Программа с одаренными детьми
рабочая программа (2 класс)

 Бургучева Галина Ивановна

На одно из первых мест  психолого – педагогическая наука выдвигает проблему работы с одаренными учениками. Особенно актуальна эта проблема для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе  образования. Работа с одаренными в разных областях, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_s_odarennymi_detmi.docx47.81 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

обучающихся 2 «Б» класса МАОУ  «СОШ № 23 им.Г.А.Кадзова»

на 2020--2021 учебные года

Составила: Бургучева Галина Ивановна

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить!     

На одно из первых мест  психолого – педагогическая наука выдвигает проблему работы с одаренными учениками. Особенно актуальна эта проблема для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе  образования. Работа с одаренными в разных областях, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь "звездочку”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? Надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами.
Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: "не навреди”.

От учителя начальной школы требуется выявить  всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо актуально для обучения одаренных детей.

 Данная программа направлена на развитие умственных и творческих способностей ученика, формирование и развитие навыков самостоятельной работы, самообучения и самоконтроля.

Цель :

Выявление одаренных детей и создание условий для их оптимального развития. Самореализации данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

Задачи:

  • Выявить одарённых детей с использованием различных диагностик;
  • определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых детей;
  • совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.
  • проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности;
  • предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем через самостоятельную работу;

Принципы работы с одаренными детьми:

  • Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
  • Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
  • Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ.
  • Принцип усиления внимания к проблеме меж предметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Планируемые результаты программы, важнейшие целевые показатели

  • Повышение мотивации школьников к учению и уровня облученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик.
  • По окончании начальной школы дети должны легко ориентироваться в культурном наследии России.
  • Обладать творческим воображением, уметь изображать и создавать образы выражая свое отношение к ним.
  • Умение анализировать увиденное на экскурсии в музей и по городу (храмы города и края).
  • Участвовать в различных конкурсах: районных, окружных, городских, международных, Российских, способствующее позиционированию ОУ.

Результаты реализации

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • сформировать систему работы с одаренными детьми;
  • создать условия для развития одаренности и таланта у детей в современных условиях;
  • совершенствовать формы работы с одаренными и способными детьми;
  • сформировать банк данных «Одаренные дети».

Контроль и учет знаний и умений обучаемых.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса – организация систематического контроля и учета знаний и умений обучаемых. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех учащихся. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует детей не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием, участники кружка будут принимать участие в школьной и городской олимпиадах.

Мониторинг результативности работы с учащимися

-отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся

Прогнозируемые результаты:

  • - совершенствование и повышение качества знаний и умений учащихся, умений применять их в нестандартных ситуациях;
  • - призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
  • - развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • - развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Результаты по формированию УУД

Личностные УУД.

Сформированные УУД: Основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину, чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России. Осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности.

Умения:

  • Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;
  • Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.
  • Стремление к самосовершенствованию;
  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

Регулятивные УУД.

Сформированные УУД: Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи.

Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты).

Адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей.

Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей.

Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи. Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану.

Понимать значение работы над устранением ошибок.

Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок.

 Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях.

Различать способ и результат действия

Познавательные УУД.

Сформированные УУД: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек).

Осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ.

Грамотное построение устной и письменной речи.

Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности.

Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.

Самостоятельно создавать алгоритм действий.

Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов. Устанавливать аналогии.

Владеть общим рядом приемом решения задач.

Выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.

Понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности.

Использовать разные географические средства.

Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.

Коммуникативные УУД.

Сформированные УУД: Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе.

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Уметь формулировать свое мнение и позицию.

Высказываться, убеждать, доказывать, уступать. С помощью вопросов выяснять недостающую информацию.

Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия.

Анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию.

Выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

Составлять внутренний план действий.

Понимать: ∙ Возможность оснований оценки одного и того же предмета; ∙ Относительность оценок или выборов других людей; ∙ Мысли, чувства, стремления и желания окружающих.

Стратегия работы с одаренными детьми

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др.

Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.

Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;  
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • - профессионально грамотным;
  • - интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • - проводником передовых педагогических технологий;
  • - психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • - знатоком во всех областях человеческой жизни.

Механизмы учета индивидуальных достижений  обучающихся

У каждого ученика есть портфолио, в котором отмечаются все его достижения, интересные самостоятельные проекты, творческие работы.

Заполняются карты индивидуальных достижений.

План работы с одаренными детьми

в начальной школе

на 2019-2020  учебный год

Направление реализации

Мероприятия

Сроки

Примечание

1.

Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу одаренные дети

Заседание МОначальных классов

Консультация «Одаренность: понятие, виды одаренности».

август 

сентябрь

3.

