Методика Р.С.Немова "Вербальная фантазия"
тест (2, 3, 4 класс)

Рулёва Ирина Михайловна

Методика для выявления креативности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_r.s.nemova_verbalnaya_fantaziya.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Для выявления креативности мы использовали специальную методику Немова Р. С. «Вербальная фантазия».

                                                     Инструкция  

            Школьнику дается задание придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до 1 минуты, после этого ребенок приступает к рассказу.

            В ходе рассказа творчество ребенка оценивается по следующим признакам:

  1. скорость процессов воображения;
  2. необычность, оригинальность образов;
  3. богатство фантазии;
  4. глубина и проработанность (детализированность) образов;
  5. впечатлительность, эмоциональность образов.

     По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

0 баллов – данный признак в рассказе отсутствует;

1балл – данный признак имеется, но выражен слабо;

2балла – соответствующий признак выражен достаточно сильно.

                         Оценивание скорости процессов воображения

            Если в течение 1 минуты ребенок не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Ребенок получает 1 балл, если он сам придумал рассказ за одну минуту. Если ребенок в течение 1 минуты придумал как минимум два разных сюжета, это оценивается в 2 балла.

                      Оценивание необычности, оригинальности образов

0 баллов – пересказ ранее увиденного, услышанного;

1 балл – пересказ ранее известного с внесением элементов новизны;

2 балла – самостоятельное придумывание рассказа с новым сюжетом.

                                  Оценивание богатства фантазии

            При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе учащегося.

2 балла – число предметов и признаков превышает десять;

1 балл - общее количество деталей от шести до десяти;

0 баллов – признаков в рассказе мало, но не менее пяти.  

Оценивание глубины и проработанности образов

            Этот показатель определяется по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе.

0 баллов – центральный объект изображен схематично, без детальной проработки его аспектов;

1 балл – при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная;

2 балла – главный образ расписан достаточно подробно.

                    Оценивание впечатлительности и эмоциональности

            Этот показатель оценивается по тому, вызывают ли образы в рассказе интерес и эмоции у слушателя.

0 баллов – образы малоинтересны, банальны.

1 балл – образы вызывают незначительный интерес.

2 балла – образы вызывают эмоциональную реакцию слушателей (удивление, восхищение, страх).

            Таким образом, максимальное число баллов ребенок может получить за свое воображение до 10, минимальное – 0.

                 Данные исследования представлены в таблице.

Таблица

Оценка элементов фантазии младших школьников

Классы

  Общее        количество учащихся

             Уровень развития фантазии

Очень            высокий                  

Высокий        

Средний

Низкий

Очень низкий

2 класс

30

3

5

11

6

5

3 класс

30

6

7

10

4

3

4 класс

30

11

9

7

2

1

                                                     

                 Из таблицы видно, что учащиеся обладают недостаточной глубиной фантазийных элементов, как в контрольной, так и в экспериментальной группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

«Игровые методики по развитию творческого воображения и фантазии».

Цель:     обогащение  системы  педагогических  действий  современными  методами  и  приемами для развития творческого воображения и фантазии дете...

Урок ИЗО 2 класс "Изображение и фантазия" из раздела "Реальность и фантазия"

Тема урока просматривается по линии "Реальная птица- фантастическая птица"....

Презентация к уроку ИЗО 2 класс "Изображение и фантазия" из раздела "Реальность и фантазия"

Презентация уведёт детей в сказочный лес, населенный фантастическими существами....

Методика Р.С.Немова "Вербальная фантазия"- для выявления креативности

Эта методика определяет на сколько учащийся креативен в своем выборе и действии....

Методика «Вербальная фантазия»

Методика «Вербальная фантазия»...