Сочетание синонимов с другими словами. 2 класс
материал

ы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochetanie_sinonimov_s_drugimi_slovami_2_klass.docx443.16 КБ

Предварительный просмотр:

Разрешаю:___________

Допускаю:___________

Оценка за урок:__________

План-конспект

урока по русскому языку,

проведённого во 2 «б» классе

обучающейся 21-корршк группы

Винс Ангелины Александровны

11.04.23 г.

Консультация методиста:__________

Консультация учителя:__________

План-конспект урока русского языка

УМК: «Начальная школа 21 века» 2 класс

(С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова,

Л.В. Петленко, В.Ю. Романова
Русский язык 2 класс 2 часть стр.46-50)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 11.04.2023

Время: 09:50-10:30

Место: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени героя Советского Союза С.И. Гусева»

Кабинет: 202

Класс: 2 «б»

Целевой компонент урока:

Тема урока: Сочетание синонимов с другими словами.

Цель: организация деятельности обучающихся для формирования умения определять синонимы, находить их в тексте.

Задачи:

Дидактические: способствовать формированию умения определять синонимы; систематизировать признаки синонимов.

Развивающие: способствовать развитию произвольного внимания, воображения, произвольной памяти, наглядно-образного мышления; развитию связной речи, любознательности, умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: любви к природе, бережного отношения к ней, понимания значимости каждого времени года.

Здоровьесберегающие: соблюдать СанПин, гигиенические условия в кабинете; применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся; создавать положительный эмоциональный микроклимата.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к процессу познания, умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование самоанализа и самоконтроля результата;

      Метапредметные:
      Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу, читают, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, делают выводы; осознают смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.
      Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными  задачами и условиями их реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносят коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
     Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: с достаточной полнотой точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь.
Предметные: знают определение  синонимов; умеют  подбирать синонимы к словам и находить их в тексте; добывать новые знания, находят новые знания, пользуют различные источники информации.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, проектор, презентация.


Ход урока:

  1. Организационный этап.

У: Здравствуйте, ребята, сегодня урок русского языка у вас проведу я, меня зовут Ангелина Александровна, я очень рада вас всех видеть, я надеюсь, что на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного, и у вас от урока останется хорошее настроение. 

У: Давайте проверим всё ли у нас готово к уроку. У вас на партах должны лежать учебники, тетради и пеналы. Всё остальное убираем.

Мотивация.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

  1. Актуализация знаний.

У: Ребята, что такое синонимы?

О: Это слова схожие по значению, отвечающие на один и тот же вопрос и являющиеся одной и той же частью речи?

У: Верно, давайте решим небольшой тест. Этот тест, вы будете решать в парах. Перед этим нам нужно вспомнить, какие правили нужно соблюдать при работе в парах.

О: Говорить шёпотом, выслушивать мнение собеседника, высказывать свою точку зрения.

Карточки (парная работа)

Тест

  1. Выберете близкие по смыслу слова (соедините их стрелочками)

1) Враг -                             1. Лгун

                                            2. Хвастун

                                            3.Противник

                                            4.Неприятель

                                            5.Болтун

2)Смелый -                         1. Храбрый

                                            2.Честный

                                            3.Добрый

                                            4.Мудрый

                                            5.Отважный

3)Смеяться -                      1. Петь

                                            2.Хихикать

                                            3.Беседовать

                                            4.Плакать

                                            5.Хохотать

1)Враг – Противник

2)Смелый – Храбрый

3)Смеяться – Хихикать

  1. Постановка цели и задач урока.

У: Ребята, Маша решила написать поздравление для Миши на день рождения, но Маша использовала слишком много одинаковых слов.

Поздравление: Желаю, чтобы твой День Рождения был хорошим, не похожим на те, которые у тебя были! Чтобы тебя окружали хорошие люди! Чтобы тебе было с ними хорошо! Чтобы тебе хотелось хорошо смеяться и общаться! Чтобы сбылись все их хорошие пожелания!

У: Чтобы научиться красиво писать поздравления она пошла в школу.

У: Ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

О: Сочетание синонимов с другими словами.

У: Верно, молодцы.

У: А какая цель нашего урока?

О: Учиться употреблять синонимы в тексте.

У: Всё верно. Молодцы.

  1. Первичное закрепление.

У: Давайте откроем учебник на странице 46 и посмотрим на задание под темой.

У: Маше на уроке загадали загадки. Помогите Маше их разгадать и найти в них синонимы.

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле.

Ответ: Дождь.

Синонимы: пути-дороги.

Вот по небу мчится конь,

Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьёт могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит.

Ответ: Гром.

Синонимы: мчится-бежит.

У: Ребята, так для чего же нужны синонимы?

О: Для того, чтобы сделать нашу речь красивее.

У: Верно. Давайте посмотрим, что нам об этом говорит Маша.

Правило: Синонимы помогают разнообразить нашу речь, передать различные оттенки того, о чём мы хотим сказать.

  1. Вторичное закрепление.

У: Учитель задал Маше несколько упражнений, давайте поможем ей их выполнить.

