Программа дополнительного образования "Учимся играя" 5-7 лет
рабочая программа

Ямрос Елизавета Викторовна

Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо начинать  в дошкольном возрасте. Как было выяснено в ходе исследований крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев и других, процесс развития речи ребёнка таков: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствования речи стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С точки зрения проекции руки есть ещё одна речевая зона мозга, то есть для успешного развития речи необходимо развивать кисть руки ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_igraya_dop_yamros_1_1.docx693.53 КБ

Предварительный просмотр:

2023-09-02_104323

1. Комплекс основных характеристик дополнительной

общеразвивающей общеобразовательной программы

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Дошколёнок» социально - гуманитарной направленности.

Актуальность программы. Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо начинать  в дошкольном возрасте. Как было выяснено в ходе исследований крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев и других, процесс развития речи ребёнка таков: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующие совершенствования речи стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С точки зрения проекции руки есть ещё одна речевая зона мозга, то есть для успешного развития речи необходимо развивать кисть руки ребёнка.

Отличительные особенности программы Занятия строятся на интегрированной основе с широким использование игровых методов. В ходе специальных занятий дети научатся использовать простые и сложные логические операции при решении поставленных задач. Все задания и упражнения в каждой теме расположены так, что степень их сложности постоянно возрастает, поэтому желательно придерживаться данной программы, не нарушая последовательности.

Одним из основных разделов данной программы является формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.

Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ звуковой структуры слова.

Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи направлена на закрепление навыков  правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка (изолированных, в словах, в фразовой речи), формирование фонематического восприятия. Развитие голосового аппарата, совершенствование интонационной выразительности  речи, отработку речевого дыхания.

В программе «Учимся играя» уделяется достаточно времени для развития мелкой моторики, используя приемы:

- игры с мелкими предметами, крупой, палочками;

- шнуровки;

- изображение пальчиками предметов, фигур, птиц;

- графические упражнения

Педагогическая целесообразность программы

В данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода. Она может быть использована для детей, не посещающих детский сад.

Программа предусматривает развитие психических процессов: умение мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе. Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить радость и удовольствие.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  разработана согласно

Положения о дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе ОУ.

Адресат программы

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на детей школьного возраста  5-7 лет.

Возрастные особенности обучающихся. Программа составлена с учетом возрастных особенностей дошкольников. Данная программа способствует развитию зрительного восприятия, правильно обследовать предметы и соотносить их качества с эталонными формами, цветами, размерами и т.д. Возрастет объём и устойчивость внимания на основе развития познавательных процессов. Большое количество развивающих игр способствует развитию воображения, формированию волевых действий: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия.

Срок освоения программы. Программа рассчитана на 72 часа.

Режим занятий. Занятия проводятся 2 часа в неделю.

Форма обучения очная.

Количество обучающихся в группе 10-15 человек.

        Принцип набора в группу: свободный.

1.2. Цель и задачи программы

 Цель программы: способствовать общему развитию ребёнка.

Задачи:

Образовательные:

- способствовать формированию фонетического восприятия и слуха; 

- формирование элементарных арифметических и геометрических представлений.

Развивающие:

Развивать творческие способности, познавательные психологические процессы  у детей (внимание, память, восприятие, мышление, воображение).

Воспитательные:

- Формировать коммуникативные качества личности (сотрудничество и взаимопомощь)  в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

 1.3. Планируемые результаты

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Предметные результаты.

•         составляет и пересказывает  рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;

•         рисовать узоры и различные элементы;

•         умеет  работать с предметами;

•         правила этикета.

  Метапредметные:

Развиты творческие способности, умеет анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

  Личностные:

Сформированы коммуникативные качества личности (сотрудничество и взаимопомощь).

1.4.Содержание программы.

