математика «Деление на однозначное число» 2-3? класс
материал
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Организационно - деятельностный компонент
УМК: «Начальная школа 21 века»
(Математика 2 класс. В 2 частях - В.Н. Рудницкая, Т.Н. Юдачева стр. 79-85)
Дата: 17.07.2023
Время: 9:50 - 10:30
Место: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 имени героя Советского Союза С.И. Гусева»
Участники (класс): 3 «А» класс
Целевой компонент урока
Тема урока: «Деление на однозначное число»
Цель: формирование у обучающихся умения выполнения деления на однозначное число.
Задачи:
Дидактические: способствовать формированию умения обучающихся делить на однозначное число; создать условия для знакомства с алгоритмом деления на однозначное число; способствовать формированию умений составлять и решать задачу по рисунку-схеме.
Развивающие: способствовать развитию произвольного внимания, воображения, произвольной памяти, наглядно-образного мышления; развитию связной речи, любознательности, умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: способствовать воспитанию нравственных качеств: любви к природе, бережного отношения к ней, понимания значимости каждого времени года.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование желания приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, формирование положительного отношения к процессу познания, умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование самоанализа и самоконтроля результата;
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: осознают познавательную задачу, читают, строят логическую цепочку рассуждений, сравнивают, обобщают, делают выводы; осознают смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: ставят задачи, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, вносят коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: с достаточной полнотой точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушают и понимают других, отвечают на вопросы, задают вопросы, ведут диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивают свою позицию, грамотно строят монологическую и диалогическую речь.
Предметные: уточнить знания о делении на однозначное число; познакомится с алгоритмом деления на однозначное число; учится делить трёхзначное число на однозначное; осуществлять подбор цифры частного, начиная с пяти, перебирая цифры по одному; устанавливать зависимость между данными и искомыми величинами при решении разнообразных задач.
Тип урока: урок открытие новых знаний и способов действий.
Ход урока:
- Организация начала урока.
Мотивация:
У: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у вас буду вести я, меня зовут Ангелина Александровна. Я очень рада вас видеть. Давайте вместе проверим всё ли у вас готово к нашему уроку. У вас на партах должны лежать учебник, тетрадь и пенал. Всё лишнее убираем.
У: Ребята посмотрите на доску, слова разбежались, давайте составим девиз нашего урока.
О: Учись, смекай, активным будь
И к знаниям откроешь путь!
- Актуализация знаний
У: Сейчас мы проведём небольшой устный математический диктант. (Работа в парах)
Устный счёт
У: Посмотрите на доску. Нужно заполнить пустые клетки так, чтобы сумма чисел в каждом прямоугольнике из трёх клеток была ровна значению выражения 9 · 9 – 3 · 4
37 | 22 | 36 | ||
13 | 18 | 13 | ||
Ответ: значение выражения 9 · 9 – 3 · 4 = 69
37 | 22 | 11 | 36 | |
13 | 18 | 13 | ||
19 | 21 | 29 | 20 |
Задача
У: Решите задачу:
За 4 батона заплатили 20 рублей. Сколько стоят 6 таких же батонов. Выберите таблицу, которая соответствует условию.
а)
Цена | Количество | Стоимость |
? | 4 | 20 |
? | ? | 6 |
б)
Цена | Количество | Стоимость |
? | 4 | 20 |
? | 6 | ? |
Ответ: таблица б
Решение: 20:4 = 5 (руб.) – цена батона.
5·6 = 30 (руб.) – стоимость покупки.
Ответ: 30 рублей стоимость покупки.
III. Открытие нового знания, способа действий.
У: Волк и заяц собрали в саду 204 яблока и раскладывают их поровну в 3 корзины. Сколько яблок будет в каждой корзине?
У: Ребята, как нам узнать сколько яблок будет в каждой корзине?
О: 204 разделить на 3.
У: Верно, а как вы думаете, какая тема нашего урока?