Создание банка данных одаренных детей начальной школы

  • Анкетно-биографические сведения об одаренных детях
  • Изучение интересов и склонностей учащихся: уточнение критериев всех видов одаренности.Диагностика одаренности младших школьников по методике А.И.Савенкова
  •  Формирование списков обучающихся
  • Составление индивидуальных «маршрутных» карт обучающихся

Сентябрь-

октябрь

4.

Психологическая помощь одаренным детям

Регулярные психологические консультации для одаренных детей.

В течение года

Организация психологического сопровождения в ходе олимпиад, турниров и других интеллектуальных и творческих конкурсах.

В течение года

5.

Создание методической копилки по работе с одаренными детьми

Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и математике, разработки интеллектуальных марафонов, игр).

В течение года

6.

Систематизация работы учителей начальных классов с одаренными детьми в урочной деятельности

Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, Интернета, компьютерных игр, электронных энциклопедий.

В течение года

Применение на уроках современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровьесберегающих.

В течение года

Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся.

В течение года

Проведение нестандартных форм уроков: урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская (с целью обмена опытом планируется сделать эти уроки открытыми).

В течение года

Индивидуальные занятия, консультации

По мере необходимости в течение года

7

Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время

Функционирование предметных и творческих кружков:

  • Кружок «Бисероплетение»;
  • Кружок «Шахматы»
  • Танцевальный кружок «Джем»;
  • Кружок вокального пения

« Звонкие голоса»

  • Кружок «Умники и умницы»
  • Кружок « Развитие речи»
  • Спортивная секция « Здоровячок»

В течение года

Подготовка к интеллектуальным конкурсам:

 «Русский Медвежонок»

 «Кенгуренок»

«Вопросита»

«Совушка»

«Вот задачка»

«Кириллица»

« Весенний марафон»

Октябрь - март

Подготовкаи участие  в конкурсе проектных работ.

Международный конкурс « Весенний марафон»

Май -октябрь

Предметные классные, школьные, районные олимпиады (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение).

Октябрь -

январь

Итоговые диагностические работы в конце года

май

Методика диагностики одаренности младших школьников

Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета

Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов)

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

  • математика и техника (1-й столбец листа ответов);
  • гуманитарная сфера (2-й столбец);
  • художественная деятельность (3-й столбец);
  • физкультура и спорт (4-й столбец);
  • коммуникативные интересы (5-й столбец);
  • природа и естествознание (6-й столбец);
  • труд по самообслуживанию (7-й столбец)

Анкета для учащихся

Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________

Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.

 

Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»

  1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
  2. Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.
  3. Петь, музицировать.
  4. Заниматься физкультурой.
  5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
  6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
  7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
  8. Собирать технический конструктор.
  9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
  10. Самостоятельно рисовать.
  11. Играть в спортивные, подвижные игры.
  12. Руководить играми детей.
  13. Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
  14. Ходить в магазин за продуктами.
  15. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
  16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
  17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
  18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
  19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
  20. Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).
  21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
  22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
  23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
  24. Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
  25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
  26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
  27. Ухаживать за домашними растениями.
  28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).
  29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
  30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
  31. Участвовать в постановке спектаклей.
  32. Заниматься спортом в секциях и кружках.
  33. Помогать другим людям.
  34. работать в саду, на огороде, выращивать растения.
  35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

 

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

 

. Тест-анкета, выявления  потенциала одарённости

Разработана  Американскими психологами А. де Ханом и Г. Кафом

Ребёнок имеет музыкальный талант, если:

1 - любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

2 - очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

3 - сочиняет свои собственные мелодии;

4 - научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;

5 - если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также своё настроение.

У  ребёнка незаурядный интеллект, если он:

1 - хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

2 - обладает хорошей памятью;

3 - легко и быстро схватывает новый школьный материал;

4 - задаёт очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

5 - любит читать книги, причём по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную;

6 - обгоняет своих сверстников по учёбе, причём не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно;

7 - гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;

8 - обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив;

9 - очень восприимчив, наблюдателен, быстро, и не обязательно остро, реагирует на всё новое и неожиданное в жизни.

У  ребёнка литературное дарование, если:

1 - рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

2 - любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причём придаёт событию что-то новое и необычное;

3 - выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

4 - изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными;

5 - любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Художественные способности ребёнка могут проявиться в том, что он:

1 - не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроения;

2 - в своих рисунках и картинах отражает всё разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливается» на изображении чего-то вполне удавшегося;

3 - серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень серьёзным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

4 - когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

5 - стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение – украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное;

6 - не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причём может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

У ребёнка спортивный талант, если:

1 - он энергичен и всё время хочет двигаться;

2 - он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;

3 - он почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

4 - не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

5 - лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

6 - предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

7 - кажется, что он никогда всерьёз не устаёт;

8 - неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Артистический талант проявится у ребёнка тем, что он:

1 - часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями;

2 - стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает;

3 - меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

4 - с большим желанием выступает перед аудиторией, причём стремится, чтобы его зрителями были взрослые;

5 - с удивляющей вас лёгкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;

6 - пластичен и открыт всему новому;

7 - любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

У ребёнка технические способности, если он:

1 - интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

2 - любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

3 - сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов и аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;

4 - может чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;

5 -  любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;

6 -  интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

        Познакомившись с этими «признаками опознания» таланта, вооружитесь карандашом и бумагой и оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак во всех семи описаниях талантов. Если какая-то характеристика особенно подходит вашему ребёнку, ставьте ему пять баллов, если она выражена только хорошо – четыре балла, ну и так далее.  (Но не ставьте оценку ниже двух баллов!)

