Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность»
рабочая программа
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_chitaem_schitaem_nablyudaem.docx | 67.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Цель изучения блока «Креативное мышление» - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление способствует критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
- Предметные недели;
- Библиотечные уроки;
- Деловые беседы;
- Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
- Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
-овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»:
- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы);
- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире; - способность использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях;
- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию;
- способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ;
- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола.
Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:
- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения;
- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки;
- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1-2 класс
Раздел 1. Настоящий читатель (20 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.Маршака, С.В.Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (33 ч)
Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (14 ч)
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проектной задачи: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектной задачей. Подготовка проектной задачи. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проектной задачи. Фиксация хода работы над проектной задачей. Плакат для защиты проектной задачи. Подготовка презентации к защите проектной задачи. Защита проектной задачи. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
3 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (8 ч)
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами текстов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (13 ч)
Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.
Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве?
Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. Охранять природу - значит охранять здоровье.
Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.
Модуль «Основы математической грамотности» (13 ч)
«Удивительный мир чисел».
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат).
Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических ребусов. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р, 1 к., 5 к.,10 к. Купюры в 10 р., 50 р. Размен монет и купюр. Оплата проезда.
«Мир занимательных задач».
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений.
Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
4 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (8ч)
Раздел 1.
Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей: Е.Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е.В.Медведев «Баранкин, будь человеком» и др.
Раздел 2.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию.
Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста. Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч)
Раздел 1.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность воды. Почвы и их свойства.
Раздел 2.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.
Модуль «Основы математической грамотности» (8 ч)
Раздел 1.
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
Раздел 2.
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Раздел 3.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.
Раздел 4.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Модуль «Основы финансовой грамотности» (10 ч)
Раздел 1.
Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие.
Раздел 2.
Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники.
Раздел 3.
Личные деньги. Сколько стоит «своё дело».
№ | Модуль | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Всего |
1 | «Основы читательской грамотности» | 33 | 34 | 8 | 8 | 83 |
2 | «Основы математической грамотности» | - | - | 13 | 8 | 21 |
3 | «Основы естественнонаучной грамотности» | - | - | 13 | 8 | 21 |
4 | «Основы финансовой грамотности» | - | - | - | 10 | 10 |
33ч. | 34ч. | 34ч. | 34ч. | 135ч. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ЧИТАЕМ, СЧИТАЕМ, НАБЛЮДАЕМ»
