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Универсальные учебные действия:
Познавательные: – овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
– осуществляют анализ, классификацию, сравнение.
Регулятивные: - формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
- оценивать ход и результат выполнения задания;
- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;
- корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.
Коммуникативные: - управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий;
- уметь работать в парах, в группе;
- внимательно слушать друг друга;
- уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Работа с информацией:
- работа с материалом учебника;
- искать и выделять необходимую информацию.
Тип урока: Урок систематизации знаний.
Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (автор В.П. Канакина); карточки с заданием для работы в паре, в группе, электронное приложение.
Использована проблемная ситуация, которая мотивирует дальнейшую деятельность детей на уроке.
Ход урока.
- Организационно-мотивационный этап
1. Приветствие:
Создание положительного настроя на урок.
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Павлина Борисовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.
2. Проверка готовности к уроку:
-У: Проверяем готовность к уроку, у вас на партах должны лежать: дневник, учебник, пенал и рабочая тетрадь.
3. Мотивация к учебной деятельности:
У: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая свежая кровь языка, ведь назначение глагола – выражать само действие» – Алексей Кузьмич Югов
2. Минутка чистописания.
У: С чего мы обычно начинаем наш урок?
У: Я буду задавать вам вопросы. Ваша задача: прослушав вопрос, записать ответ в тетрадь.
У: Звук, парный звуку [ф].
У: В слове тонна удвоенный согласный …
У: Первая буква в алфавите.
У: В слове «земля» безударная гласная…
У: Звук, который слышен на конце слова «мороз».
Давайте проверим: в, н, а, е, с.
У: Пропишите сочетания букв ва ве на не са се (следите за правильным соединением).
У: Из данных букв составьте слово. (Весна, навес)
У: Охарактеризуйте слово весна
О: сущ., неодуш., нариц., ж.р., ед. ч, И п.
У: Запишите слово весна в тетрадь, подберите и запишите несколько однокоренных слов, назовите проверочное слово (весенний, веснушки, веснянка, вешние, вёсны)
У: Назовите весенние месяцы. Вспомните пословицы про весенние месяцы, объясните их смысл (РАЗДАЧА)
У: Апрель с водой, май с травой.
О: чтобы случилось что-то хорошее, нужно изначально самому что-то сделать для этого, приложить усилия
У: Майская трава и голодного кормит.
О: означает, что даже самые незначительные или непривлекательные вещи могут быть ценными и полезными для тех, кто находится в трудной ситуации или нуждается в чем-то важном
У: Май холодный – год хлебородный.
О: при холодном мае земля насыщается влагой, нет засухи, и это действительно так: при холодном мае обычно хороший урожай
У: Малая птичка соловей, а знает май.
О: соловьи возвращаются с зимовки в начале мая, начинают вить гнезда. С 8-10 мая можно услышать трель этих птиц
Запишите любую пословицу в тетрадь.
II. Актуализация знаний
1. Блиц опрос
У: Какие части речи знаете?
О: имя существительное, прилагательное, местоимение
У: Что такое имя существительное?
О: часть речи, обозначающая предмет (и изменяющаяся по падежам и числам)
У: На какие вопросы отвечает?
О: кто? что?
У: Что обозначает?
О: предмет, лицо или явление
У: Что такое имя прилагательное?
О: часть речи, обозначающая признак предмета
У: На какие вопросы отвечает?
О: какой?, какая?, какое?, какие?, чей?
У: Что обозначает?
О: признак предмета
У: Что такое местоимение?
О: это слова, которые используются для замены имен собственных
У: На какие вопросы отвечает?
О: отвечают на вопросы существительных, прилагательных и числительных имен
У: Что обозначает?
О: указывающее на имя и приобретающее значение определённого предмета, качества или числа в зависимости от содержания данной речи
У: Молодцы. Идём дальше.
2. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
- Прочитайте текст. (РАЗДАЧА)
Весна. Снег. По дорожкам весёлые ручьи. Домой перелетные птицы. Они звонкие песни.
У: Назовите части речи, которые использованы в тексте.
О: существительное, прилагательное
У: Понравился ли вам текст? Всё ли было понятно?
О: нет
У: Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен?
О: не хватает движения/действия
У: Давайте попробуем оживить текс. Что для этого нужно сделать? Слова какой части речи надо использовать?
О: Глаголы
У: Определите тему урока? ГЛАГОЛ
У: Запишите текст, который у вас получился.
Наступила весна. Растаял снег. По дорожкам бегут весёлые ручьи. Домой вернулись перелетные птицы. Они поют звонкие песни.
Слайд (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова)
У: - Как изменился второй текст?
Он стал более живой, подвижный
У: - Почему неподвижная картинка ожила?
О: в тексте появилось действие
У: С помощью какой части речи это произошло?
О: глагол
У: Подчеркните слова, которые вы вставили.
У: На какие вопросы отвечают?
О: что сделала? что сделал? что делают? что сделали?
У: Что обозначают?
О: действие предмета
У: Как называется часть речи?
О: глагол
У: Вспомните тему урока? О чем мы будем сегодня говорить на уроке?
О: о значении и употреблении глаголов
Слайд Появляется тема на доске: «Значение и употребление глаголов в речи»
У: Можно ли сказать, что это тема совсем новая для вас?
