План-конспект урока русского языка "Сочетание синонимов с другими словами"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Конспек урока разработан для учащихся 2 класса по программе "Начальная школа 21 века". Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сочетание синонимов с другими словами.

Тип урока: урок « открытия» новых знаний.

Цели деятельности педагога:

  • создать условия для наблюдения за значением синонимов;
  • способствовать развитию умения использовать синонимы в речи.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- определять роль синонимов в речи;

- находить слова-синонимы в тексте;

- определять группу синонимов опираясь на правило: это слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос;

-правильно употреблять синонимы  в речи.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей.

Познавательные: -уметь анализировать объекты;

-выделять общие признаки;

-формулировать понятие;

-сравнивать объекты (находить общее и отличия);

-обобщать;

-контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Методы обучения: деятельностный, побуждающий от проблемной ситуации диалог, побуждающий без проблемы диалог, словесный методы.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая

Оборудование: учебники «Русский язык», карточки для самостоятельной и парной работы, модели цветов, стикеры.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Эмоциональный настрой

Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

 С усердием трудитесь!          

Проверяют готовность к уроку.

Слушают и анализируют прослушанное, определяют свою позицию на уроке

Этап актуализации и пробного учебного действия

1.Каллиграфическая минутка

2.Словарная работа.

- Откройте тетради,  запишите число и классная работа.

-  Я предлагаю начать урок с минутки чистописания.

- Прочтите слоги, которые даны для показа.

- Запишите их.

- Сегодня на уроке я предлагаю оценивать нашу работу при помощи…?

И первое, что вы должны оценить, это аккуратность и правильность написания слогов, сравнивая с показом учителя.

Словарная работа по картинкам на слайде.

1.Комната в школе, в которой проходят учебные занятия ( класс)

2.Одиннадцатый месяц календарного года ( ноябрь)

3.Тонкий слой кристалликов льда, покрывающий поверхность разных предметов при резком охлаждении ( иней)

4.Белая питательная жидкость, получаемая от коров, коз и некоторых других животных, употребляемая в пищу. ( молоко)

5.Замороженный сладкий продукт из молока, сливок, масла, сахара с добавлением вкусовых и ароматических веществ ( мороженое)

6.Название первого месяца календарного года. ( январь)

- А теперь предлагаю проверить и оценить правильность выполнения задания.

- Однажды я услышала такое высказывание ученика: У меня богатая мечта.

- Нравится ли вам, как сочетаются слова в предложении?

- Какое близкое по значению слово вы бы поставили вместо слова «мечта»

- Что мы можем сказать о словах мечта и фантазия?

- Докажите.

- Почему же нам не подошло слово мечта?

- Итак, как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

- Какими будут задачи нашего урока? Продолжите мою фразу: «Сегодня на уроке я буду учиться …»

- С задачами урока мы определились. Что мы должны сделать теперь?

- Составление планы работы на уроке:

изучение нового, применение знаний, проверка знаний, самооценка

Учащиеся записывают дату, классная работа

Учащиеся записывают показ в тетради.

Учащиеся называют приём оценивания своей работы на уроке.

Учащиеся оценивают свою работу (правильность начертания слогов, соединений, аккуратность) по заданным критериям.

Работают самостоятельно в тетрадях.

Самостоятельно сверяют свою работу с образцом (на экране), оценивают свою работу

- Мечта не может быть богатой.

- Эти слова вместе не должны употребляться

- Фантазия

- Это синонимы.

- Эти слова близкие по значению и отвечают на один и тот же вопрос.

- Не сочетаются в предложении с другим словом.

Формулировка темы. Ставят личностно значимые цели на урок.

- Составить план работы

Составляют план работы по теме урока.

Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений

Этап реализации построенного проекта

1.Наблюдение  над языковым материалом. Выяснение роли синонимов в речи.

Этап закрепления знаний и способов действия

1.Упражнение в выделении лишнего слова из ряда синонимов.

2.Упражнение в выборе правильных синонимов.

3.Тест по теме «Синонимы»

Этап рефлексии деятельности на уроке.

- Я предлагаю поработать с загадками ( на слайде).

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.

- Что будет отгадкой к первой загадке.

- Найдите в тексте загадки слова – синонимы.

- Докажите.

- Что является отгадкой ко второй загадке?

Вот по небу мчится конь,

Из – под ног летит огонь.

Конь копытом бьёт могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля дрожит.

- Найдите в тексте загадки слова – синонимы.

- Докажите.

- Как вы думаете, какую роль в нашей речи играют синонимы?

- Как нам узнать, правы ли мы?

- Учебник стр. 47

- Мы узнали, какую роль в нашей речи выполняют синонимы, что мы должны сделать теперь?

Физминутка

Вверх рука

И вниз рука

Потянули их слегка

Быстро поменяли руки

нам сегодня не до скуки

Выполняем приседанье

Это трудное заданье

Тренируем мышцы ног

сколько раз присел дружок.

Головой вращаем плавно

Смотрим влево. Смотрим вправо.

Рассмотрели потолок

И за парты все вернулись

Продолжается урок

- Отдохнули и переходим к следующему этапу нашего урока.

- На столах лежат карточки, изучите задание.

КАРТОЧКА 1

Найди и выдели лишнее слово среди синонимов.

1) Сила, мощный, могучий.

2) Интересный, увлекательный, молодой, захватывающий.

- Это задание вы будете выполнять в парах.

- Проверьте работу и оцените.

- Продолжаем работу по теме нашего урока.

- Учебник: стр. 48 упр. 2. Изучите задание.

- Я предлагаю поработать в группах.

Выполняют задание в группе.

- Ребята, так зачем нам нужно изучать тему «Сочетание синонимов с другими словами»?

- Хотели бы вы проверить, как вы усвоили тему урока?

- Тогда я предлагаю вам перейти к следующему этапу урока и проверить свои знания при помощи теста.

- Возьмите тест и изучите задание.

ТЕСТ

Укажи верные высказывания:

  1. Синонимы –это слова близкие по значению.
  2. Синонимы  отвечают на разные вопросы.
  3. В переводе с греческого «синоним» означает «одноимённый».
  4. Синонимы помогают разнообразить нашу речь.
  5. Слова «друг- подруга» -синонимы.

-Проверьте и оцените вашу работу.

- Ребята, какой была тема нашего урока?

- Дома я предлагаю вам продолжите работу над темой  и на выбор выполнить упражнение 3 стр. 48 или упр. 4 стр. 49. Откройте учебники  и изучите задания.

- Ваши вопросы по выполнению работы?

- Все ли этапы урока мы выполнили?

Выполнение самооценки.

- Я благодарю Вас за активную работу на уроке.

- Дождь

- Пути – дороги

 - Молния .

- Мчится - бежит

- Делают её разнообразнее.

- Посмотреть в учебнике

- Научить применять новые знания.

Выполняют работу у доски, объясняют выбор синонимов.

Выполняют работу в парах.

Сверяют свою работу с образцом на экране.

Анализируют и оценивают свою работу

- Читают задание, анализируют его.

Выполняют работу в группах.

- Наша речь становится разнообразнее, красивее.

Выполняют задания теста.

Сверяют свою работу с образцом на экране.

Анализируют и оценивают свою работу

Изучают домашнее задание

- Нет самооценки.

Высказывают своё мнение, анализируют свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"

План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал  занятия. Здесь и занимательный, познавательный  материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Тип урока:  закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о  роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...

План-конспект открытого урока русского языка в 3 классе: Проверка безударных гласных в корне слова.

Цель  урока: Закрепить умение подбирать проверочное слово для доказательства правильного написания слов с безударной гласной в корне....