1 КЛАСС
№ | Тема занятия | Кол-во часов | ЭОР/ЦОР |
Настоящий читатель | |||
1 | Кого можно считать настоящим читателем? | 1 | https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti |
2 | Любимая книга. | 1 | |
3 | Книги С.Я.Маршака, С.В.Михалкова. | 1 | |
4 | Экскурсия в библиотеку. | 1 | |
5 | Книги-«калеки», «лечение книг». | 1 | |
6 | Книги-«калеки», «лечение книг». | 1 | |
7 | Домашняя библиотека. Личная библиотека. | 1 | |
8 | Настоящий читатель много читает. | 1 | |
9 | Лента времени для учёта длительности чтения. | 1 | |
10 | Писатели и их книги. Портреты писателей | 1 | |
11 | Писатели и их книги. | 1 | |
12 | Быстрое чтение и получение информации. | 1 | |
13 | Быстрое чтение и получение информации. | 1 | |
14 | Читаем всё, что задано. | 1 | |
15 | Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. | 1 | |
16 | Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. | 1 | |
17 | Сходство и различие текстов разных предметов. | 1 | |
18 | Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». | 1 | |
19 | Выступление с творческой работой | 1 | |
20 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |
Технология продуктивного чтения | |||
21 | Продуктивное чтение – что это? | 1 | https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti |
22 | Опрос взрослых и друзей. Запись ответов. | 1 | |
23 | Опрос одноклассников. Запись ответов. | 1 | |
24 | Продуктивное чтение и значение слова «продукт». | 1 | |
25 | Читаем и переживаем. | 1 | |
26 | Чтение рассказа Н. Сладкова: «Воздушный замок». | 1 | |
27 | Читаем и переживаем. Н. Сладков: «Воздушный замок». | 1 | |
28 | Чтение рассказа Н. Сладкова: «Болтливые окуни». | 1 | |
29 | Читаем и переживаем Н. Сладков: «Болтливые окуни». | 1 | |
30 | Чтение рассказа Н. Сладкова: «Бюро лесных услуг». | 1 | |
31 | Читаем и переживаем Н. Сладков: «Бюро лесных услуг». | 1 | |
32 | Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя». | 1 | |
33 | Читаем и переживаем. Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя». | 1 | |
Итого | 33ч. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ЧИТАЕМ, СЧИТАЕМ, НАБЛЮДАЕМ»
2 КЛАСС
№ | Тема занятия | Кол-во часов | ЭОР/ЦОР |
Технология продуктивного чтения | |||
1 | В. Драгунский «Денискины рассказы». | 1 | |
2 | Читаем и переживаем. В. Драгунский «Денискины рассказы». | 1 | |
3 | Чтение, обсуждение, выполнение заданий на развитие читательской грамотности. | 1 | |
4 | Чтение, обсуждение, выполнение заданий на развитие читательской грамотности. | 1 | |
5 | Читаем и реагируем на прочитанное. Чтение рассказа В. Осеевой «Долг». | 1 | |
6 | Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Читаем и реагируем на прочитанное. В. Осеева: «Картинки». | 1 | |
7 | Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно! | 1 | |
8 | Читаем и реагируем на прочитанное. В. Голявкин «Вот что интересно! | 1 | |
9 | Рассказ Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса». Работа над текстом. | 1 | |
10 | Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса». | 1 | |
11 | Рассказ Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса». | 1 | |
12 | Рассказ Н. Носова «Мишина каша». | 1 | |
13 | Работа над текстом. Н. Носов «Мишина каша». | 1 | |
14 | Н. Носов «Мишина каша». Работа над текстом. Смысловое чтение. | 1 | |
15 | Читаем и переживаем. | 1 | |
16 | Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении. | 1 | |
17 | Основные этапы работы над произведением. Практическая работа. | 1 | |
18 | Технология. | 1 | |
19 | Проверочная работа. Что узнали. Чему научились. | 1 | |
20 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |
Проектная задача «Дружим с книгой» | |||
21 | Проектная задача. Обсуждение общей темы. | 1 | https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti |
22 | Уточнение, выбор подтем проектной задачи. | 1 | |
23 | Составление плана работы над проектной задачей. | 1 | |
24 | Подготовка проектной задачи. Сбор информации. | 1 | |
25 | Работа с картотекой, с источниками. | 1 | |
26 | Сбор информации. Выполнение проектной задачи. | 1 | |
27 | Выполнение проектной задачи. | 1 | |
28 | Фиксация хода работы над проектной задачей. | 1 | |
29 | Выполнение проектной задачи. Фиксация хода работы над проектной задачей. | 1 | |
30 | Выполнение проектной задачи. | 1 | |
31 | Плакат для защиты проектной задачи. | 1 | |
32 | Подготовка презентации к защите проектной задачи. | 1 | |
33 | Защита проектной задачи. | 1 | |
34 | Что узнали. Чему научились. Праздник «Я – настоящий читатель!». | 1 | |
Итого | 34ч. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ЧИТАЕМ, СЧИТАЕМ, НАБЛЮДАЕМ»
3 КЛАСС
№ | Тема занятия | Кол-во часов | ЭОР/ЦОР |
«Основы читательской грамотности» | |||
1 | Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. | 1 | https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti |
2 | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. | 1 | |
3 | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста ? | 1 | |
4 | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его части? | 1 | |
5 | Текст описание. | 1 | |
6 | Текст повествование. | 1 | |
7 | Текст рассуждение. | 1 | |
8 | Работа со сплошным текстом. Рассказ К. Паустовского «Дремучий медведь». | 1 | |
«Основы естественнонаучной грамотности» | |||
9 | Изучение природы. Науки о природе. | 1 | |
10 | Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. | 1 | |
11 | Неблагоприятные и необычные явления природы. | 1 | |
12 | Кто и как живет рядом с нами. | 1 | |
13 | Нужны ли комнатные растения в доме. | 1 | |
14 | Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. | 1 | |
15 | Кто и как живет рядом с нами. | 1 | |
16 | Почему надо беречь и охранять растения. | 1 | |
17 | Грибы - удивительное царство. | 1 | |
18 | Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. | 1 | |
19 | Многообразие животных родного края. | 1 | |
20 | Выясняем, что такое экология. | 1 | |
21 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |
«Основы математической грамотности» | |||
22 | Удивительный мир чисел и цифр. История развития математики. | 1 | https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti |
23 | Интересные приёмы устных вычислений. | 1 | |
24 | Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры и циферблат. | 1 | |
25 | Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Календарь дат. | 1 | |
26 | Ребус. Правила разгадывания ребусов. Решение математических ребусов. | 1 | |
27 | Мир занимательных задач. Решение олимпиадных задач. | 1 | |
28 | Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. | 1 | |
29 | Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи. | 1 | |
30 | Работа с таблицами, диаграммами, поиск информации для решения задач. | 1 | |
31 | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. | 1 | |
32 | Решение задач на нахождение площади, периметра | 1 | |
33 | Задачи – расчёты. | 1 | |
34 | Что узнали. Чему научились. Оценка достижений. | 1 | |
Итого | 34ч. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ЧИТАЕМ, СЧИТАЕМ, НАБЛЮДАЕМ»
4 КЛАСС
№ | Тема занятия | Кол-во часов | ЭОР/ЦОР |
«Основы читательской грамотности» | |||
1 | Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. | 1 | https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti |
2 | Е. Велтистов «Мальчик из чемодана». Чтение и анализ. Работа над текстом. | 1 | |
3 | Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. | 1 | |
4 | Е. В. Медведев «Баранкин, будь человеком». Работа с текстом. | 1 | |
5 | Типы текстов: текст-повествование, описание, рассуждение. Работа над текстами разных типов. | 1 | |
6 | Учебный текст как источник информации. | 1 | |
7 | Составление плана на основе исходного текста. | 1 | |
8 | Как создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач. | 1 | |
«Основы математической грамотности» | |||
9 | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. | 1 | |
10 | Сюжетные задачи, решаемые с конца. Решение логических задач. | 1 | |
11 | Решение практических задач. Задачи на взвешивание. | 1 | |
12 | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. | 1 | |
13 | Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. | 1 | |
14 | Комбинаторные задачи. | 1 | |
15 | Представление данных в виде диаграмм. | 1 | |
16 | Представление данных в виде таблиц, графиков. | 1 | |
«Основы естественнонаучной грамотности» | |||
17 | Признаки химических реакций. Движение и взаимодействие частиц. | 1 | https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti |
18 | Воздух и его свойства. | 1 | |
19 | Углекислый газ в природе и его значение. | 1 | |
20 | Вода. Уникальность воды. | 1 | |
21 | Почва и ее свойства. | 1 | |
22 | Земля, внутреннее строение Земли. | 1 | |