О: нет
У: Попробуем с помощью «слов-помощников» определить задачи урока
-Познакомимся…
-Узнаем…
-Будем учиться…
1. Вспомним признаки глагола.
2. Будем учиться распознавать глагол среди других частей речи.
Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. И сегодня мы постараемся привести в систему известные нам знания и закрепим наши умения.
III. Основной этап.
Работа в парах.
У: Предлагаю вам поработать в парах. (помните, что при работе в парах нужно совещаться шепотом) (Задания на карточках)
- Соедините стрелками фразеологизмы с соответствующим значение.
Бить баклуши запомнить
Брать на буксир обидеться
Надуть губы бездельничать
Зарубить на носу помогать
- Кто из вас встретит затруднения, может заглянуть в словарь фразеологизмов на стр. 157 в учебнике.
1. Послушайте стихотворение. Попробуйте сосчитать, сколько глаголов встретилось в стихотворении.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит -
Все расскажет нам глагол.
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
Что им делать говорит,
Строго сам за тем следит. (18 глаголов)
- А кто из вас знает, почему эта часть речи получила такое название?
Слайд Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре Владимира Ивановича Даля мы читаем: «Глагол - это словесная речь человека, разумный говор, язык.»
Слайд А ещё - «Глаголь» — старинное название буквы «г».
Ученые подсчитали, что глагол занимает 2 место после существительного по частоте употребления в речи.
2. Возвращаемся к теме урока. Среди записанных слов найди глаголы. (ДОСКА)
Пилить, пробежка, косить, перелёт, смотреть, читать.
Глагол, сущ., глагол, сущ., глагол, глагол.
- Не все справились. У нас возникла проблема: а как отличить глагол от других частей речи?
- Как будем действовать?
Карточки на доску: (ДОСКА)
- ставить вопрос,
- определять, что слово обозначает,
- каким членом предложения является.
3. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач.
- Переходим к работе с учебником.
Упр. 169 (с. 100).
У: — Прочитайте первую группу слов.
О: художник, строитель, доктор, учитель, швея, маляр.
У: — Определите часть речи. Обоснуйте свой ответ.
О: существительные, отвечают на вопрос «кто?»
У: — Прочитайте вторую группу слов.
О: учит, шьёт, лечит, красит, строит, рисует.
У: — Определите часть речи. Обоснуйте свой ответ.
О: глаголы, отвечают на вопрос «что делает?»
У: Составьте и запишите нераспространенные предложения из данных слов. Подчеркните в предложениях основу.
У: - Прочитайте предложения, которые вы составили.
О: художник рисует, строитель строит, доктор лечит, учитель учит, швея шьёт, маляр красит.
У: — Каким членом предложения является глагол?
О: сказуемое
У: Назовите признаки глагола?
О: обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? в предложении чаще всего – сказуемое
4. Физминутка
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
5. Работа над правилом.
А теперь, все полученные на уроке знания сравните с определением глагола, которое дается на странице 101 нашего учебника.
У: - Так что - же общего у глагола с именем существительным и с именем прилагательным?
О: это части речи
У: - Назовите признаки глагола?
О: обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? в предложении чаще всего – сказуемое
5.. Включение в систему знаний и повторение
- А сейчас поработаем с карточками. Подпишите их и выполните задание. (РАЗДАЧА)
На листах записаны пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицы.
1 карточка
Мир строит, а война……..(разрушает).
Лето припасает, а зима…….(подъедает).
Труд кормит, а лень……..( портит).
2 карточка
Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).
Смелый побеждает, а трус…….(погибает).
Лентяй ест – греется, а работает -……..( мёрзнет).
3 карточка
Сумел завязать, сумей и …….(развязать).
Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).
Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).
4 карточка
Легко друга потерять, но трудно …..(найти).
По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).
Ласточка день начинает, а соловей….(кончает).
IV. Домашнее задание.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Так для чего же нужны глаголы в речи? (для передачи действий)
- Я вижу, что вы хорошо подружились с глаголами.
У: Обратимся к нашим «словам-помощникам»
-С чем мы познакомились…
-Что нового мы узнали…
-Чему учились…
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 3 класс Глагол
Урок русского языка на тему "Глагол", обеспечивает усвоение, совершенствует навык распознавания глагола и других частей речи.Уточняет представление о функции глагола и для чего нужны глаголы в речи. У...
к уроку русского языка 4 класс "Глагол прошедшего времени"
презентация, игра-тест...
Урок русского языка 4 класс Глагол как часть речи.
Конспект урока русского языка по теме: "Глагол как часть речи....
Урок русского языка 4 класс. Глагол.
Задачи урока - уточнить и обобщить знания детей о глаголе; сформировать интерес к изучению глагола....
Презентация к уроку русского языка ( 4 класс) "Глаголы- исключения"
Презентация к уроку русского языка ( 4 класс) "Глаголы- исключения"...
Презентация к уроку русского языка 4 класс "Глагол. Обобщение знаний"
Презентация к уроку русского языка 4 класс по теме "Глагол. Обобщение знаний". Школа России...
Урок русского языка 4 класс. Глаголы прошедшего времени
Формировать умение, различать глаголы прошедшего времени...