Работа в МО
материал

Ольга Владимировна Добеева

Работа в МО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Отчёт работы МО учителей начальных классов за 2022 – 2023учебный год.
  2. План работы методического объединения на 2023 – 2024 учебный год.
  3. Состав методического объединения учителей начальных классов на 2023 – 2024учебный год.
  4. Темы самообразования учителей, реализующих ФГОС на 2023– 2024 учебный год.
  5. Методическая работа: открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступления на педсоветах в 2023- 2024 учебном году.
  6. Программы, учебники.
  7. Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
  8. Работа по повышению педагогического мастерства.
  9. Внеурочная деятельность.
  10. Обобщение опыта работы педагога.
  11. Работа с учащимися.

  1. Отчёт работы методического объединения учителей начальных классов за 2022 – 2023 учебный год.

Методическое объединение учителей начальных классов в 2022 – 2023учебном году работало над темой: «Совершенствование качества образования учащихся с различными образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта педагога».

1).  В своей работе каждый учитель осуществлял дифференцированный подход с учётом индивидуальных особенностей школьников. Фронтальную работу на уроках комбинировали с работой в группах и индивидуальной. Проводили в течение года систематический контроль знаний, умений и навыков. Он помогает своевременно обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмысливании и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применение их на практике, а также корректировать деятельность учащихся. На различных этапах учебного процесса применялись разные виды, методы, формы контроля ЗУН учащихся. Для организации мыслительной деятельности ученикам предоставлялась возможность сформулировать своё мнение или предложение. Детям давались творческие учебные задания: придумать что-то, догадаться, подобрать другие примеры и прочее. На каждом уроке развивалась самостоятельность у учащихся. Также включали в свои уроки игру и игровые моменты, т.к. игра имеет особое значение для первоклассников, формирование умения учиться. Проводились разные типы уроков, нестандартные уроки с применением информационных технологий (русский язык, математика, окружающий мир, технология). К урокам составляли мультимедийные презентации PowerPoint. В своей работе использовали «Уроки Кирилла и Мефодия» (окружающий мир, русский язык) - мультимедийный учебник из серии «Начальная школа». Использовались разные виды и формы работы, разные методы обучения. Также во 2, 3 классах проводились «Игровой модульный курс по ПДД», спецкурс «Я - гражданин России».

Методическая проблема школы: «Совершенствование качества образования, обновление содержания и педагогических технологий в условиях работы по ФГОС».

2. Методическая проблема МО начальных классов

на 2023 – 2024 учебный год:

«Совершенствование качества образования учащихся с различными образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта педагога».

Цель:создать условия для получения качественного образования учащихся с различными образовательными потребностями и обеспечить освоение и использование наиболее эффективных приемов, методов обучения и воспитания младших школьников на основе личностно – ориентированного обучения   через освоение и внедрение современных педагогических технологий.

Задачи:

  • Продолжить теоретическую и практическую деятельность по освоению педагогами ФГОС  НОО второго поколения.
  • Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению системно-деятельностным подходом в условиях реализации ФГОС второго поколения через систему повышения квалификации и самообразования каждого учителя, путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.
  • Продолжать реализацию преемственности учебно-педагогических действий при      переходе учащихся из начальной школы в основную школу.
  • Представить методические материалы по данной теме на заседаниях МО, конкурсах и открытых мероприятиях.
  • Представить формы работы с одаренными учащимися   и детьми с ОВЗ.
  • Осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся.
  • Продолжить реализацию ФГОС НОО ОВЗ.

Ожидаемые результаты работы:

        - рост качества знаний, обучающихся;

- овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;

- создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.

Образовательные технологии.

  1. Использование инновационных технологий.
  2. Использование новых форм проведения уроков.
  3. Использование ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) для преподавания предметов, контроля знаний, во внеурочной деятельности.

Работа учителя над методической темой.

Все учителя МО успешно работали каждый по своей методической теме (темы каждого учителя указаны в базе данных учителей начальных классов в папке МО).

Направления работы МО учителей начальных классов

на 2023-2024 учебный год

Аналитическая деятельность:

1.  Анализ методической деятельности за 2022 – 2023 учебный год и планирование на 2023 – 2024 учебный год.

2. Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).

3. Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.

Информационная деятельность:

1. Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.

2. Продолжение знакомства с ФГОС начального общего образования.

3. Пополнение тематической папки «Методическое объединение учителей начальных классов». 

Консультативная деятельность:

1. Консультирование педагогов по вопросам составления рабочих программ и тематического планирования.

2. Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.

3. Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования УУД в рамках ФГОС.

Направления методической работы:

1. Заседания методического объединения.

2. Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеклассной деятельности.

3. Взаимопосещение уроков педагогами.

4. Выступления учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.

5. Посещение семинаров, встреч в образовательных учреждениях района.

6. Повышение квалификации педагогов на курсах.

7. Прохождение аттестации педагогических кадров.

Межсекционная работа:

1.        Открытые уроки.

2.        Внеклассная работа (проведение праздников, экскурсий, школьных олимпиад и т.д.).

3.        Работа с родителями (родительские собрания, консультации, привлечение к сотрудничеству).

4.        Работа кабинета (пополнение учебно-методической базы).

5.        Взаимопосещение уроков (в течение года с последующим обсуждением, рекомендациями).

6.        Самообразование педагога (работа над методической темой, курсовое обучение, аттестация, семинары, портфолио).

7.        Неформальное общение (поздравление именинников, обсуждение, групповая рефлексия деятельности МО).

Диагностическое обеспечение.  Внутришкольный контроль.

1. Утверждение рабочих программ.

2. Диагностика учащихся 1-4 классов.

3. Проведение и анализ промежуточной аттестации по предметам.

Работа с обучающимися.

1. Организация и проведение предметных недель начальных классов.

2.  Организация и проведение муниципальных, региональных, федеральных и международных конкурсов.

