Диагностика межпредметных достижений
материал

Ольга Владимировна Добеева

Система оценивания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг метапредметных и личностных достижений

Учитель: Добеева.О.В.

Для достижения качества планируемых результатов в условиях реализации ФГОС HOО необходима оценка результатов образования, как предметных, так и метапредметных, личностных. Опираясь на диагностические методики (Методика «Незаконченные предложения»; Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман); Диагностическая работа в данном направление отличается от других видов проверочных работ по своей структуре, включает задания на выявление уровня метопредметных и личностных УУД. Работа направлена на оценку метапредметных и личностных результатов, проводится индивидуально. Каждое задание диагностической работы помогает определить уровень сформировано одного из УУД, представленных в следующей таблице:

Класс

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1

класс

-Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. -Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. -Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности,

жизненных ситуациях под руководством учителя.

- Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

-Оценка результатов своей работы.

- Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

-Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. -Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

-Группировать предметы, объекты на

основе существенныхпризнаков.

-Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

-Отвечать на вопросы учителя, товарищей, но классу.

-Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

-Слушать и понимать речь других. -Участвовать в парах.

2

класс

- Организовывать самостоятельно свое рабочее место. - Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

- Ориентироваться вучебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебниках.

- Соблюдать в повседневной жизни нормы

речевого этикета и правила устного общения

  • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.
  • Выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре,

Корректировать выполнение задания.

- Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия.

Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения.

  • Ориентироваться в рисунках, схемах, таблицах, представленных в учебниках.
  • Наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.
  • Выполнять задания по аналогии.
  • Сравнивать и группировать предметы, объекты ш, нескольким основаниям; находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу'.
  • Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. -Читать вслух и про себя тексты учебников.

От класса к классу число показателей в проводимом мониторинге постепенно увеличивается. К каждому заданию разработаны критерии, которые позволяют мне определить уровень сформированное проверяемого умения. Для оценки уровня сформированное некоторых из перечисленных регулятивных и коммуникативных умений и навыков используется метод наблюдения, анкетирование, беседа, тестирование. Все результаты (диагностической работы и наблюдений учителя) заносятся в таблицу, работая с которой делаю определенные выводы как относительно отдельного учащегося (судить о его продвижении к метапредметному образовательному результату), так и относительно групп учащихся, имеющих сходные особенности и проблемы. Здесь представлены результаты мониторинга за 2 года по классам. На основе данных мониторинга провожу целенаправленную работу по реализации индивидуального подхода кобучению каждого ребенка, коррекции темпа прохождения учебной программы, методов и форм организации учебной деятельности обучающихся.

Мониторинг динамики метапредметных и личностных результатов

1 класс Октябрь 2020г

2 класс Октябрь 2021г.

3 класс

Октябрь 2022г

4 класс

Октябрь 2023г

Регулятивные универсальные учебные действия

Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

39%

50%

59%

59%

Умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

40%

51%

60%

60%

Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата

25%

36%

44%

44%

Умение ставить цель своей деятельности

27%

38%

50%

50%

Личностные результаты

Умение оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»

67%

78%

80%

80%

Умение давать оценку поступкам с позиции известных и общепринятых правил

45%

65%

77%

77%

Готовность понимать, что невозможно разделить людей на «хороших» и «плохих»

40%

56%

78%

78%

Умение выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях

40%

52%

65%

65%

Коммуникативные УУД

Умение искать информацию, пояснять (аргументировать) своё решение

33%

45%

53%

55%

Умение извлекать информацию из текста и использовать её для формулирования своей позиции, осознанно и произвольно т роить речевоевысказывание в письменной форме

20%

40%

55%

55%

Умение извлекать информацию из текста и использовать её для формулирования своей позиции

25%

50%

55%

55%

Познавательные УУД

Умение извлекать информацию из изображения (картинки)

40%%

55%

66%

66%

Умение извлекать информацию из схематического изображения

30%

44%

55%

55%

Умение находить информацию в тексте и соотносить ей со схематичным изображением

33%

45%

55%

55%

Чтение и работа с информацией

Умение вычитывать из текста информацию, данную в явном виде

25%

40%

56%

56%

' Умение вычитывать из текста информацию» данную в неявном виде

23%

37%

51%

51%

Умение фиксировать определённую информацию, выполнять коммуникативную задачу

27%

39%

51%

51%

Вывод: целенаправленное планирование коррекционной работы позволило мне получить динамику развития УУД



Предварительный просмотр:

Формы оценивания.

