Открытый урок во 2 классе " Сочетание синонимов с другими словами"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок может быть использован в качестве показательного на конкурсах педагогического мастерства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сочетание синонимов со словами | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: создать условия для развития умения систематизировать знания о синонимах, распознавать синонимы в тексте, определять признаки синонимов, обобщать знания о роли и функции синонимов в речи.
Задачи:
Образовательные:
- моделирование ситуаций, описанных в тексте,
- создание условий для развития у учащихся умения использовать средства устного общения в разных речевых ситуациях в ходе монолога, диалога;
- находить синонимы в тексте;
- продолжать учиться работать со словарём;
- осуществлять самоконтроль при списывании небольшого текста посредством орфографического чтения.
Развивающие:
- развивать навыки контроля и самоконтроля;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
-проявление интереса к новому содержанию занятия; - проявление любознательности к изучаемому материалу; -формируем умение высказывать самые простые правила. | Регулятивные УУД: - формируем умение определять цель деятельности на уроке; - формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки; - формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: - формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; - формируем умение находить в тексте ответы на поставленные вопросы; - формируем умение определять основную мысль текста; - формируем умение на основе анализа делать выводы; - формируем умение устанавливать аналогии; - формируем умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные УУД: - формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; - формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения. | - находить синонимы в тексте; - подбирать синонимы к словам; - продолжать учиться работать со словарём; - редактировать текст, отдельные предложения. |
Тип урока: урок формирования закрепления предметных навыков, овладения предметными умениями.
Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Результат |
1. Организационный момент. | Формирование самооценки готовности к уроку | - Громко прозвенел звонок, готовы вы начать урок? Проверим, всё ль у нас в порядке: | Самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку. |
Психологический настрой. | Создание положительного эмоционального фона | Сегодня у нас c вами урок, у вас хорошее настроение, улыбнитесь друг другу. - Пятиминутка жужжащего чтения по методике В.Н. Зайцева. | Включение детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия. |
2.Актуализация знаний (подводящий диалог). | Активизировать знания, умения и навыки по теме урока. Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности. Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке. | На прошлой неделе я случайно услышала спор между мальчишками одного класса. Что стало причиной спора, вы узнаете, если послушаете шуточное стихотворение У паренька сбылась МЕЧТА - Как вы считаете, почему возник спор? Можем ли мы, его разрешить? Желание и мечта – слова, близкие по смыслу). Это…...синонимы - Какое слово спряталось в слове мечта? (меч) - Что вам представляется, когда слышите или произносите слово – мечта? - Какое слово спряталось в слове мечта? (меч) - Какие ассоциации возникли, связанные со словом меч? - Да, за мечту нужно бороться – но бороться не с кем-то, а со своей ленью, со слабой силой воли, к мечте надо стремиться – иметь багаж знаний.
| Актуализируются ранее полученные знания, необходимые для понимания новой темы. |
3.Введение в тему урока и постановка учебной проблемы. | Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности. . | - Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? Какой будет цель урока? (Повторить то, что мы уже знаем о синонимах, расширить свои знания, получив новую информацию). - Давайте вспомним, что мы знаем о синонимах. 1. Синонимы – слова, близкие по значению, но разные по звучанию. 2. Синонимы – слова, имеющие несколько значений. 5. Синонимы – слова, отвечающие на один и тот же вопрос. Ответ- на доске ВИДЕО СИНОНИМЫ Да или нет-Кто выбрал всё правильно – балл на яблочко. | Проявлять интерес к новому содержанию, понимать учебную задачу, готовность осуществлять ее решение под руководством учителя. Иметь представление о неизученном предметном содержании и способах его применения. |
- Мы выяснили, что нам известно о синонимах. А тема урока: синонимы в тексте. - Давайте вспомним, что мы знаем о тексте. Назовите номера верных утверждений. 1. Текст, состоит из нескольких предложений. 2. Заголовок не связан с текстом. 3. Текст имеет начало. 4. Предложения в тексте не связаны по смыслу. Назовите номера верных утверждений. Вы согласны? Поставьте себе балл. - Сегодня на уроке будем работать с синонимами, разбираться, зачем они нужны в речи, будем учиться находить синонимы, грамотно использовать их в речи. | |||
4.Изучение нового учебного материала. а) работа с учебником, упр. 1 (ученик на доске, весь класс самостоятельно) а) работа с учебником, упр. 2 | Включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы. Решать проблему с помощью выбранного метода. | 1. Наблюдение над значением синонимов. - Что общего у слов: Опрятный, чистый, аккуратный. (прилаг, окончание ый, м.р., близкое значение - синонимы) - Когда в речи используем слово – опрятный (говорим о внешнем виде); - Слово – чистый (не имеющий грязи); - Слово – аккуратный (соблюдающий во всём порядок). - Используя слова-синонимы составьте словосочетания со словом рисунок. (аккуратный рисунок) - Что заметили? (слова опрятный и чистый не подходят) - Почему? - Чем отличаются слова? (называют схожие, но не одинаковые признаки). Например, друг – приятель.