Организационные формы работы:

1. Заседания методического объединения.

2. Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеклассной деятельности.

3. Взаимопосещение уроков педагогами.

4. Выступления учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.

5.  Повышение квалификации педагогов на курсах.

План заседаний методического объединения учителей начальных классов

1 заседание МО учителей начальных классов (август)

Тема: «Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2023 – 2024 учебный год».

1. Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2021- 2022 учебный год.

2. Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2023-2024 учебный год. (Добеева О.В.)

3. Рассмотрение, корректировка и утверждение рабочих программ, тематических планов по предметам и внеурочной деятельности учителей начальных классов. (Зам. директора по УВР).

4. Рассмотрение и утверждение рабочих программ обучения на дому.

5. Корректировка и утверждение тем по самообразованию учителей (Учителя начальных классов).

6. Краткий обзор новинок методической литературы.

2 заседание МО учителей начальных классов (ноябрь)

Тема:«Формирование функциональной грамотности младших школьников».

1. «Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики» (Зоркальцева О.А.)

 2. «Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе» (Панькова О.М.)

 3. «Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка» (Добеева О.В.)

 4. «Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе» (Быкова М.С.)

 5. «Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры у младших школьников» (Новокрещенных Р.И.)

3 заседание МО учителей начальных классов (февраль)

Тема: «Повышение качества образования: проблемы и пути решения».

1. Движение к функциональной грамотности (Зоркальцева О.А.)

2. Развитие функциональной грамотности, через технологию проектной деятельности (Панькова О.М.)

3. Учебные задания, развивающие функциональную грамотность младших школьников (Добеева О.В.)

4. «Формирование функциональной грамотности на занятиях внеурочной деятельности» (Новокрещенных Р.И.)

5. Рассмотрение и утверждение контрольных работ по предметам учебного плана для промежуточной аттестации во 2-4 классах (Добеева О.В.)

6. Рассмотрение и утверждение УМК на 2024- 2025 учебный год (Добеева.О.В.)

4 заседание МО учителей начальных классов (май)

Тема:«Результаты деятельности педагогического коллектива начальной школы по совершенствованию образовательного процесса. Подведение итогов за год».

1. Анализ и результативность работы методического объединения учителей начальных классов за 2023-2024 учебный год.

2. Отчёт учителей по самообразованию.

3. Выполнение учебных программ.

4. Обсуждение плана работы и задач методического объединения на 2024 – 2025 учебный год.

5. Родительское собрание для родителей будущих первоклассников.

3. Состав методического объединения учителей начальных классов на 2022 – 2023 учебный год.

ФИО

Образование,

учебное

заведение,

год окончания

Специальность по диплому

Категория, дата аттестации

Стаж работы

Класс

УМК

Курсы за последний учебный год (заведение, количество часов)

Тема самообразования

Общий

Педагогический

1

Быкова Маргарита Сергеевна

89245540835

m.bikova86@

mail.ru

Высшее, ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова», 2020 год.

Педагогическое образование.

1 категория,

январь 2021 год

8

8

1

«Школа России»

«Обновление содержания школьного филологического образования: теретические и практические аспекты преподавания родных языков и родных литератур»,72 часа, с 03  по 17 декабря 2021 года.

«ФГОС НОО 3.0:формирование функциональной грамотности у младших школьников»,48 часов, с 11 по 16 апреля 2022 года.

«Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС: инклюзивное образование,индивидуальный план, адаптированные образовательные программы»,108 часов, с08 по 18 мая 2022 года. «Деятельность советника директора школы по воспитанию и по взаимодействию с общественными объединениями», 176 часов, 3.10.2022-25.05.2023 года. «Проектная деятельность учащихся», 72 часа, 29.03.2023 г. «Особенности введения и  реализации обновленного ФГОС НОО», 144 часа, с 01.02.2023-01.03.2023 г.

Развитие речи учащихся как одна из основных задач формирования читательской компетентности младших школьников.

2

Панькова Ольга Михайловна

89503966467

Средне-специальное, Улан-Удэнское педагогическое училище №1, 1991 год

Преподавание в начальных классах.

Учитель начальных классов.

28

28

3

«Школа России»

«Организация работы с обучающимися с ОВЗ в соответствии с ФГОС», 72 часа, с 07 сентября по 21 сентября 2022 года.

«Функциональная грамотность школьников», 72 часа, с 23 сентября по 06 октября 2022 года. «Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО»,144 часа, с 01.02.2023-01.03.2023г. «Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ», 72 часа, с 08.12.2022-28.12.2022г.

Формирование читательской грамотности у младших школьников.

3

Зоркальцева Ольга Алексеевна

89516220291

zorkaltseva63@list.ru

Высшее, БГПИ имени Банзарова, 1985год

Педагогика и методика начального обучения.

1 категория, январь 2021 год.

38

38

2

«Школа России»

«Особенности реализации обновленных ФГОС НООи ООО в образовательном процессе современной школы»,16 часов, с 04 по 05 мая 2022 года.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

4

Добеева Ольга Владимировна

89516260389

dobeevao@

gmail.com

Высшее, «Сибирская академия права, экономики и управления», 2009 год.

Высшее, ООО «Столичный учебный центр дополнительного профессионального образования», 2021 год

Курс профессиональной переподготовки.

Менеджер организации

Учитель начальных классов. Педагогика и методика начального образования.

Без категории

3

3

4

«Школа России»

«ФГОС НОО: достижение метапредметных и личностных результатов средствами предметных областей», 48 часов, с 12 по 18 мая 2022 года.

«Обновление содержания школьного филологического образования: теоретические и практические аспекты преподавания родных языков и родных литератур»,72 часа, с 03  по 17 декабря 2021 года.

«Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»,72 часа, с 01 по 16 мая 2022 года. «Функциональная грамотность школьников», 72 часа, 05.09.2022-05.10.2022г. «Актуальные вопросы преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР в условиях реализации ФГОС НОО, ООО», 72 часа, с 03.10.202-12.10.2022 г. «Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО», 72 часа, с 23.01.2023-15.02.2023г. «Смысловое чтение как основа формирования читательской компетенции школьников», 72 часа, 27.03.2023г.

Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности.

5

Новокрещенных Руслан Иннокентьевич

89024561692

Высшее, БГУ, 2014 год

Учитель физкультуры.

1 категория,

январь 2021 год

22

19

1 – 9

В.И.Лях, А.А.Зданевич: издательство «Просвещение»

«Современный урок по предмету «Физическая культура»»,72 часа, с 08 по 18 июня 2022 года.

Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физ. культуры

4. Темы самообразования учителей, реализующих ФГОС на 2023– 2024 учебный год.

ФИО учителя

Тема по самообразованию

Где и когда заслушивается (на педсовете, конференции, заседании МО и др.)

1.

Быкова М.С.

Развитие речи учащихся как одна из основных задач формирования читательской компетентности младших школьников.

Заседание МО учителей начальных классов

2.

Зоркальцева О.А.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Заседание МО учителей начальных классов

3.

Новокрещенных Р.И.

Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях введения и реализации ФГОС.

Заседание МО учителей начальных классов

4.

Панькова О.М.

Формирование читательской грамотности у младших школьников.

Заседание МО учителей начальных классов

5.

Добеева О.В.

Пути формирования функциональной грамотности младших школьников в условиях учебной деятельности.

Заседание МО учителей начальных классов

5. Методическая работа: открытые уроки, внеклассные мероприятия, выступления на педсоветах

в 2023 – 2024 учебном году.

ФИО учителя

Класс

Урок

Дата проведения

Внеклассное мероприятие

№ педсовета, тема выступления

Дата

1.

Быкова М.С.

1

Апрель

2.

Зоркальцева О.А.

2

Март

3.

Новокрещенных Р.И.

1 – 9

Февраль

4.

Панькова О.М.

3

Декабрь

5.

Добеева О.В.

4

Ноябрь

6. Программы, учебники.

Программа

Учебники

Автор

«Школа России»

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Русский язык

Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.

Математика

Моро М.И., М.А. Бантова.

Литературное чтение. Азбука.

Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф.

Окружающий мир

Плешаков А.А.

Технология

Лутцева Е.А., Зуева Т.П.

Изобразительное искусство

Неменский Б.А.

Музыка

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

7.  Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

Мероприятия

Срок

  1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель:

а) определение фактического уровня знаний детей;

б) выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

  1. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребёнком.

Сентябрь

  1. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

  1. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

В течение учебного года.

  1. Вести обязательный тематический учёт знаний слабоуспевающих учащихся класса. Лучше бы вести тематический учёт знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

  1. Отражать индивидуальную работу со слабоуспевающим учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

8. Работа по повышению педагогического мастерства.

Тема заседания

Цель

Прогнозируемый результат

Сроки

Форма

Ответственный

Взаимопосещение уроков

Проследить профессиональный рост учителей; выявить проблемы и пути их решения.

Выработка рекомендаций учителю по данной проблеме.

В течение года (по графику)

Взаимопосещения

Руководитель МО

Участие в семинарах, конференциях

Совершенствование учебно-воспитательного процесса

Повышение компетентности и педагогического мастерства

По плану

Семинары, конференции

Руководитель МО

Курсы повышения квалификации

Совершенствование учебно-воспитательного процесса

Повышение квалификации учителей

По плану

Курсы, заседания творческих групп, площадок

Зам. директора по УВР

Организация работы по аттестации учителей

Создание условий для успешного прохождения учителями процедуры аттестации

По графику

Курсы, заседания

Зам. директора по УВР

9. Внеурочная деятельность.

Тема заседания

Цель

Прогнозируемый результат

Сроки

Форма

Ответственный

Проведение школьных олимпиад

Развитие познавательного интереса учащихся к предметам

Возможность реализовать себя в нестандартных ситуациях

Февраль

Март

Олимпиады

Руководитель МО

Проведение интегрированной предметной недели

Расширение и углубление знаний учащихся по предметам

Участие каждого ребёнка в мероприятии и выявление учащихся, обладающих высоким уровнем предметных знаний

Февраль -Март

Интегрированная неделя

Руководитель МО

10. Обобщение опыта работы педагогов.

Содержание деятельности

Форма проведения

Сроки проведения

Ответственные

1

Обобщение опыта участия в интернет-олимпиадах, конкурсах.

Отчёт

Май

Учителя

2

Отчёты учителей по самообразованию.

Отчёт

Март

Учителя

3

Выступления с творческими отчётами, проектами, представление портфолио.

Творческие отчёты, портфолио, проекты

Май

Учителя

11. Работа с учащимися

Содержание деятельности

Сроки проведения

Ответственные

1

Организация и проведение предметных олимпиад.

В течение года

Руководитель МО

2

Организация и проведение предметных недель начальных классов.

В течение года

Руководитель МО

3

Организация и проведение муниципальных, региональных, федеральных и международных конкурсов.

В течение года

Руководитель МО



Предварительный просмотр:


Рисунок11

Доклад

 МО учителей начальных классов

на тему:

«РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»

                

                                                   

     Подготовила: учитель начальных классов

Добеева. О.В.

2022 год

Единственный путь, ведущий к
знанию – это деятельность»
Б.Шоу

«Человек достигнет результата, только

делая что-то сам...» 

(Александр Пятигорский,

русский философ,

профессор Лондонского университета)

   Стандарт нового поколения и есть стандарт, который призывает не давать готовые знания, а помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.

Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения осуществлён в сентябре 2021 года. Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих действия обучающихся.

 Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Задача учителя сегодня —  включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Для решения этой задачи используется технология системно-деятельностного подхода.

