«Работа с притчами как способ духовно-нравственного развития младших школьников»
учебно-методический материал
Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – это использование притч в цикле уроков литературного чтения, русского языка, ОРКСЭ.
Притча - это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. По содержанию притча близка к басне. Она содержит какую-то задачу, неожиданные слова, поступки. Притча объединяет опыт разных людей, народов. Простой язык притч доступен и понятен детям.
Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.
Притчи – это семена, которые попав в сердце ребёнка, обязательно прорастут и дадут свои всходы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 40.42 КБ |
prezentatsiya_pritcha.pptx | 236.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Тема: «Работа с притчами как способ духовно-нравственного развития младших школьников»
Цель: выявление нравственного влияния притч.
Задачи:
- Дать понятие притчи, узнать об особенностях притчи, познакомить с текстом притчи, учить понимать смысл притчи;
- Развивать связную речь, умение работать в группе; обогащать словарный запас;
- Расширить знания о нравственных понятиях добра и зла, воспитывать в детях добро, осознанное отношение к выбору поступков
Ход мастер-класса
1.Вступительное слово.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Каждый ли задумывался над вопросом: «В чем состоит суть воспитания и образования»?
В-ось-питание, питание в ось! Чем и как мы должны питать ось своего ребенка? Истинное воспитание помогает ребенку найти, осознать свою миссию, с которой он рождается. Это миссия Творца, Созидателя, ответственного за судьбу своей Родины. Для того, чтобы человек гармонично развивался, ему, прежде всего, необходимо научиться правильно, созидательно мыслить. Таким образом, воспитание - это питание духовной Оси, для этого человек и рождается.
Что же такое Образование? Что это за Образ, который заложен в основу этого слова? Слово «образование» происходит от корня «образ». Стало быть, образовать кого-либо, это означает – приблизить его к Образу и подобию Божию. А ведь именно так и для этого и создан человек. Человек должен быть подобен образу Божию. Образование – это часть божественного замысла. Наша задача - пробудить в детях желание быть образованными людьми.
Как это сделать? Мы должны заложить в ребенка прекрасные образы: любви, красоты, верности, сострадания, образ героя-созидателя, благородного человека. Открывать вместе с ребенком красоту, гармонию, цельность Мироздания, помочь ему осознать себя частицей этого Прекрасного Мира!
Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – это использование притч в цикле уроков литературного чтения, русского языка, ОРКСЭ.
Притча - это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. По содержанию притча близка к басне. Она содержит какую-то задачу, неожиданные слова, поступки. Притча объединяет опыт разных людей, народов. Простой язык притч доступен и понятен детям.
Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.
Притчи – это семена, которые попав в сердце ребёнка, обязательно прорастут и дадут свои всходы.
Притчи выполняют следующие функции:
1. Функция зеркала. Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чём рассказывается в истории, увидеть себя на месте героя этой истории.
2. Функция модели. Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.
3. Функция опосредования. Посредник между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.
4. Функция хранения опыта. Истории являются носителями традиций, становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития. Притчи несут альтернативные концепции.
В образовательном процессе притчи могут использоваться для мотивации в начале занятия, в качестве ситуации для обсуждения или в качестве рефлексии.
Притчи можно разделить на 2 категории:
- религиозного характера, требующие толкования и использования культурного и исторического контекста;
- светские, основанные на жизненных ситуациях, близких учащимся.
Способы использования притч в учебном процессе:
- Обсуждение основной идеи и смысла притчи.
- Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.
- Придумать название притчи.
- Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).
- Выделить ключевые слова – понятия, с последующим комментированием.
- Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).
- Инсценировка притчи.
- Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка).
- Подбор пословиц, поговорок.
- Сравнение с басней (определить).
- Найти или предложить вставить пропущенные слова.
- Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.).
- Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями.
- Определение ценностей, которые отражает притча.
2. Практическая часть мастер-класса.
1.- Для начала хочу предложить вам упражнение-активатор «Поиграем в толкование».