Система оценивания в начальной школе считается одной из самых важных, но в то же время и самых проблематичных областей. Система оценивания для малышей призвана помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самокритичность или другими словами здоровую самооценку. Учителя оценивают своих учеников не полностью объективно, не как роботы, а как справедливые и доброжелательные люди, учитывающие индивидуальные особенности ребенка (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь….)

Цели:

- помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самооценку;

- создание оптимальных педагогических условий для формирования основ учебной деятельности.

Задачи:

- вырастить в школьниках учебную самостоятельность как умение расширять свои знания, умение и способности по собственной инициативе.

Ожидаемый результат: Успешный ученик.

Теоретическое обобщение темы:

Оценивание, это один из основных компонентов процесса обучения.

Функция оценивания — получить, оценить и показать результат обучения.

В современной образовательной системе наметились два подхода к оцениванию:

  • оценивание для оценивания
  • оценивание для обучения

Оценивание для оценивания является контролирующей функцией, признанной определить что изучил ученик на конкретный момент.

При данной форме оценивания достижений ученика сравниваются с установленными нормами, что соответствует заключению: соответствует/не соответствует стандарту, уровню, утвержденной бальной шкале.

Оценивание для обучения является функцией системы обучения, содействующей процессу обучения и направленной в первую очередь на определение возможностей и потенциала обучающегося в своем обучении.

Это инструмент, применяемый одновременно и для определения качественных характеристик образования обучающегося и прогресса деятельности учителя и установления уровня достигнутого в обучении обучающимся, учителем и образовательным учреждением.

Это способ коррекции программы обучения самим обучающимся и деятельности учителя по организации работы с обучающимся.

Рассмотрим процесс оценивания проводимый учителем с целью определения результативности деятельности обучающихся.

В этом процессе участвуют обучающийся, демонстрирующий знания и навыки и учитель, организовавший наблюдение, обеспечивший сбор, проводящий анализ соответствия оцениваемых показателей заданным критериям и мониторинг результатов.

Условия проведения процесса оценивания, обуславливаются различными формами и методами обучения.

Однако, когда встает вопрос об измерении достижений с целью сравнения, то в этом случае не подходит тестирование.

Здесь требуется иная форма, такая как, например, аутентичное оценивание результативности обучения.

Аутентичное оценивание – это оценивание процесса развития и прогресса обучающегося, в его реальных достижениях. Оно ни в коей мере не может быть субъективным, занимает достаточно большое количество времени на подготовку, проведение и подведение итогов, поэтому проводится в небольших группах или индивидуально.

Учитель, проводящий аутентичное оценивание, четко должен представлять что будет оценивать еще до начала процесса оценивания.

Аутентичное оценивание имеет еще одну особенность, оно проводится сразу же по завершении выполнения задания, потому что здесь более важен процесс выполнения, нежели его результат.

Данные, полученные в результате множественных наблюдений, а также всевозможные виды работы обучающихся накапливаются в портфолио. Портфолио вносит существенный вклад в оценивание и является аутентичным подтверждением успеваемости обучающегося, характеризующим его сильные и слабые стороны.

Умение объективно оценивать собственную деятельность и достижения для современного человека становится таким же необходимым умением, как и процесс приобретения и использования новых знаний. Помимо качественной и количественной (балльной) самооценки работы обучающийся важно получать качественную и количественную оценку собственных достижений.

Ее получение это специально организованный учителем процесс самооценки, когда обучающийся сам оценивает собственную работу, либо процесс взаимной оценки, когда обучающиеся оценивают работу других участников.

На каждом этапе обучения учитель организовывает процесс обсуждения вопросов, которые он заранее подготавливает; осуществляется разбор и комментирование выполненных обучающимися практических заданий; проводится экспертная оценка полученных обучающимися итоговых результатов.

Цель такого оценивания – получить комплексную характеристику работы обучающегося, дать ему возможность посмотреть на свою работу со стороны и в результате - понять, осознать и освоить изучаемую тему и осознать уровень, которого он достиг в обучении.

При такой организации процесса оценивания, наблюдаем значительное снижение его функций контроля и следующего за ним наказания и ярко выраженный рост мотивации, направленной на совершенствование и рост личной компетентности.

В работе с учащимися начальных классов, мы используем следующие виды оценивания:

Неформальное оценивание – это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения.

Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путем похвалы и поддержки.

Это может быть сделано разными способами:

  • не скупиться на устную похвалу при хороших результатах;
  • давать дружелюбные письменные комментарии (в рабочих тетрадях)
  • рисовать или штамповать веселые или грустные лица (1 класс)
  • создавать папки с индивидуальными работами и контрольными работами детей.

Неформальное оценивание несет скрытый характер и поэтому не пугает детей и помогает избежать стресса, который неизбежен при отметочном использовании.

Оценивание для обучения содействует всестороннему развитию обучающегося, не отталкивая его от обучения, заменяет критику на заинтересованную обратную связь.

Одновременно с оцениванием, в ходе обсуждения работы и результатов деятельности обучающегося и команды накапливаются мнения, суждения, комментарии. Эта совокупность данных создает базу данных - Базу Углубленных Коллективных Знаний (БУКЗ).

Использовать БУКЗ, вы будете для формирования новых ЗУН и компетенций, обучающихся. В рамках существующей стандартной модели урока оценить, как это требует ФГОС, УУД, инициативу, творчество, взаимодействие обучающихся при командной работе, нравственные качества, развить умение достаточно объективно оценивать себя – свои возможности, свои достижения, свое поведение, все это учитель может реально получить применяя оценивание для обучения и проводя оценку результатов.

Проведя самооценку, взаимную оценку, обеспечив наблюдение и обратную связь, учитель получает возможность определить объективную комплексную оценку эффективности качества достижений обучающегося.

Комплексная итоговая оценка, состоит из оценки процесса работы обучающегося и оценки полученных им результатов. Причем, процесс оценивает сам обучающийся, а результаты его работы будет оценивать члены команды. И для самооценки и для оценки коллег необходимы критерии и таблицы оценивания.

В современных технологиях значительное изменение претерпели формы и методы работы с обучающимися. Учитель, в зависимости от целей обучения может применить и классно-урочную систему с фронтальной формой общения, организовать индивидуальную работу с обучающимся, работу в парах или групповую работу.

Многообразие форм накладывает свои особенности на организацию оценивания результатов. полученных обучающимися при индивидуальной и групповой работе. На нашем курсе далее мы подробно рассмотрим технологию работы в группах и систему оценивания индивидуальных достижений обучающегося в групповой работе.

2. Самооценивание - это оценивание, проводимое самим ребенком, с целью измерить собственный успех.

Этот вид оценивания особенно важен для данного возраста в силу следующих причин:

  • он обеспечивает детскую психологическую безопасность и автономию;
  • это необходимый компонент концепции, которая предполагает обучение в течении всей жизни, т.к. в будущем большинство сегодняшних учеников, работая независимо, будут вынуждены оценивать себя и свою компетентность правильно и справедливо.

Цели самооценивания:

  • представить детям полную картину их достижений;
  • показать совпадают ли личностная и учительская оценки;
  • сформировать правильное отношение к оцениванию.

Использование шкал самооценки может помочь учителям и младшим школьникам сделать процедуру оценивания прозрачной, ясной, объективной и безболезненной.

Учитель и ученик вместе имеют шанс оценить достижения, сравнить оценку, проанализировать ее и понять свои недочеты.

Выполняя такой вид оценивания ученики:

  • Учатся взаимодействию, стремясь к одной цели;
  • Учатся уважать и принимать мнение другого человека;
  • Становятся партнерами, что сводит к минимуму негативный аспект соревновательности;
  • Начинают доверять друг другу;
  • Чувствуют себя более защищенными, чем работая в одиночку.

Формальное оценивание – это выставление оценок при наличии определенных критериев в условиях, которые обеспечивают оценивание коммуникативных знаний, умений, навыков в даннойо бласти

Критериальное оценивание - способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. То обстоятельство, что оценки, получаемые за промежуточную работу, не выставляются в журнал, превращает эту работу в осмысленную деятельность по наращиванию своих знаний. Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта. Между учителем и учеником исчезает закон конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. Открытость. Прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.

Мы не должны забывать, что дети хотят, чтобы их оценили, а не наказали. И если их все же следует покритиковать, то делать это нужно дружелюбно, корректно, с помощью обратной связи:

  • Индивидуально с каждым ребенком;
  • С группой детей;
  • В краткой письменной форме;
  • В доброжелательной беседе.

Обратная связь помогает детям проанализировать свои сильные и слабые стороны безболезненно для ребенка.

Критериальное самооценивание

Основной смысл критериального самооценивания, как и многих других техник формирующего самооценивая, заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности (который оно, безусловно, тоже анализирует), но и процесс работы, приводящей к этому результату.

Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, они являются неотъемлемой частью задания, изложены письменно и доступны для всех.

Основой для дальнейшей успешной и продуктивной работы по самооцениванию является первый этап урока, на котором вводятся критерии оценивания. Наиболее полезным способом ввести эти критерии является общее обсуждение, в котором все учащиеся и учитель приходят к единому пониманию того, что будет оцениваться и зачем.

После того как критерии определены, целесообразно на конкретных примерах показать, что степень достижений по каждому критерию может быть различной, и ввести показатели, по которым она будет определяться.