Ключевыми словами в деятельностном подходе в системе начального образования являются: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Расшифруем их:

искать – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;

думать – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;

сотрудничать – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, организовать свою работу;

адаптироваться – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

Под системно-деятельностным подходом понимается такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными "приемниками" информации, а сами активно участвуют в учебном процессе. Основным результатом является развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

Основная педагогическая задача– создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.  

Позиция ученика: познание мира, в специально организованных для этого условиях. Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса. Необходимо организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировывались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска.

Основные принципы системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен лишь при условии применения определенных методов:

деятельности;

системности;

минимакса;

психологического комфорта;

творчества.

Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития.

Принцип деятельности. Для его реализации учитель должен создавать на уроке такие условия, при которых ученики не просто получают готовую информацию, а сами добывают ее.

Школьники становятся активными участниками образовательного процесса. Также они учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять ее на практике. Таким образом ученики не только начинают понимать объем, форму и нормы своей деятельности, но и способны изменять и совершенствовать эти формы.

Принцип системности.Смысл его заключается в том, что преподаватель дает ученикам целостную, системную информацию о мире. Для этого возможно проведение уроков на стыке наук. В результате реализации такого принципа, у учеников формируется целостная картина мира.

Принцип минимакса. Для реализации принципа минимакса учебное заведение должно предоставить ученику максимальные возможности для обучения и обеспечить усвоение материала на минимальном уровне, который указан в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Принципы психологического комфорта и творчества.Важно наличие психологического комфорта на уроках. Для этого преподаватель должен создавать на уроках доброжелательную атмосферу и минимизировать возможные стрессовые ситуации. Тогда ученики смогут чувствовать себя расслаблено на уроке и лучше воспринимать информацию. Большое значение имеет соблюдение преподавателем принципа творчества. Для этого он должен стимулировать творческие подходы к обучению, давать ученикам возможность получения опыта собственной творческой деятельности.

Особенности системно-деятельностного подхода в начальной школе

Начальная школа – самый важный этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников. А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу.

Педагог начальной школы должен тщательно планировать уроки, учитывая следующие психологические особенности младших школьников:

  • дети в таком возрасте легче воспринимают информацию в игровой форме;
  • у младших школьников слабо развиты коммуникативные навыки;
  • дети в начальной школе не имеют навыков самообразования.

Учитывая эти особенности личности младшего школьника, учитель должен творчески подходить к проведению урока, максимально включать игровые элементы в образовательную деятельность. Педагогу стоит организовать диалоговое общение между учениками на уроке для развития навыков коммуникации. При этом необходимо учесть, что детям может быть трудно работать одновременно с несколькими одноклассниками. Поэтому при формировании групп стоит делить детей по парам. Важно познакомить ребят со способами самостоятельного получения информации. Однако стоит помнить, что они пока не способны к полноценной самостоятельной учебной деятельности и часто нуждаются в подсказках учителя.

Если педагог будет учитывать психологические особенности детей, системно-деятельностный подход в начальной школе даст свои позитивные плоды и поможет школьникам приобрести навыки, необходимые для дальнейшего обучения.

Системно–деятельностный подход в начальной школе направлен на то, чтобы:

Сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий.

Развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач.

Обеспечить индивидуальный процесс обучения.

Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению? Только с помощью действия.

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

“Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал” – слова К. Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

В рамках реализации системно-деятельностного подхода изменились и требования к современному уроку. Реализация системно-деятельностного подхода на уроке опирается на активные методы обучения: ролевые и деловые игры, проблемный метод, исследовательский метод, метод решения практических задач, метод коллективной творческой деятельности, поисковый метод, дискуссионный метод, коммуникативный метод, проектный метод. Причем проектный метод является самым интегративным из всех названных. Он включает в себя все виды деятельности. Возможные формы представления результатов проектной деятельности: макеты, модели, схемы, план-карты, презентации, альбомы, буклеты, реконструкции событий, рассказы, стихи, рисунки.

Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:

-урок открытия нового знания;

-урок рефлексии;

-урок построения системы знаний;

-урок развивающего контроля.

.

Новый стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми учащиеся должны овладеть к концу начального обучения.

Уже в начальной школе ученик учится искать, фиксировать, понимать, преобразовывать, применять, представлять оценивать достоверность получаемой информации. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться в течение всей жизни, потому что именно потребность в постоянном саморазвитии может обеспечить успешную социализацию в информационном обществе.

На своих уроках учу детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке.

В новых ФГОСах большое внимание уделено интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.

Например: на уроке обучения грамоте мы изучаем звук {0}, буквы О,,0.

Идет работа над словом «осень».

Далее эта работа продолжается на уроке окружающего мира по теме «Времена года».

На уроке музыки – слушание произведений.

На уроке ИЗО – рисуем осень.

На уроке технологии – выполняем сюжетную аппликацию.

В результате делаем коллективный проект, изображающий осень во всем ее многообразии.

Проектный и исследовательский метод, широко представленный в новых стандартах, широко применяю в своей практике. Проекты различны по форме, теме, содержанию.

В 1 классе – это рисунки, поделки.

2 классе - мини-сочинения,рефераты, презентации.

В первом классе проекты представлены в виде рисунков «Моя родословная», «Моя семья», «Режим дня».

Во втором классе это уже книжки-малышки, рефераты на тему «Загадки», «Народные приметы».

В новыхФГОСах нашла свое отражение и тема дифференцированного обучения, которую использую в своей практике.

Здесь широко можно использовать принцип «Минимакса». У детей появляется возможность узнать максимум, но учитель старается довести до его сознания минимум.

Максимум – может узнать

Минимум – должен освоить

Согласно «минимаксу» осуществляется личностный подход к обучающемуся.

Разберем этот принцип на примере фрагмента урока: Звук и буква И.

  1. Произнесите слова и прислушайтесь Игорь, Ирина, Иван,

Что общего в этих словах?

- назовите мне этот звук (И)

- чтобы определить, какой это звук гласный или согласный что нужно сделать?

- для чего? (Если он поется и тянется – значит, он гласный)

- что нам еще предстоит сделать, чтобы охарактеризовать этот звук?

- как вы думаете, этот звук сможет сам образовать слог? Докажите. Приведите пример.

- какой карточкой в схеме обозначим этот звук.

Это минимум. Дальше максимум.

  1. Словарно-логическое упражнение

- что еще общего заметили в этих словах?

- это имена собственные. Они пишутся с заглавной буквы.

- сюда относятся и клички животных, и фамилии, и отчества, и названия рекламы.

- на какие 2 группы можно разделить эти слова?

2 слога

3 слога

начинается с ударного слога

начинается с безударного слога

имена девочек

имена мальчиков

Большое внимание в новых стандартах уделено продуктивности предлагаемых обучающимся заданий, так как продуманное и правильно сформулированное задание – это одно из главных средств достижения нового результата образования.

Системно-деятельностный подход не предполагает подачу знаний учащимся в готовом виде, они должны уметь их добывать самостоятельно. Поэтому необходимо учить сравнивать, обобщать, делать выводы. Очень тщательно продумывать систему заданий. Не задавать мелких вопросов.

Например: - Перечислите отличие растения от животного?

Работа должна быть организована по-другому:

Например: Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит я растение! Как вы думаете, что ему ответил умный утенок?»

Или:

Можно сказать: Определите площадь?

А можно задать этот вопрос по-другому: «Даны план и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет их?»

Изучая новый стандарт, невольно обнаруживаешь его явную особенность – акцент делается на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е. современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе.

Поэтому, разрабатывая систему заданий к уроку, делается акцент, например, в математике не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умения находить их в окружающем мире.

На уроках окружающего мира идет нацеливание детей не столько на усвоения конкретных знаний, сколько на работу с информацией, схемами, таблицами. Уже в 1 классе учимся ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Ещё одной разновидностью творческих заданий являются учебные ролевые игры. В 1-2 классах учебная ролевая игра является обязательным структурным компонентом урока окружающего мира. Примеряя на себя роль реальных лиц, животных, растений, предметов окружающего мира, обучающиеся развивают воображение, креативное мышление, коммуникативные умения.

Таким образом, технология деятельностного метода – это педагогический инструмент, который позволяет учителю эффективно включать детей в самостоятельную учебную деятельность. Благодаря этому, создаются условия для того, чтобы дети на каждом уроке выполняли весь комплекс УУД, входящих в структуру учебной деятельности. При этом обеспечивается глубокое и прочное усвоение изучаемых ими знаний.

Использование системно-деятельностного подхода в организации обучении  открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.

- Выполняя задание, ученик по-своему самостоятельно выражает полученное на уроке знание и полученный продукт представляет классу. Воспроизведение знаний должно носить творческий характер. Например, на уроках окр.мира, предполагаются следующие задания:

1.Нарисовать плакат «Охрана вод» и составить под ним обращение к ребятам на тему: «Берегите воду!»

2.Написать памятку: «Как вести себя у водоема», «Как вести себя в лесу».

3. Мы представили фрагмент выставки «Где мы были…»

Далее необходимо оценить творческий продукт. Оценивание нужно проводить через сравнение с результатами класса: « Вы согласны? Есть дополнение». Или с опорой на готовый образец: « Сравни с учебником».

Внедрение в Российскую школу нового образовательного стандарта, предъявляет определенные требования к деятельности учителя. Современному учителю необходимо понять, что процесс обучения должен стать привлекательным для учащихся, должен приносить удовлетворение, обеспечивать их самореализацию. В связи с этим актуальным становится создание системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, созидательной личности.

Мы все помним притчу о том, как пришел мудрец к бедному и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я вам дам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения, на мой взгляд, и есть тот инструмент, который помогает научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии

 "Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь." Так гласит китайской мудрость.

порождается знание.

Организация деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы.


Деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. С этой целью в первом классе мною используются активные формы и методы обучения: различные виды игр, проблемные ситуации, работа в парах и группах, метод проектов, «оценочная» деятельность учащихся, рефлексия.

Для развития у младших школьников умения запоминать и применять правила русского языка используются следующие приемы работы:

-Развивающие игры, поддерживающие эмоциональную активность и естественный интерес.

-Творческие диктанты: составление предложений со словарными словами, изменение готового текста.

-Сопоставление правил: частично-поисковый метод, позволяющий на большом количестве примеров , выводить правила.

-Использование схем: для опоры и моделирования.

-Составление плана по содержанию изученного материала: группировка материала и выделение основных компонентов.

-Установление сходства и различия: наблюдения за языковыми явлениями.

-Прием рассуждения: развитие связной учебно-научной речи, тренировка мышления и внимания. Многократное повторение монологов в форме рассуждений.

Прием словесной- наглядности: использование грамматических сказок, загадок, мнемотехники,

Организация работы учащихся-помощников организаторов, консультантов, экспертов, лидеров групп взаимопомощи постоянно тренирует у учащихся коммуникативную активность и навыки сотрудничества.

На уроках обучения грамоте и чтения широко используется создание мини-проектов: ученики по группам делают «Азбуку животных», «Азбуку профессий моих родителей», Любимые литературные и сказочные герои», «Рассказ моего портфеля», «Описание нашего кабинета», игры в слова, угадай слово с орфограммой, составляем кроссворды и отгадываем их на правила русского языка, работаем со словарными словами и лексическими темами.и т. д. Дети привыкают конструктивно работать в группах. Перед работой над проектом обязательно подчеркиваем важность планирования любого дела и точное ему следование.

III. Задания, обучающие приемам творческого фантазирования.

1. Пофантазируй, о чем может думать твоя тетрадь.

2. Что сказали бы про одно и тоже разные по характеру персонажи.

3. Предложи своего героя. Сочини рассказ от его лица. Не беда, если смешаются правда и вымысел.

4. Пофантазируй, каким представляется человек, если посмотреть на него глазами: кошки, собаки, лошади.

5. Придумай легенду о цветах: незабудке, ромашке, васильке.

6. Придумай фантастическое животное, нарисуй и объясни детали его облика, его фантастические способности.

7. Задание «Если бы» (если бы я видел в темноте как филин...)

8. «Изобретатель» («Одуванчик и парашют»).

9. Составление своих иллюстраций, зарисовок к тексту и сравнение их с уже имеющимися.

10."Фантазии" по пословице, картине, звуку.

11."Сотворчество" (дорисовка образа героя, составление его дневника и т. д.)

Заключение

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.    Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии системно - деятельностного метода обучения формирует всесторонне развитую личность, обладающую критическим мышлением. Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отражённого  в положениях Закона РФ  « Об образовании» и в Федеральном Государственном Образовательном стандарте.

В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.



Предварительный просмотр:

   

                        ДОКЛАД

          на тему

 «Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника»

   

                                                     

                                                           

                                                                   Выполнил учитель начальных классов: Добеева.О.В

              2023г.

«Ничто так не обогащает человека,              

как общение с природой»

                                                                                    В. А. Сухомлинский 

Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Человек и природа –единое целое и всегда взаимосвязаны друг с другом! Природа- очень красива, а красота ее натуральна и неповторима! Природа обеспечивает человека всем необходимым, создавая все условия для его жизни. Поэтому очень важно ценить это и стараться жить с ней в гармонии, не нарушая баланс. Приучать к любви природы, к окружающему миру надо с раннего детства. Любовь к окружающему миру заставляет нас обратить особое внимание на экологическое направление духовно-нравственного воспитания школьников. Экологическое воспитание – самое важное в наше время! Учащиеся школы должны понять, что охрана природы – это наша жизнь!

Экологическое воспитание – это воспитание формирующее у человека сознательное восприятие окружающей природной среды, убежденность в необходимости бережного отношения к природе человечеством! Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Известный педагог-новатор

В. А. Сухомлинский отмечал, что сама природа не воспитывает, а воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста. Поэтому уже начиная с начальной школы, надо формировать у учеников первичные знания о природе и навыки ее охраны, это связано с тем, что успешному осуществлению экологического воспитания младших школьников способствуют их экологические особенности: эмоциональная отзывчивость, склонность к подражательности, любознательность. Сегодня экологическое образование и воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом экологической культуры, развиваемого у школьников является знание основ экологии, главная суть которой заключается во взаимном влиянии составляющих частей экологических систем и их связь с окружающим миром! 

Один из основоположников русской педагогики К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Ощущение красоты природы формирует в детях духовно- нравственные качества.  Ребята должны сами почувствовать природу всем сердцем. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры т. к. в этот период развития ребёнка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношения ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.

В наше время мы видим как человек активно вмешивается в процессы, происходящие в природе. Видя все происходящее вокруг и у детей тоже может сформироваться потребительское отношение к природе, чего ни в коем случае нельзя допустить! Обычный школьник наблюдает множество мусорных свалок, создаваемых взрослыми, жестокое отношение к животным, безответственность по отношению к окружающим лесам, паркам, в то время как в школе, в учреждениях дополнительного образования он узнает о пагубном отношении и влиянии подобной деятельности человека на природу, о вреде наносимом собственному здоровью и благополучию, испытывает чувство жалости к животным и растениям, попавшим в беду. Из-за этого проблема духовно-нравственного и экологического воспитания детей школьного возраста стала как никогда очень актуальна.

Отчуждение ребенка от природы исключает важный источник воспитания нравственности и духовности в детях – окружающую среду. Дети стали реже общаться с природой, так как уменьшается количество зеленых насаждений, детей окружают здания, искусственные материалы, похожие на природные: например, искусственные растения украшают магазины, улицы. Но искусственный материал практически одинаков с точки зрения тактильных ощущений, запаха. Тогда как в лесу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Только такое восприятие эффективно для личностного и познавательного развития ребенка. Он должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, побегать босиком по траве.

Задача педагога – найти формы, методы воспитания в вопросе экологии социальному окружению и к самому себе. Благодаря вовремя полученному экологическому воспитанию, у детей сформируется система ценностей, которая поможет им бережно относиться к природе и будет являться побуждением к разрешению проблемы экологического кризиса, существующего в современном мире.

С возрастом, когда у ребенка начинается активная жизнь в обществе, ему приходится сталкиваться с различными проблемами и трудностями, где важно понять о взаимоотношениях друг с другом, о ценностях и мышлении каждого. Во время этого процесса ребенок становится личностью, его мировоззрение, его понимание «что такое хорошо, что такое плохо», а также реакция на поступки других людей и контроль собственного поведения. Духовно-нравственное воспитание неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием.

   Именно поэтому необходимо с детства ориентировать ребенка на сохранение своей планеты и ее ресурсов, как своей жизненной среды. 

 Начальная школа – важнейший этап на пути становления научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельных отношений учащихся к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека С младшего школьного возраста следует формировать у детей такой принцип взаимодействия с природой, согласно которому «правильно и разрешено только то, что не нарушает существующую в природе гармонию».

 Красота в природе давно стала общей темой в жизни и в искусстве. Природа, изображается и воспевается многими произведениями искусства: в картинах, в поэзии и в другой литературе. Тем самым, показывая силу, с которой люди ассоциируют природу и красоту.

Художники всех времён и народов, поэты и философы отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме «человек и природа». 

Выдающиеся советские педагоги А.С. Макаренко, С.Т Шацкий, В.А. Сухомлинский не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней.