        Затем суммируйте баллы внутри каждой из семи анкет на каждый тип таланта. Полученную сумму поделите на число признаков таланта (например, сумму, полученную при сложении баллов, оценивающих спортивный талант, надо поделить на восемь).

        Таким образом, вы сможете установить наиболее выраженную одарённость вашего ребёнка.

Для выявления одарённости учащихся, обучающихся на начальной ступени обучения можно использовать  также методики в приведённых изданиях.

  • Иванов, А.В.Методики диагностики одаренности младших школьников // Практика административной работы в школе. - 2002. - № 6. - С. 54.
  • СавенковА.И.Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема/А.И. Савенков // Педагогика.- 2000.- N 10.- С. 87-94. (дополнительные методики к приведённой в приложении 1).

Создание банка данных одаренных детей

Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно-биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди учащихся, анкетирование детей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и урочной деятельности, портфолио учащихся и учителей.

При поступлении в школу для родителей будущих первоклассников будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.

Родительское исследование

(заполняют родители)

  1. У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)
  2. Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)
  3. Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)
  4. Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
  5. Он очень любит рисовать (Да / нет)
  6. Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
  7. Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
  8. Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
  9. Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? _____________________________________________________________________________
  10. С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину. _____________________________________________________________________________

Анкетно-биографические сведения об одаренных детях

(заполняется по образцу в течение учебного года)

№ п/п

ФИО

Год рождения

Домашний адрес

Класс

Виды одаренности

Участие в олимпиадах и конкурсах.

Результативность

 

 

 

 

 

 

 

Портфолио учащихся и учителей

Одной из наиболее ярких форм оценивания своих возможностей и достижений являются создание школьного портфолио.

Портфолио одаренного ученика будет включать в себя: визитную карточку, карту интересов ребенка, сведения о достижениях и наградах на конкурсах школьного и районного уровней, образцы лучших творческих работ, фотографии, грамоты и дипломы.

 

Карта моих интересов

№ п/п

Вопросы

Ответ

(да / нет)

1

Есть ли у тебя друзья?

 

2

Нравится ли тебе проводить с ним  свободное время?

 

3

Тебе нравятся уроки математики?

 

4

А русского языка?

 

5

Чтение книг – твое любимое занятие?

 

6

Нравится ли тебе получать хорошие отметки?

 

7

Хотел бы ты участвовать в олимпиадах по предметам?

 

8

С радостью ли ты ходишь в школу?

 

9

Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения?

 

10

Стараешься ли красиво писать, выводя каждую букву?

 

11

Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний?

 

12

Тебе нравится решать математические задачи?

 

13

Стараешься ли ты находить разные способы решения задач?

 

14

Читаешь ли ты дополнительную литературу по окружающему миру?

 

15

Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых людей?

 

16

Ты хочешь узнавать новое о природе своего края?

 

17

Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты?

 

18

Ты подкармливаешь животных зимой?

 

19

Ты с удовольствием работаешь на уроках труда?

 

20

Ты любишь рисовать?

 

21

Ты любишь узнавать новое о великих художниках?

 

22

Ты посещаешь кружки?

 

23

А спортивные секции?

 

24

Ты участвуешь в конкурсах и соревнованиях?

 

25

Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации в школе?

 

26

Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения?

 

27

Любишь ли ты делать приятное своим друзьям?

 

28

Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства?

 

29

Есть ли у тебя домашние обязанности?

 

30

С удовольствием ли ты выполняешь их?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа с одаренными детьми "Наши надежды"

Программа с одаренными детьми...

Программа с одаренными детьми "Немецкий с удовольствием"

Цель:- развитие навыков коммуникативного общения, творческой фантазии, инициативы в приобретении знаний. Задачи: - научить учащихся решать коммуникативные задачи (общаться в наиболее распростране...

Программа с одаренными детьми 1-4 класс

Программа включает в себя тематическое планирование...

Рабочая программа с одаренными детьми

Рабочая программа с одаренными детьми начальной школы...

Программа с одаренными детьми

Программа с одаренными детьми...

Программа с одаренными детьми 4 класс

Проблема работы  с  одаренными  учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышени...