«Работа с притчами как способ духовно-нравственного развития младших школьников»
учебно-методический материал

Лисицина Эльвира Александровна

Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – это  использование притч в цикле уроков литературного чтения, русского языка, ОРКСЭ.

Притча - это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. По содержанию притча близка к басне. Она содержит какую-то задачу,  неожиданные слова, поступки. Притча объединяет опыт разных  людей, народов. Простой язык притч доступен и понятен детям.

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.

Притчи – это семена, которые попав в сердце ребёнка, обязательно прорастут и дадут свои всходы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx40.42 КБ
Файл prezentatsiya_pritcha.pptx236.46 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: «Работа с притчами как  способ духовно-нравственного развития младших школьников»

Цель: выявление нравственного влияния притч.

Задачи:

  1. Дать понятие притчи, узнать об особенностях притчи, познакомить с текстом притчи, учить понимать смысл притчи;
  2. Развивать связную речь, умение работать в группе; обогащать словарный запас;
  3. Расширить знания о нравственных понятиях добра и зла, воспитывать в детях добро, осознанное отношение к выбору поступков

Ход мастер-класса

1.Вступительное слово.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Каждый ли задумывался над вопросом: «В чем состоит суть воспитания и образования»?

В-ось-питание, питание в ось! Чем и как мы должны питать ось своего ребенка? Истинное воспитание помогает ребенку найти, осознать свою миссию, с которой он рождается. Это миссия Творца, Созидателя, ответственного за судьбу своей Родины. Для того, чтобы человек гармонично развивался, ему, прежде всего, необходимо научиться правильно, созидательно мыслить. Таким образом, воспитание - это питание духовной Оси, для этого человек и рождается.

Что же такое Образование? Что это за Образ, который заложен в основу этого слова? Слово «образование» происходит от корня «образ». Стало быть, образовать кого-либо, это означает – приблизить его к Образу и подобию Божию. А ведь именно так и для этого и создан человек. Человек должен быть подобен образу Божию. Образование – это часть божественного замысла. Наша задача - пробудить в детях желание быть образованными людьми.

Как это сделать? Мы должны заложить в ребенка прекрасные образы: любви, красоты, верности, сострадания, образ героя-созидателя, благородного человека. Открывать  вместе с ребенком красоту, гармонию, цельность Мироздания, помочь ему осознать себя частицей этого Прекрасного Мира!

Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ – это  использование притч в цикле уроков литературного чтения, русского языка, ОРКСЭ.

Притча - это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. По содержанию притча близка к басне. Она содержит какую-то задачу,  неожиданные слова, поступки. Притча объединяет опыт разных  людей, народов. Простой язык притч доступен и понятен детям.

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.

Притчи – это семена, которые попав в сердце ребёнка, обязательно прорастут и дадут свои всходы.

Притчи выполняют следующие функции:

1. Функция зеркала. Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чём рассказывается в истории, увидеть себя на месте героя этой истории.

2. Функция модели. Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.

3. Функция опосредования. Посредник между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря  какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

4. Функция хранения опыта. Истории являются носителями традиций, становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития. Притчи несут альтернативные концепции.

В образовательном процессе притчи могут использоваться для мотивации в начале занятия, в качестве ситуации для обсуждения или в качестве рефлексии.

Притчи можно разделить на 2 категории:

  1. религиозного характера, требующие толкования и использования культурного и исторического контекста;
  2. светские, основанные на жизненных ситуациях, близких учащимся.

Способы использования притч в учебном процессе:

  • Обсуждение основной идеи и смысла притчи.
  • Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.
  • Придумать название притчи.
  • Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).
  • Выделить ключевые слова – понятия, с последующим комментированием.
  • Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста).
  • Инсценировка притчи.
  • Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка).
  • Подбор пословиц, поговорок.
  • Сравнение с басней (определить).
  • Найти или предложить вставить пропущенные слова.
  • Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.).
  • Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями.
  • Определение ценностей, которые отражает притча.

2. Практическая часть мастер-класса.

 1.- Для начала хочу предложить  вам  упражнение-активатор «Поиграем в толкование».

- Назовите первые толкования, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения(работают группами):

Если притча – геометрическая фигура, то это ...(квадрат, прямоугольник, ….)

Если притча – цвет, то это ...(красный, зелёный, ….)

Если притча – это название фильма, то это ...(любимый фильм….)