Учебной план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, диагностики, контроля

всего

теория

практика

Вводное занятие

2

1

1

беседа, наблюдение

Раздел 1 «Развитие речи»

1.1

Тема: Звук-предложение

8

2

6

тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

1.2

Тема: Фонематический слух

6

1

5

1.3

Тема: Звуковая культура речи

8

2

6

1.4

Тема: Мир, в котором я живу

4

1

3

1.5

Тема: Родная речь

4

1

3

1.6

Тема: Развитие мелкой моторики рук

5

1

4

ИТОГО по разделу

35

8

27

Раздел 2 «Развитие математических представлений и логики»

2.1

Тема: Количество и счёт

8

2

6

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

2.2

Тема: Величина, объём, вес

4

1

3

2.3

Тема: Геометрические фигуры и понятия

4

1

3

2.4

Тема: Ориентировка в пространстве и времени

4

1

3

2.5

Тема: Вот так задача….

8

2

6

2.6

Тема: Развитие логического мышления

4

1

3

2.7

Тема: Графические упражнения

3

1

2

ИТОГО по разделу

35

9

26

Итого

72

18

54

Содержание учебного плана

Вводное занятие

Теория (1 ч.) План работы. Правила поведения в кабинете. Режим занятий. Необходимые принадлежности.

Практика (1 ч.) Мониторинг ЗУН. Входная диагностика.

Раздел 1. Развитие речи.

Тема 1. Звук-предложение

Теория (2 ч.) Знакомство с понятиями: звук, слово, предложение, рассказ.  Использование графических опор-схем для звукового анализа слов. Составление предложений по картинкам.

Практика (6 ч.) Игра «Волшебные Звуки» - развить слуховое внимание. игра «Какое слово длиннее» - развить речь, внимание. Игра «Дорисовки» - развить память и мышление.

Тема 2. Фонематический слух

Теория (1 ч.) Формирование умения различать гласные и согласные звуки.

Практика (5 ч.) Игра «Красный и синий мяч» - закрепить дифференциацию гласных и согласных звуков, совершенствовать внимание. Самостоятельное определение количества звуков и их анализ в слове. Подбор слова к звуковой модели слова. Выбор слов с данным звуком, определение места звука в слове. Игра «Корова и слово» - развить фонематический слух.

Тема 3. Звуковая культура речи

Теория (2 ч.) Формирование звуковой культуры речи.

Практика (6 ч.) Игра «Запомни и раскрась» - развить слуховую память, внимание. Игра «Словесное зеркало» - развить речь, навык выражения в речи увиденных физических действий. Игра «Переводилки» - развить мелкую моторику рук, подготовить кисти рук к письму.

Тема 4. Мир, в котором я живу

Теория (1 ч.) Вызвать у детей интерес к окружающему миру вокруг нас. Закреплять знания детей о предметах ближайшего окружения (мебель, одежда, посуда).

Учить называть их части (из чего состоят, для чего нужны) и классифицировать их по существенным признакам.

Практика (3 ч.) Беседа "Знаешь ли ты свой адрес, телефон и сможешь ли объяснить, где ты живёшь". Беседа "Дом, где вместе мы живём".

Тема 5. Родная речь

Теория (1 ч.) Дать первоначальное представление о том, как зарождалась речь и письмо. Учить детей различать слово и предложение. Познакомить учащихся с графической моделью предложения.

Практика (3 ч.) Раскрашивание предметов, написание наклонных прямых линий (коротких и длинных). Игра «Придумай и расскажи» - развить речь, воображение, проверить словарный запас. Игра «Путешествие по сказкам» - развить речь, мышление, расширить словарный запас. Игра «Запомни и раскрась» - развить слуховую память, внимание

Тема 6. Развитие мелкой моторики рук

Теория (1 ч.) Развитие тактильной чувствительности рук.

Практика (4 ч.) Лепка пластилином. Работа с бумагой: рваная аппликация, складывание, вырезание и наклеивание бумаги, оригами. Игры с крупой, семенами: пересыпание круп из одной ёмкости в другую, разбор разных видов круп, выкладывание из крупы изображений. Действия с пуговицами: застегивание, расстегивание;  Показ пальчикового театра.

Раздел 2. Развитие математических представлений и логики

Тема 1. Количество и счёт

Теория (2 ч.) Прямой и обратный счёт в пределах 10. Порядковый и ритмический счёт.