- Назовите первые толкования, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения(работают группами):
Если притча – геометрическая фигура, то это ...(квадрат, прямоугольник, ….)
Если притча – цвет, то это ...(красный, зелёный, ….)
Если притча – это название фильма, то это ...(любимый фильм….)
Если притча – настроение, то это ...(весёлое, радостное,….)
Если притча – музыка, то это ...(интересная, воодушевлённая,….)
Если притча – животное, то это ...(лось, лиса,….)
- Всем вам известны строки из стихотворения Вадима Сергеевича Шефнера:
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».
- Действительно, слово, а в нашем случае это детские притчи, обладает невероятным могуществом. Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.
2. Знакомство с притчей.
- Сегодня мы с вами познакомимся с одной замечательной притчей, выясним какие тайны она хранит в себе, в чем ее ценность для каждого из нас и для общества в целом.
- Прослушаем притчу (можно прочитать учителю или прослушать аудиозапись).
Притча о двух волках.
Когда-то давно дед открыл своему внуку одну жизненную истину.
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
- Дедушка едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
3. Работа с притчей.
- Какой художественный прием используется в данной притче? (прием олицетворения).
-Что олицетворяли в притче белый и черный волк? (добро и зло).
-Добро и зло! Это особые слова.
-Что такое добро? Что такое зло?
-Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории человеческого бытия.
Добро со злом неразделимы.
Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый видеть зримо,
Когда добро одержит верх.
Заслужит только тот награды,
Кто испытание пройдет.
Кувшинчик с кладом он откроет,
И в мир добра он с ним войдет.
4. Словарная работа.
- У нас с вами два ценных и сложных понятия, мы их выделили в притче – это добро и зло.
- Разделитесь на две группы, каждая группа поработает с одним из понятий. Для каждой группы подготовлен словарь С.И. Ожегова. (Работают со словарями Ожегова: одна группа ищет, что такое добро, а другая – что такое зло.)
- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.
- Пожалуйста, первая группа, определение понятия добро: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
- Вторая группа, пожалуйста, ваше понятие о зле: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, раздражение. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
5. Выявление основной мысли притчи.
- Что, по вашему мнению, самое ценное в этой притче? (в каждом человеке есть и добро, и зло)
- В чем заключается поучение этой притчи? (Поступки человека зависят от его выбора)
- Вставьте пропущенные слова: (коллективная работа на слайде)
Всё зависит от __________________ . захочет
Каким он ______________ стать, таким и станет. добрым
Будет делать зло – станет _________. злым
Будет нести добро – станет ________ . человека
6. Работа над нравственным содержанием притчи.
- Как вы поняли слова притчи «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»? (Внутри каждого человека идёт борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, ложь. Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду.)
- От чего зависит присутствие добра и зла в человеке? (от его поступков)
- Попробуйте сформулировать нравственные уроки притчи, вставляя пропущенные слова в предложения. (Работа в группах, задание для каждой группы дано на листочках. Задание проверяется на слайде).
Нравственные уроки притчи
Учат видеть в себе движение к _________ и ________, и различать их.
Воспитывает желание делать выбор в пользу ______.
Следовать за ________ влечениями сердца и совести.
(Добра
добрыми
злу
добру)
- Какие выводы вы смогли сделать для себя, после знакомства с притчей?
- Итак, сегодня мы говорим о том, что притчи содержат поучение, мораль на примере притчи о двух волках.
7.Предлагаю поработать в группах.
У каждой группы своё задание в конверте.
Задание для 1 группы: правильно составить пословицы, соединяя правую и левую часть и добавить свои пословицы и поговорки.
Задание для 2 группы: Вспомните и обсудите, приходилось ли вам читать подобные притчи, либо было в вашей жизни событие, которое подходит по смыслу к притче (выберите только одну историю и расскажите другой группе).
8. Заключительное слово.
- Уважаемые коллеги! Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.
Работа с притчей вызывает особый интерес, обучающиеся значительно глубже и ярче осознают важность и значимость изучаемых вопросов: с одной стороны, притча усиливает интерес к религиозному источнику, из которого она взята, с другой стороны, она заставляет работать духовно, воздействуя на чувства, стимулируя нравственный выбор ученика. Давайте послушаем ещё одну притчу и поразмышляем.