Если притча – настроение, то это ...(весёлое, радостное,….)

Если притча – музыка, то это ...(интересная, воодушевлённая,….)

Если притча – животное, то это ...(лось, лиса,….)

- Всем вам известны строки из стихотворения Вадима Сергеевича Шефнера:

«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».

- Действительно, слово, а в нашем случае это детские притчи, обладает невероятным  могуществом. Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и  дадут свои всходы.

2. Знакомство с притчей.

- Сегодня мы с вами познакомимся с одной  замечательной притчей, выясним  какие тайны она хранит в себе, в чем ее ценность для каждого из нас и для общества  в целом.

 

 - Прослушаем притчу (можно прочитать учителю или прослушать аудиозапись).

Притча о двух волках.

Когда-то давно дед открыл своему внуку одну жизненную истину.

В  каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

- Дедушка едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

3.  Работа с притчей.

- Какой художественный прием используется в данной притче? (прием олицетворения).

-Что олицетворяли в притче белый и черный волк? (добро и зло).

-Добро и зло! Это особые слова.

-Что такое добро? Что такое зло?

-Над этими вопросами люди размышляют  на протяжении всей истории человеческого бытия.  

Добро со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

Заслужит только тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он с ним войдет.

4.  Словарная работа.

- У нас с вами два ценных и сложных понятия, мы их выделили в притче – это добро и зло.

 - Разделитесь на две группы, каждая группа поработает с одним из понятий. Для каждой группы подготовлен словарь С.И. Ожегова. (Работают со словарями Ожегова: одна группа ищет, что такое добро, а другая – что такое зло.)

- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь  С.И. Ожегова.

- Пожалуйста, первая группа, определение понятия добро: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

- Вторая группа, пожалуйста, ваше понятие о зле:  «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, раздражение. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

5. Выявление основной мысли притчи.

- Что, по вашему мнению, самое ценное в этой притче?  (в каждом человеке есть и добро, и зло)

- В чем заключается поучение этой притчи? (Поступки человека зависят от его выбора)

- Вставьте пропущенные слова: (коллективная работа на слайде)

Всё зависит от __________________ .                                             захочет

Каким он ______________ стать, таким и станет.                          добрым

Будет делать зло – станет _________.                                              злым

Будет нести добро – станет ________ .                                            человека

6.  Работа над нравственным  содержанием притчи.

- Как вы поняли слова притчи «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»? (Внутри каждого человека идёт борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, ложь. Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду.)

- От чего зависит присутствие добра и зла в человеке? (от его поступков)

- Попробуйте  сформулировать  нравственные уроки притчи, вставляя пропущенные слова  в   предложения. (Работа в группах,  задание для каждой группы дано на листочках. Задание проверяется на слайде).

Нравственные уроки притчи

Учат видеть в себе движение к _________ и ________, и различать их.

Воспитывает желание делать выбор в пользу ______.

Следовать за ________ влечениями сердца и совести.

(Добра

добрыми

злу

добру)

 - Какие выводы вы смогли сделать для себя, после знакомства с притчей?

- Итак, сегодня мы говорим о том, что притчи содержат поучение, мораль   на примере притчи о двух волках.

7.Предлагаю поработать в группах. 

У каждой группы своё задание в конверте.

Задание для 1 группы: правильно составить пословицы, соединяя правую и левую часть и добавить свои пословицы и поговорки.

Задание для 2 группы: Вспомните и обсудите, приходилось ли вам читать подобные притчи, либо было в вашей жизни событие, которое подходит по смыслу к притче  (выберите только одну историю и расскажите другой группе).

8. Заключительное слово.

- Уважаемые коллеги! Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.

Работа с притчей вызывает особый интерес, обучающиеся значительно глубже и ярче осознают важность и значимость изучаемых вопросов: с одной стороны, притча усиливает интерес к религиозному источнику, из которого она взята, с другой стороны, она заставляет работать духовно, воздействуя на чувства, стимулируя нравственный выбор ученика. Давайте послушаем ещё одну притчу и поразмышляем.

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу.

Видит: идет человек и ведет за собой ребенка. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

 -Что ты тут делаешь, старик? — спросил человек.

 -Жду тебя! — ответил старик — Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

 -Верно! — удивился человек.

 -Так бери с собой мудрость:

 Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.

 Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.

 -Как я это сделаю, если сам не умею летать?