О: Деление на однозначное число.
У: Правильно, а чему мы будем учиться?
О: Делить трёхзначные числа на однозначные.
У: Верно.
У: Ребята, обратите внимание на доску.
Для того, чтобы разделить 204 на 3 нужно узнать, сколько знаков будет в ответе. 2 делится на 3?
О: Нет.
У: Значит ничего не пишем. 20 делится на 3?
О: Да.
У: Значит в ответе ставим точку. Так как у нас осталась ещё одна цифра, в ответе ставим вторую точку.
У: Делим с остатком 20 на 3, получаем частное 6. Записываем в ответ. Умножаем 6 на 3, получаем 18, отнимаем, получаем остаток 2. Остаток меньше делителя (2 меньше 8). Значит, 6 подобрали верно.
Приписываем к остатку следующую цифру делимого – 4. Получается число 24. Делим с остатком 24 на 3, получаем 8. Умножаем 8 на 3, получаем 24, получаем остаток 0. Остаток меньше делителя (0 меньше 3). Значит, 8 подобрали верно.
В делимом цифр больше нет. Деление закончено.
V. Первичное закрепление
У: Открываем тетради, записываем число, классная работа. Открываем учебники на странице 106, выполняем номер 1.
У: Один обучающейся выходит к доске, остальные выполняют работу в тетрадях.
1)
Ответ:
1) Делим с остатком 13 на 8, получаем частное 1.
Умножаем 8 на 1, получаем 8. Из 13 вычитаем 8, получаем остаток 5. Остаток меньше делителя (5 <8). Значит, 1 подобрали верно.
2) Приписываем к остатку следующую цифру делимого − 6. Получаем число 56.
3) Делим с остатком 56 на 8, получаем 7. Умножаем 7 на 8, получаем 56. Из 56 вычитаем 56, получаем остаток 0. Остаток меньше делителя (0 <8). Значит, 7 подобрали верно.
4) В делимом цифр больше нет. Деление закончено.
2)
1) Делим с остатком 45 на 8, получаем частное 5.
Умножаем 8 на 5, получаем 40. Из 45 вычитаем 40, получаем остаток 5. Остаток меньше делителя (5 <8). Значит, 5 подобрали верно.
2) Приписываем к остатку следующую цифру делимого − 6. Получаем число 56.
3) Делим с остатком 56 на 8, получаем 7. Умножаем 7 на 8, получаем 56. Из 56 вычитаем 56, получаем остаток 0. Остаток меньше делителя (0 <8). Значит, 7 подобрали верно.
4) В делимом цифр больше нет. Деление закончено.
У: Записываем номер 2. Читаю задание про себя, затем один обучающейся вслух.
На 100 р. купили 4 кг яблок. Найди цену килограмма яблок.
Ответ:
100 р. − 4 кг ябл.
1 кг ябл. − ? р.
Решение:
100 : 4 = 25 (р.)
Ответ: 25 рублей стоимость килограмма яблок.
VI. Физминутка:
1. И.п - о.с. 1 - 2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3 - 4 - дугами в стороны руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки вперед., 1 - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. 2 и.п. 3 - 4 - то же в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.
3. И.п. 1 - согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу. 2 - приставить ногу, руки вверх-наружу. 3 - 4 - то же другой ногой. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
У: Выполняем номер 12 самостоятельно в тетрадях.
40 * 6
50 * 2
30 * 10
200 * 1
10 * 100
11 * 6
32 * 3
14 * 2
13 * 6
20 * 5
16 * 2
300 * 3
Ответ:
40 * 6 = 240
50 * 2 = 100
30 * 10 = 300
200 * 1 = 200
10 * 100 = 1000
11 * 6 = 66
32 * 3 = 96
14 * 2 = 28
13 * 6 = 78
20 * 5 = 100
16 * 2 = 32
300 * 3 = 900
У: Выполняем взаимопроверку в парах.