23 | Знакомство с минералами, горной породой и рудами. | 1 | |
24 | Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. | 1 | |
«Основы финансовой грамотности» | |||
25 | Как появились деньги? Что могут деньги? | 1 | https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti |
26 | Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость». | 1 | |
27 | Деньги в разных странах. Чтение текстов. Решение задач. | 1 | |
28 | Деньги настоящие и ненастоящие. | 1 | |
29 | Сувенирные деньги. | 1 | |
30 | Как разумно делать покупки? Делаем покупки. | 1 | |
31 | Кто такие мошенники? | 1 | |
32 | Личные деньги. Практическая работа. | 1 | |
33 | Сколько стоит «своё дело»? Игра «Экономические загадки». | 1 | |
34 | Что узнали. Чему научились. | 1 | |
Итого | 34ч. |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
по формированию функциональной грамотности
«Читаем, считаем, наблюдаем»
1 класс
№ раздела | № урока | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата проведения |
Модуль «Основы читательской грамотности» | 8 | |||
1 | Настоящий читатель | 4 | ||
1 | Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. | 1 | ||
2 | Настоящий читатель много читает. Читаем и переживаем, испытываем эмоции. | 1 | ||
3 | Чтение текстов из учебников русского языка, окружающего мира и математики. Сходство и различие текстов. | 1 | ||
4 | Лента времени. Писатели и их книги. Портреты писателей. | 1 | ||
2 | Любимые книги | 3 | ||
5 | Любимая книжка. Обложка любимой книжки. | 1 | ||
6 | Любимые писатели. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова. | 1 | ||
7 | Книги А.Л. Барто. | 1 | ||
3 | Подведение итогов | 1 | ||
8 | Творческая работа «Твое представление о предстоящем читателе» | 1 | ||
Модуль «Основы математической грамотности» | 8 | |||
1 | Арифметические забавы | 4 | ||
9 | Из истории развития математики. | 1 | ||
10 | Виды цифр. Римская нумерация. | 1 | ||
11 | Работа с часами (циферблат с римскими цифрами) | 1 | ||
12 | Работа с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр) | 1 | ||
2 | Логика в математике | 2 | ||
13 | Ребусы. Разгадывание ребусов. | 1 | ||
14 | Математические ребусы и их решение. | 1 | ||
3 | Задачи с геометрическим содержанием | 2 | ||
15 | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. | 1 | ||
16 | Творческая работа «Составлению картины-аппликации из геометрических фигур» | 1 | ||
Модуль «Основы финансовой грамотности» | 7 | |||
1 | 17 | Вводное занятие. Знакомство с понятием «Финансовая грамотность». | 1 | |
2 | 18 | Что такое деньги? | 1 | |
3 | 19 | Как появились деньги. Появление обмена товарами | 1 | |
4 | 20 | Появление первых денег – товаров с высокой ликвидацией | 1 | |
5 | 21 | Свойства драгоценных металлов | 1 | |
6 | 22 | Появление первых монет | 1 | |
7 | 23 | Первые монеты разных государств | 1 | |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» | 10 | |||
1 | Тайны за горизонтом | 1 | ||
24 | Неблагоприятные и необычные явления природы | 1 | ||
2 | Жили-были динозавры… и не только они | 1 | ||
25 | Первобытные животные. Кошки и собаки-друзья человека. | 1 | ||
3 | Тайны камней | 1 | ||
26 | История образования камней. Виды камней. Легенды о камнях. | 1 | ||
4 | Загадки растений | 2 | ||
27 | Книга рекордов Гиннесса. | 1 | ||
28 | Интересные факты о растениях | 1 | ||
5 | Эти удивительные животные | 2 | ||
29 | Книга рекордов Гиннесса. | 1 | ||
30 | Интересные факты о животных | 1 | ||
6 | Планета насекомых | 1 | ||
31 | Книга рекордов Гиннесса. Интересные факты о насекомых | 1 | ||
7 | Загадки под водой и под землей | 2 | ||
32 | Удивительные свойства и тайны воды. Опыты с водой | 1 | ||
33 | Свойства и тайны земли. Опыты с землей | 1 | ||
Итого | 33 часа |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
по формированию функциональной грамотности
«Читаем, считаем, думаем»
2 класс
№ | № | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата проведения |
Модуль «Основы читательской грамотности» | 8 | |||
1 | Основные правила пользования библиотекой. | 1 | ||
1 | Вводный урок | 1 | ||
2 | История возникновения информационных центров. | 2 | ||
2 | Виртуальная экскурсия по мировым информационным центрам и информационным центрам страны. | 1 | ||
3 | Структура библиотечных систем | 1 | ||
3 | Библиотека – информационный центр школы. | 1 | ||
4 | Система расстановки библиотечного фонд. Отделы библиотеки(читальный зал, абонемент, справочная, художественная литература, краеведческая литература и периодические издания.) | 1 | ||
4 | Методы работы с информацией | 2 | ||
5 | Отзыв на прочитанную книгу. | 1 | ||
6 | Дневник чтения. Форма ведения дневника. Иллюстрации. | 1 | ||
5 | Информационная культура школьника. | 1 | ||
7 | Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ. Безопасный интернет | 1 | ||
6 | Подведение итогов | 1 | ||
8 | Практическая работа. Самостоятельный поиск информации. Презентация дневника чтения. | 1 | ||
Модуль «Основы математической грамотности» | 8 | |||
1 | Арифметические забавы | 2 | ||
9 | Из истории математики. Как люди научились считать. Игры с числами. | 1 | ||
10 | Магические квадраты. Задачи на сообразительность и внимание. | 1 | ||
2 | Логика в математике | 4 | ||
11 | Больше – меньше. Раньще – позже. Быстрее – медленнее. | 1 | ||
12 | Множество и его элементы. Способы задания множеств. Сравнение и отображение множеств. | 1 | ||
13 | Истинные и ложные высказывания. | 1 | ||
14 | Символы в реальности и в сказке. | 1 | ||
3 | Задачи с геометрическим содержанием | 2 | ||
15 | Задачи на разрезание и склеивание | 1 | ||
16 | Кодирование | 1 | ||
Модуль «Основы финансовой грамотности» | 8 | |||
1 | 17 | Устройство монеты | 1 | |
2 | 18 | Изобретение бумажных денег | 1 | |
3 | 19 | Защита монет и бумажных денег от подделок | 1 | |
4 | 20 | Древнерусские товарные деньги. Клады. «Меховые деньги» | 1 | |
5 | 21 | Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка» | 1 | |
6 | 22 | Первые русские монеты | 1 | |
7 | 23 | Пословицы и поговорки про деньги | 1 | |
8 | 24 | Дизайн купюры сказочной страны | 1 | |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» | 10 | |||
1 | Тайны за горизонтом | 1 | ||
26 | Какой остов самый большой в мире? Существует ли остров, похожий на блюдце? Какая страна самая маленькая в мире? | 1 | ||
2 | Жили-были динозавры… и не только они | 1 | ||
27 | Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок. Почему люди не летают? Какое животное первым появилось на суше? Крокодилы. Как черепахи дышат под водой? | 1 | ||
3 | Тайны камней | 1 | ||
28 | Когда были открыты драгоценные камни? Что такое песок? Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит? Как образуется золото? | 1 | ||
4 | Загадки растений | 2 | ||
29 | История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево. | 1 | ||
30 | Где растут орехи? Почему крапива жжется? Как растет банановое дерево? Растения – рекордсмены. | 1 | ||
5 | Эти удивительные животные | 2 | ||
31 | Потомки волка. Чутье обычное и чутье особое. «Нюх» на землетрясения. | 1 | ||
Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают? | 1 | |||
6 | Планета насекомых | 1 | ||
32 | Разнообразие насекомых. Чем питается бабочка? Бабочки – путешественницы. Как пауки плетут свою паутину? Что происходит с пчелами зимой? Правда ли, что у сороконожки 100 ног? Охрана насекомых. | 1 | ||
7 | Загадки под водой и под землей | 2 | ||
33 | Как изучают подводный мир? Что находят на морском дне?. Что можно найти на морском берегу? Есть ли глаза у морской звезды? Что такое Каракатица? Каково происхождение золотой рыбки? | 1 | ||
34 | Творческая работа по заданной теме. | 1 | ||
Итого | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
по формированию функциональной грамотности
«Читаем, считаем, наблюдаем»
3 класс
№ | № | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата проведения |
Модуль «Основы читательской грамотности» | 8 | |||
1 | Книги верные друзья. | 1 | ||
1 | Презентация дневника читателя. Отзывы о наиболее понравившейся книге, прочитанной за летние каникулы. | 1 | ||
2 | Писатели и художники в одном лице. | 1 | ||
2 | Творчество писателей – иллюстраторов детских книг. Иллюстрирование сюжета по рассказу. | 1 | ||
3 | Будь здорова, книжка! | 1 | ||
3 | Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Книжная выставка: «Эти книги лечим сами!» | 1 | ||
4 | Библиотека – информационный центр школы | 2 | ||
4 | Расширение представлений о библиотеке. Открытый доступ к книжному фонду. Система расстановки библиотечного фонда. Назначение разделителей на книжных полках. | 1 | ||
5 | Правила пользования открытым доступом. Правила и обязанности читателя. Справочно–библиографический аппарат библиотеки. Алфавитный каталог. | 1 | ||