В.А. Сухомлинский отмечал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают. При изменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяются убеждения, деятельность ученика строится в постоянном общении с природой и работой над гармонизацией нарушенной биосферы. Природа – это не какое-то символическое богатство. Это, прежде всего, труд десятков и сотен поколений, поливших потом родную землю и передавших ее потомкам своим. Природа – это богатство материальное, и без него, если оно по какой-либо причине оскудеет и обеднеет, мы станем беднее в буквальном смысле. Природа – наш дом и верный друг! К сожалению, очень часто люди не берегут всё богатство нашей планеты и не задумываются о своих поступках. Есть много примеров, когда человек наносил серьёзный вред окружающей среде. Люди живут в огромных городах и даже не задумываются о том, что они тоже являются неотъемлемой частью природы. Мы окружили себя высокими бетонными зданиями и заводами, которые загрязняют воздух и реки. А ведь вода нужна всем живым организмам, и если люди не опомнятся, то вскоре весь мир лишится чистой воды. Поэтому с большой тревогой узнаем, что иногда в том или другом городе загрязняются реки отравляются различными отбросами ,горят леса погибают лесные животные и совсем исчезают некоторые виды лесных растений. Человек не может не болеть душой за происходящее в природе, он не только должен рассуждать, но и на деле должен проявлять свою ответственность за каждый клочок родной земли, за лесные богатства, за реки и озера, за воздух, которым мы дышим. Мы должны беречь мир природы и делать всё, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений. Сейчас можно видеть, как климат меняется в худшую сторону, и это происходит потому, что Земля перенасыщена мусором. Но если каждый из нас постарается не наносить вред планете и жить в гармонии с природой, то всё изменится, и мы сможем сохранить этот прекрасный мир

В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято. Возможно, это объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологическая культура». В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.  Контакты с животными и растениями являются дополнительным каналом взаимодействия школьника с окружающим миром.  Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Задача экологического образования состоит не только в том, чтобы как можно больше дать знаний детям об окружающем нас мире растений, животных, насекомых, птиц, рыб, но в основе должна лежать деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам изыскивает новые знания. Вот тогда при наличии знаний, наблюдений, деятельности в детях разовьется чувство отзывчивости, сочувствие ко всему живому, бережное отношение ко всему окружающему. Результатом такого воспитания является принятие школьниками ответственности за развитие самого себя и природы в целом. Таким образом, взаимодействие с природой имеет большой потенциал по воспитанию духовности и нравственности. Поэтому педагогам и родителям необходимо открыть детям возможности взаимодействия с миром природы; в этом случае экологическое образование становится фактором общего и духовно-нравственного развития.  В современном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятия о добре, милосердии, справедливости, развивать в школьниках духовность, любовь к окружающему. Это позволяет осуществить взаимодействие учеников с окружающей природой, которая является неиссякаемым источником нравственного и духовного воспитания школьников. На сегодняшний момент экологическое воспитание должно быть неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Это не только поможет детям быть разносторонне развитыми, но и сформирует в них потребность правильно заботиться о природе. С помощью экологической деятельности школьники приобретают адекватное представление об окружающем мире и видят связь между деятельностью людей и состоянием природы. Это позволяет им не только получить необходимые экологические знания, но и развить эмоциональное отношение к проблемам растений и животных. Совершенно очевидно, что положительный результат может быть достигнут только при тесном взаимодействии образовательного учреждения и семьи. Только при соблюдении этого условия ребенок правильно воспримет бережное отношение к природе, будет заинтересован в соблюдении правил безопасности при общении с ней. Совместная работа родителей и педагога учит обращать внимание детей на красоту окружающей природы, и на бережное отношение к ней. Так шаг за шагом идёт освоение экологической программы, экологической культуры и воспитания, в процессе реализации накапливается материал, работы детей, формируется экологическое сознание школьников.

Мы делаем выводы о том, что экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Экологическое образование и воспитание представляется как целостное единство процессов обучения, воспитания и развития. Что бы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Правильно используя различные методы воспитания, учитель или воспитатель может сформировать экологически грамотную и духовно- воспитанную личность. Если формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе, а также в группе продленного дня.

                    Использованная литература;

1. Шилова В. С. Педагогические основы социально - экологического образования школьников. / В. С. Шилова. - Белгород, 2008. - 154 с.

2.Экологическое образование школьников. Под ред. И. Д. Зверева,

И .Т .Суравегиной. - М,1983.

3.Экология и безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для втузов    / Под ред. Л.А. Муравья. М.: ЮНИТИ, 2000— 447

4. Бобрышева Е. А., Организация экологического образования в школе «Сохраним леса». – МБОУ «Скороднянская СОШ». 2011 г.

5. Рюкбейль Д.А. Экология и мировоззрение/ программа по экологическому воспитанию и образованию/ - М.: ИСАР, 1998.



Предварительный просмотр:

Доклад на ШМО

2022г.

Докладчик: учитель нач. классов Добеева. О. В.

«Приемы формирования и оценки читательской грамотности обучающихся начальной школы».

В современном мире переизбытка информации проблема понимания текстов особенно актуальна. Ребенок, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: ведь текст, в устном или письменном виде, лежит в основе любой задачи. Проблема, которая отмечается многими специалистами, далеко не нова и злободневна: у многих детей недостаточно сформирована читательская грамотность.

Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В своей педагогической деятельности я столкнулась со следующими проблемами:         

- дети имеют низкую скорость чтения;

- зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.;

- не могут делать выводы на основе прочитанного.

Формировать читательскую грамотность можно и нужно на любом уроке. Но базовым предметом для формирования читательской грамотности все же являются уроки литературного чтения.

В 1 классе работа по формированию читательской грамотности начинается с уроков обучения грамоте. На данном этапе ребята учатся работать с иллюстрацией, прогнозировать события, строить последовательное изложение текста на основе серии картинок. Во 2 полугодии начинается непосредственная работа с текстом. Для этого я использую тексты, где некоторые слова заменены картинкой. После прочтения текста ребята отвечают на вопросы по содержанию, что помогает мне определить степень усвоения и понимания текста детьми.