Критерии оценивания:
1-2 ошибки «10»
3-4 ошибки «9»
4-5 ошибок «8»
7 ошибок «7»
8 ошибок «6»
9 ошибок «5»
10 ошибок «4»
11 ошибок «3»
12 ошибок «2»
У: Отложили ручки. Выполняем номер 13 устно.
Даны числа: 2, 3, 5, 7, 13. Три из них перемножили. Получилось 105. Какие числа перемножили?
Прежде чем подбирать множители, подумай, какое число должно быть обязательно среди них.
Ответ: Рассуждения:
Так как произведение оканчивается цифрой 5, следовательно, один из множителей равен 5.
Тогда произведение двух других множителей будет:
105 : 5 = 21.
Опираясь на таблицу умножения, подбираем два последних множителя.
Это 7 и 3.
Вычисления:
1) 5 * 3 = 15
2)
У: Выполняем номер 14.
Воняем самостоятельно.
Назови примеры с ответами: 3, 5, 6.
Вычисли.
87 : 29
72 : 24
60 : 12
90 : 18
42 : 14
96 : 16
75 : 25
80 : 16
Ответ:
87 : 29 = 3
72 : 24 = 3
60 : 12 = 5
90 : 18 = 5
42 : 14 = 3
96 : 16 = 6
75 : 25 = 3
80 : 16 = 5
Примеры с ответами: 3
87 : 29 = 3
72 : 24 = 3
42 : 14 = 3
75 : 25 = 3
Примеры с ответами: 5
60 : 12 = 5
90 : 18 = 5
80 : 16 = 5
Примеры с ответами: 6
96 : 16 = 6
VII. Коррекционные задания:
Задача 1
Упражнение «Какая цифра убежала?»
1…34…67…910 10…8…65…3…1.
Ответ: 12345678910
Задача 2
Запиши состав чисел. 10, 4, 8, 6.
Ответ:
10 – это 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, 5 и 5.
4 – это 1 и 3, 2 и 2
8 – это 7 и 1, 6 и 2, 5 и 3, 4 и 4.
6 – это 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3.
Задача 3
Упражнение «Раздели 10 конфет между сестрой и братом»:
Ответ: 10 – это 1 и 9: 2 и 8; 3 и 7; 4 и 6; 5 и 5; 6 и 4; 7 и 3; 8 и 2; 9 и 1; 10 и 0.
IIX. Контроль усвоения
У: Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
О: Как делить в столбик
У: Как выполняли деление столбиком?
О: (Описывают)
У: Что у вас вызвало затруднения?
О: Ничего, всё было понятно.
IX. Рефлексия
У: Ребята, у вас на партах лежат анкеты, заполните их, не забудьте подписать.
Плюс | Минус | Интересно |
У: На этом наш урок закончен. Всем хорошего настроения. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике "Письменное деление на однозначное число.Закрепление" 4 класс
Цели урока: Закрепить письменный прием деления многозначного числа на однозначное;совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи. Задачи: Образовательные: ...
конспект урока математики "Деление на однозначное число" 4 класс
Технологическая карта урока мтематики и презентация по программе "Начальная школа XXI век"...
КОНСПЕКТ УРОКА (математика) Тема: Деление на однозначное число Закрепление 3 класс УМК "Школа XXI века"
КОНСПЕКТ УРОКА (математика)Тема: Деление на однозначное число...
Конспект урока по математике: "Деление на однозначное число углом"(УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по математике: "Деление на однозначное число углом"(УМК "Школа России) 3 класс...
Конспект урока математики "Деление на однозначное число" (4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о делении на однозначное числоПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое деление на однозначное число; алгоритм деления на однозначное числ...
Презентация к уроку математики "Умножение и деление на однозначное число (продолжение) 4 класс Школа России
quot;Умножение и деление на однозначное число" презентация к уроку математики 4 класс Школа РоссииЦель:•закреплять письменные приемы умножения и деления;•развивать логическое мышление...