Следующим этапом должно стать подробное ознакомление учащихся с бальной шкалой, по которой будет проводиться оценивание.

Можно порекомендовать провести несколько проб совместного оценивания, когда на примере чьей-либо работы ученики потренируются в применении критериев и показателей оценки и убедятся в том, что понимают их сходным образом.

После того как дети оценят свои работы, полезно обсудить результаты их оценивания и сравнить с тем, как оценивает эти же работы учитель.

Правильно подготовленные и регулярно проводящиеся критериальные оценивание и самооценивание:

  • Дают учителю возможность точно оценить не только реальные, но и потенциальные достижения учеников, отраженные в их стремлении двигаться в перед;
  • Формируют ученическую самоорганизацию, предоставляя ученику возможность построить план дальнейших действий по собственному продвижению;
  • Предоставляют учителю и ученикам не размытые, объективные критерии оценки, пригодные для интерпретации, анализа и непосредственного использования во взаимодействии с учащимися и родителями;
  • Обеспечивают преемственность в работе разных учителей-предметников и создают основание для их коллективно распределенной работы;
  • Дают общие основания для оценки достижений учащихся на разных этапах учебного процесса применительно к разным задачам и ситуациями;
  • Формируют и поддерживают заинтересованность и уровень компетентностного участия родителей в учебном процессе;
  • Критериальное оценивание является основной практически всех оценочных методик.

Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.

«Критерии оценивания в начальной школе 1-4 класс.»

Компетенции, формирующиеся при неформальном и критериальном оценивании.

1

Понимает полученную информацию и применяет ее в своем дальнейщем обучение

Неформальное Критериальное оценивание

2

Применяет полученные знания

Неформальное Критериальное оценивание

3

Высказывает свои мысли и суждения, иллюстрирует, демонстрирует, презентует

Неформальное Критериальное оценивание

Демонстрирует готовность к общению в группе

Неформальное Критериальное оценивание

5

Умеет слушать и слышать собеседника (толерантность к иному мнению)

Неформальное Критериальное оценивание

6

Организует работу группы

Неформальное Критериальное оценивание

7

Анализирует и дает оценку работе группы

8

Понимает и принимает свою роль в группе

Цветовые дорожки (формативное оценивание)
Взаиное оцениванин

9

Способен продуктивно работать самостоятельно

Самооценивание
Цветовые дорожки (формативное оценивание)

10

Проявляет готовность к взаимному общению. Предлагает и обсуждает идеи

Самооценивание взаимооценивание

11

Анализирует ресурсы, которые могут быть использованы для решения проблемы

Самооценивание

12

Оценивает продукт своей деятельности

Саморценивание
Критериальное оценивание

13

Понимает и принимает оценку своей работы в группе

Критериальное оценивание взамиооценивание

14

Организует себя на дальнейшую деятельность

Критериальное оценивание – обратная связь
Самооценивание

Цветовое самооценивание позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос.

Выбрав один из трех цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с классной работой.

  • Красный цвет - это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно;
  • Желтый – неуверенности: я не совсем в этом разобрался;
  • Зеленый – благополучия: мне все ясно, я с этим справляюсь.

Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

Мое предложение по оцениванию в начальной школе.

Заключение

Сочетая разные виды оценивания, каждый учитель в состоянии сделать этот процесс наиболее эффективным, интересным для всех участников учебного процесса, безболезненным и мотивирующим на дальнейшее успешное обучение.

Каждый ребенок будет оценен по заслугам и уйдет с урока удовлетворенным и в хорошем настроении, а дома с нетерпением будет ждать следующего занятия, где снова его успехи оценят по достоинству и отметят его старания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального образования на межпредметной основе (литературное чтение и окружающий мир)

Для проведения комплексной оценки разработаны специ­альные комплексные задания. В каждом задании предлагается ситуация, описанная в одном и...

Диагностика индивидуальных достижений у ребенка с ОВЗ

Диагностические материалы для исследования индивидуальных достижений в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья содержат описание методики, бланки для исследования, методические рекомен...

Диагностика (Таблица достижения предметных результатов обучения) первого дополнительного класса (вариант 2)

Диагностика (Таблица достижения предметных результатов обучения)  первого дополнительного класса в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающи...

Диагностика уровня достижений обучающихся

Диагностические карты мониторинга уровня достижений обучающихся...

Диагностика уровня достижений обучающихся

Анализ результатов диагностики учебной деятельности...

Входящая диагностика предметных достижений первоклассников, обучающихся по АООП УО

Диагностические задания по всем учебным предметам АООП УО...