О: Да, давайте

1 задание

Напоминание: слова-синонимы отвечают на один и тот же вопрос.

Прочитайте слова. Какие из них являются синонимами? Выпиши синонимы группами.

Друг, жара, горячий, товарищ, дружеский, зной, знойный, товарищеский, пекло, приятель, жаркий, приятельский, жгучий.

Являются ли слова друг и товарищеский синонимами. Поясни ответ.

Ответ:

1) Друг, товарищ, приятель.

2) Жара, зной, пекло.

3) Горячий, знойный, жаркий.

4) Дружеский, товарищеский, приятельский

Слова «друг» и «товарищеский» не являются синонимами, потому что отвечают на разные вопросы и относятся к разным частям речи.

2 задание

Из слов-синонимов в скобках выбери подходящие по смыслу. Спиши предложения. Почему не все слова сочетаются.

1) Мимо станции промчался (скорый, быстрый, торопливый) поезд.

2) Однажды со мной произошёл (забавный, смешной, юмористический) случай.

3) В детстве мы любили играть в тени (старого, старинного) дуба.

4) У мальчика богатая (фантазия, мечта).

Ответ: не все слова сочетаются, потому что важно учитывать стилистику предложения, эмоциональную окраску и лексическое значение слов, прежде чем их сочетать.

1) Мимо станции промчался скорый поезд.

2) Однажды со мной произошёл забавный случай.

3) В детстве мы любили играть в тени старого дуба.

4) У мальчика богатая фантазия.

Физминутка:

1. И.п - о.с. 1 - 2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3 - 4 - дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки вперед., 1 - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 2 и.п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.

3. И.п. 1 - согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу. 2 - приставить ногу, руки вверх-наружу. 3 - 4 - то же другой ногой. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

3 задание

Подбери синонимы к словам вежливый, злой, опрятный, используя слова для справок.

Слова для справок: учтивый, сердитый, любезный, жестокий, чистый, аккуратный.

Ответ: 

Вежливый − учтивый, любезный.

Злой − сердитый, жестокий.

Опрятный − чистый, аккуратный.

4 задание

Прочитай текст. Какие из слов−синонимов, помещённых в скобках, кажутся тебе наиболее удачными? Спиши текст с выбранными словами, раскрой скобки.

Зимний лес

Зима (спряталась, скрылась, притаилась) в дремучем лесу. (Кружатся, вьются, вращаются) в воздухе (лёгкие, невесомые) снежинки. (Мохнатые, косматые, лохматые) ели (укрылись, укутались) белым пушистым одеялом. Снег (светится, сверкает, сияет) на солнце. И (дремучий, густой, глухой) лес теперь уже не кажется таким (мрачным, тёмным). Одетый в зимний кружевной наряд, он стоит (тихий, бесшумный, безмолвный) и торжественный.

Ответ:

Зимний лес

Зима притаилась в дремучем лесу. Кружатся в воздухе лёгкие снежинки. Мохнатые ели укутались белым пушистым одеялом. Снег сверкает на солнце. И дремучий лес теперь уже не кажется таким мрачным. Одетый в зимний кружевной наряд, он стоит безмолвный и торжественный.

  1. Итоги урока. Рефлексия.

У: Вот и закончился наш урок. Мы сегодня помогли Маше в школе. Посмотрите какое красивое поздравление написала Маша для Миши.

Поздравление: Желаю, чтобы твой День Рождения был особенным, не похожим на те, которые у тебя были! Чтобы тебя окружали те люди, к которым у тебя лежит сердце! Чтобы тебе было с ними весело и уютно! Чтобы тебе хотелось искренне смеяться и общаться! Чтобы сбылись все их благие пожелания!

У: Ребята, чему мы сегодня учились на уроке?

О: Сегодня на уроке мы учились употреблять синонимы в тексте.

У: Ребята, оцените свою работу с помощью наших помощников (смайликов)

Если хорошо поработали нарисуйте желтый смайлик.

Если есть затрудняетесь ответить зелёный. 

Если есть над чем работать красный. 

У: Вы молодцы, хорошо постарались. Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочетание антонимов с другими словами 2 класс (УМК "Школа 21 века")

Данная презентация разработана на основе презентации Кашиной Ольги Николаевны http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/06/03/urok-russkogo-yazyka-vo-2-klasse-po-teme-slova-antonimy...

Сочетание антонимов с другими словами (УМК"Начальная школа 21 века"2 класс)

Цель урока: подбирать антонимы к разным значениям одного и того же слова.Планируемые результаты:Предметные:-наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;-учить использовать в речи синонимы ...

План-конспект урока русского языка "Сочетание синонимов с другими словами"

Конспек урока разработан для учащихся 2 класса по программе "Начальная школа 21 века". Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая....

Открытый урок во 2 классе " Сочетание синонимов с другими словами"

Урок может быть использован в качестве показательного на конкурсах педагогического мастерства...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Сочетание синонимов с другими словами» - 2 класс (УМК "Начальная школа XXI века»)

Тип урока: общеметодологической направленности. Цель урока: обобщение и систематизация знаний о синонимах, закрепление умения сочетать синонимы с другими словами.  Задачи урока: Ди...