Сочетание синонимов с другими словами. 2 класс
материал
Предварительный просмотр:
Разрешаю:___________
Допускаю:___________
Оценка за урок:__________
План-конспект
урока по русскому языку,
проведённого во 2 «б» классе
обучающейся 21-корршк группы
Винс Ангелины Александровны
11.04.23 г.
Консультация методиста:__________
Консультация учителя:__________
План-конспект урока русского языка
УМК: «Начальная школа 21 века» 2 класс
(С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова,
Л.В. Петленко, В.Ю. Романова
Русский язык 2 класс 2 часть стр.46-50)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 11.04.2023
Время: 09:50-10:30
Место: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени героя Советского Союза С.И. Гусева»
Кабинет: 202
Класс: 2 «б»
Целевой компонент урока:
Тема урока: Сочетание синонимов с другими словами.
Цель: организация деятельности обучающихся для формирования умения определять синонимы, находить их в тексте.
Задачи:
Дидактические: способствовать формированию умения определять синонимы; систематизировать признаки синонимов.
Развивающие: способствовать развитию произвольного внимания, воображения, произвольной памяти, наглядно-образного мышления; развитию связной речи, любознательности, умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: любви к природе, бережного отношения к ней, понимания значимости каждого времени года.
Здоровьесберегающие: соблюдать СанПин, гигиенические условия в кабинете; применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся; создавать положительный эмоциональный микроклимата.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к процессу познания, умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование самоанализа и самоконтроля результата;
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу, читают, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, делают выводы; осознают смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносят коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: с достаточной полнотой точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь.
Предметные: знают определение синонимов; умеют подбирать синонимы к словам и находить их в тексте; добывать новые знания, находят новые знания, пользуют различные источники информации.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах
Основные образовательные ресурсы урока: учебник, проектор, презентация.
Ход урока:
- Организационный этап.
У: Здравствуйте, ребята, сегодня урок русского языка у вас проведу я, меня зовут Ангелина Александровна, я очень рада вас всех видеть, я надеюсь, что на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного, и у вас от урока останется хорошее настроение.
У: Давайте проверим всё ли у нас готово к уроку. У вас на партах должны лежать учебники, тетради и пеналы. Всё остальное убираем.
Мотивация.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
- Актуализация знаний.
У: Ребята, что такое синонимы?
О: Это слова схожие по значению, отвечающие на один и тот же вопрос и являющиеся одной и той же частью речи?
У: Верно, давайте решим небольшой тест. Этот тест, вы будете решать в парах. Перед этим нам нужно вспомнить, какие правили нужно соблюдать при работе в парах.
О: Говорить шёпотом, выслушивать мнение собеседника, высказывать свою точку зрения.
Карточки (парная работа)
Тест
- Выберете близкие по смыслу слова (соедините их стрелочками)
1) Враг - 1. Лгун
2. Хвастун
3.Противник
4.Неприятель
5.Болтун
2)Смелый - 1. Храбрый
2.Честный
3.Добрый
4.Мудрый
5.Отважный
3)Смеяться - 1. Петь
2.Хихикать
3.Беседовать
4.Плакать
5.Хохотать
1)Враг – Противник
2)Смелый – Храбрый
3)Смеяться – Хихикать
- Постановка цели и задач урока.
У: Ребята, Маша решила написать поздравление для Миши на день рождения, но Маша использовала слишком много одинаковых слов.
Поздравление: Желаю, чтобы твой День Рождения был хорошим, не похожим на те, которые у тебя были! Чтобы тебя окружали хорошие люди! Чтобы тебе было с ними хорошо! Чтобы тебе хотелось хорошо смеяться и общаться! Чтобы сбылись все их хорошие пожелания!
У: Чтобы научиться красиво писать поздравления она пошла в школу.
У: Ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
О: Сочетание синонимов с другими словами.
У: Верно, молодцы.
У: А какая цель нашего урока?
О: Учиться употреблять синонимы в тексте.
У: Всё верно. Молодцы.
- Первичное закрепление.
У: Давайте откроем учебник на странице 46 и посмотрим на задание под темой.
У: Маше на уроке загадали загадки. Помогите Маше их разгадать и найти в них синонимы.
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле.
Ответ: Дождь.
Синонимы: пути-дороги.
Вот по небу мчится конь,
Из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьёт могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит.
Ответ: Гром.
Синонимы: мчится-бежит.
У: Ребята, так для чего же нужны синонимы?
О: Для того, чтобы сделать нашу речь красивее.
У: Верно. Давайте посмотрим, что нам об этом говорит Маша.
Правило: Синонимы помогают разнообразить нашу речь, передать различные оттенки того, о чём мы хотим сказать.
- Вторичное закрепление.
У: Учитель задал Маше несколько упражнений, давайте поможем ей их выполнить.
О: Да, давайте
1 задание
Напоминание: слова-синонимы отвечают на один и тот же вопрос.
Прочитайте слова. Какие из них являются синонимами? Выпиши синонимы группами.
Друг, жара, горячий, товарищ, дружеский, зной, знойный, товарищеский, пекло, приятель, жаркий, приятельский, жгучий.