Вывод: значение синонимов не всегда совпадает. Часто синонимы отличаются оттенками значений. (На доске)
· Составление и запись предложения с одним из слов - синонимов.
| Проявлять интерес к новому содержанию занятия, понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. |
Физминутка. | Снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых | Разминка для глаз | Положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. |
5.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. а) Работа по учебнику (упражнение 3). б) Работа в парах по карточке. в) Формулировка вывода. | Решать типовые задания. Закреплять способ их решения. Дифференцированная работа. | В типографии, где печатают книги, газеты, журналы, работает человек, профессия которого называется редактор. Кто знает, чем занимается редактор? Перед тем, как любой текст попадает в печать, его тщательно редактируют, исправляют. Сейчас, каждый из вас будет в роли редактора. 4. Работа с упражнением. Прочитай группы слов-синонимов. Подумай, в каких случаях мы употребляем то или иное слово. Правильно ли использованы слова в предложениях? Почему? Исправь ошибки.
Миша клянчил у учительницы, чтобы его спросили на уроке.
Вера с Ниной тихонько гоготали над ним.
Саша забил гол и выл от счастья. Работаем в парах. Редактируем на карточке Маша рассказала нам о своём летнем отдыхе. Сначала Маша рассказала о поездке на дачу. Потом Маша рассказала про путешествие на машине в Крым. Маша рассказала о горах и о Чёрном море. Маша рассказывала целых полчаса. Нужно зачеркнуть повторяющееся слово и заменить его синонимом. - Какой вывод, мы можем сделать из этого упражнения? - Синонимы, помогают избежать повторов, сделать нашу речь красивой и насыщенной. | Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. |
г) Работа в группе (учебник, упражнение 4). | Организация и осуществление совместной учебно-познавательной деятельности | - Продолжаем работать редакторами. Сейчас мы работаем в группе. (На карточках слова- синонимы. Задача детей в паре найти слова синонимы и приклеить. (КАРТОЧКИ РАЗДАЮ В НАЧАЛЕ УРОКА) грустный печальный умный нежный красный мощный сильный мудрый ласковый алый Проверка: грустный печальный умный мудрый красный алый сильный мощный ласковый нежный | |
6.Подведение итогов урока. | Формирование ценностного отношения к совместной деятельности. Развитие рефлексивных умений. | - Давайте подведём итоги. Чему мы учились на уроке? Вы работали самостоятельно, в парах, в группах. Какое задание оказалось для вас самым трудным? А какое, самым лёгким. Как вы думаете, а где мы можем применить новые знания? | Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. |
7.Самооценка своей работы. Домашнее задание. | Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. | Давайте посчитаем баллы, которые вы набрали и оценим свою работу на уроке. И соберем урожай яблок | Умение проверять и оценивать свою работу, положительное отношение к проделанной работе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Сочетание антонимов с другими словами"
Урок по УМК "Начальная школа XXI века" во 2 классе по русскому языку...
Сочетание антонимов с другими словами 2 класс (УМК "Школа 21 века")
Данная презентация разработана на основе презентации Кашиной Ольги Николаевны http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/06/03/urok-russkogo-yazyka-vo-2-klasse-po-teme-slova-antonimy...
Урок русского языка " Сочетание синонимов с другими словами" 2 класс Начальная школа XXI века
Разработка урока русского языка во 2 классе . ...
Урок русского языка " Сочетание синонимов с другими словами" 2 класс Начальная школа XXI века
Урок русского языка 2 класс....
План-конспект урока русского языка "Сочетание синонимов с другими словами"
Конспек урока разработан для учащихся 2 класса по программе "Начальная школа 21 века". Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая....
Технологическая карта урока русского языка по теме «Сочетание синонимов с другими словами» - 2 класс (УМК "Начальная школа XXI века»)
Тип урока: общеметодологической направленности. Цель урока: обобщение и систематизация знаний о синонимах, закрепление умения сочетать синонимы с другими словами. Задачи урока: Ди...