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу.
Видит: идет человек и ведет за собой ребенка. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
-Что ты тут делаешь, старик? — спросил человек.
-Жду тебя! — ответил старик — Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
-Верно! — удивился человек.
-Так бери с собой мудрость:
Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.
Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.
-Как я это сделаю, если сам не умею летать?
-А ты попробуй! — сказал старик и закрыл глаза.
Прошли годы.
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.
Видит: летит ребенок, а за ним — его учитель.
Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.
-Я возвращаю ребенка крылатым! — сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца.
А старик посмотрел на крылья учителя и произнес:
-А меня больше радуют твои крылья...
Чтобы воспитать крылатого ребенка, нужно самим научиться летать..
Закончить свое выступление хочу словами В. А. Сухомлинского:
«Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, порть красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо воспитать».
Желаю вам, коллеги, учить маленьких детей быть «человеком» и чтобы они были с крыльями.
Чтобы нравственные вопросы, которые затрагивает притча не прошли мимо детей, важно завершить занятие на эмоциональном подъёме. Предлагаю вам сделать доброе дело.
Пока идёт клип «Дорогою добра» гости прикрепляют к веточкам листья (на листочках написать добрые слова).
У нас получилось Дерево Добра.
Были сухие веточки, а сейчас перед нами цветущее дерево.
Пусть как можно больше таких деревьев будет в вашей жизни.
9. Рефлексия
- Какой этап мастер-класса показался вам самым интересным?
- В какой момент вы испытывали душевный подъем, вдохновение?
- Каковы ваши пожелания для следующих мастер-классов?
Спасибо за внимание!
Примерный план использования притч при проведении бесед, уроков нравственности и доброты.
Темы мероприятий | Притчи, которые можно использовать |
| «Окно», «Брошенный камень», «Про кота», «Два волка», «Две подруги», «Город Ангелов», «Девять медалей», «Морские звёзды», «Добрые дела», «О слепце», «Человек в яме», «Про собаку», «Про мост», «Сердце», «Донор», «На мосту», «Странная женщина и темнокожий мужчина», «Богадельня». |
| «Гвозди», «Начни с себя», «Всё познаётся в сравнении», «Урок бабочки», «Позитивное видение», «Борьба двух начал», «Богатый и бедный», «Всё в твоих руках», «Жизнь в клетке», «О художнике», «Семь чудес света», «Об общественном мнении», «Хитрец», «Три Я», «Притча о ярости». |
| «Город Ангелов», «Калека», «Донор», «Бирюзовый платок», «Девять медалей», «Сердце», «Про мост». |
| «Воробей», «Ангел-хранитель. Мама», «Близнецы», «О блудном сыне», «Отец и сын», «Записка», «Забери меня, мама», «Мамочка», «Разговор с мамой», «Корзину- то возьми» |
| «Русская земля», «Богатый и бедный», «Семь чудес света», «О надежде», «О жизни», «О смысле жизни», «О ценности жизни», «Калека», «О художнике», «Как изменить мир», «Предназначение», «То, что можно изменить», «Содержание важнее внешнего вида» |
| «Роза», «Бирюзовый платок», «О любви ветра и цветка», «Хрупкая мечта», «Венчальная», «Куда уходит любовь», «Любовь жила», «Любовь и сумасшествие», «Любовь и счастье», «Разум и чувства», «Про любовь и влюблённость», «Сам слепи своё счастье», «Улыбка» |
| «Морские звёзды», «Про кота», «Про собаку», «Про бабочку», «Светлячок» |
| «Наши дети», «Семь чудес света», «Ангел-хранитель. Мама», «Богатый и бедный», «За день до своего рождения», «Близнецы», «Притча о гвоздях», «Корзину – то возьми», «Хрупкий подарок», «Записка», «Забери меня, мама», «Почему меня ты, мама, не родила», «Цепочка хромосомная», «Ювенальная юстиция» |
| «Цветок радости», «Испытание или помощь?», «Счастливый человек», «Когда на сердце спокойно» |
| «Кто самый достойный?», «Чему нас учат деревья?», «Благородство характера», «Кому помогает небо?» |
| «Лучшее лекарство», «Как помочь другу?», «Зачем нужен друг?» |
| «Можно ли погубить правду?», «Не обманывай», «Опаснейшая ложь»,«Кто украл масло?» |
Доброе слово а его добрые дела.