Практика (6 ч.) Образование следующего числа путём прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка. Число 0 и его свойства.

Тема 2. Величина, объём, вес

Теория (1 ч.) Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

Практика (3 ч.) Сравнение предметов по длине, массе, объёму (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин.

Тема 3. Геометрические фигуры и понятия

Теория (1 ч.) Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.  Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

Практика (3 ч.) Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырёхугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.

Тема 4. Ориентировка в пространстве и времени

Теория (1 ч.) Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и др.

Практика (3 ч.) Установление последовательности событий.  Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

Тема 5. Вот так задача...

Теория (2 ч.) Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

Практика (6 ч.) Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе. Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

Тема 6. Развитие логического мышления

Теория (1 ч.) Формирование общих представлений о логических задачах.

Практика (3 ч.) Выполнение элементарных логических заданий («найди лишнего», «вставь пропущенный…», «чего не хватает», «найди отличия» и т.д.)

Тема 7. Графические упражнения

Теория (1 ч.) Свойство предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Практика (2 ч.) Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

1.5.Форма аттестации и их периодичность

 Виды контроля:

Начальный или входной контроль: опрос

Текущий контроль: педагогическое наблюдение, самостоятельная работа, опрос

Промежуточный контроль: опрос.

Итоговый контроль: викторина, викторина.

2.1.Методическое обеспечение

В разработанной программе предполагается: развитие фонематического слуха детей, обучение детей чтению слогов, подготовка базы для успешного овладения навыков написания букв, обогащение детей живыми впечатлениями от окружающей действительности, получаемые детьми в процессе занятий, овладение элементарными арифметическими и геометрическими знаниями, обеспечение общего развития детей путём углубления содержания изучаемого материала.

Одним из этапов занятий детей в объединении является диагностика развития психологических параметров детей, а именно – коммуникативность, усидчивость, память, внимание, логическое мышление, обобщение и другие интеллектуальные характеристики. Диагностика проводится на начальном этапе обучения и при его завершении.

Занятия по обучению грамоте строятся на принятом в русской методике аналитико-синтаксической звукобуквенной методике и закреплении работой по развитию речи на основных её уровнях – звук (звуковая культура), слова, предложения, связное высказывание.

Для этого используются следующие приёмы:

- давать детям задания по определению на слух места звука в слове;

- предлагать детям называть слова, в которых встречается определённый звук;

- подбирать к схеме слова с заданным звуком и т.д.

Важную роль в развитии ребёнка дошкольного возраста играет формирование у него элементарных математических представлений. Оно предполагает первоначальное формирование представлений о количестве, числе и цифре, геометрических фигурах, пространственном расположении. Работа в этом направлении строится в ходе дидактических игр, организуемых педагогом, а так же интеллектуальных и спонтанных игр, в ходе самостоятельной исследовательской деятельности детей.

Подготовка руки к письму (развитие мелкой моторики, формирование умения держать карандаш и правильное распределение мышечной нагрузки руки) осуществляется на занятиях (обведение по контуру, разукрашивание, рисование узоров на клеточной основе по образцу, написание основных элементов букв на основе узкой линии) и в свободной деятельности детей. Широко используются пальчиковые игры.

Учёт психологических особенностей детей дошкольного возраста определяет необходимость соблюдения некоторых особенностей в проведении занятий по обучению грамоте: оптимальное разнообразие видов деятельности, введение физкультминуток, использование игрового материала, переключения внимания детей с одного вида деятельности на другой.

Методы обучения:

Для реализации поставленной цели и задач программы применяются следующие приемы и методы: словесные, наглядные, игровые и практические, метод проектов.

Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Виды занятий:

 Беседа, занятие-путешествие, занятие-игра, практическое занятие,

презентация, викторина.

Педагогические технологии:

Информационно-коммуникационная технология. Проведения занятий с использованием программного обеспечения (компьютерной программы, мультимедийных презентаций) и других готовых образовательных ресурсов значительно расширяет возможность подачи необходимой информации, позволяет усилить мотивацию ребенка, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

Технология игрового обучения. Обязательно включены в проведение занятий игры (дидактические, подвижные).Результатом использования игровых приемов и ситуаций на занятиях у обучающихся наблюдается: расширение кругозора познавательной деятельности; формируются определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности; прослеживается воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности.

Здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах занятия, поскольку предусматривает четкое чередование видов деятельности: показ, опрос, слушание, рассказ, ответы на вопросы, выполнение эксперимента и т.д. Создаются условия рационального сочетания труда и отдыха обучающихся.

Проблемное обучение имеет в своей основе личностную ориентацию. Весь образовательный процесс строится на совместном решении проблемных задач. Изучаемый материал преподается не столько в виде готовой информации, сколько мотивирует к поиску ответов с использованием различных методов обучения. У обучающихся развивается мышление, критичность, последовательность, логичность ума, что позволит в дальнейшем ребенку быть успешным в жизни, решать не только академические, но и социальные проблемы.

2.2.Условия реализации программы

Кадровое обеспечение-педагог дополнительного образования.

Материально – техническое обеспечение:

Для успешной реализации данной программы необходимо материально- техническое обеспечение:

- кабинет для занятий с детьми отвечающий современным санитарно-гигиеническим нормам ;

-технические средства обучения: проектор, компьютер;

- информационное обеспечение: видеофильмы, презентации

Дидактические материалы:

  1. Наборы счётных палочек.
    2. Наборы муляжей овощей и фруктов.
    3. Набор предметных картинок.
    4. Наборное полотно.
    6. Демонстрационная оцифрованная линейка.
    7. Демонстрационный чертёжный треугольник.
    8. Демонстрационный циркуль.
  1. Модель часов.
  2. Модель весов и набор гирь.

2.3. Оценочные материалы

Формы аттестации разрабатываются для отслеживания результативности освоения программы. Согласно учебно-тематическому плану это: творческая работа; опрос; викторина; самостоятельная работа

Педагогическая диагностика

Входная

Содержание инструкций и заданий, предлагаемых для групповой работы

Задание 1. «Варежки»

Цель: проверить умения ребенка участвовать в совместной (парной) деятельности.

Инструкция: «Объединитесь в пары. Каждой паре я раздам две бумажные варежки и одинаковые коробки цветных карандашей. Ваша пара должны разукрасить две варежки так, чтобы они были одинаковыми».

Оценка: анализируются цвет, расположение узора, детали оформления варежек. Балл (0, 1, 2) ставится в зависимости от степени согласованности действий детей:

  1. баллов – дети не договорились, варежки разные;
  2. балл – отдельные детали не согласованы;
  3. балла – варежки одинаковые.

Задание 2. «Поиск ошибки»

Цель: проверить знание числового ряда, способность ребенка принимать задание, адекватно действовать, а также сформированность самоконтроля.

Инструкция: «Перед каждым из вас лежит лист бумаги, на котором изображен числовой ряд. В последовательности чисел допущена одна ошибка. Проверьте, нет ли ошибки в этом ряду чисел. Если она есть, подчеркните это место».

1        2      3          5        4        6      7       8       9

Оценка:

0        баллов – задание не выполнено: ребенок не знает последовательности расположения чисел в числовом ряду;

  1. балл – ребенок находит имеющуюся ошибку и продолжает переставлять местами другие числа числового ряда, то есть не твердо знает числовой ряд. Это может также говорить о том, что ребенок не точно выполняет инструкцию (в ней указано на наличие одной ошибки);
  2. балла – задание выполнено правильно.

Задание 3. «Рисуем узор»

Цель: проверить умение ребенка ориентироваться в пространстве (на листе бумаги), понимать слова,

определяющие пространственные отношения («влево», «вправо», «вверх», «вниз»), способность  принимать

инструкцию педагога.

Инструкция: «Перед каждым из вас лежит лист бумаги в клетку. На листе найдите клетку черного цвета.

Отсчитайте от нее две клетки вправо, третью закрасьте черным цветом. От этой клетки отсчитайте три клетки

вниз, четвертую закрасьте черным. От этой клетки отсчитайте влево пять клеток и шестую закрасьте черным.

От этой клетки отсчитайте четыре вверх и закрасьте пятую».

Примечание. Черная клетка находится в центре тетрадного листа. Инструкция педагога дается «по

шагам» после выполнения основной частью группы очередного действия. Никаких дополнительных

разъяснений и подсказок, а также замечаний по ходу работы не делается.

Оценка:

  1. баллов – задание выполнено неправильно;
  2. балл – допущены одна-две однотипных ошибки (ребенок не ориентируется в одном из

            пространственных терминов);

  1. балла – задание выполнено правильно.

Задание 4. «Форма фигуры»Описание: мониторинг 1

Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру,

соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить

о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.

Инструкция: Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять

задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите

карандаш. Нарисуйте такую же фигуру в большой рамочке (учитель обводит указкой большую рамочку).

  Оценка:

  1. балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами

              фигуры в основном сохранены;

2балла – изображена подобная или равная фигура, но пропорции слегка изменены,

               не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами  фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;

1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;

0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия.

Задание 5. «Гирлянда»

Цель. Выявление умения перейти от числа к соответствующему множеству предметов, выполнять инструкцию, содержащую несколько

последовательных действий.

Описание: мониторинг 6

Инструкция: Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.

Раскрасьте на верхней гирлянде три флажка, а на нижней – два флажка.

Нарисуйте в рамочке столько кружков, сколько всего закрасили флажков.

Примечание: Инструкция прочитывается целиком несколько раз

до  начала выполнения задания детьми.

Оценка:

3 балла – выполнены верно обе части задания;

2 балла – первое задание выполнено верно, есть попытка выполнить вторую часть задания, но число кружков неверное;

1 балл – выполнено верно только первое задание, попыток выполнить вторую часть задания нет;

0 баллов – есть попытка выполнить первую часть задания, но число флажков неверное.

Задание 6.

Цель. Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена  классификация.

Инструкция: Рассмотрите рисунок (указывается рисунок к заданию). Описание: мониторинг 7

Обведите синим карандашом животных, которые живут в воде; зеленым – на земле; красным – в воздухе

  Оценка:

3 балла – классификация проведена правильно;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущены 2 ошибки;

0 баллов – задание не выполнено.

Задание 7. «Дорожка»

Цель. Выявление степени согласованности движения руки со зрительным контролем.

Инструкция: Проведите линиюпосередине дорожки. Постарайся не отрывать карандаш от бумаги.

Оценка:Описание: мониторинг 5

3 балла – задание выполнено правильно;

1 балл – линия выходит за края дорожки;

0 баллов – линия прерывистая, наличие тремора

(о его наличии говорят дрожащие линии).

Задание 8. «Грибок»Описание: мониторинг 4

Цель. Выявление способности ребенка точно копировать образец.

Инструкция: Дорисуйте грибок.

Оценка:

3 балла – задание выполнено правильно: точное копирование образца; соблюдены пропорции;

2 балла – задание выполнено верно, соблюдены пропорции, но наблюдается наличие тремора  

1 балла – не соблюдены пропорции;

0 баллов – не соблюдены пропорции, отсутствуют некоторые элементы, наличие тремора

Результатом фронтального обследования детей является заполнение бланка обследования. Такая диагностика имеет прогностическое значение, позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить

Бланк обследования

№ п/п

Фамилия имя

Месяц год рождения

Пол

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

Примечания

1.

2.

3.

4.

Описание: http://nsc.1september.ru/2002/03/2.gif

Педагогическая диагностика

Итоговая

Содержание инструкций и заданий, предлагаемых для групповой работы

Задание 1

Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая

пропорции между моментами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка,

умении рисовать углы, не округляя их, И прямолинейные отрезки.

Текст задания: «Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание.

Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш.

Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке» (учитель обводит указкой большую рамочку).

Оценка выполнения задания:

  1. баллов — не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия.
  2. балл — существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо.
  3. балла — изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не

везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо,

но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.

  1. балла — изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.

В случае, если фигура изображена «нетвердой» рукой, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Описание: http://nsc.1september.ru/2002/03/3.gif

Задание 2

Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение

пересчитывать клеточки.

Текст задания: «Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания).

Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в черный цвет.

  1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте

красным карандашом.

  1. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз на две клеточки и третью закрасьте синим

карандашом.

  1. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку от нее, закрасьте

зеленым карандашом.

  1. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом».

Оценка выполнения задания:

  1. баллов — не приступил к выполнению задания; несколько клеток закрашены, но их расположение не соответствует инструкции.

1 балл — выполнен верно только один пункт задания, допущены ошибки в направлении, пересчете клеток, начале отсчета.

2 билли -  выполнены верно два или три пункта задания. Описание: http://nsc.1september.ru/2002/03/4.gif

3 балла -   все пункты задания выполнены верно.

В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 3

Цель: выявить умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; при правильном понимании

текста задачи перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания: «Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания 3).

Посмотрите на свои листки. Послушайте задание.

1. В классе (группе) сегодня дежурят 3 девочки и 2 мальчики. Сколько детей дежурят сегодня в классе?

Нарисуйте столько кружков, сколько детей дежурят сегодня в классе. (Текст задачи можно повторить.)

2. В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько квадратов, сколько

человек осталось и машине. (Текст задачи можно повторить.)»

Оценка выполнения задания:

  1. баллов — есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.
  2. балл — выполнена верно только одна задача, попыток вымол нить вторую задачу нет.
  3. балла — одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.
  4. балла — обе задачи выполнены верно.

Задание 4

Цель: выявить умение сравнивать множества по числу элементов (вне зависимости от Описание: http://nsc.1september.ru/2002/03/6.gif

навыка счета).

Текст задания: «Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и

треугольники. Чего больше: кругов или треугольников?

Если больше кругов, то нарисуйте рядом еще один круг. Если больше треугольников, то

нарисуйте еще один треугольник».

Оценка выполнения задания:

0 баллов — сравнение проведено неверно (нарисован один  треугольник).

 3 балла — сравнение проведено верно (нарисован один круг).

Описание: http://nsc.1september.ru/2002/03/7.gif

Задание 5

Цель: выявить умение классифицировать, находить при знаки, по которым произведена классификация.

Текст задания: «Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию 5). На одном из этих рисунков

нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку

проведите карандашом линию».

Оценка выполнения задания:

  1. баллов — задание не принято, линия не проведена.
  2. балл — линия проведена неверно.
  3. балла — линия проведена правильно.

Задание 6

Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок

с заданным звуком в их названиях.

Текст задания: «Посмотрите на эти картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно Описание: http://nsc.1september.ru/2002/03/9.gif

самостоятельно назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней.

Первая картинка «солнце», в слове «солнце» есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте

 к самостоятельному выполнению задания».

Оценка выполнения:

0        баллов — отсутствие дифференциации звуков [с]-[з],[с]-[ц], [с]-[ш] или полное непринятие задания.

  1. балл — наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]-[з]).
  2. балла — выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет.
  3. балла — правильное выполнение задания.

Задание 7Описание: http://nsc.1september.ru/2002/03/8.gif

Цель: выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания: «Вы видите домик с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко - звук в слове.

Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините стрелкой с домиком».

Оценка выполнения:

О баллов — непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошек».

2  балла — наличие ошибок в один звук.

3 баллa — правильное выполнение задания.

Список литературы для педагога

1. «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа.- М., «Баласс», 2019.   

2.Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз - ступенька, два - ступенька…Методические рекомендации.- М., «Баласс», 2018. 

3.Тихомирова Л. Ф. Логика для дошкольников.- Ярославль, «Академия развития», 2021.  Колесникова Е. В.Развитие математического мышления у детей 5-7 лет.- М., «Ювента», 2018. 

4.Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сценарии занятий.- М., «Ювента», 2017. 

5.Иванова В. Обучение детей чтению. Полная программа подготовки детей к школе.- М., «Планета детства», 2018. 

6.Лопухина И. Логопедия. 500 занимательных упражнений для развития речи.- М., «Аквариум», 2019. 

7.Нефёдова Е. А., Узорова О. В. Готовимся к школе.- М., «Вентана Граф», 2020. 

8.Нефёдова Е. А., Узорова О. В. Быстрое обучение чтению.- М., «Вентана Граф», 2018. 

9.Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. А. Здравствуй, мир! Методические рекомендации.- М., «Баласс», 2018. 

10.Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М., 2018. 

11.Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Сб. программно-метод. материалов. – М.: Баласс, 2017.

Список литературы для детей

1.Обучение грамоте. Тетрадь для рисования для детей 5-6 лет. Часть 1. Солнечные ступеньки

2.Обучение грамоте. Тетрадь для рисования для детей 5-6 лет. Часть 2. Солнечные ступеньки

3.Математика. Часть 1. Тетрадь для рисования. Солнечные ступеньки

4.Математика. Часть 2. Тетрадь для рисования. Солнечные ступеньки

5.Подготовка к письму. Тетрадь для рисования. Часть 1. Солнечные ступеньки

6.Подготовка к письму. Тетрадь для рисования. Часть 2. Солнечные ступеньки

7.Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. Часть 1. Солнечные ступеньки

8.Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. Часть 2. Солнечные ступеньки

Календарный учебный график

дата

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

07.09

15.30

теория

1

План работы. Правила поведения в кабинете. Режим занятий. Необходимые принадлежности.

МОУ-СОШ с.Звонарёвка

Беседа, наблюдение

2

практика

1

Мониторинг ЗУН. Входная диагностика.

Беседа, наблюдение

3

14.09

15.30

теория

1

Знакомство с алфавитом. Знакомство с понятиями: звук, слово, предложение, рассказ.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

4

теория

1

Прямой и обратный счёт в пределах 10.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

5

21.09

15.30

теория

1

Использование графических опор-схем для звукового анализа слов. Составление предложений по картинкам.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

6

теория

1

Порядковый и ритмический счёт.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

7

28.09

15.30

практика

1

Игра «Волшебные Звуки» - развить слуховое внимание.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

8

практика

1

Образование следующего числа путём прибавления единицы.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

9

05.10

15.30

практика

1

Игра «Волшебные Звуки» - развить слуховое внимание.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

10

практика

1

 Образование следующего числа путём прибавления единицы.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

11

12.10

15.30

практика

1

Игра «Какое слово длиннее» - развить речь, внимание.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

12

практика

1

Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

13

19.10

15.30

практика

1

Игра «Какое слово длиннее» - развить речь, внимание.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

14

теория

1

Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

15

19.10

15.30

практика

1

Игра «Дорисовки» - развить память и мышление.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

16

практика

1

Состав чисел первого десятка. Число 0 и его свойства.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

17

26.10

15.30

практика

1

Игра «Дорисовки» - развить память и мышление.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

18

практика

1

Состав чисел первого десятка. Число 0 и его свойства.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

19

02.11

15.30

теория

1

Формирование умения различать гласные и согласные звуки.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

20

теория

1

Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

21

09.11

15.30

практика

1

Игра «Красный и синий мяч» - закрепить дифференциацию гласных и согласных звуков, совершенствовать внимание.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

22

практика

1

Сравнение предметов по длине, массе, объёму (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок).

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

23

16.11

15.30

практика

1

Самостоятельное определение количества звуков и их анализ в слове.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

24

практика

1

Сравнение предметов по длине, массе, объёму (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок).

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

25

23.11

15.30

практика

1

Подбор слова к звуковой модели слова.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

26

практика

1

Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

27

30.11

15.30

практика

1

Выбор слов с данным звуком, определение места звука в слове.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

28

теория

1

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.  Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

29

07.12

15.30

практика

1

Игра «Корова и слово» - развить фонематический слух.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

30

практика

1

Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырёхугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

31

14.12

15.30

теория

1

Формирование звуковой культуры речи.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

32

практика

1

Составление фигур из частей и деление фигур на части.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

33

21.12

15.30

теория

1

Формирование звуковой культуры речи.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

34

практика

1

Конструирование фигур из палочек.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

35

28.12

15.30

практика

1

Игра «Запомни и раскрась» - развить слуховую память, внимание.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

36

теория

1

Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу, выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче толще – тоньше, раньше – позже, позавчера – вчера – сегодня – завтра – послезавтра, вдоль, через и др.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

37

11.01

15.30

практика

1

Игра «Запомни и раскрась» - развить слуховую память, внимание.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

38

практика

1

Установление последовательности событий.  

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

39

18.01

15.30

практика

1

Игра «Словесное зеркало» - развить реч, навык выражения в речи увиденных физических действий.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

40

практика

1

Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

41

25.01

15.30

практика

1

Игра «Словесное зеркало» - развить реч, навык выражения в речи увиденных физических действий.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

42

практика

1

Ориентировка на листе бумаги в клетку. Ориентировка в пространстве с помощью плана.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

43

01.02

15.30

практика

1

Игра «Переводилки» - развить мелкую мотрику рук, подготовить кисти рук к письму.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

44

теория

1

Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры).

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

45

08.02

15.30

практика

1

Игра «Переводилки» - развить мелкую мотрику рук, подготовить кисти рук к письму.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

46

теория

1

Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

47

15.02

15.30

теория

1

 Закрепление знаний детей о предметах ближайшего окружения (мебель, одежда, посуда), классификация их по существенным признакам.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

48

практика

1

Равенство и неравенство чисел.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

49

22.02

15.30

практика

1

Беседа "Знаешь ли ты свой адрес, телефон и сможешь ли объяснить, где ты живешь".

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

50

практика

1

Равенство и неравенство чисел.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

51

29.02

15.30

практика

1

Беседа "Знаешь ли ты свой адрес, телефон и сможешь ли объяснить, где ты живешь".

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

52

практика

1

Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

53

07.03

15.30

практика

1

Беседа "Дом, где вместе мы живем".

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

54

практика

1

Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

55

14.03

15.30

теория

1

Как зарождалась речь и письмо. Учимся различать слово и предложение.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

56

практика

1

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

57

21.03

15.30

практика

1

Раскрашивание предметов, написание наклонных прямых линий (коротких и длинных). Игра «Придумай и расскажи» - развить речь, воображение, проверить словарный запас.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

58

практика

1

Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

59

28.03

15.30

практика

1

Игра «Путешествие по сказкам» - развить речь, мышление, расширить словарный запас.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

60

теория

1

Формирование общих представлений о логических задачах.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

61

04.04

15.30

практика

1

Игра «Запомни и раскрась» - развить слуховую память, внимание

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

62

практика

1

Выполнение элементарных логических заданий («найди лишнего», «вставь пропущенный…», «чего не хватает», «найди отличия» и т.д.)

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

63

11.04

15.30

теория

1

Развитие тактильной чувствительности рук.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

64

практика

1

Выполнение элементарных логических заданий («найди лишнего», «вставь пропущенный…», «чего не хватает», «найди отличия» и т.д.)

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

65

18.04

15.30

практика

1

Лепка пластилином.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

66

практика

1

Выполнение элементарных логических заданий («найди лишнего», «вставь пропущенный…», «чего не хватает», «найди отличия» и т.д.)

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

67

25.04

15.30

практика

1

Работа с бумагой: рваная аппликация, складывание, вырезание и наклеивание бумаги, оригами.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

68

теория

1

Свойство предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

69

02.05

15.30

практика

1

Игры с крупой, семенами: пересыпание круп из одной ёмкости в другую, разбор разных видов круп, выкладывание из крупы изображений.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

70

практика

1

Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение

71

16.05

15.30

практика

1

Действия с пуговицами: застёгивание, расстёгивание;  Показ пальчикового театра.

Тестовые (игровые) задания, анализ результатов работы детей

72

практика

1

Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

анализ самостоятельной работы детей, беседа, открытое занятие, наблюдение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год

Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...

Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....