5 | Методы работы с книгой. | 2 | ||
6 | Структура книги. Знакомство с основными элементами книги. Понятия «Титульный лист», «Обложка», «Иллюстрация» | 1 | ||
7 | Структура книги. Понятия «Аннотация», «Содержание». Самостоятельный выбор книг с помощью полученных знаний. | 1 | ||
6 | Подведение итогов | 1 | ||
8 | Практическая работа. Самостоятельный поиск информации. Поиск информации по автору книги. | 1 | ||
Модуль «Основы математической грамотности» | 8 | |||
1 | Арифметические забавы | 3 | ||
9 | Ребусы. Шифры. | 1 | ||
10 | Задачи про цифры. Закономерности | 1 | ||
11 | Задачи на взвешивание и переливание. | 1 | ||
2 | Логика в математике | 3 | ||
12 | Задачи на поиск закономерностей. | 1 | ||
13 | Задачи с лишними и недостающими данными | 1 | ||
14 | Задачи, решаемые без вычислений | 1 | ||
3 | Задачи с геометрическим содержанием | 2 | ||
15 | Задачи с спичками( счетными палочками) | 1 | ||
16 | Игра – головоломка «Пифагор» | 1 | ||
Модуль «Основы финансовой грамотности» | 8 | |||
1 | 17 | Современные деньги мира. Доллары и евро – самые известные иностранные деньги | 1 | |
2 | 18 | Современные деньги России | 1 | |
3 | 19 | Появление безналичных денег | 1 | |
4 | 20 | Банк. Функции банкоматов | 1 | |
5 | 21 | Наличные, безналичные и электронные деньги | 1 | |
6 | 22 | Инсценировка сказки «Заработанный рубль» | 1 | |
7 | 23 | Инсценировка сказки «Заработанный рубль» | 1 | |
8 | 24 | Итоговое занятие «По ступенькам финансовой грамотности» | 1 | |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» | 10 | |||
1 | Тайны за горизонтом | 1 | ||
26 | Кто открыл Австралию? Существует ли жизнь в Антарктиде? Как образовались Гавайские острова? Где родина фигового дерева? | 1 | ||
2 | Жили-были динозавры… и не только они | 1 | ||
27 | Голубые лягушки. Когда появились первые рептилии? Какими были первые рыбы? Как улитка строит свой панцирь? Где живут «карманные динозавры»? | 1 | ||
3 | Тайны камней | 1 | ||
28 | Разнообразие камней. Айсберг. Что такое коралловый остов? Сады камней. Где находится самая большая пещера? | 1 | ||
4 | Загадки растений | 2 | ||
29 | Растения путешественники. Что такое Эвкалипт? Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка-белая, купальница европейская, ландыш, колокольчик и др. | 1 | ||
30 | Лекарственные растения. Их свойства, правила сбора. Почему оливу называют деревом мира? | 1 | ||
5 | Эти удивительные животные | 2 | ||
31 | Речные лошади (бегемоты, среда обитания) .Выхухоль. Животные – рекордсмены. | 1 | ||
32 | Красная книга Кузбасса. | 1 | ||
6 | Планета насекомых | 1 | ||
Обладают ли кузнечики слухом? Почему комар считается злейшим врагом человека? Муравьи и их квартиранты. Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки? | 1 | |||
7 | Загадки под водой и под землей | 2 | ||
33 | Что такое ракушка-прилипала? Как передвигается осьминог? Что такое насекомоядные растения? Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? Может ли вода течь в гору? | 1 | ||
34 | Творческая работа по заданной теме. | 1 | ||
Итого | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
по формированию функциональной грамотности
«Читаем, считаем, наблюдаем»
4 класс
№ | № | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата проведения |
Модуль «Основы читательской грамотности» | 8 | |||
1 | Библиотека и интернет как источник информационных ресурсов общества. | 2 | ||
1 | Расширение представлений о библиотеке, о информации. | 1 | ||
2 | Виды информации. Источники информации по отраслям наук. | 1 | ||
2 | Основные типы информационно поисковых задач и алгоритм их решения. | 2 | ||
3 | Использование результатов поиска при подготовке сочинений. | 1 | ||
4 | Использование результатов поиска при подготовке тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр, литературных путешествий… | 1 | ||
3 | Аналитико – синтетическая переработка источников информации | 1 | ||
5 | Первичные документы для младших школьников: художественные, научно-познавательные, учебные и справочные материалы. | 1 | ||
4 | Технологии подготовки и оформление результатов самостоятельной работы учащихся. | 2 | ||
6 | Технология подготовки планов, рассказов, отзывов. | 1 | ||
7 | План как способ записи прочитанного и отражение состава ичастей научно – познавательного текста. Способы составления плана и правила оформления. | 1 | ||
5 | Подведение итогов | 1 | ||