На 2 этапе использую небольшие тексты с готовыми вопросами после текста. Во время парной и групповой работы ребята знакомятся с текстами и вопросами. Затем проверяю уровень понимания текста по вопросам. На данном этапе начинаю работу над техникой чтения, ведь плохо читающий ребенок не способен понять его. Для этого использую различные задания, которые описаны в сборнике текстов и упражнений по развитию навыков и техники чтения Т.И. Кондраниной «Чтение 1 класс». Хорошие результаты и заинтересованность детей дают тренинги для развития быстрого чтения Ткачёвой О.Н. «Чтение наоборот», «Перемешанные буквы», «Вверх ногами», «Чтение с половинками слов» «Чтение с решёткой», «Сплошной текст», «Текст с наложением», «Текст с картинками», «Шторка», «Нет порядка» и др.

После того, как дети перейдут непосредственно к урокам литературного чтения, начинается работа над смысловым чтением.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) Понимание текста — это ключевой навык, который начинает развиваться в младшей школе. Что такое полное понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации

  • фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде)
  • подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
  • концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы)

Выделяются следующие виды смыслового чтения:

Просмотровое - вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта, выдвигается предположение, о чем будет текст по его названию, иллюстрациям и т.п..

  • Чтение названия и его анализ
  • Рассматривание иллюстраций к тексту.
  • Прогнозирование: о чем может идти речь в данном произведении?

Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения

Рассмотрим приемы, которые можно использовать перед прочтением текста. (слайд 26)

Прием «Ассоциативный куст».

Цель: актуализация знаний, мотивирование к последующей деятельности, активизирование познавательной деятельности учащихся, настрой их на работу.

Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает.

Прием «Глоссарий».

Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом. После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.

Словарную работу можно разделить на 3 вида:

  • работа с незнакомыми словами;
  • работа со словами-ключиками;
  • работа со словами образами.

Прием «Рассечение вопроса»

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.

Изучающее чтение (на этапе обучения вслух) в режиме диалога с автором: делая паузы в чтении для того чтобы:

  • задать вопрос автору по прочитанному (В),
  • предположить ответ (О),
  • при дальнейшем чтении найти в текст ответ на возникший вопрос и проверить себя (П).

Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста, своя интерпретация текста.

Рассмотрим приемы, которые можно применить во время прочтения текста. (слайд 27)

Прием «Чтение про себя с вопросами».

Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

Прием «Чтение с остановками».

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка".

Прием «Читаем и спрашиваем»

Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

Прием «Чтение с пометками»

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

v Знакомая информация

+ Новая информация

-- Я думал (думала) иначе

? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Прием «Чтение в кружок».

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу". Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Рефлексивное чтение. Формулирование его главной мысли (концепта) в т. ч. с помощью рефлексивного чтения. (Докажите, что…, Почему? Какой…?)

Результатом будет понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.

Рассмотрим приемы, которые можно использовать на данном этапе.

 Прием «Тонкие и толстые вопросы». Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов. 

 

 

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

 

Дайте объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему Вы думаете ...?

Почему Вы считаете ...?

В чем различие ...?

Предположите, что будет, если... ?

Что, если ... ?

Кто ? Что ?

Когда ?

Может ..?

Будет ...?

Могли ... ?

Как звать ...?

Было ли ...?

Согласны ли Вы ...?

Верно ли ...?

 

Прием «Синквейн».

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста. Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.

Структура синквейна:

1. Существительное (тема).

2. Два прилагательных (описание).

3. Три глагола (действие).

4. Фраза из четырех слов (описание).

5. Существительное (перефразировка темы).

Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при

составлении характеристики героев какого-либо произведения.

Цель: научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения.

Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Приём «Написание творческих работ».

Цель: раскрыть творческий потенциал учащихся.

Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение.

Приём «Создание викторины».

Цель: выяснение уровня усвоения темы или раздела.

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).

Прием «Перепутанные логические цепочки»

Цель приёма: восстановление последовательности событий или технологии.

Обучающимся выдается материал с перепутанными событиями, технологическим процессом, который необходимо правильно выстроить в ходе обсуждения или практической работы.

Приём «Ромашка (кубик) Блума».

Цель: с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции. На лепестках ромашки написаны вопросы: Почему? Объясни. Назови. Предложи. Придумай. Поделись.

Прием «Интеллект карта».

Цель: запоминание и систематизация знаний, развитие комплексного мышления ребенка.

Главную идею помещают в центр листа, благодаря чему внимание сфокусировано на главном. Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Ключевые слова подкрепляются рисунками или символами.

Прием «Реставрация текста».

Цель: Сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы. (слайд 29)

Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные, важно обращаться к разным источникам информации, художественные тексты — лишь один из них. Нужно еще научить ребенка понимать графики и диаграммы, видео и картинки, комиксы и фотографии, рассказы учителя и аудиосообщения — словом, любой источник, который можно осмыслить. Для этого можно использовать различные готовые рабочие тетради, например, «Работа с информацией», «Чтение с увлечением», «Смысловое чтение».

Концепции ФГОС требует от учителей организовать учебную деятельность так, что бы учащиеся вели самостоятельную работу с учебником и дополнительной литературой. Главное преимущество технологии продуктивного чтения – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций. А это главный принцип ФГОС – «Научить учиться»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Самостоятельная работа с прогностической и ретроспективной самооценкой по разделу «Работа с информацией» 4 класс (работа с таблицами и диаграммами)

Цель самостоятельной работы по математике - определить уровень освоения обучающимися умения читать и заполнять готовые таблицы и столбчатые диаграммы; переводить информацию из таблицы и диаграммы в те...