 -А ты попробуй! — сказал старик и закрыл глаза.

 Прошли годы.

 Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.

 Видит: летит ребенок, а за ним — его учитель.

 Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.

 -Я возвращаю ребенка крылатым! — сказал учитель и гордо посмотрел на своего питомца.

 А старик посмотрел на крылья учителя и произнес:

 -А меня больше радуют твои крылья...

 Чтобы воспитать крылатого ребенка, нужно самим научиться летать..

Закончить свое выступление хочу словами В. А. Сухомлинского:

«Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, порть красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо воспитать».

Желаю вам, коллеги, учить маленьких детей быть «человеком» и чтобы они были с крыльями.

           Чтобы нравственные вопросы, которые затрагивает притча не прошли мимо детей, важно завершить занятие на эмоциональном подъёме. Предлагаю вам сделать доброе дело.

  Пока идёт  клип «Дорогою добра» гости прикрепляют к веточкам листья (на листочках написать добрые слова).

У нас получилось Дерево Добра.

 Были сухие веточки, а сейчас перед нами цветущее дерево.

Пусть как можно больше таких деревьев будет в вашей жизни.

9. Рефлексия

- Какой этап мастер-класса показался вам самым интересным?

- В какой момент вы испытывали душевный подъем, вдохновение?

- Каковы ваши пожелания для следующих мастер-классов?

Спасибо за внимание!

Примерный план использования притч при проведении бесед, уроков нравственности и доброты.

Темы мероприятий

Притчи, которые можно использовать

  • О  добре и зле;
  • О  добрых и плохих поступках людей;
  • О  милосердии и сострадании

«Окно», «Брошенный камень», «Про кота», «Два волка», «Две подруги», «Город Ангелов», «Девять медалей», «Морские звёзды», «Добрые дела», «О слепце», «Человек в яме», «Про собаку», «Про мост», «Сердце», «Донор», «На мосту», «Странная женщина и темнокожий мужчина», «Богадельня».

  • Воспитай себя сам.

«Гвозди», «Начни с себя», «Всё познаётся в сравнении», «Урок бабочки», «Позитивное видение», «Борьба двух начал», «Богатый и бедный», «Всё в твоих руках», «Жизнь в клетке», «О художнике», «Семь чудес света», «Об общественном мнении», «Хитрец», «Три Я», «Притча о ярости».

  • О  мужестве и героизме.

«Город Ангелов», «Калека», «Донор», «Бирюзовый платок», «Девять медалей», «Сердце», «Про мост».

  • Любовь и уважение к родителям и близким людям

«Воробей», «Ангел-хранитель. Мама», «Близнецы», «О блудном сыне»,  «Отец и сын»,  «Записка», «Забери меня, мама», «Мамочка», «Разговор с мамой»,  «Корзину- то возьми»

  • О жизненных ценностях

«Русская земля», «Богатый и бедный», «Семь чудес света», «О надежде», «О жизни», «О смысле жизни», «О ценности жизни», «Калека», «О художнике», «Как изменить мир», «Предназначение», «То, что можно изменить», «Содержание важнее внешнего вида»

  • О  любви и влюблённости

«Роза», «Бирюзовый платок», «О любви ветра и цветка», «Хрупкая мечта», «Венчальная», «Куда уходит любовь», «Любовь жила», «Любовь и сумасшествие»,  «Любовь и счастье», «Разум и чувства», «Про любовь и влюблённость», «Сам слепи своё счастье», «Улыбка»

  • Об отношениях к братьям нашим меньшим

«Морские звёзды», «Про кота», «Про собаку», «Про бабочку», «Светлячок»

  • Для бесед с родителями

«Наши дети», «Семь чудес света», «Ангел-хранитель. Мама»,  «Богатый и бедный», «За день до своего рождения», «Близнецы», «Притча о гвоздях», «Корзину – то возьми», «Хрупкий подарок», «Записка», «Забери меня, мама», «Почему меня ты, мама, не родила», «Цепочка хромосомная», «Ювенальная юстиция»

  • Радость и горе

«Цветок радости», «Испытание или помощь?», «Счастливый человек», «Когда на сердце спокойно»

  • Доброта и величие характера

«Кто самый достойный?», «Чему нас учат деревья?», «Благородство характера», «Кому помогает небо?»

  • Любовь и дружба

«Лучшее лекарство», «Как помочь другу?», «Зачем нужен друг?»