8 | Практическая работа. Самостоятельное составление плана прочитанного произведения. | 1 | ||
Модуль «Основы математической грамотности» | 8 | |||
1 | Арифметические забавы | 2 | ||
9 | Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. | 1 | ||
10 | Задачи, решаемые перебором . Решение задач с конца. | 1 | ||
2 | Логика в математике | 4 | ||
11 | Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники. Личные деньги. | 1 | ||
12 | Арифметические ребусы и лабиринты. | 1 | ||
13 | Логические задачи на поиск закономерности и классификацию | 1 | ||
14 | Старинные задачи. | 1 | ||
3 | Задачи с геометрическим содержанием | 2 | ||
15 | Зеркальное отражение. | 1 | ||
16 | Симметрия. «Танграмм» | 1 | ||
Модуль «Основы финансовой грамотности» | 8 | |||
1 | 17 | Откуда в семье берутся деньги | 1 | |
2 | 18 | Как заработать деньги? | 1 | |
3 | 19 | Потребительская корзина. Прожиточный минимум | 1 | |
4 | 20 | Расходы и доходы. Считаем деньги | 1 | |
5 | 21 | Что такое экономия? Кого называют банкротом? | 1 | |
6 | 22 | Как умно управлять своими деньгами. Игра «Распредели семейный бюджет» | 1 | |
7 | 23 | Проект «Вот я вырасту и стану…» | 1 | |
8 | 24 | Проект «Вот я вырасту и стану…» | 1 | |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» | 10 | |||
1 | Тайны за горизонтом | 1 | ||
25 | Атлантида – сказка или реальность. Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? Что такое семь чудес света? | 1 | ||
2 | Жили-были динозавры… и не только они | 1 | ||
26 | Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? Голубые киты - миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил? | 1 | ||
3 | Тайны камней | 1 | ||
27 | Дольмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы? | 1 | ||
4 | Загадки растений | 2 | ||
28 | История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. | 1 | ||
29 | Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. | 1 | ||
5 | Эти удивительные животные | 2 | ||
30 | Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? | 1 | ||
31 | Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.). | 1 | ||
6 | Планета насекомых | 2 | ||
32 | Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. | 1 | ||
7 | Загадки под водой и под землей | 2 | ||
33 | Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. | 1 | ||
34 | Творческая работа по заданной теме | 1 | ||
Итого | 34 часа |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Рабочая тетрадь для 2 и 3 классов " Финансовая грамотность" Корлюгова Ю.Н. Гоппе Е.Н. Министерство финансов РФ, 2020 ООО " ВАКО" , 2020
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Функциональная грамотность. 1-4 классы. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением)
Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия:
krugosvet.ru
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ:
https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/15/03
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб будущих отличников" 1 класс...
Программа по внеурочной деятельности, 1 класс, "Финансовая грамотность".
Направление: социально-культурное....
Программа по внеурочной деятельности направления формирование функциональной грамотности учащихся 1-4 классов " Читай, считай, думай"
Программа по внеурочной деятельности направления формирование функциональной грамотности учащихся 1-4 классов " Читай, считай, думай"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по развитию функциональной грамотности при получении начального общего образования «Читаем, считаем, наблюдаем»
Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «функциональная грамотность»,...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дерево решений" (финансовая грамотность) 1 класс.
Программа имеет социальное направление, является частью основной образовательной программы основного общего образования школы, входит в состав плана внеурочной деятельности и рассчитана на 1 год. Цел...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Школа дорожных наук»
Рабочая программа кружка «Школа дорожных наук» для 2 класса составлена на основеавторской программы Н.Ф.Виноградовой "Я - пешеход и пассажир"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Занимательная математика»
Рабочая программа кружка «В гостях у математики» составлена на основе авторской программы Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика»...