Являются ли слова друг и товарищеский синонимами. Поясни ответ.
Ответ:
1) Друг, товарищ, приятель.
2) Жара, зной, пекло.
3) Горячий, знойный, жаркий.
4) Дружеский, товарищеский, приятельский
Слова «друг» и «товарищеский» не являются синонимами, потому что отвечают на разные вопросы и относятся к разным частям речи.
2 задание
Из слов-синонимов в скобках выбери подходящие по смыслу. Спиши предложения. Почему не все слова сочетаются.
1) Мимо станции промчался (скорый, быстрый, торопливый) поезд.
2) Однажды со мной произошёл (забавный, смешной, юмористический) случай.
3) В детстве мы любили играть в тени (старого, старинного) дуба.
4) У мальчика богатая (фантазия, мечта).
Ответ: не все слова сочетаются, потому что важно учитывать стилистику предложения, эмоциональную окраску и лексическое значение слов, прежде чем их сочетать.
1) Мимо станции промчался скорый поезд.
2) Однажды со мной произошёл забавный случай.
3) В детстве мы любили играть в тени старого дуба.
4) У мальчика богатая фантазия.
Физминутка:
1. И.п - о.с. 1 - 2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3 - 4 - дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки вперед., 1 - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 2 и.п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.
3. И.п. 1 - согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу. 2 - приставить ногу, руки вверх-наружу. 3 - 4 - то же другой ногой. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
3 задание
Подбери синонимы к словам вежливый, злой, опрятный, используя слова для справок.
Слова для справок: учтивый, сердитый, любезный, жестокий, чистый, аккуратный.
Ответ:
Вежливый − учтивый, любезный.
Злой − сердитый, жестокий.
Опрятный − чистый, аккуратный.
4 задание
Прочитай текст. Какие из слов−синонимов, помещённых в скобках, кажутся тебе наиболее удачными? Спиши текст с выбранными словами, раскрой скобки.
Зимний лес
Зима (спряталась, скрылась, притаилась) в дремучем лесу. (Кружатся, вьются, вращаются) в воздухе (лёгкие, невесомые) снежинки. (Мохнатые, косматые, лохматые) ели (укрылись, укутались) белым пушистым одеялом. Снег (светится, сверкает, сияет) на солнце. И (дремучий, густой, глухой) лес теперь уже не кажется таким (мрачным, тёмным). Одетый в зимний кружевной наряд, он стоит (тихий, бесшумный, безмолвный) и торжественный.
Ответ:
Зимний лес
Зима притаилась в дремучем лесу. Кружатся в воздухе лёгкие снежинки. Мохнатые ели укутались белым пушистым одеялом. Снег сверкает на солнце. И дремучий лес теперь уже не кажется таким мрачным. Одетый в зимний кружевной наряд, он стоит безмолвный и торжественный.
- Итоги урока. Рефлексия.
У: Вот и закончился наш урок. Мы сегодня помогли Маше в школе. Посмотрите какое красивое поздравление написала Маша для Миши.
Поздравление: Желаю, чтобы твой День Рождения был особенным, не похожим на те, которые у тебя были! Чтобы тебя окружали те люди, к которым у тебя лежит сердце! Чтобы тебе было с ними весело и уютно! Чтобы тебе хотелось искренне смеяться и общаться! Чтобы сбылись все их благие пожелания!
У: Ребята, чему мы сегодня учились на уроке?
О: Сегодня на уроке мы учились употреблять синонимы в тексте.
У: Ребята, оцените свою работу с помощью наших помощников (смайликов)
Если хорошо поработали нарисуйте желтый смайлик.
Если есть затрудняетесь ответить зелёный.
Если есть над чем работать красный.
У: Вы молодцы, хорошо постарались. Урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочетание антонимов с другими словами 2 класс (УМК "Школа 21 века")
Данная презентация разработана на основе презентации Кашиной Ольги Николаевны http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/06/03/urok-russkogo-yazyka-vo-2-klasse-po-teme-slova-antonimy...
Урок русского языка " Сочетание синонимов с другими словами" 2 класс Начальная школа XXI века
Разработка урока русского языка во 2 классе . ...
Урок русского языка " Сочетание синонимов с другими словами" 2 класс Начальная школа XXI века
Урок русского языка 2 класс....
Сочетание антонимов с другими словами (УМК"Начальная школа 21 века"2 класс)
Цель урока: подбирать антонимы к разным значениям одного и того же слова.Планируемые результаты:Предметные:-наблюдать за словами, имеющими противоположное значение;-учить использовать в речи синонимы ...
План-конспект урока русского языка "Сочетание синонимов с другими словами"
Конспек урока разработан для учащихся 2 класса по программе "Начальная школа 21 века". Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая....
Открытый урок во 2 классе " Сочетание синонимов с другими словами"
Урок может быть использован в качестве показательного на конкурсах педагогического мастерства...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Сочетание синонимов с другими словами» - 2 класс (УМК "Начальная школа XXI века»)
Тип урока: общеметодологической направленности. Цель урока: обобщение и систематизация знаний о синонимах, закрепление умения сочетать синонимы с другими словами. Задачи урока: Ди...