Не одежда красит человека и кошке приятно.
Торопись на доброе дело того Бог отблагодарит.
Не хвались серебром в том и правды мало.
Кто добро творит а худое само приспеет.
В ком добра нет ищи доброты.
Не ищи красоты а хвались добром.
Во зле жить а добро век не забудется.
Тому тяжело по миру ходить.
Лихо помнится кто помнит зло.
Добро помни а зло забывай.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: выявление нравственного влияния притч
Задачи: Дать понятие притчи, узнать об особенностях притчи, познакомить с текстом притчи, учить понимать смысл притчи; Развивать связную речь, умение работать в группе; обогащать словарный запас; Расширить знания о нравственных понятиях добра и зла, воспитывать в детях добро, осознанное отношение к выбору поступков
Актуальность Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Притча - это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. Притча объединяет опыт разных людей, народов. Простой язык притч доступен и понятен детям.
Притчи – это семена, которые попав в сердце ребёнка, обязательно прорастут и дадут свои всходы.
Притчи выполняют следующие функции: Функция зеркала Функция модели Функция опосредования Функция хранения опыта
Притча о двух волках
С .И. О ж е г о в : « Д обро – в с ё п о л о ж и т е льн ое, х оро шее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду». С.И.Ожегов : «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
Всё зависит от _____________ . Каким он _______ стать, таким и станет. Будет делать зло – станет _________. Будет нести добро – станет ________ . захочет добрым злым человека
Всё зависит от человека. Каким он захочет стать, таким и станет . Будет делать зло – станет злым . Будет нести добро – станет добрым .
Нравственные уроки притчи Учат видеть в себе движение к ___________ и _________ и различать их. Воспитывает желание делать выбор в пользу _________. Следовать за __________ влечениями сердца и совести. Добра добрыми злу добру
Нравственные уроки притчи Учат видеть в себе движение к добру и злу и различать их . Воспитывает желание делать выбор в пользу добра . Следовать за добрыми влечениями сердца и совести
Доброе слово а его добрые дела. Не одежда красит человека и кошке приятно. Торопись на доброе дело того Бог отблагодарит. Не хвались серебром в том и правды мало. Кто добро творит а худое само приспеет. В ком добра нет ищи доброты. Не ищи красоты а хвались добром. Во зле жить а добро век не забудется. Тому тяжело по миру ходить. Лихо помнится кто помнит зло. Добро помни а зло забывай.
Рефлексия - Какой этап мастер-класса показался вам самым интересным? - В какой момент вы испытывали душевный подъем, вдохновение? - Каковы ваши пожелания для следующих мастер-классов?
Итог: Формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс и одними притчами не ограничивается. Он требует постоянных усилий не только учителя, но и всех людей, окружающих ребёнка.
Литература: Методы использования притч в духовно- нравственном воспитании школьников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oquzaman.kz/?p=18125 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – Москва: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944 с. Притчи для детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pritchi.ru/part_47 Роль притч в духовно - нравственном развитии и воспитании младших школьников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-rol-pritch-v-duhovno-nravstvennomrazvitii-i-vospitanii-mladshih-shkolnikov-1968544-page2.html
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.
Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....
"Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий"
«Жизнь, как и совесть, дается человеку один раз».А.И.Солженицын...
Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.
Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....
Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы
В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка через внеклассную работу...
Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему воспитательной работы с детьми и родителями.
Проблема духовно-нравственного воспитания в современное время становится актуальной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, просходящими в общественном сознании и поведении. Восп...