  • Честность

«Можно ли погубить правду?», «Не обманывай», «Опаснейшая ложь»,«Кто украл масло?»

Доброе слово                                                               а его добрые дела.

Не одежда красит человека                                        и кошке   приятно.            

Торопись на доброе дело                                           того Бог отблагодарит.

Не хвались серебром                                                  в том и правды мало.

Кто добро творит                                                        а худое само приспеет.

В ком добра нет                                                           ищи доброты.

Не ищи красоты                                                          а хвались добром.

Во зле жить                                                                  а добро век не забудется.

Тому тяжело                                                                по миру ходить.

Лихо помнится                                                            кто помнит зло.      

Добро помни                                                               а зло забывай.                                  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с притчами как способ духовно-нравственного развития младших школьников Лисицина Эльвира Александровна, учитель начальных классов д. Чодраял , 3 июня 2023г. Учреждение «Отдел образования администрации Волжского муниципального района» Республики Марий Эл Муниципальное общеобразовательное учреждение « Большекарамасская средняя общеобразовательная школа»

Слайд 2

Цель: выявление нравственного влияния притч

Слайд 3

Задачи: Дать понятие притчи, узнать об особенностях притчи, познакомить с текстом притчи, учить понимать смысл притчи; Развивать связную речь, умение работать в группе; обогащать словарный запас; Расширить знания о нравственных понятиях добра и зла, воспитывать в детях добро, осознанное отношение к выбору поступков

Слайд 4

Актуальность Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых в современном обществе. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Слайд 5

Притча - это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. Притча объединяет опыт разных людей, народов. Простой язык притч доступен и понятен детям.

Слайд 6

Притчи – это семена, которые попав в сердце ребёнка, обязательно прорастут и дадут свои всходы.

Слайд 7

Притчи выполняют следующие функции: Функция зеркала Функция модели Функция опосредования Функция хранения опыта

Слайд 8

Притча о двух волках

Слайд 9

С .И. О ж е г о в : « Д обро – в с ё п о л о ж и т е льн ое, х оро шее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду». С.И.Ожегов : «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

Слайд 10

Всё зависит от _____________ . Каким он _______ стать, таким и станет. Будет делать зло – станет _________. Будет нести добро – станет ________ . захочет добрым злым человека

Слайд 11

Всё зависит от человека. Каким он захочет стать, таким и станет . Будет делать зло – станет злым . Будет нести добро – станет добрым .

Слайд 12

Нравственные уроки притчи Учат видеть в себе движение к ___________ и _________ и различать их. Воспитывает желание делать выбор в пользу _________. Следовать за __________ влечениями сердца и совести. Добра добрыми злу добру

Слайд 13

Нравственные уроки притчи Учат видеть в себе движение к добру и злу и различать их . Воспитывает желание делать выбор в пользу добра . Следовать за добрыми влечениями сердца и совести

Слайд 14

Доброе слово а его добрые дела. Не одежда красит человека и кошке приятно. Торопись на доброе дело того Бог отблагодарит. Не хвались серебром в том и правды мало. Кто добро творит а худое само приспеет. В ком добра нет ищи доброты. Не ищи красоты а хвались добром. Во зле жить а добро век не забудется. Тому тяжело по миру ходить. Лихо помнится кто помнит зло. Добро помни а зло забывай.

Слайд 15

Рефлексия - Какой этап мастер-класса показался вам самым интересным? - В какой момент вы испытывали душевный подъем, вдохновение? - Каковы ваши пожелания для следующих мастер-классов?

Слайд 16

Итог: Формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс и одними притчами не ограничивается. Он требует постоянных усилий не только учителя, но и всех людей, окружающих ребёнка.

Слайд 17

Литература: Методы использования притч в духовно- нравственном воспитании школьников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oquzaman.kz/?p=18125 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – Москва: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. – 944 с. Притчи для детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pritchi.ru/part_47 Роль притч в духовно - нравственном развитии и воспитании младших школьников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-rol-pritch-v-duhovno-nravstvennomrazvitii-i-vospitanii-mladshih-shkolnikov-1968544-page2.html

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.

Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.

Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....

Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы

В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности  ребёнка через внеклассную работу...

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему воспитательной работы с детьми и родителями.

Проблема духовно-нравственного воспитания в современное время становится актуальной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, просходящими в общественном сознании и поведении. Восп...